Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ульрих Цвингли и начало реформатской традиции.





Ульрих Цвингли – реформация в Цюрихе

Первым представителем реформатской традиции в протестантизме был швейцарский богослов Ульрих Цвингли. Отличие его взглядов от убеждений Лютера предопределилось тем, что каждый из них пришел к своим принципам разным путем: в то время, как Лютер пережил глубокий духовный переворот и основным предметом его заинтересованности были личные отношения с Богом, Цвингли руководствовался патриотическими и интеллектуальными рассуждениями.

У. Цвингли родился 1 января в 1484 г. в семье старейшины Вильдгаузской общины в Швейцарии. В десятилетнем возрасте Ульрих поступил в школу в Базеле, где изучал латынь, музыку и диалектику. Свою учебу продолжил в Берне, Вене и Базеле (в 1504 получил степень бакалавра, в 1506 – магистра). После завершения образования Цвингли решил не вступать в монашеский орден, его привлекало служение священника. Он служил приходским священником в Гларусе (1506–1516), а в 1516–1519 – в Айнзидельне. С 1519 и до конца жизни он был священником цюрихского собора Гросс-мюнстер.

В зрелые годы Цвингли отошел от схоластики, все больше обращаясь к Писанию. В трактате “О ясности и достоверности слова Божьего” (1522) он описал свое обращение как постепенный поворот от философии и теологии к Библии, в которой нашел слово Бога. Евангельским реформатором он стал благодаря трем факторам:

– принятию Библии как единственной нормы веры и поведения;

– принятию Христа как единственного посредника между Богом и человеком;

– принятию божественной благодати как единственной надежды на спасение.

В 1520 опыт тяжелых страданий, полученный во время болезни, знакомство с произведениями Лютера и собственные исследования Писания побуждали Цвингли отказаться от гуманизма в духе Эразма Роттердамского и встать на путь евангельской Реформации; в результате ему пришлось также порвать с Римско-католической церковью.



В 1523 Цвингли заложил основы нового церковного и политического строя в кантоне Цюрих. Он составил из себя сан католического священника и стал протестантским проповедником, вводя новые формы богослужения, новые формы церковного уклада, новую форму осуществления евхаристии и новый образ жизни, которая согласовывается с Писанием. В этом году он опубликовал “Шестьдесят семь тезисов”. Цвингли перевел Библию на швейцарский диалект немецкого языка и изложил реформаторское исповедание веры в книге “Комментарий о действительной и ошибочной религии” (1525). Учение Цвингли не только натолкнулось на противодействие римского католицизма, но и вызывало бурные нападки со стороны радикальных протестантских групп (анабаптистов), которые обвиняли его в половинчатости.

Цвингли погиб во время Второй Каппельской войны 11 октября 1531., состоя на службе в цюрихском войске как полковой проповедник. Его последними словами были: «Ну, так что же? Тело они могут убить, но не душу».

Продолжение Реформации в Швейцарии

После Цюриха Реформация началась в Базеле, а затем в Берне, Санкт-галлене, Граубюндене, Валлисе и других кантонах. Католические кантоны, во главе с Люцерном, прикладывали все силы, чтобы помешать распространению движения, в результате чего вспыхнула религиозная война, которая закончилась т.н. Первым Каппельским мирным договором (1529), которая гарантировал каждому кантону свободу религии. Однако во Второй Каппельской войне протестантская армия была разгромлена (1531). Принятый после этого Второй Каппельский мир возобновил католичество в кантонах со смешанным населением.

Учение Цвингли

Теология Цвингли отличалась во многих пунктах от теологии Лютера, и оба реформатора так и не смогли прийти к согласию.

Источник и задание теологии

Цвингли подходил к Писанию как христианский гуманист: его возвращение к Библии было частью общего обращения к источникам, которое характеризовало гуманистский движение. Как и Лютер, Цвингли понимал под “Словом Божьим” не только Писание, но и творческую силу Бога. Существование Бога может стать известным не только из Библии, но и через человеческий разум. Однако, настоящее познание Бога приходит только через откровение в Писании.

Провидение и предопределение.

Отношения между Богом и миром являются такими, что все в мире занимает свое место по Его воле. Бог не только знает все вещи, но и делает их. Создавая людей и ангелов, Бог знал, что часть из них упадет, и назначил это. Его цель была, чтобы все могли лучше понять природу праведности в контрасте к неправедности. Падение Сатаны, Евы и Адама не произошло против воли Божьей. Однако, это не значит, что Бог является злым или не любит свое творение, он сделал это из любви, чтобы мы могли понять настоящую природу верности и праведности. На основе этой доктрины Цвингли мог отбросить все попытки базировать спасение на основании человеческих заслуг – спасение является результатом Божественного выбора

Закон и Евангелие.

Цвингли различал три Закона:

- вечный закон Божий, что обнаруживает себя в Десяти заповедях

- церемониальный закон

- гражданский закон

Два последние не касаются спасения, поскольку они имеют дело с внешним, а грех и праведность имеют дело с внутренним человеком. Моральный закон Ветхого Завета выражает свободную волю Божью, а потому не может быть отменен. Цвингли не принимал утверждения Лютера, что закон ужасен и его функцией является говорить Боже Слово осуждения к нам, он считал, что закон открывает волю и природу Бога.

Относительно Евангелия, то швейцарский реформатор считал, что прощение грехов происходит только после признания нами своей греховности. Функция Евангелия – освободить нас от ответственности за нарушение Закона и сделать способными повиноваться ему.

Церковь и государство.

Доктрина Цвингли о церкви тесно связана с его доктриной о предопределении. Церковь является обществом избранных, однако это будет открыто только в последние дни, потому эта церковь не видима для человеческих глаз. Однако вера во Христа и жизнь согласно с его заповедями являются важными знаками избранности и потому общество тех, кто имеет эти знаки, также называется церковь. Первая церковь не может ошибаться, потому что ее члены избраны Христом к послушанию, вторая – может ошибаться, однако она тоже имеет признаки истинной церкви. Рассматривая отношения церкви и государства, Цвингли пытался установить между ними более тесную связь. Хотя христианский закон выше от гражданского, оба они выражают одну божественную волю и их нельзя разорвать.

Таинства.

Теория Цвингли о таинствах развивалась в противостоянии трем другим взглядам: лютеранскому, католическому и анабаптистскому. Реформатор признавал только два таинства: крещение, через которое христиане посвящается Богу и причастие, которое показывает, что христиане помнят о Христовых страданиях и победе и являются членами церкви. Цвингли соглашался с крещением младенцев, аргументируя это сравнениям с обрезанием как знаком Завета. Факт, что младенец не может верить, не важен, потому что крещение означает не спасение через человеческие заслуги, а спасение через Божью благодать. Потому крещение младенцев напоминает церкви о почве ее собственного спасения.

Относительно причастия, то взгляды Цвингли сильно отличались от взглядов Лютера. По Цвингли евхаристия есть не более того, что означает ее имя – “благодарность и общая радость тех, которые провозглашают смерть Христа.” Текст Ин. 6, где Христос говорит о необходимости есть его тело, следует рассматривать в контексте, а слово “есть” нужно понимать в смысле “значит”. Цвингли не соглашался с телесным присутствием Христа в евхаристии, поэтому Лютер сказал к нему: “Вы не того духа, что мы”.

В итоге Цвингли оказался более радикальным реформатором, чем Лютер. Он пошел дальше в вопросах отвержения традиционных практик средневековой церкви. Известно, что Лютер отбрасывал только те практики, которые противоречили ясному содержанию Писания, Цвингли же соглашался принимать только то, что одобрено Писанием. Его заданием было возобновить античное христианство. Однако, многое из радикального Лютерового опыта было потеряно в Цвингли: диалектика Закона и Евангелия, акцентирования внимания на спасении верой.

Лекция 7

Развитие Реформации Ж.Кальвином.

Жизненный путь

Ж. Кальвин – (1509-1564), родился в г. Нуайон, провинция Пикардия в семье церковного нотариуса. Благодаря своим связям отец Кальвина устроил молодого Жана на две мелких церковных должности, доход от которых шел на оплату его учебы. Надеясь сделать церковную карьеру, Кальвин учился в Париже, где познакомился с гуманистическими теориями, а также с консервативной реакцией на них. Благодаря богословским дискуссиям, которые проводились там, он получил представление об учении Виклифа, Гуса и Лютера. В 1528 году он получил степень магистра искусств. С целью получения образования в отрасли права Кальвин продлил учебу в Орлеане и Бурже у самых известных юристов того времени.

Неизвестно, как и когда именно Кальвин порвал с Римом. По-видимому, к решению оставить католичество Кальвин пришел под воздействием некоторых членов кружка гуманистов и благодаря изучению Писания. В 1534 году он вернулся в Нуайон и отказался от церковных должностей, хотя они были основным источником его доходов.

В октябре того же года король Франциск І, который до сих пор относился к протестантам терпимо, усилил свою антипротестантскую политику, и в январе в 1535 г. Кальвин отправился в Швейцарию, в протестантский город Базель. Он видел свое призвание в том, чтобы посвятить себя учебе и литературному труду. Он не стремился стать одним из лидеров Реформации, ему хотелось просто изучать Писание и писать о своей вере.

Первый женевский период

Кальвин не намеревался вести бурную деятельность.. В 1536 г. он решил устроиться в Страсбурге. Но прямой путь к Страсбургу был закрыт из-за военных действий, и Кальвину пришлось сделать крюк через Женеву, где началась Реформация, инициированная проповедниками из Берна, которых возглавлял Гильйом Фарель. Последнему удалось убедить Кальвина остаться в Женеве и возглавить Реформацию. Одной из первых забот Кальвина в Женеве стало составление катехизиса, где в общедоступной форме выражались основы нового учения. Также на рассмотрение магистрата был предложен проект нового церковного уклада. Этот проект Кальвина был принят магистратом, однако вскоре в городе сложилась серьезная оппозиционная группировка к Кальвину. Консервативные слои женевского бюргерства на выборах в 1538 г. опять пришли к власти. В начале этого года друзья Ж. Кальвина и Г. Фареля были исключены из магистрата, а в апреле изгнанные из Женевы были и сами Кальвин и Фарель.

В Страсбурге

Поселился Кальвин в г. Страсбурге, где его назначают лектором при академии и проповедником при французской церкви св. Николая. Он комментирует послание ап. Павла, принимает участие в публичных диспутах. Его лекции приезжают слушать даже из Англии. Летом в 1539 г. было готово к печати второе издание “Наставления”. В это же время он становится руководителем Страсбургской общины французских эмигрантов и проводит в ней ряд реформ. В частности, им была введена строгая этическая дисциплина.

Возвращение в Женеву

На выборах в 1540 г. в Женеве опять победили новые горожане. Победители сразу же обратились ко всем сторонникам Реформации с призывом вернуться в город. В сентябре в 1541 г. Кальвин с триумфом был встречен в Женеве. Его проект церковных ординансов, однако, был принят магистратом лишь после длинных споров и с ограничениями.

Этот проект имел следующие особенности

1. Устанавливались четыре церковных чина:

– пасторы

– доктора для преподавания в школе

– старейшины для этического надзора за гражданами

– диаконы для разных благотворительных дел.

2. Старейшины и диаконы избирались из числа светских лиц магистратом. Церковные должности тоже замещались магистратом, по рекомендации пасторов и после экзамена.

3. Создавалась консистория из 12 старейшин и 8 пасторов, которая разбирала особенно важные преступления против нравственности и отступления от настоящей веры. В менее серьезных случаях пасторы и старейшины, которые постоянно осуществляли обходы по домам, ограничивались частным наставлением.

– Из церковного обихода устранялись украшения, символы, церемонии.

– Отменялись последние праздники, оставленные Реформацией (Рождество, Благовещение, Вознесение) и оставалось только воскресенье.

О содержании пасторов должно заботиться общество. Кальвин не требовал от них бедности и даже не запрещал им заботиться о приумножении своих богатств, если это не противоречит нравственности. Он видел в материальной обеспеченности средство для большей независимости духовного состояния. В своих проповедях и на заседаниях совета часто настаивал на возвращении новому духовенству церковного имущества, отобранного у католиков.

Углубление Реформации в Женеве

Положение самого Кальвина в общине необычайно выросло. На протяжении 1540-1564 гг. он фактически правил городом. Он кроме всего другого занимается и дипломатической перепиской, редактированием политического, судебного, полицейского законодательства Женевы.

Оппозиция к Кальвину в Женеве

Однако чем больше проводилась реформа, тем сильнее становились оппозиционные настроения среди населения и в самом магистрате. В данном случае достаточно большую роль играли сами мероприятия магистрата. Запрещались танцы, театральные постановки, азартные игры. При кощунствах и проклятиях налагались строгие наказания.

В Женеву хлынул поток религиозных эмигрантов из Италии, Англии, Нидерландов и особенно Франции. Этими пришельцами были не удовлетворены городские низы, которые увидели в них основную причину повышения цен и упадка ремесел. Их недовольство упало, прежде всего, на пасторов и особенно Жана Кальвина. Многие горожане были не довольны и преследованиями за нарушение моральных запрещений. В 1546 г. за участие в танцах были осуждены целый ряд высших должностных лиц города. Они выслушали суровое наставление и принесли публичное покаяние.

В 1547 г. образовалась сильная партия неудовлетворенных, которые стремились ограничить влияние Кальвина. Особенным нападкам с их стороны поддавалось церковное отлучение. Выступили против кальвинистов и разные радикальные группировки. До 1555 г. положения Кальвина и реформаторов в Женеве существенно укрепилось. Магистрат согласился окончательно признать за консисторией право налагать отлучение.

В 1549 г. Кальвин и Генрих Буллингер заключили Цюрихское соглашение, за которым устанавливалось единство цвинглианской и кальвинистской церквей, и закладывалась основа для их последующего сближения. Но большинство цвинглианских проповедников все еще оставались в оппозиции к Кальвину.

Женева – центр Реформации

Город становится одним из центров протестантизма и культурным центром. Было основано множество типографий, главным заданием которых было издание и распространение Библии, особенно в Швейцарии и Франции. Авторитет Кальвин был настолько высоким, что враги даже прозвали его женевским папой. В 1559 г. по инициативе Ж. Кальвина женевский колледж был преобразован в академию, главной целью которой была подготовка образованного протестантского духовенства для романских земель. Во главе академии был поставлен Теодор Беза, друг и сподвижник Кальвина, продолжатель его дела и его первый биограф. Женева становится центром миссионерского движения.

Сам Ж. Кальвин в 1559 г. принимает женевское гражданство, но основной сферой его деятельности остается миссионерство и разработка теоретических проблем. В это же время Кальвин пытается завязать активные отношения с Англией, Шотландией, Нидерландами, Германией и Польшей, пишет шведскому королю Густаву Весу и датскому Кристиану.

Кальвин отличается от большинства реформаторов того времени, гуманистов и других деятелей культуры. Он - не только ученый и теоретик, но и политик и организатор. Больше 20 лет он читал богословские лекции, комментировал отдельные книги Библии, выступал с проповедями, особенно интересуясь ветхозаветными проблемами. В женевской и цюрихской библиотеках сохраняется около 3 тысяч рукописных проповедей и лекций.

Личная жизнь Кальвина сложилась не очень благоприятно. Непрерывная напряженная работа и жизненные перипетии взорвали его здоровье. В последние годы он часто болеет. В 1540 г. он женился в Страсбурге на вдове бывшего анабаптиста, Иделетте Штордер. Она была бедной и вместо приданого принесла лишь своих трех детей от первого брака. Дети, которые рождались у них, умирали в первые же месяцы. В апреле в 1549 г. Иделетта умирает. С тех пор Кальвин живое замкнуто и одиноко.

Умирает Кальвин 27 мая в 1564 г. Похоронен он был по своему желанием без церемоний, памятника, даже без надписи на могиле. Очень быстрое местонахождение его могилы было забыто.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.