Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







История церкви от Реформации до нач. ХХІ века





История церкви от Реформации до нач. ХХІ века

Лекция 1.

Общественно-религиозные предпосылки Реформации.

Реформация (от лат. reformatio – превращение, исправление) – религиозное и общественно-политическое движение в Европе в 16-17 в., которое знаменовало собой переход от средневековья к Новому времени. Сначала этот термин употреблялся как синоним любого изменения. В 14-15 в. речь шла о реформации монастырей. В рамках соборного движения в кон. 14 – нач. 15 в. в высших церковных и светских кругах обсуждалась необходимость реформации католической церкви "во главе и членах" (reformatio in capite et membris). С конца 17 в. термин "Реформация" начинает пониматься как религиозное обновление в протестантском духе. Немецкий историк фон Ранке впервые выделил "эпоху Реформации", обозначив ее 1517-1555 гг. и отделив от последующей "эпохи контрреформации". В настоящее время хронологические рамки Реформации понимаются по-разному. Иногда выделяют 16 - ср. 17 в.

Кризис в католической церкви

В начале 16 в. можно говорить о наибольшем кризисе католической церкви, которая проявлялась в области учения, институтов, ее роли в жизни общества, в обычаях духовенства. Все общество того времени требовало реформации церкви, а именно отказа церкви от претензий на светскую власть, соблюдение церковных законов, усиления дисциплины клира, улучшения нравственности, отказа от схоластики, уничтожения индульгенций, распространения в народе религиозного образования, возобновления благочестия в церкви.

Почти сразу после преодоления Великой схизмы, папская власть оказалась в руках людей, которых больше привлекали идеалы эпохи Возрождения, чем евангельское послание. С помощью войн, интриг и подкупов эти папы пытались возобновить славу Древнего Рима. В результате, хотя большинство продолжало верить в высший авторитет римской курии, многим было тяжело совмещать веру в авторитет папы с недоверием к конкретным людям, которые занимали папский престол.

Этическое разложение имело влияние и на епископов, священников и монахов. Хотя безбрачие духовенства было законом церкви, многие открыто не придерживались его — епископы и священники даже хвастались своими незаконнорожденными детьми. Прежняя монашеская дисциплина все больше ослабевала. Авторитет монастырей падал, а к образовательному цензу местных священников вообще не предъявлялись никаких требований.

Деятельность Д.Виклифа и Я.Гуса

Джон Виклиф (1330-1384) – английский мыслитель, теолог. В 1374 ему было поручено защищать антиклерикальный курс сына короля, Эдуарда. Виклиф помогал отстаивать перед нунцием папы Григория XI позицию правительства, которое протестовало против обложения английского клира папским налогом и против папских назначений своих кандидатов на церковные должности в Англии. С 1374 до 1376 он работал в Оксфорде над двумя трактатами “О Божественной власти” и “О светской власти”, которые закончил в 1378. В них утверждалось право короля лишать клириков, которые сделали грехи, источников их доходов.

Принц Эдуард умер в 1376, но его брат, Джон Гентский, перевел Виклифа в Лондон, чтобы тот в своих проповедях выступил против злоупотреблений в католической церкви. Проповедник справился с поручением настолько успешно, что сборники его теологических мыслей были отправлены в Рим для изучения, а сам Виклиф оказался в конфликте с церковной властью. В ответ на церковные обвинения Виклиф начал критиковать католическую практику и учение. Он побуждал своих последователей взяться за перевод Библии английским языком.

Виклиф решительно выступал против монастырского землевладения, роскоши духовенства, сформулировал определенные протестантские идеи. В противовес церковной иерархии Виклиф выдвигал тезис возвращения к простоте апостольского христианства, установления равенства между духовенством и мирянами. Высшим авторитетом для верующих он считал Святое Писание, для подъема его авторитета Виклиф в 1382 г. перевел на национальный язык четыре Евангелия и послания. Церковные таинства он толковал в духе рационализма, считал, что они символизируют близость верующего с Богом. Отвергал почитание икон и святых.

Ян Гус

Учение Виклифа нашло добрую почву в Чехии, поскольку здесь происходил рост национального сознания в борьбе за освобождение от Священной Римской империи. Именно в Чехии в 15 в. оппозиция иностранным захватчикам вылилась в первое всенародное освободительное движение, которое было одновременно и антицерковным движением.

Его возглавил Ян Гус (1371-1415) - чешский реформатор. Гус разделял основные взгляды Виклифа, предлагая в то же время новые идеи. В 1402 он был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовне, где занимался в основном чтением проповедей. Его роль в полемике относительно церковной реформы оказалась такой значительной, что уже вскоре Гус стал признанным вождем сторонников реформ. Наиболее примечательным взносом Гуса в дело защиты реформ была книга “О церкви”. Вместо слепой веры в догматы христианства, он предлагал задуматься над их истинностью.

Папская курия, выведенная из себя разоблачениями Гуса, выпустила против него в 1410 буллу, тогда же архиепископ Пражский распорядился о сжигании книг Виклифа и наложил церковный запрет на деятельность Гуса и его сторонников. В октябре 1414 Гус, положившись на слово императора Сигизмунда, который гарантировал его безопасность, выехал на собор в Констанц, надеясь, что ему удастся оправдать свое учение и деятельность. Но вскоре по прибытии в Констанц Гус был взят под стражу. Гусу предложили отречься от своего учения, и это спасло бы ему жизнь, однако он говорил, что не может отрекаться от того, чего не утверждал. Тогда его приговорили к сжиганию заживо на костре, что и было исполнено здесь же, в Констанце, 6 июля 1415. Весть о его казни вызывала в Чехии взрыв возмущения и новый подъем национальных чувств. Это был пролог гуситских войн и начало борьбы Чехии за религиозную и политическую свободу, которая продолжалась столетиями.

Немецкий мистицизм.

Мистики не атаковала церковь ни открыто, ни через свойственное им интенсивный эмоциональный подъем. Напротив, большинство мистиков были спокойные и ученые лица, которые посвятили себя науке, медитации и созерцанию. Они не ставили себе целью обратить церковь к новому пониманию христианской жизни. Однако, их произведения объективно были направлены против схоластики, формализированного мировоззрения, они выдвигали идеал индивидуальных отношений верующего с Богом.

Ренессансный гуманизм.

Возрождение – эпоха в истории итальянской (а под ее влиянием европейской) культуры, которая охватила 14-16 в. и знаменовала переход от Средневековья к Новому времени. Ренессансная идеология объявила возвращение к античной цивилизации, культуре Древнего Рима, с их особенным вниманием к человеку, гуманистическим осмыслением бытия, развитием искусства, литературы, науки, демократическим толкованием политико-правовых учений.

Важным достижением новой эпохи стал гуманизм (от лат. человечный, человеческий), который главным объектом познания считал человека и его существование в реальном мире.

Четыре характерных признака гуманизма:

• Интерес человека к самому себя, своему внутреннему миру;

• Интерес к внешнему миру, другим людям;

• Убеждение о высоком достоинстве человеческой природы в целом, и о неотъемлемом праве человека развивать свои способности и удовлетворять свои потребности;

• Интерес к окружающей действительности, поскольку она имеет влияние на человека.

Из провозглашения высокого достоинства человека и его права на всестороннее развитие проистекали следующие требования:

• Духовного и физического развития;

• Безграничной свободы и полной независимости в интеллектуальной деятельности человека (в науке, искусстве, литературе, философии);

• Права на высокое общественное место для интеллектуально развитой личности, независимо от ее социального происхождения и состояния.

На этой основе развивался индивидуализм, который стал неотъемлемым элементом духовных стремлений социальной и художественной элиты, новых общественных прослоек, особенно буржуазии. Согласно с гуманистическим идеалом человек способен постичь счастье путем самостоятельной полезной деятельности, моральной жизни и служения Богу. Идеи христианского гуманизма и индивидуализма готовят почву для Реформации.

Особенности североевропейского возрождения

Возрождение было общеевропейским явлением, одним из центров развития ренессансной мысли в 16 в. стала Германия. Представители североевропейского гуманизма (Эразм Роттердамский, Иоганн Рейхлин, Ульрих фон Гуттен, Гюисман Агрикола, Генрих Агриппа) сформировали отличающийся от итальянского тип гуманизма, глубоко связанный с христианской традицией, мистическим миропониманием. Представители северного гуманизма зависели от церкви. Это религиозные вольнодумцы, которые хотели углубления, усовершенствования религиозной веры. Такое обновление означало постепенный отход от светского гуманизма, что и состоялось в период упадка итальянского Возрождения и зарождение Реформации. Такое же обновление веры, укрепления идеалов христианского гуманизма ставили за цель М.Лютер, Ж.Кальвин и другие идеологи протестантизма. Именно на наследии северного гуманизма и могла быть построена философско-этическая основа протестантского учения.

Сторонники реформ пришли к убеждению, что наибольшим злом в церкви был обскурантизм. Изобретение книгопечатания, переезд византийских ученых и возрождение интереса к художественному и литературному наследству античного мира укрепляли надежду на то, что распространение научных знаний и образования приведет к такому необходимому реформированию церкви. Если в прошлом на каком-то этапе были введены обычаи, которые противоречат начальному христианскому учению, казалось разумным допустить, что возвращение к истокам христианства искоренит эти обычаи.

Эразм Роттердамский

Такой была программа реформаторов-гуманистов. Их лидером был Эразм Роттердамский. Он представлял христианство как олицетворение, прежде всего умеренной жизни. Он считал, что заповеди Иисуса соответствуют моральным нормам стоицизма и платонизма, цель которых заключается в подчинении чувств разуму. Этого можно добиться с помощью аскетической дисциплины, которую, однако, не следует путать с монашеством. Монах отдаляется из общества, тогда как действительный «воин Христов» должен готовить себя к участию в повседневной жизни.

Для реформирования церкви необходимо, чтобы христиане следовали этой дисциплине и отказались от языческих пороков. Эразм имел в виду пример аморального поведения пап эпохи Возрождения. Потому он осуждал помпезность и стремление к мирской славе и призывал к большей простоте жизни. У него было много критических замечаний в адрес монахов и монастырей, которые превратились в пристанища праздности и невежества. Послушание Христу Эразм считал важнее, чем догматы. Он считал, что догматы имеют большое значение, и в таких вопросах, как воплощение и Троица, придерживался традиционных христианских точек зрения. Но он также верил, что праведность важнее ортодоксальности, и осуждал людей, способных принять участие в утонченных богословских диспутах и при этом вести неприличную жизнь.

Общее в Реформации и гуманизме: индивидуализм, попытка освободить государство от церковной опеки, критическое отношение к традиционным авторитетам, освобождение жизни от аскетических моральных требований. Отличия. Гуманизм – явление светской культуры, протестантизм – религиозной, гуманизм выходил из идеи земного благополучия лица, протестантизм – из идеи потустороннего спасения. Первые опирались на классиков, вторые – на Св. Писание.

 

Лекция 2

Политические изменения

В нач. 16 в. Европа делилась на ряд мощных политических объединений: Священную Римскую империю немецкой нации (Германия, Чехия, Нидерланды, восточная часть Франции и часть Италии), раздробленной на многие малые государства; Франция, Речь Посполитая; Англия с Ирландией; Испания; Скандинавские государства на севере, объединенные Кальмарской унией в одно целое под властью Дании; Италия, раздробленная на мелкие владения.

Зарождение современных европейских наций

В это время Европа была целой системой больших государств с национальными заданиями и экономическими интересами. Наиболее важным политическим феноменом нач. 16 в. стало зарождение современных европейских наций. Просыпается национальное самосознание европейских народов. Это время перехода от средневекового феодализма к централизованным монархиям Нового времени. Экономический расцвет создает благоприятные условия для укрепления отдельных княжеств, формирования централизованных государств.

Испания на протяжении 711-1492 годов была разделена на несколько государств, которые вели борьбу с маврами. Только в конце 15 в. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский своим браком объединили Испанию. В результате Реконкисты Испания тесно совместила свою национальную идентичность с католической верой. Однако ее католицизм был своеобразным. Она никогда не была частью Священной римской империи. Церковная иерархия в стране фактически подчинялась королевскому управлению, которое также контролировало действия инквизиции.

Франция вступила в 16 в. как наиболее централизованное государство Западной Европы. Когда в Испании и Англии королевская власть имела многочисленные ограничения, то во Франции их не было. Столетняя война с Англией способствовала консолидации французов, ускорила рост их национального самосознания. Постепенно Франция становилась центром христианского мира, даже папский престол попадал в зависимость от нее.

Англия окончательно консолидировалась в 15 в. в годы правления Генриха VII. Когда он умер в 1509 г. его власть унаследовал Генрих VIIІ, который стал королем и Ланкастера и Йорка. Политическое объединение шло рядом с ростом национальных чувств. После того как папское в период Авиньйонского плена попало в зависимость от Франции, в стране возросло осознание того, что интересы папского противоположны национальным интересам Англии. Соответственно, страна отказалась платить Риму ежегодные выплаты и другие средства и фактически отделила церковь Англии от папы.

Германия в нач. 16 в. была конгломератом практически независимых государств. Император Священной Римской империи пытался управлять ими, однако его власть ограничивали многочисленные конфликтующие интересы князей. Императоры из дома Габсбургов имели наследственную власть над частью империи и избирались управителями всей, они очень часто ставили свои династические интересы выше государственных и тормозили процесс национального объединения немцев. Однако, невзирая на политическое разделение, в Германии происходил рост национального самосознания.

Таким образом, в нач. 16 в. Западная Европа не была больше единой империей. Новообразованные государства оказались в противоречии не только с императором, но и с Римским папой. Новые централизованные государства выступали против концепции универсальной церкви, которая провозглашала свою юрисдикцию над национальными государствами. Большое церковное землевладение уменьшало власть королей в их государствах, а тяжелые церковные налоги усиливали враждебное отношение к Риму.

Поскольку Германия не мала своего национального правителя для защиты ее интересов, папской курии было легче выкачивать отсюда средства и владеть значительными территориями в стране. Национальное недовольство немцев по поводу вывоза богатств из страны создавало атмосферу, которая способствовала каждому антиримскому движению.

Национальные государства стали оппозицией Римской церкви, особенно в Англии и Франции, где монархи и могучий средний класс пытались помешать оттоку средств в папскую казну. В 1438 году во Франции была принята “Прагматичная санкция”, которая требовала, чтобы французская церковь управлялась королем страны. Англия в уставах 1351 и 1353 годов запретила папе назначать на вакантные должности в церкви Англии людей без согласия местного духовенства и одобрения короля и запретила обращаться из судов Англии в папский суд.

Социальные изменения.

Изменения, которые проходили в социальной структуре, убыстряли разочарование средневекового человека в католической церкви. В нач. 16 в. в результате усовершенствования орудий труда, развития производственных сил, роста производительности в промышленности и сельском хозяйстве Европа переживает экономический взлет.

Кроме внутренних факторов существуют достаточно много внешних:

- расширение торговли повлекло великие географические открытия (Африка, Южная Азия и Америка), полосу завоеваний, образования колоний. В связи с этим происходит развитие новых хозяйственных отраслей, прогресс в науке, технике, военном деле, зарождение элементов мирового рынка

- массовый наплыв в Европу драгоценных металлов и революция цен

Важная примета времени – бурное развитие городов. Они становятся не только центрами политической и культурной жизни, но и сосредоточением больших промышленных предприятий (централизованных мануфактур) и капитала. Его появление и постепенное накопление привели к развитию финансовых операций, образования банковского дела, а также – к разложению структуры феодального общества, углублению сословного расслоения, появлению буржуазии.

Таким образом, возникновение протестантизма было подготовлено предыдущим ходом экономического, политического и духовного развития европейского общества времени Средневековья. Не случайно, Реформация получила наибольшие успехи в тех странах, где назрели национально-освободительные движения, происходил процесс формирования национальных культур и церквей.

 

Лекция 3

Детство и юность

Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 года в Эйслебене, главном городе графства Мансфельд (Саксония). Его родители Ганс и Маргарита были бедными крестьянами, которые переехали в город в поисках заработка. Постепенно родители Лютера выбивались из бедности и достигли достатка, однако детства Мартина проходило в материальном затруднении.

Через суровый характер родительского воспитания, ребенок жил в вечном страхе. В 1490 г. Мартин пошел в начальную школу, в которой также господствовала жесткая система воспитания, построенная на телесных наказаниях. В 1497 г. родители отправили четырнадцатилетнего Мартина в Магдебург во францисканскую школу. Родители не имели возможности удерживать его, и он был вынужден поддерживать свое существование нищенством и пением псалмов. Узнав о лишениях сына, родители перевели его в г. Эйзенах, однако и здесь его положение не было лучшим. Однако в городе он попал в дом богатой мещанки Урсулы Котты, которая содержала его некоторое время. После трехлетнего пребывания в Эйзенахе в 1501 г. Лютер переселился в Эрфурт и поступил в местный университет. Он прошел обычный курс учебы и окончил университет в 1502 г. со степенью бакалавра. Степень магистра он получил в 1505 г.

Монастырь

Ганс Людер мечтал о том, что его сын станет юристом, и он был очень огорчен, узнав, что его сын решил стать монахом, и нашел себе пристанище в августинском монастыре в Эрфурте. В своем труде “Относительно монашеских обетов” Лютер говорит: “Не из свободной воли или по желанию я стал монахом, но укрепленный пережитым мной ужасом и агонией внезапной смерти. Я дал тогда вынужденный, но и необходимый обет”. Он продал большую часть своих книг и 17 июля в 1505 г. пошел в монастырь в Эрфурте.

Лютер рассчитывал, что побег в монастырь сможет привести его к совершенству и умилостивить Бога. Вспоминая о своем пребывании в монастыре, Мартин позже писал: «Если когда-либо монах спасался монашеством, то и я должен был достичь этого.» Через год его постригли в монахи под именем брата Августина, однако его душа находилась в состоянии беспокойства. Мысль о том, что монашество не спасает от искушений, не давала ему покоя, вела к отчаянию. «И денно и нощно меня пугал внутренний голос: кто знает, угодны ли твои подвиги Господу». Постоянное внутреннее раздвоение и аскетический образ жизни расшатали его здоровье. Через два года после поступления в монастырь, в апреле в 1507 г., он был посвящен в сан священника. По этому случаю, отец Лютера примирился с сыном.

Виттенбергский университет.

В 1508 г. Лютер поступил преподавателем в Виттенбергский университет. “Замковая церковь” была тесно связана с университетом, и курфюрст Саксонии Фридрих III Мудрый (1463-1525) предоставлял щедрое покровительство обоим. В конце 1510 г. Лютер осуществил поездку в Рим по делам своего ордена. Во время поездки его чувства убежденного католика были оскорблены легкомысленностью римского духовенства. Лютер получил степень доктора теологии 19 октября в 1512 г. и вскоре стал профессором кафедры библейской теологии. В своих лекциях Лютер критиковал схоластическую теологию, поддерживал движение гуманистов, однако открытого протеста против злоупотреблений в церкви не делал.

Разрыл с Римом

Борьба против индульгенций.

Индульгенции были заменой части светских наказаний, наложенных за грех, а также процедурой духовного покаяния, которое требовало пожертвований в интересах церкви от грешника, чтобы он мог получить отпущение грехов. В конце концов, существование индульгенций стало иметь в виду, что Боже прощение может быть куплено или продано, или же что они действенны и для тех, кто не покаялся. Масштабы злоупотреблений оказались наиболее угрожающими именно в Германии, где слабая центральная власть была не в состоянии им помешать.

Конфронтация назревала уже тогда, когда в 1476 г. папа Сикст IV распространил свою власть на души в чистилище. Обращенные к жадности и страху людей, возмутительные предложения торговцев индульгенциями были предметом общего недовольства. Но непосредственной причиной публичного протеста Лютера послужила индульгенция, продажу которой в Саксонии курфюрст Фридрих запретил, хотя в близлежащих землях она свободно распространялась.

Девяносто пять тезисов.

Причиной возмущения Лютера была деятельность продавца индульгенций, доминиканского монаха Иоганна Тецеля. Когда монах развернул свою деятельность в окрестностях Виттенберга, Лютер начал критиковать эту практику, указывая, что отпущение грехов дается только тем, кто искренне кается и живет согласно заповедям Божьим.

В ночь на 1 ноября в 1517 г., на праздник Всех Святых, Лютер написал и прибил к дверям церкви 95 тезисов, в которых критиковал заведенную практику раскаяния и начертил первые шаги очищения христианства от искажений, что их он видел в теории и практике католицизма. Обосновывая правовую и моральную беспочвенность индульгенций, он раскрыл библейские принципы учения о покаянии (1-4 тезиса). Отрицая власть папы над душами в чистилище (8-29 тезисы), поставил под сомнение право законность самого института папского, его претензий на апостольскую преемственность. Рисуя непривлекательный образ католического духовенства, противопоставил ему нравственность и чистоту евангельских персонажей (41-52 тезиса). В 53-80 тезисах обосновав незаконность церковного запрещения на чтение простым народом Слова Божьего, поднес значение Евангелия в спасении. Самым глубоким разрывом с католическим мировоззрением стали последние тезисы Лютера: он проводит четкую границу между «внешней» религией и «внутренней» верой во Христа.

После публикации тезисов они на протяжении 2 недель стали известны всей Германии, а за месяц облетели всю Европу. Мысли, выраженные в тезисах, получили поддержку разных социальных слоев: князей, бюргерства, низов. Патриотически-национальная и социальная оппозиция папству получила в тезисах свой лозунг. Лютер не был доволен таким резонансом своего выступления.

Быстро появились первые отзывы на тезисы Лютера, папский цензор Сильвестр Приерий требовал сжигания еретика, однако часть теологов поддержала Лютера. Для разъяснения своих взглядов Лютер написал объяснение к тезисам известное под названием «Resolutiones». В произведении автор делает различие между решениями папы и постановлениями собора, которые одни могут считаться безошибочными. Относительно отпущения грехов он утверждает, что хотя Бог и дарует его через служителя церкви, однако лишь на основании веры в божественную благодать, а потому если священник и откажет в прощении тому, кто действительно верит, то Бог все равно простит ему. Таким образом, Лютер разрывал связь христианина с иерархией и провозглашает “христианскую свободу”.

Лютер перед Каэтаном

В ответ Рим стал требовать выдачи Лютера на суд. Осенью в 1518 г. в Аугсбурге состоялась встреча Лютера с папским легатом Каэтаном, на которой от Лютера требовалось отречься от своих взглядов, однако он отказался. Каэтан требовал, чтобы курфюрст Фридрих Саксонский выдал монах на суд в Рим, и князь ответил, что нельзя требовать от Лютера отречения, если не доказана ошибочность его взглядов, а потому он имеет право защищать себя на диспутах. Новый папский нунций Карл Мильтиц в нач. в 1519 г. пытался задобрить М.Лютера, побуждал его написать письмо папе, в котором тот признавал, что был слишком резок в своих нападениях на церковь и выражал ей свою покорность.

Диспут с Экком

Летом этого же года состоялся диспут Лютера с профессором Экком. Диспут состоялся в Лейпциге и в его время Лютер подтвердил свою позицию, признав, что единственным авторитетом для веры является Писание. Стало понятно, что он не вернется назад. Не удовлетворяясь пропагандой своих идей в проповедях и лекциях, реформатор развил поражающую литературную деятельность, создавая все новые полемичные произведения.

В этот период теология Лютера была в основном “теологией креста”, то есть она придавала особенное значение откровению Христа на кресте. Согласно с Лютером, “теология креста” кажется безумием мудрости мира и естественной теологии власти и величия, которое он критиковал как схоластическую “теологию славы”.

Продолжение Реформации

Никакие попытки остановить реформатора указаниями на то, что его деятельность может привести к ужасному расколу церкви, не действовали. Он писал Спалатину: “Заклинаю тебя, если ты предан Евангелию, то не должен думать, что его дело можно вести без смут, искушений и гнева. Нельзя сделать из меча – перо, из войны – мир. Слово Боже – это меч, война, разрушение, искушение, гибель, яд.”

В это время Лютера стали поддерживать часть гуманистов (Ф.Меланхтон, Ульрих фон Гуттен) и рыцарей (Франц фон Зиккинген). Ободренный их поддержкой реформатор начал выступать в более патриотическом духе, обращая свои надежды на светскую власть.

В августе в 1520 г. вышла печатью новая книга Лютера “Его императорскому величеству и христианскому дворянству немецкой нации” – это целая программа превращения не только церкви, но и государства, цель которого освободить Германию от зависимости от Рима. По его мнению, все члены церкви, как духовные, так и миряне имеют одинаковые права как христиане. Разница между ними лишь в должности. Потому духовенство не должно иметь никаких преимуществ, собственной юрисдикции. Поскольку папа по духовным делам не стоит выше других христиан, то последние могут понимать Слово Боже не хуже от него. Если же папа поступает вопреки Писанию, то собор имеет право осудить его. Лютер энергично осуждает все формы зависимости национальных церквей от Рима.

Переходя к реформе церковно-моральных порядков, Лютер требует отмены безбрачия духовенства, ограничения монастырей, отмены обязательных постов, многочисленных праздников, пилигримств, призывает реформировать университеты, освободив их от церковного влияния. Этот труд поднес Лютера в ранг общенационального героя и пророка.

Радикальная реформа Лютером постулатов католицизма осуществлена в труде “О вавилонском пленении церкви”. Реформатор сокращает число таинств, указывает на их истинное значение. Относительно причастия, то Лютер требовал, чтобы оно совершалось под обоими видами, и отрицал католическое учение о транссубстанциализации, настаивая на буквальном понимании слов “Сие есть тело Мое”.

Эти два произведения завершают разрыв Лютера с римской церковью. В ответ, Рим издал буллу, в которой учение Лютера было осуждено как еретическое, а Лютер получил 60 дней для того, чтобы покаяться. Лютер написал открытое письмо папе. К этому письму он присоединил небольшую книжку “О свободе христианина”, в которой он выкладывает “всю сумму христианской жизни”.

Большинство немецких князей отказались опубликовать папскую буллу в своих владениях. Укрепленный общей поддержкой, Лютер отважился на неслыханный шаг: 10 декабря в 1520 г. на торжественном ходе из студентов и профессоров папская булла была сожжена. По этому случаю, он сказал: “Ты изуродовала правду Божью, так пусть же Бог разрушит тебя в этом огне!”

Сейм в Вормсе

В апреле в 1521 г. Лютер был вызван на сейм в г. Вормс для того, чтобы отречься от своего учения. 11 апреля реформатор был приглашен на заседание сейма, однако без права защищать свои взгляды. Блестящее собрание сановников империи напугало Лютера, он отвечал на вопрос несмело и попросил один день на размышления. Однако на следующий день, когда он явился на собрание, в его тоне не было колебания и испуга. На вопрос хочет он защищать все свои произведения или готов отречься Лютер ответил, что откажется от своего учения только, когда ему на основании Писания будет доказана ошибочность его взглядов. Лютеру было поставлено требование дать в четкой форме ответ на вопрос или готов он отречься своего учения. На это Лютер ответил:

“От меня хотят прямого, ясного и категорического ответа. Хорошо, я отвечу вам прямо, без всяких изворотов. Я не могу подчинить своей веры ни папе, ни соборам, потому что ясно, как день, что они часто впадали в заблуждения и даже противоречили сами себе. Потому, если меня не убедят свидетельствами Св. Писания или очевидными доказательствами ума, если меня не убедят теми же текстами, которые я привел, и если таким образом мою совесть не свяжут Словом Божьим, то я не могу и не хочу отказываться ни от чего, потому что не подобает христианину поступать против своей совести. Я весь здесь перед вами. Я не могу иначе. Пусть поможет мне Бог. Аминь.”

После этого сейм выдал эдикт, согласно с которым вступала в действие папская булла. Однако, когда Лютер покидал Вормс, он был похищен рыцарями Фридриха и отвезен в замок Вартбург, в котором провел полтора года. Эти полтора года стали также периодом напряженного труда: в печати появляются трактаты, толкования, сборники проповедей, полемические брошюры. Здесь же начато дело всей его жизни – перевод Библии на немецкий язык. В 1523 г. был завершен перевод Нового Завета, а Ветхий Завет был переведен в 1533 г.

Радикальная и умеренная Реформация

Во время отсутствия Лютера Реформация набирала оборотов, иногда радикальных. Лютер выступал против спешки, а также принудительных действий, считая, что сущность религии заключается не во внешних формах, а во внутреннем настроении. В марте в 1522 г. реформатор был вынужден вернуться в Виттенберг из-за роста влияния “цвиккауских пророков.” Это были два суконщика из саксонского города Цвикау, к которым примкнул также прежний Виттенбергский студент Маркус Штюбнер. Они намного выше Писания ставили внутреннее откровение. Их проповедь в Виттенберге произвела сильное впечатление на антикатолическое движение, управляемое Карлштадтом. Меланхтон не отважился вмешаться и обратился за советом к Лютеру.

Вернувшись, он принял обязанности проповедника Виттенбергский церкви и сказал там проповеди о главных положениях христианской веры. Здесь раскрылись очевидные отличия между консерватизмом Лютера и радикальными реформаторами. Лютер не одобрял применения насилия. Он не верил, что мятеж может состояться без разрушений и кровопролития невинной крови. Он считал, что настоящие идолы находятся не в церковных стенах, а в сердцах людей.

С того времени и дальше Лютер вел войну на два фронта: против католиков и против тех, кого обобщенно называл “энтузиастами”. Одним из результатов восстания в Виттенберге было как раз замедление хода практических превращений, и хотя Лютер ввел реформированный порядок богослужения (“Формула мессы”, 1523), но только в 1526 г. он представил литургию немецким языком (“Немецкая месса”). Однако, все-таки, евангельское движение разрасталось по всей Германии. Нюрнбергский рейхстаг 1522-23 гг. отказался ограничивать деятельность евангельских проповедников.

Водораздел 1525 г.

Значительным препятствием для развития Реформации стала крестьянская война в Германии в 1525-1526 гг. Программы крестьян содержали требования конкретных средневековых свобод. Некоторые крестьяне требовали отмены основ феодального строя: крепостного права, десятин, разрешению свободного пользования земельными угодьями, права избирать своих пасторов и евангельской проповеди.

Некоторые более рассудительные крестьяне включали Лютера в число своих возможных арбитров. Он сам опубликовал в мае в 1525 г. “Напутствие к миру”, в котором проанализировал “Двенадцать статей” швабских крестьян и выразил им сочувствие, но только в их жалобах на притеснения. Лютер также критиковал князей, но отбросил понятие так называемого “христианского восстания”: «Мои дорогие друзья, христиане не такие многочисленны, чтобы им вместе собираться в толпу». Однако, когда крестьяне проявили жестокость во время восстания, реформатор, боясь компрометации Реформации связью с крестьянским бунтом, перешел на сторону князей и выдал брошюру “Против кровопийц и мятежников-крестьян”, в которой призывал убивать крестьян. Крестьянское восстание было утоплено в крови, а их положение еще больше ухудшилось.

Лютер отказался примкнуть к выступлению крестьян. Тем самым он подтолкнул много крестьян на сторону радикальной Реформации. В Германии набирала роста тенденция о том, что именно Лютер и является виновником крестьянского восстания. Резкий тон памфлетов Лютера, направленных против духовенства, его призывы к освобождению церкви, беспощадная критика власти и действительно усиливали радикальные настроения. Отречение Лютера от событий крестьянской войны создавало впечатление об измене им собственному народу. Такой ход вещей можно объяснить лишь тем, что Лютер был убежден в том, что его слово – это слово Христа, а потому восставшие крестьяне, которые компрометировали его дело, были слугами дьявола.

Бракосочетание

Год 1525-м стал поворотным для карьеры Лютера и в других отношениях. В июне в 1525 г., Лютер “дьяволу назло” женился на прежней монахине Катарине фон Бора, которая оказалась прекрасной женой. Дом был для Лютера символом христианского призвания, и он включал домашнюю жизнь в число своих “трех иерархий” (или “порядков создания”) христианского существования в этом мире, тогда как двумя другими для него были его политическая и церковная жизни.

Лютер и Эразм

В 1525 г. состоялся открытый разрыв с Эразмом Роттердамским. Эразм видел в Лютере неистового, догматичного монаха-теолога, и разочаровывался в Реформации. Папа, император, князья, ученые требовали, чтобы Эразм прямо заявил, на какой он стороне. Потому он опубликовал в 1524 г. книгу “Диатриба или рассуждение о свободе воли”. В ней он поддал критике доктрину Лютера о порабощенной человеческой воле. Ответ Лютера вышел в свет лишь в декабре в 1525 г. Это был трактат “О рабстве воле”, который показал глубину разногласию Лютера с гуманизмом.

Новый курфюрст саксонский Иоганн, вместе с другими курфюрстами, особенно, Филиппом Гессенским, и с Альбрехтом Бран<







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.