Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Реформация в Великобритании и Англиканская церковь.





Исторический очерк.

В истории Реформации в этой стране следует выделить две черты: доминирование в ней политических событий, а также отсутствие заметных теологических лидеров. Реформационное движение в Великобритании имело длительную традицию еще от Д. Виклифа, за реформу церкви соревновались также гуманисты во главе с Джоном Колетом (1467-1519). Учтем и влияние континентального протестантизма – произведения Лютера широко распространялись в стране до запрета в 1521 г.

Однако эти усилия не дали бы значительного эффекта, если бы король Генрих VIII не был вынужден разорвать с Римом. Еще в 1522 г. король послал папе свой памфлет, направленный против реформаторов. За этот труд он получил от Рима титул «Защитника веры», а со стороны Лютера был осыпан обидами. Но под воздействием обстоятельств, король изменил свои взгляды. Виной тому были его семейные дела. Королева Екатерина Арагонская за годы своего замужества сумела родить в 1516 г. только одну здоровую девочку Марию. Прожив двадцать лет в браке, король все еще не имел наследника престола. Тогда Генрих дал кардиналу Уолси поручение довести юридическую несостоятельность эдикта папы Юлия II, в соответствии с которым ему было разрешено жениться на Екатерине. Однако дело это оказалось сложным. Королева не желала идти в монастырь и защищала свои права. Папа Климент VII не хотел даже слышать о разводе, а кардинал Уолси не собирался допускать брака короля с придворной дамой Анной Болейн.

Томас Кромвель, который занял место Уолси, предложил Генриху развестись с Екатериной без папского разрешения и при содействии парламента объявить себя главой национальной церкви. Вслед за этим парламент приняли ряд постановлений, которые разорвали связь Англии с Римом. На основании своих новых прав Генрих в начале 1533 г. назначил архиепископом Кентерберийским Томаса Кранмера. В мае Кранмер объявил брак короля с Екатериной недействительным, а через несколько дней Анна Болейн была провозглашена законной женой короля. Папа Климент требовал, чтобы Генрих явился с повинной в Рим и в марте в 1534 г. отлучил Генриха от церкви, объявил его брак с Анной незаконным, а дочь Елизавету, которая родилась к этому времени, - незаконнорожденной. В ответ Генрих своим указом назвал недействительным свой первый брак, а дочь Марию, которая родилась от него, - лишенной всех прав на престолонаследие.



Король также инициировал принятие парламентом акта, которым он провозглашался главой церкви в его владениях, брак Генриха с Екатериной отменялся, Анна была объявлена королевой Англии, а ее дочь была сделана законной наследницей престола. В то же время король пытался установить полный контроль над церковью и отказался платить Риму ежегодные взносы.

Новообразованная церковь оказалась перед потребностью создания новых доктрин и богослужебных практик. В “Десяти Статьях” в 1536 г. была подтверждена власть Писания, давние символы веры и первые четыре Вселенских собора. Относительно таинств, то признавалась истинность трех из них: крещения, покаяния и евхаристии. Спасение является результатом веры и добрых дел. Иконы, молитвы за мертвых, чистилище, призывание святых и другие традиционные практики отбрасывались. Приходские священники были обязаны поставить в церквях англоязычные Библии для чтения мирянами, а также было решено петь литургию английским языком.

В 1538-1539 гг. была проведена секуляризация крупных монастырей (в целом прекратило существование 376 монастырей). Все их имущество поступило в собственность короля. Кроме того, в казну стали перечисляться десятина и другие церковные подати. Эти средства дали Генриху возможность значительно усилить флот и войска, построить много крепостей и гавани в Англии и Ирландии. Но при этом время Генриха VIII был эпохой жестоких религиозных гонений. Всякое сопротивление Реформации подавлялось с беспощадной строгостью. За семнадцать последних лет правления Генриха было казнено и умерло в темницах больше 70 тысяч человек.

В 1539 г., когда Генрих уже не чувствовал такой потребности в поддержке протестантов на континенте, он решил опять возобновить ортодоксию в Церкви Англии. Это было сделано через принятие парламентом вопреки Кранмеру “Шести Статей”, которыми указывалось, что критика учения о преосуществлении, защита причащения под обоими видами является ересью, наказание за которую – смерть и конфискация имущества.

Такое состояние дел Генрих оставил в 1547 г. своему малолетнему сыну Эдуарду IV. Опекунами сына были герцог Соммерсетский, а позже герцог Нортумберленда, которые поддерживали Реформацию. Это дало возможность Кранмеру повернуть Церковь Англии в направлении протестантизма: было введено чтение Библии английской языком во время служений, опубликовано “Двенадцать Проповедей”, отменено Шесть Статей, разрешено бракосочетание священников. Но наиболее важным шагом в религиозной жизни, который был сделан в годы правления Эдуарда IV, стало принятие “Книги Общих Молитв” (1549), подготовленной группой теологов под управлением Кранмера. Второе издание в 1552 г. содержало такие радикальные положения как отказ от транссубстанционализма и проповедь учения близкого к кальвинизму, месса больше не рассматривалась как жертва.

Смерть Эдуарда в 1553 г. изменила ситуацию, поскольку королевой стала дочь Екатерины Мария, с правлением которой начался период католической реакции, – она отменила все религиозные нововведения Эдуарда, возобновила отношения с Римом, жестоко преследовала протестантов (свыше 800 служителей были вынуждены пойти в изгнание, а возле 300 погибли, среди них Лейтимер и Кранмер).

После ее смерти в 1558 г. королевой стала Елизавета, которая частично ввела религиозную свободу, возобновила “Книгу общих молитв”. В годы ее правление был принят акт “Тридцать девять статей” (1571), которые должны были служить посредником между кальвинизмом и лютеранским. В 1559 г. парламент принял “Акт о верховенстве”, который провозглашал королеву “единственным верховным правителем” в духовных и светских делах. Даже умеренные шаги Елизаветы в сторону Реформации вызывали недовольство Рима: в 1570 г. папа Пий издал буллу об отлучении королевы, которая освобождала ее подданных от обязанности повиноваться ей. В ответ Елизавета казнила 125 иезуитов, которые пытались повернуть Англию к папству. После победы над испанской Армадой в 1588 г. Великобритания оказалась во главе европейского протестантизма – она оказывала помощь голландским и французским кальвинистам.

2. Пуританское движение.

Англиканская церковь, созданная при Эдуарде VI (1547-1553) и Елизавете (1558-1603), имела целый ряд черт, общих с католицизмом. Кальвинисты требовали последующей очистки церкви от "суеверий" и "идолослужения". Вскоре они получат название "пуритан" (от лат. Purus - чистый, puritas - чистота). Официальная церковь стала называть их "нонконформистами", потому что они отбрасывали однообразие учения и культа, или "диссентерами" (от англ. dissent - разногласие во взглядах).

Это течение также не было однородным. Наиболее умеренные пуритане были готовы смириться с верховенством короля в церкви, но отрицали епископат и остатки католицизма в культе. Другая группа была близкой по своим убеждениям к шотландским кальвинистам и выступала за республиканско-аристократическую организацию пресвитерианства во главе с национальным синодом. До конца 16 в. складывается группа так называемых "браунистов" (от имени основателя движения Роберта Брауна, 1550 - 1633) или "индепендентов", которые выступали за демократизацию и самоуправление общин.

Сначала это были чисто религиозные течения, но в 17 в. религиозная и политическая оппозиции начинают сближаться. Идеи кальвинизма здесь, как и во Франции, были использованы для разработки разных республиканских теорий. Пуритане в это время активно борются против королевского верховенства в церковных делах и абсолютизма в государстве. Преследования властей заставили много пуритан переселиться в Америку.

Борьба пуритан со Стюартами

После смерти Елизаветы королем стал Иаков І, который оказался противником пресвитерианства и пуританства. Этот конфликт имел политическую сторону: он касался вопроса о том, кто имеет высшую власть, – парламент или король. Его преемник Карл І (1625-1649) пытался преодолеть сопротивление парламента и с 1629 до 1640 г. правил без него. Когда назначенный Карлом архиепископ Кентерберийский Вильям Лауд сделал попытку распространить действие новой “Книги общих молитв” на Шотландию, это вызывало восстание в этой стране. Для того, чтобы получить средства для ведения войны король созвал в 1640 г. Длинный парламент (действовал до 1660 г.).

Однако парламент начал свою деятельность с того, что казнил советников короля, запретил все незаконные суды, взял под контроль финансы в государстве. В религиозном аспекте парламент не имел единства. В нем были роялисты (или кавалеры), которые пытались сохранить епископальную систему и пуритане (круглоголовые). В 1642 г. роялисты вышли из парламента, а в 1643 г. началась гражданская война, которая длилась до 1646 г., в которой достигли победы пуритане в результате организаторских и военных способностей Оливера Кромвеля. В 1646 г. армия короля была разбита, а он сам после побега и второй гражданской войны 1648-1649 гг. был казнен.

Парламент в 1643 г. отменил епископское управление и создал Вестминстерскую ассамблею из 151 пуританина, которая заседала в 1643-1649 гг.. В результате ее работы были приняты три документа: в 1645 г. английский и шотландский парламенты приняли “Руководство по поклонению”. “Форма правления”, написанная в пресвитерианском духе, вступила в действие 1648 г. и знаменитое кальвинистское “Исповедание веры” было утверждено в 1648 г.

В 1649 г. Кромвель создал республику, которую сам и возглавил. В 1653 г. он распустил остатки Длинного парламента и установил протекторат, правя до 1658 г. В 1660 г. англичане пригласили Карла ІІ, который опять возобновил епископат и преследовал пуритан, около двух тысяч кальвинистов были вынуждены покинуть страну.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.