Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Радикальная Реформация: анабаптисты (1525-1580). Баптизм.





Анабаптисты – единственное из религиозных направлений эпохи Реформации, которое не признавал связи церкви и государства, и придавало ключевое значение личному религиозному опыту, свободе и полной автономии отдельных местных церквей. Анабаптисты были индивидуалистами и демократами в учении о церкви. Они не видели необходимости в единстве христиан и не стремились создавать объединения церквей. В разных регионах Европы возникло больше 10 групп, которые не были связаны между собой. В результате они легко становились жертвами гонений со всех сторон. В итоге ни одна из анабаптистских групп не сохранилась, хотя их принципы не были потеряны и нашли новую жизнь в Англии.

Исходя из веры в «возрождение» при крещении, они признавали только сознательное крещение, а потому отрицали крещение младенцев; вот почему им дали насмешливую кличку «анабаптистов», или «перекрещенцев».

1. Движение анабаптистов в Швейцарии.

Его основателем можно считать Конрада Гребеля (1498-1526) – он родился в аристократической семье, получил образование в Вене и Париже, после обращения к протестантизму сотрудничал в 1522-1525 гг. с Цвингли. Однако вскоре он пришел к мнению, что крещение детей не имеет библейского основания и настаивал на необходимости крещения взрослых. Его более радикальные последователи выступали против контроля государства над религией.

Сначала в борьбе с анабаптистами Цвингли использовал полемические методы, но впоследствии перешел к штрафам и ссылкам, это вынудило их переселиться в другие европейские страны. Гребель определил цели анабаптистского движения, в первую очередь - стремление полностью возобновить новозаветное христианство (теологические понятия, литургия, церковное управление, отношения церкви с государством).



Гребель считал, что признаками истинной церкви является:

1) покаяние тех, кто принадлежит к ней

2) их смерть для греха и святая жизнь.

Эта церковь не должна получать поддержки от государства, сама избирать своих служителей, содержаться за счет добровольных взносов ее членов. Государство не следует отбрасывать вполне, потому, что оно имеет свои функции, и христиане должны повиноваться его законам до тех пор, пока они не противоречат их совести. Однако, сфера государственного управления исключительно секулярная и попытки государства вмешиваться в духовные дела не должна иметь поддержки.

Анабаптисты отрицали доктрину о предопределении как такую, которая делает Бога виновником зла, по их мнению, сам человек является виновным в своем падении. Спасение начинается с веры в Слово Боже, однако за верой должно следовать покаяние, которым мы через кровь Христа очищаемся от грехов и вступаем в новую святую жизнь. Это не значит, что мы свободны от греха, но отныне мы имеем силу противостоять ему.

Все религиозные церемонии должны быть простыми, лишенными ритуальности и вести свое происхождение из практики Нового Завета. В частности, было отменено литургическое пение, а центром служения стало чтение текстов из Библии и их комментирования.

Крещение и причастие трактовались как символы духовной реальности. Поскольку крещение является символом обращения и омовения грехов, то принимать его могут лишь взрослые. Большинство анабаптистов раннего периода практиковали крещения скорее обливанием, чем погружением. Причастие осуществлялось небольшими группами и указывало на общность верующих между собой и с Христом.

В целом, ранний анабаптизм был попыткой последовательного соблюдения принципа Реформации относительно возвращения к образцам Нового Завета включительно с буквальным пониманием Нагорной проповеди.

2. Немецкий анабаптизм.

Одним из основателей немецкого более радикального анабаптизму был Валтасар Губмайер (1481-1528), доктор теологии в ингольштадтском университете, пастор в пограничном городе с Швейцарией, что обусловило его сближение с швейцарскими анабаптистами. В 1525 г. Губмайер и три тысячи его последователей были крещение обливанием, это вызывало гонение со стороны власти, и руководитель анабаптистов был вынужден выехать в Моравию, где был сожжен по приказу императора в 1528 г.

Радикализм анабаптистского движения, вызванный его эсхатологическим учением, особенно обнаружил себя в 1535 г. во время событий в г. Мюнстере (Германия), когда анабаптисты во главе с Яном Матизеном и Яном Лейденским захватили город.

Идейным вдохновителем немецких радикальных анабаптистов стал прежний последователь Лютера священник Томас Мюнцер (1485-1525). Он видел в реформации возможность всеобщего обновления церкви и мира, воспринимая ее как признак грядущего Царства Божьего, когда над людьми не будет никакой власти, кроме власти Бога. Выбранными Богом носителями истины является лишь те, кто прошел крестный путь страданий и сумел отбросить все эгоистичное ради общего блага. Мюнцер, опираясь на библейские пророчества, говорил о времени, когда власть будет отдана простому народу. Главный корень всех несчастий – в господах и князьях, которых не тревожат потребности бедных людей. Не менее сурово он критиковал духовенство. В отличие от Лютера, Мюнцер не признавал Писания единственным источником откровения. Он был убежден в необходимости “внутреннего голоса”, прямого откровения Божьего Духа.

Томас Мюнцер сыграл значительную роль в ходе Крестьянской войны в Германии в 1524-1525 гг. С февраля в 1525 г. он взял под свой контроль город Мюльгаузен, который стал одним из центров крестьянского движения. Под воздействием общей атмосферы восстания взгляды Мюнцера еще более радикализировалось. Он пророчил быстрый конец для “безбожных тиранов” и переход власти к простому народу. Во время битвы крестьянских отрядов с императорскими войсками возле Франкенхаузена в Тюрингии Мюнцер был схвачен, предан пыткам и казненный.

Из-за преследований со стороны власти радикальное крыло Реформации дробилось на многие сектантские группы, среди которых росла взаимная нетерпимость. Особенно четко эти тенденции проявились в анабаптистском движении. Вместе с ростом идей непротивления злу, часть из них продолжала верить, что Царство Божье придет лишь с помощью самих праведников. Эта ветвь анабаптистов и попыталась реализовать свое учение в г. Мюнстере в 1534-1535 гг.

События в Мюнстере

В этом западногерманском городе уже несколько лет длилась борьба за Реформацию с князем-епископом, который, в конце концов, был изгнан. В Монстер, который объявил себя евангельским городом, стали стекаться анабаптисты, преимущественно из Нидерландов. В феврале в 1534 г. они завоевали большинство в магистрате и главную роль в городе стали играть пекарь Ян Матис из Харлема и Ян из Лейдена, город был объявлен “Новым Иерусалимом”, откуда по всей земле праведным мечом будет распространяться Царство Боже. В Мюнстере это “царство” продержалось 14 месяцев – до июня в 1535 г., когда город попал в осаду наемных войск епископа. Оборону города возглавлял Ян Матис, а после его смерти Ян Лейденский, который был провозглашен царем.

Военные обстоятельства, трудности осады привели к проведению анабаптистами жестких мероприятий. В городе были отменены деньги, происходил лишь натуральный обмен, население было обязано сдать драгоценные металлы в интересах общественных потребностей. Ссылаясь на тексты Ветхого Завета, руководители анабаптистов внедрили многоженство, тем более, что в осажденном городе женщин было намного больше чем мужчин. Однако из-за моральной распущенности этот опыт пришлось отменить.

“Царь” Мюнстера правил достаточно жестоко, установив теократический режим. Уничтожались иконы и церковные украшения, из книг осталась только Библия, тех, кто отказывался перекрещиваться, выгоняли из города, а их имущество конфисковали. Невзирая на недостаток припасов, город мужественно оборонялся, однако в июне в 1535 г. был взят. После казни руководителей восстания в городе был возобновлен католицизм.

Таким образом, в анабаптизме Реформация пришла к своей границе, на которую Лютер и его последователи смотрели с ужасом, чувствуя, что взгляды крайнего лагеря Реформации противоречат основаниям христианской веры.

Менониты

После падения Мюнстера много анабаптистов разочаровалось в своих эсхатологических ожиданиях, что вызывало среди них рост пацифизма. Типичным представителем новых лидеров движения и наиболее влиятельным из них был Менно Симменс (1496-1561), голландский католический священник, который присоединился к анабаптизму в 1536 г. Он осудил участников Мюнстерского восстания за использование оружия. В труде “Основы христианской доктрины” он отмечал важность личного обращения и покаяния. Те, кто показали, что они не являются искренними верующими, должны быть исключены из церкви.

Менониты поддавались таким же преследованием, как и остальная часть анабаптистов. Но Менно Сименс был убежден, что пацифизм является неотъемлемой частью действительного христианства, и не хотел иметь ничего общего с революционно настроенными анабаптистами. Он также считал, что христианин не имеет права давать клятву кому бы то ни было и, следовательно, занимать посты, которые требуют присяги. Но христианин обязан подчиняться гражданским властям, если требования, которые предъявляются к нему, не противоречат Писанию.

Крестить можно только взрослых, которые публично заявляют о своей вере, и этот обряд он осуществлял обливанием головы водой. Но, ни этот обряд, ни обряд причащения не дарует благодати, они являются лишь внешними признаками внутреннего общения между Богом и верующим. Кроме того, по примеру Иисуса менониты омывали друг другу ноги.

Первые менониты считали себя настоящими наследниками Реформации, которую, по их мнению, предавали и Лютер, и Цвингли и Кальвин, которые создали церковно-государственный протестантизм. Церковь менонитов строилась на принципах братства, а жизнь христианина они понимали как следование за Христом и его учением; они отрицали любые войны и применения насилия; утверждали принципы любви и непротивления и стремились к практической святости в жизни.

На протяжении 16 в. и позже менониты распространились в Центральной Европе и Нидерландах, несмотря на то, что кровавые преследования уничтожили первое поколение менонитов везде, кроме Голландии и Швейцарии. Менониты в восточной части США и в Канаде происходят от швейцарских и южно-немецких эмигрантов, которые прибывали с 1700 в восточную Пенсильванию, а в западной части США и Мексике – от голландских эмигрантов, которые между 1788 и 1820 эмигрировали на Украину но позже перебрались в западные штаты США ( в 1874 по 1900 гг).

Баптизм

Евангельская деноминация объединяет ряд церквей, которые в духовном и плане являются наследниками анабаптистов. Как самостоятельное течение баптизм возник на почве пуританизму и конгрегационализма.

Первая баптистская община была основана в 1609 г. в Амстердаме английскими конгрегационалистами во главе с Джоном Смитом, которые эмигрировали после реставрации монархии в Голландию. В 1616 г. часть баптистов вернулись в Англию, учредив направление “генеральных” (общих) баптистов. В основу их сотериологии легли арминианские доктрины:

– крестная жертва Христа искупила грехи всего человечества, а не только избранных;

– судьба каждого человека зависит от его решения отдать свою жизнь Христу или нет;

В 1638 г. в Англии образовалось первая община “партикулярных” (частных) баптистов, которые придерживались кальвинистского подхода к спасению:

– спасения достигнут лишь избранные Богом;

– спасительная личная вера возникает в результате работы Святого Духа и является доказательством избрания к спасению.

Партикулярные баптисты внедрили в своих обществах жесткие требования к поведению членов своих обществ. Именно это направление баптизма является доминирующим в США.

Распространение баптизма

США

Первую баптистскую церковь в Америке основал в 1639 пастор Роджер Уильям, который вместе с другими преследуемыми колонистами организовал плантацию «Провиденс». Другую группу баптистов в Ньюпорте возглавил приблизительно в 1638 доктор Джон Кларк. Дальше, вплоть до Американской революции, баптистское движение развивалось медленно, потому, что баптисты сталкивались в Америке с преследованиями. Оправившись от страха перед преследованиями и наполнившись евангельским рвением, американские баптисты вступили в стадию быстрого роста после революции. К 1900 они превратились в наиболее многочисленную евангельскую группу в США. Наибольшее объединение Конвенция южных баптистов насчитывает около 13 млн. членов. Общее же число баптистов в США – около 30 млн. человек.

Великобритания и Европа

В Великобритании роста числа баптистов происходил не так стремительно. На европейском континенте баптисты появились с 1834. Несмотря на преследование и враждебное отношение населения, число их сторонников росло во всех европейских странах. В середине ХІХ в. представители Филадельфийской Ассоциации развернули деятельность по проповеди баптизма в Европе. Постепенно баптистские общины образовались во многих европейских странах: Германии (1834), Дании (1839), Швеции (1847), Норвегии (1857), Польше (1857), Финляндии (1865), Латвии (1860). Основным деятелем европейского баптизма в этот период был Иоганн Онкен.

В 60-70-ые гг. ХІХ в. баптизм распространяется на территории Украины, Поволжья, Кавказа. В 1884 г. был создан Союз российских баптистов, который придерживался принципов партикулярного баптизма. Благодаря усилиям известного проповедника лорда Г.Редстока в Северной России распространялся “генеральный” баптизм.

Баптисты – активные миссионеры (Баптистское миссионерское общество основано Уильямом Кэрри в 1792), это позволило им укрепить свое влияние во многих странах мира.

В 1905 г. в Лондоне состоялся первый Всемирный баптистский конгресс. На этой встрече был создан Всемирный баптистский альянс, орган сотрудничеству, но без административных функций. Съезды Всемирного баптистского альянса проводятся раз в пять лет для обсуждения современных проблем баптизма и текущих заданий. Руководство альянса находится в Вашингтоне (округ Колумбия).

 

 

Лекция 10.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.