|
Доктринальные отличия между реформаторами.Доктринальные отличия по вопросу о Евхаристии сломали единый евангельский фронт. Хотя все реформаторы не признавали жертву мессы, у них были глубокие разногласия по вопросу о сути божественного присутствия. Лютер настаивал на буквальном понимании слов Христа “Сие есть тело Мое”. Цвингли считал, что слово “есть” следует понимать “имеет в виду”. Ландграф Филиппп Гессенский в октябре в 1529 г. пригласил теологов с обеих сторон на частное собеседование в Марбург. После трехдневных дебатов не было достигнуто никакого соглашения о евхаристии, хотя были сняты много недомолвок. Объявленный вне закона, Лютер не мог быть присутствующим на знаменательном рейхстаге в Аугсбурге, и ему пришлось остаться в замке Кобург, передав задание свидетельства веры Меланхтону. Рост лютеранства (1530-46). Большая работа Меланхтона в области образования составила ему имя “наставника Германии”, но и деятельность Лютера была здесь очень важная. Его открыто письмо в церковные советы Германии о потребностях школ (1524) и опубликована им проповедь “О том, как важно поместить детей в школы” (1530) показывают, каким мудрым было беспокойство Лютера об образовании. Лютер рекомендует создавать бесплатные школы для бедных, учреждать народные библиотеки. В Виттенберге у Лютера были одарены сподвижники — Юстус Йонас, Йоханнес Бугенхаген, Феликс Круцигер. Во множестве городов его ученики и друзья распространяли евангельское учение. Лютеранская церковь пустила свой самый глубокий корень и установила свое полное господство в Скандинавии. Лютеранская церковь оказала также свое глубокое влияние на земле Австрии и Венгрии. В последний период своей жизни Лютер наблюдал рост влияния в Швейцарии Жана Кальвина (1509-1564). Он продолжав в это время бороться с “фанатиками”, к которым относил, кроме анабаптистов, и других радикалов. После тяжелой болезни в 1537 г. Лютер преждевременно постарел и практически стал инвалидом. Он завершал свою преподавательскую карьеру лекциями по книге Бытия. Ему пришлось стать свидетелем усиления папства, подготовки Тридентского Собора (1545-63), и угрозы католического военного могущества. Последний значительный трактат Лютера — “О Соборах и Церквях” (1539). Среди его последних работ — “Против анабаптистов”, “Против евреев”, “Против папства в Риме”, “Папство, установленное дьяволом в 1545 г.”. Последние дела Лютера. Последние годы реформатора прошли в заботах. Лютер осознавал, что Реформация становится орудиями для политических целей князей. Его беспрекословный авторитет в вопросах теологии не распространялся на политические дела, церковное имущество грабилось в интересах князей, а сосредоточенное в консисториях церковное управление все больше получало бюрократический характер. “Виттенбергский папа” вынужден был признавать, что уровень морали в сравнении с периодом папства значительно снизился, в результате неверного понимания учения о спасении верой. Среди сподвижников реформатора тоже не было единства. Меланхтон все больше внимания уделял добрым делам, Агрикола абсолютизировал идеи Лютера. В целом его внутренняя жизнь в последние годы является настоящей трагедией. “Проповедник должен, прежде всего, познакомиться с миром, убедиться, что он собственность дьявола, и не ожидать от него исправления. Он не должен быть таким простодушным ягненком, которым был я, который не на шутку верил в незлобность мира и считал, что при первом звуке Евангелия все соберутся под его кровлю и примут его с увлечением. Теперь только я с душевной скорбью познал, как жестоко ошибался.” Настойчивый и самоотверженный труд не мог не отразиться на его здоровье: Лютер страдал припадками головокружения, потерей сознания, а также глубокими душевными кризисами, которые сопровождались сомнениями и страхом. После Вартбургских искушений это состояние опять охватило его в 1527-1530 гг., когда Лютер с болью осознавал недостатки новой церкви, падения морали, которое вынуждало реформатора отступить от начальных идей. В начале 1546 г. Лютера попросили поехать в Эйслебен, чтобы стать посредником в споре между двумя князьями — братьями Альбрехтом и Гебхардом Мансфельдскими. Он был стар и болен, но не отклонил просьбы князей и выехал. Но силы быстро оставляли его, и домой он уже не вернулся. Лютер умер в Эйслебене — в том городе, где и родился, — 18 февраля в 1546 г., а его тело было похоронено в церкви Всех Святых в Виттенберге. Лекция 5. М.Лютер: теология как жизнь. М.Лютер принадлежит к тем мыслителям, чья теология так тесно связанная с их жизнью, что одно не может быть отделено от другого. Задание теолога. Лютер считал, что существует две формы теологии: “теология славы” и “теология креста”. Первая преимущественно рассматривает Бога в славе, а вторая видит Бога как скрытого в страданиях. Теология славы стремиться видеть Бога, который раскрывает себя в поступках, а теология креста верит, что Бог может быть достойно прославлен только, если смотреть на Него в страданиях креста. По мнению Лютера, теология славы слепа, потому что она считает, что мы в нашем грешном состоянии можем видеть добре дела и Бога в них. Против этого вида теологии стоит единственная правдивая теология – теология креста, которая связана с откровением Бога через страдание и кров. Для Лютера свойственная сосредоточенность на личности Иисуса Христа. Воплощение и страдание Христа является основой веры и содержанием христианского опыта, он повторял это на протяжении всей жизни. В предисловии послания к галатам он писал: “В моем сердце царит и должен царствовать этот единственный предмет – а именно вера в моего любимого Господа Иисуса Христа, который единственный для всех моих духовных и богословских помыслов является серединой, началом и концом”. Слово Боже. Учение о Слове Божьем есть базовой точкой теология Лютера. Под этим темином он понимал Писание, а также второе Лицо Троицы. Сила Слова раскрылась в творении, Оно является самим вечным Господом. Лютер утверждал, что традиция, особенно средневековая, должна быть отброшена ради Писания. Однако, когда он столкнулся с теми радикальными деятелями, которые утверждали, что следует отбросить всю традицию, то пришел к выводу, что нужно отбросить только те традиционные подходы и практики, которые противоречат “ясному содержанию Писания.” Римская церковь учила, что церковь создала Писание, установила его канон, это показывает, что она имеет власть над Писанием. На этот аргумент Лютер отвечал, что это правда, однако и сама церковь основана Евангелием. М.Лютер твердил, что центральная тема Библии, Евангелие, является единственным ключом для толкования Слова Божьего. Однако, Евангелие может быть понятным только через откровение Святого Духа, который, как автор Писания, не может учить что-то другое, чем Евангелие. Относительно Закона Моисея, то он был создан как общественный Закон для евреев, а потому не обязателен христиан. Закон – это Слово Божье, однако для евреев, а не для христиан. С другой стороны, для христиан есть большая ценность в Законе и в целом Ветхом Завете. “Я нашел кое-что у Моисея, чего я не имею из природы: обетования Бога о Христе.” Лютер не считал слова Писания безошибочными и считал, что в Библии встречаются искажения фактов, противоречия и преувеличения. Лютер проводил отличие между Писанием и Словом Бога, которое содержится в Писании. Писание есть только внешняя и допускающая ошибки форма безошибочного Слова Божьего. Закон и Евангелие. Главное противоречие, которое Лютер видел в Писании, заключался не в двух заветах, а в разнице между Законом и Евангелием. Закон является волей Бога, он имеет две функции: как общественный закон он сдерживает злых людей и обеспечивает порядок социальной жизни, а как теологический закон – открывает ужасность нашего греха. Бог также использует Закон для того, чтобы привести нас к Христу, потому что когда мы слышим Боже “нет” относительно наших усилий, то мы становимся готовыми слышать Боже “да” в Евангелии. Последнее не просто новый закон Божьих требований к нам, это не новый путь обнаружить гнев Божий, а незаслуженное “да”, которое Бог во Христе провозгласил нам. Евангелие освобождает нас от Закона, но провозглашая, что он выполнен для нас. Состояние человека. Согласно Лютеру, человек является грешным: вся его природа повреждена грехом. Наш грех такой большой, что мы сами не можем открыть его в себе. Мы не осознаем размеров собственного зла и падения, потому что наша природа греховна, она скрывает от нас нашу греховность. В Писании наша греховность выражена словом “плоть”, которыми являемся мы сами. У нас нет ничего, чем бы мы могли умилостивить Бога. Все, что мы имеем, – это способность быть обращенными в правильное направление, способность абсолютно пассивная, которую мы не можем превратить в активность. Оправдание Оправдание, это, - декрет об отпущении грехов, какой Бог провозгласил над нами, объявляя нас праведными, невзирая на нашу греховность. Это лютеранская доктрина “вмененной праведности”. Праведность приходит только верой, которая не является поступком или усилием интеллекта, а работой Божьей. Понятие о вмененной праведности вызывало утверждение о том, что христианин является одновременно оправданным и грешником, – simul justus et peccator. Если оправдание не зависит от нашей собственной праведности, а от Божьего решения, то это ведет к мысли, что “каждый праведник все еще является грешником.” То есть оправдание не значит, что мы становимся совершенными или умираем для греха. На протяжении земной жизни христианин продолжает быть грешником, но грешником оправданным, а потому свободным от проклятия Закона. Однако, это не значит, что оправдание не имеет никакого значения для современной жизни христианина. Напротив, оно является работой Бога, которой Он ведет нас к совершенству, это начало нового творения. Благодаря провозглашению нас праведными Бог дает нам Святого Духа, Который очищает нас. Это жизнь христианина: от праведности к праведности – от начального вменения праведности Богом до времени, когда мы становимся праведными. Церковь. Лютер настаивал на фундаментальной роли церкви в жизни верующего, учил, что вне церкви нет спасение. Важное значение имеет учение реформатора о том, что наивысшая власть в церкви принадлежит не папе, а Слову Божьему. Именно проповедование и слушание Слова, а не апостольская преемственность, определяет истинную церковь, потому что церковь рождена от Слова и умирает без него. Потому, каждая церковная деятельность, которая не основывается на Слове, должна быть изменена. Важнейшей чертой экклесиологии Лютера было учение об общем священстве верующих: каждый верующий является священником для себя, а также и для других. Такое виденье церкви отбрасывало иерархический подход католицизма. Однако, Лютер был против того, чтобы разрешить такое ответственное дело как публичная проповедь кому-либо. Среди общего священства Бог выбрал определенных людей для служения. Таинства. Настоящим таинством может быть только обряд, который установлен Христом и который несет в себе физический символ евангельского обетования. На основании этих критериев Лютер пришел к выводу, что есть только два таинства: крещение и евхаристия. Другие обряды и ритуалы нельзя считать евангельскими таинствами, даже если они приносят определенную пользу. Крещение является знаком оправдания. “Крещение означает две вещи – смерть и воскресение.” Крещение тесно связано с верой, поскольку без веры обряд не имеет силы. Но это не значит, что человек должен уверовать до принятия крещения или, что нельзя крестить младенцев, не способных верить. Такая точка зрения, утверждал Лютер, отображает ошибочное представление, согласно которому вера является результатом человеческих усилий, то есть того, что мы должны сделать сами, а не дар Божий. Инициатива спасения всегда выходит от Бога, и именно это провозглашает церковь крещением младенцев, не способных понять, что с ними происходит. Крещение действует не только в момент его принятия, но и на протяжении всей жизни. Именно поэтому, как рассказывают, во времена тяжелых испытаний Лютер обычно выкрикивал: «Я крещен». В вопросе евхаристии Лютер был втянут в тяжелый спор не только с католиками, но и швейцарскими реформаторами. Главное возражение Лютера католической доктрине и практике евхаристии - в его произведении “О вавилонском пленении пап”. Первое, - удержание чаши от мирян, второе, - доктрина транссубстанционализма. По его собственному мнению, хлеб и вино оставались такими, будучи в то же время средством выражения, в которых присутствуют тело и кровь Христа. Эта теория позже была названа “консубстанционализм”. Тело Христа есть в хлебе, но хлеб все-еще является хлебом, остальное является тайной и лучше оставить это так. Два царства. Понимания Лютером отношений между церковью и государством сформулировано в доктрине двух царств. По Лютеру Бог учредил два царства, оба являются Божьим творением и находятся под его управлением. Однако, государство – под Законом, а церковь – под благодатью. Государство основано Богом для сдерживания грешных людей. Верующие принадлежат к другому царству, царству Евангелия, в котором гражданские правители не имеют власти. Однако, следует помнить, каждый оправданный верующий остается грешником, а потому подлежит гражданской власти. Практическим выводом из этого учения было то, что христиане не должны обращаться за помощью к государству для защиты религии, а правители не должны делать церковь орудием гражданского управления. Лютер отмечал, что государство не должно применять свою власть для преследования еретиков, потому что дела веры не могут быть решены мечом. Лекция 11 Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|