Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Религиозные войны во Франции (1562-1594)





В начале правления короля Генриха ІІ (1547-1559) во Франции насчитывалось около 400 тыс. протестантов (гугенотов – от зап. швейцарского eidgeunots – сотоварищ). Гугеноты были хорошо организованны и могли длительное время противостоять государству в ходе тяжелых религиозных войн (1562-1598). Гугенотскую аристократию возглавляли принцы Антуан Бурбон и Конде.

В 1560 г. В 1559 г. после смерти короля Франциска II (1559-1560) трон унаследовал малолетний Карл IX, регентом стала королева-мать Екатерина Медичи, которая пыталась примирить враждующие группировки. Однако убийство отрядом герцога Лотарингского небольшой группы гугенотов в Васси положило начало религиозным войнам, которые делятся на три периода.

Первый период: 1562-1570.

Этот период не характеризуется активными военными действиями. Обе группы пытались захватить короля и править от его имени. Северная Франция поддерживала католиков, южная – гугенотов. В 1570 г. за эдиктом примирения в Сен-Жермене гугеноты получили право на богослужение в пределах предместья двух городов каждого губернаторства, а также право занимать правительственные должности. Кроме того им были переданы ряд крепостей.

Второй период: 1572-1576.

Он отметился широкомасштабными действиями. Его главным событием стала расправа в ночь на 24 августа в 1572 г., свято святого Варфоломея, над гугенотами, которые прибыли в Париж на свадьбу сестры Карла IX Маргариты и вождя гугенотов Генриха Наваррского. Это вызывало образование сепаратистского государства на Юге Франции в 1575 г., которое имело свою армию и систему налогов. Период завершился тем, что гугеноты получили право свободно исповедовать свою религию везде, кроме Парижа и королевского двора. В завершение второго периода образовалась католическая лига (1576) во главе с Генрихом Гизом. Эта организация ставила себе целью полное восстановление католицизма у Франции и обеспечение новому королю Генриху III полной власти в стране.

Третий период: 1580-1594.

Последний период религиозных войн характеризовался поисками Генрихом III выхода из кризиса и появлением на политической арене Генриха Наваррского, который стал наследником престола. Попытка Католической лигой контролировать Генриха III, сближение католиков с испанским королем Филиппом II вынудили Генриха Ш в 1588 г. к союзу с Генрихом Наваррским. Власть в Париже захватил руководитель Католической лиги Генрих Гиз, который вскоре был убит по приказу короля. Генрих III объединил свои войска с Генрихом Наваррский, однако вскоре был убит доминиканским монахом.

Во Франции начался период безвластия, во время которого страну опустошали отряды дворян и иностранные наемники. В 1592 г. в Париж ввел свои войска Филипп II. При этих условиях развернул решительные действия Генрих Наваррский, он взяв в 1593 г. в осаду Париж, во избежание кровопролития в 1594 г. отрекся от протестантизма, став королем Франции Генрихом IV (1594-1610).

В 1598 г. Генрих Наваррский Нантский эдикт, который даровал протестантам свободу поклонения (в определенных местах), право иметь войска в свыше 200 городах. Этот указ действовал до отмены в 1685 г. эдиктом, выданным в Фонтенбло королем Людовиком XIV. Этот эдикт поставил протестантов во Франции вне закона. Сразу же начался массовый исход — французские гугеноты убежали в Швейцарию, Германию, Англию, Нидерланды и Северную Америку

Судьба гугенотов во Франции после отмены Нантского эдикта

Официально после эдикта в 1685 г. во Франции не осталось протестантов. В действительности, много формально обращенных в католицизм держались своей прежней веры и продолжали собираться на протестантские службы в поле или на лесных полянах. Эти встречи происходили в тайне, и правительственным агентам очень редко удавалось установить их время и место. Когда же им это становилось известно, они отправляли мужчин на каторжные работы, женщин до конца дней бросали в тюрьму. Пасторов казнили, а детей отдавали в чужие семьи, где их воспитывали католиками. Не смотря на это, протестанты не сдавались, и королевским чиновникам не удавалось справиться с «христианами пустыни», как они себя сами называли.

Лидером движения за возобновление французской реформатской церкви был Антуан Кур, который созвал в 1715 году первый синод Французской реформатской церкви. Он советовал повиноваться гражданским властям во всем, что не противоречит Слову Божьему. В 1726 году в швейцарском городе Лозанне, в изгнании, была открыта семинария. В ней учились французы, которые готовили себя к служению и потом возвращались на родину. Гонения продолжались вплоть до 1787 года, когда Людовик XVI провозгласил политику веротерпимости. За этот длинный период гонений тысячи людей были отправлены на каторжные работы, но немногие вымолвили слова: «Я воссоединяюсь». От веры отреклись всего два пастора, тогда как бесчисленное множественное число других умерли за отказ отречься от нее.

Реформаты в Германии.

Сторонниками кальвинизма в стране стали преимущественно представители буржуа. В 1530 г. три города Рейнской области и Страсбург представили “Тетраполитанское исповедание веры.” Кальвинизм также получил преимущество в Пфальцграфстве, где теологи Захарий Урсин и Каспар Олевиан подготовили “Гейдельбергский катехизис”, который стал в 1563 г. официальным признанием веры немецких кальвинистов.

3. Реформаты в Шотландии.

Вождем реформатства у Шотландии был Джон Нокс (1515 - 1572). Потерпев поражение в борьбе против католицизма в Англии, он несколько лет провел в эмиграции и в Женеве сближался из Ж. Кальвином, который стал для него "выдающимся слугой Бога".

Вернувшись в 1559 г. на родину, он возглавил шотландских протестантов. Человек энергичный, прекрасный оратор, он очень быстро приобрел популярность в Шотландии. В своих проповедях он беспощадно критиковал "идолослужение" королевского двора. С его помощью в рядах аристократической оппозиции появилась так называемая "Христова конгрегация", в которой выдвигалось требование к регентше ввести "божественную форму первичной церкви". После отказа регентши началось иконоборческое движение, которое сопровождалось разрушением монастырей (1559). Регентша была низложена.

Теоретическая деятельность Д. Нокса была связана с разработкой преимущественно в духе кальвинизма богословских вопросов. Он был автором "Истории реформации в Шотландии", которая вышла в свет уже после его смерти (1587).

В 1560 г. постановлением парламента была проведена секуляризация церковных земель, большая часть которых досталась дворянству. "Шесть Джонов" (Нокс и пять других людей по имени Джон) за одну неделю составили так называемое "Шотландское исповедание веры", которое оставалось основным шотландским исповеданием до принятия Вестминстерского исповедания в 1647 г. В Шотландии был введен кальвинизм под названием пресвитерианской церкви. Новая церковь имела синодальную организацию. Священники в ней избирались, но не народом непосредственно, а церковными советами.

После смерти Нокса в Шотландии уже были твердо установлены протестантские порядки и кальвинистское вероучение. Это устранило религиозные и политические препятствия для объединения Англии и Шотландии стран. В 1603 г. две территории были объединены под властью одного правителя, а из 1707 г. стали единственным королевством с одним парламентом. У1592 г., несмотря на несогласие короля Иакова, пресвитерианство стало государственной религией страны.

4. Реформация в Голландии.

Основные предпосылки Реформации в Голландии определялись сочетанием социально-экономических, политических и культурных изменений с ростом недовольства католической церковью – ее богатствами, необразованностью и аморальностью духовенства. В Голландии реформационное движение началось под воздействием выступления М.Лютера. С самого начала оно встретило здесь противодействие власти. В 1522 г. в Голландии была создана императорская инквизиция. Лютеранство не получило в стране распространения через его склонность поддерживать монархическую власть. Более демократический кальвинизм оказался созвучным общественным, политическим и экономическим условиям Нидерландов. В период с 1525 до 1540 году среди голландцев значительную популярность имели идеи анабаптистов, которых возглавил Менно Сименс. Однако вооруженное подавление в 1535 г. режима анабаптистов в Монстере, постоянные гонения, а также расколы и нетерпимость к инакомыслящим в самой среде сектантов приостановили рост анабаптизма.

Король Испании Филипп ІІ, к которому после отречения его отца Карла V от престола в 1555 г., перешли Испания, Нидерланды и другие страны Европы, пытался обратить Голландию к католицизму, однако его жестокие мероприятия вызывали в стране восстание. Планы короля поставить в стране епископов и инквизиций-иностранцев противоречили местным законам и интересам многих слоев населения.

В 1565 г. дворянство Голландии приняло петицию (“Компромисс”), в которой ставились требования остановить действие инквизиции и отменить законы против еретиков. Вильгельм Оранский отказался выполнять приказы против еретиков. В стране быстрыми темпами распространялся кальвинизм, звучали обвинения “папистов” в идолопоклонстве, начались иконоборческие погромы, которые приобрели невиданный раньше в Европе масштаб. В целом от погромов пострадало пять с половиной тысяч церквей и монастырей.

На протяжении 1565-1566 годов повстанцы освободили от испанского господства значительную часть страны. В ответ Филипп ІІ летом в 1567 г. послал в Нидерланды герцога Альбу с 10 000 карательным войском, который внедрил режим инквизиции и жестокого террора: в 1567-1573 годах было казнено возле 2 тысяч человек, многие голландцы переселялись в другие страны. Противоиспанскую оппозицию возглавил в 1568 г. князь Вильгельм Оранский (убитый в 1584 г.). С большим войском он вошел в Голландию, однако впоследствии его войска вынуждены были отойти в Германию. Жестокость войск Альбы вызывала в 1572 г. освободительное восстание. Для руководства восстанием в страну вернулся Вильгельм Оранский, который перешел к кальвинизму, однако защищал свободу вероисповеданий

Голландия и другие провинции на Генеральных штатах в Генте образовали Гентский союз с целью выгнать испанцев из страны. Отличия в языке и религиозных взглядах привели к расколу страны на католических фламандцев и кальвинистских голландцев на севере. В январе в 1579 г. ряд южных провинций, недовольных компромиссом с протестантами, заключили сепаратный мир новым испанским наместником в Нидерландах. Согласно с этим миром признавалась власть Филиппа II, католицизм объявлялся единственным разрешенным вероисповеданием.

В ответ пять северных провинций (Голландия, Зеландия, Утрехт, Фрисландия и Гельдерн) подписали в 1579 г. Утрехтский договор, который связывал их в единственный политический союз – конфедерацию, которая должна была обеспечивать защита провинций. Международное признание пришло к этой стране после 1648 г.

Борьба за независимость проходила одновременно с развитием религиозной организации. На национальном соборе в 1571 г. было решено, что церковь должна принять пресвитерианскую систему управления, а также было принято “Бельгийское исповедание”. Это произведение стало теологической основой Реформатской церкви в Голландии. Центром кальвинистского богословия был основан в 1575 г. Лейденский университет.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.