Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Короткий обзор лютеранской ортодоксии





Исторический экскурс

Начиная с эпохи Реформации, существующие идейные направления влияли на лютеранство во всех странах. Приблизительно с 1580 по 1675 в лютеранской церкви возрождалась схоластика, и под ее влиянием воцарился рассудительный подход к христианской вере. Церковь воспринималась как учебное заведение, в котором учат правоверию. Теологи стремились точно сформулировать ортодоксальные истины и энергично боролись с противоположными взглядами.

До конца 17 в. протестантская ортодоксия была вытеснена пиетизмом, который создал абсолютно другой духовный климат. Подлинная вера представлялась теперь менее важной, чем подлинное чувство. Религии сердца отдавалось преимущество перед религией ума, а главной заботой стало культивирование личного благочестия.

В период с 1850 до 1914 тщательному исследованию был подданным исторический корень христианства в целом и протестантизма в частности. Сторонникам нового критического подхода, представителям либеральной теологии, некоторые выводы, которые раньше делались на основании ощущения, казались теперь несостоятельными. После Первой мировой войны господствовала более консервативная атмосфера. Трагические события в мире взорвали прежний оптимизм относительно человека и общества. В такой обстановке центральное содержание Нового Завета и Реформации воспринимались серьезно; тогда и возникла диалектическая теология.

Непрерывность традиции

Лютеране подчеркивают непрерывность развития христианства, они убежденные, что в Реформации не была создана новая церковь, а возобновлена древняя. Реформы делались в тех областях, где – по мнению реформаторов – средневековые учения отклонялись от Библии и где религиозная практика и церковные институты противоречили свидетельству Писания. Последователи Лютера утверждали, что в вопросах веры каждый человек отвечает только перед Богом.



Писание - источник доктрины

Выдвинутый Лютером принцип “только Писание” разрабатывался лютеранскими теологами, которые изучали источник, инспирацию и авторитет Писания, как единственного источника доктрины. Эта тема разрабатывалась ими на основании Аристотелианской метафизики, ее учения о разделении материи и формы. Материей Писания является собственно текст, который состоит из букв, слов и фраз, а формой является значение текста, слово, которое Бог хочет сказать через него. Это делалось с целью показать, что физический текст Писания отличается от Слова Божьего.

Относительно вдохновения, то лютеране учили, что оно не является общим просветлением, а особенным действием Бога, которое связано с написанием текста. В отличие от католического учения, они считали, что только те слова библейских авторов достойны доверия, которые вдохновенны Духом Святым. Вдохновенное Писание было полным и вербальным.

Оправдание верой

Оправдание значит, что Бог принимает грешника как свое чадо и наследника вечной жизни. Лютеране верят, что инициатива в акте примирения человека с Богом принадлежит Богу. Оправдание заключается в принятии Богом грешника, в создании им нового отношения между Собой и человеком. Оправдание – не награда за выполнение Закона, но дар Бога, предложенный в жертве Христа на кресте. Этот дар находится в вере. Человек даже не принимает участия в приготовлении к получению этой благодати, поскольку вера в человеке создается только по выбору и действием Святого Духа.

Таинства

Лютеране признают таинство евхаристии и верят, что Тело и Кровь Христа присутствуют в таинстве. Хотя хлеб и вино сохраняются в своем виде, причастник принимает Христа в божественной и человеческой природах. Лютеране признают и еще одно таинство крещения, – которое обычно осуществляется в детском возрасте. Оба таинства рассматриваются как средства благодати, а не как символы или воспоминания.

Вероучительные тексты

Лютеране верят, что Библия является словом Божьим и единственной нормой для веры и религиозной жизни. Большинство из них признает Книгу согласия (Konkordienbuch) как изложение учения Библии и главный авторитет лютеранской церкви. Этот сборник вероисповедных документов содержит оба лютеровских катехизисы (Большой и Малый); Аугсбургское исповедания (1530) и Апологию Аугсбургского исповедания (1531) Меланхтона; Апостольский, Никейский и Афанасиевский символы веры; Шмалькальденские статьи (1537); и Формулу согласия (1577).

Богослужение

В лютеранских церквях нет установленных литургических форм, обязательных для богослужения. Существует лишь два требования: 1) чтобы проповедовалось Евангелие и 2) осуществлялись таинства согласно со Словом.

Лютер пересматривал средневековые богослужения только там, где они вступали в противоречие с новым пониманием Евангелия. В результате лютеранская литургия сохранила множество католических обрядов и ритуалов. Общая структура римской мессы не изменилась, хотя латинский текст заменен текстом на местном языке и были прибавлены – протестантские хоралы. Введенное Лютером пение хоралов и активное участие общины в литургии является отличительной чертой лютеранского богослужения. Обычно в лютеранских церквях есть алтарь и кафедра для проповеди, используются традиционная церковная одежда и утварь – распятие, свечи.

Церковное устройство

Лютеране не отдают преимущества той или другой организационной форме как установленной Богом или обязательной для церкви. Лютеранская церковь была свободна в выборе тех организационных форм, которые она считала соответствующими требованиям времени и места. В некоторых странах, например в Швеции, сохранилась епископальная форма управления церковью. Во многих частях Германии князь или другой правитель назначал консисторию, которая состояла из клириков и правоведов, для управления всеми общинами на данной территории. Время от времени вносились организационные изменения, чтобы удовлетворить новые потребности или обеспечить более эффективную деятельность церкви.

Лютеране подчеркивают общее священство всех верующих. Пасторы отличаются от мирян только теми функциями, которые они выполняют в церкви. Они не владеют никакими особенными признаками или властью. Ординация, которая происходит на ежегодных собраниях синода, рассматривается просто как публичное утверждение в должности, связанной с христианской проповедью, религиозной учебой и осуществлением таинств. Потому говорят, что пастор – это должность, а не сан.

Распространение лютеранства

В Дании реформа церкви началась в период правления Христиана ІІ (1513-1523), который пытался создать государственную церковь под контролем короля. Его преемник Фридрих І (1523-1533) благосклонно относился к лютеранству и позволил Хансу Таузену при поддержке народа провести Реформацию в стране. Христиан ІІІ в 1536 г. отменил католицизм в Дании и конфисковал все церковные владения, а в 1539 г. лютеранство стало государственной религией страны. Поскольку Норвегия была в то время в составе Датского королевства, то религиозные нововведения распространились и на территорию этой страны.

Лютеранское учение в Исландию было принесено епископом Жиссур Айнарсен, а в 1554 г. королевский декрет провозгласил лютеранское официальной религией страны. Реформация в Швеции состоялась в годы правления Густава Вазы (1523-1560) благодаря служению Олафа Петри. Из этой страны протестантизм распространился в Финляндию, апостолом Реформации в которой стал Михаэл Агрикола (1508-1557). Большинство населения Латвии и Эстонии также примкнули к лютеранской вере, тогда как в других странах (Чехия, Венгрия, Польша) возникли лютеранские меньшинства.

Когда в 17 в. европейцы проникли в западное полушарие, лютеранские поселения появились в Северной Америке. Географическая экспансия лютеранства продолжалась и в 18 в.: лютеранские миссии были созданы в Индии, Китае, Африке и других удаленных от Европы регионах. В 1600 г. в мире насчитывалось около 15 млн. лютеран, а до 1975 их число увеличилось почти в 5 раз.

Межконфессиональное сотрудничество и кооперация внутри лютеранских церквей.

Большинство лютеранских объединений во всем мире входят во Всемирную лютеранскую федерацию, образованную в 1947 для исследования лютеранства и координации общей деятельности на международной основе. Многие лютеранские церкви являются членами Всемирного совета церквей. В 1967 сформирован Лютеранский совет в США, организация, призванная координировать деятельность лютеран в США. Лютеране в США также входят в Национальный совет церквей Христа в США.

 

Лекция 6









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.