Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Образование миссионерских обществ





Миссионерство (от лат. misio – отсылка, поручение) – распространение представителями религиозных организаций своей веры среди населения, которое исповедует другую религию.

Среди мировых религий христианство выделяется наибольшей миссионерской активностью. Начав свою историю в ср. І в. церковь к ІІІ в. распространила свое влияние на Римскую империю, на протяжении ІІІ – VIII в. – Западную Европу, в ІХ - ХІ в. Центральную и Восточную Европу, Скандинавию. В поздние средние века, когда христианизация Европы была завершена, церковь в лице францисканцев и доминиканцев развернула миссионерскую деятельность на Ближнем Востоке и в Сев. Африке, также в Индии, Китае.

В период Новой истории христианство обнаружило значительную миссионерскую активность. В 1622 г. в Риме была основана Конгрегация по пропаганде веры, которая осуществляла общее руководство миссионерскими мероприятиями во всемирном масштабе. Другой характер имело созданное в 1663 г. Общество иностранной миссии (Париж) – первая христианская организация, цель которой заключалась в миссии среди нехристиан. Орден иезуитов развернул миссионерскую работу в Индии, Малайе, Японии, Цейлоне, а также Китае (Матео Риччи). В этот же период началась миссия среди индианцев Америки, особенно следует отметить Бартоломео лас Касаса (1474-1566), а также францисканцев. Именно они принесли христианство в Мексику, Калифорнию.

Северная Америка стала полем деятельности протестантских миссионеров. Английские поселенцы первыми вступили в контакт с нехристианами. Джон Эллиот (1604-1690) возглавил миссию среди индианцев, переведя на их язык Новый Завет (напечатанный в 1661 г.), его дело продлил Давид Брайнерд (1718-1747). Однако, первыми, кто разработал концепцию всемирного миссионерского труда, были моравские братья, которые в ХVІІІ в. выслали своих миссионеров в разные страны мира. Свои усилия к их труду приобщили миссионерские организации Великобритании – Общество пропаганды Евангелия в иностранных частях (1701), Общество распространения христианского знания(1699). Однако серьезное осознание ответственности за распространение христианства пришло в протестантизм только с развертыванием идей пиетизма и ревайвиализма. Ярким проявлением этого стала, в частности, активная миссионерская деятельность пиетистского центра в Галле.



Влиянием евангельского пробуждения на Англию объясняется значительный рост заинтересованности миссиями в этой стране в кон. 18 в. Начался период образования больших миссионерских обществ, первым среди которых было Баптистское миссионерское общество, основанное в 1792 по инициативе Уильяма Карея (1761-1834), отца современного протестантского миссионерства. Наследуя его пример, межконфессиональная группа сформировала в 1795 г. Лондонское миссионерское общество, а англиканская церковь – Церковное миссионерское общество(1799). Именно эти три организации вместе с теми, которые образовались в следующем веке, стали во главе миссионерской работы английских христиан. Шотландские пресвитериане учредили Миссионерское общество в Глазго (1796), а евангельские христиане Церковное миссионерское общество (1797). Ведущими миссионерами последнего были Пилкингтон, миссионер и переводчик в Уганде, и Джордж Такер, который сделал много для входа Уганды в Британскую империю. В 1817 методисты организовали Веслеевское миссионерское общество. Из Англии интерес к созданию миссионерских обществ был перенесен на континент, где Нидерландское миссионерское общество (1797) и Базельский миссионерский институт (1815) дали начало возникновению аналогичных учреждений в Германии, Франции, Швейцарии. Подобный процесс происходил в США.

Развертывание миссионерского движения протестантских, церквей особенно Великобритании, в ХІХ в.. объясняется не только внутренней логикой развития христианства как мировой религии, но и влиянием политико-экономических факторов. После наполеоновских войн среди европейских государств, которые переживали индустриальную революцию, возросла борьба за рынки сбыта, что обратило их внимание на увеличение колониальных владений. Вслед за Великобританией, Францией и Нидерландами, которые уже были огромными колониальными империями, в борьбу за еще не завоеванные колонии вступили Германия, Бельгия и Италия. Христианские церкви по-разному относились к этому процессу, осуждая трактовку жителей колоний, как людей второго сорта. Однако преимущественно все изъяны колонизации оправдывались теми выгодами, которые могли бы получить автохтонные жители, приобщившись к западному индустриальному миру демократии и христианства. Эти рассуждения имели под собой реальную почву – сложно переоценить значение распространения в колониях медицинской помощи и образования. Привлечение в мировой рынок многих колоний обусловило их экономическое развитие. Однако нельзя недооценивать и негативных результатов колонизации – обезземеливания широких слоев крестьянства, разрушения автохтонной культуры и привычного уклада жизни, увеличение разрыва между бедными и богатыми нациями. В конечном итоге, претензии на расовое и культурное превосходство, которые лежали в основе колонизации, неминуемо привели к вспышке антиколониальной борьбы, которая развернулась в середине ХХ века.

Христианские церкви Запада испытывали влияние колониализма, хотя связь между колониализмом и миссионерским движением достаточно неоднозначным. В частности, часто звучали обвинения миссионеров в том, что они являются агентами империализма, хотя многие из них остро критиковали разнообразные аспекты колониальной политики. Не совсем верным является утверждение, что миссионерский труд разворачивался лишь на колонизируемых территориях – известно много случаев, когда миссионеры были первыми белыми людьми, которые посетили регионы, еще до того, как на них побывали торговцы и колонизаторы. Не простыми были отношения миссионеров с местными органами власти и торговыми кампаниями, которые побаивались, что религиозный конфликт может привести к упадку торговли. Правительства метрополий не оказывали помощи миссионерским мероприятиям, относясь к миссионерскому движению нейтрально или со скрытой враждебностью. В частности, правление Британской Ост-индской Компании длительный период пытались не допускать миссионеров на подконтрольные ему владения. Основной опорой миссионерского движения стали миссионерские и библейские общества.

Азия и Океания

Первым направлением, в котором они развернули свою работу, стала южная часть Тихоокеанского побережья. В 1797 г. Лондонское миссионерское общество начало деятельность на Таити, методисты активно работали на островах Тонга (после обращение короля методистская церковь стала здесь государственной), Фиджи. Острова Самоа были обращены к христианству благодаря усилиям таитянских миссионеров во главе с Джоном Вильямсом (1796-1839), который погиб, проповедуя Евангелию на Новых Гибридах.

В Индии миссионерскую работу начал У.Карей, который пытался предоставить ей всесторонний характер, применяя такие разнообразные миссионерские средства как формирования системы высшего образования, социальные реформы, агрокультурную помощь, переводы и публикации христианской литературы. Имея особенное умение к изучению языков, Карей на протяжении своей жизни полностью или частично перевел Библию на тридцать пять языков. Именно система образования стала основным вкладом миссионерства в жизнь Индии – христианскими миссионерами были открыты сотни школ и колледжей. Пионером и защитником роли образования в распространении христианства в Индом был Александр Дафф (1806-1878), он пытался распространять христианство среди высших индийских каст, но к удивлению основная масса сторонников христианства происходила из низших каст. В нач. ХХ в. в Индии было 10 млн. христиан. Рядом с католиками и сирийцами значительный процент (50 %) составляли протестанты – англиканцы, методисты, баптисты. Это объясняется тем, что протестантские миссионеры отрицали кастовую систему, в частности, в таинстве причастия принимали участие все верующие индейцы независимо от кастового деления. Следовательно, протестантизм в Индии стал одной из опор движения за отмену кастового деления.

В Китае миссия началась значительно позже, поскольку правительство страны придерживалось политики изоляционизма. До 1860 г. миссионерам не было разрешено въезжать в страну, а большую часть ХІХ в. их положение оставалось нетвердым. В отличие от Индии, где преимущество имели англиканские миссионеры, в Китае доминировали кальвинистские группы. Шотландец Роберт Моррисон перевел Библию на китайский язык. Особенную роль сыграла Внутренняя китайская миссия, основанная в 1865 г. Хадсоном Тайлором (1832-1905), которая работала на основе экуменического подхода. В последние годы ХІХ в. Китай стал более открытым к западной цивилизации и предоставил доступ миссионерам для труда в стране, что обусловило быстрый рост в Китае христианских образовательных и медицинских учреждений.

Япония оставалась закрытой для христианских миссионеров до 1859 г., а образованная впоследствии японская церковь всегда была немногочисленной. Определенный подъем начался в 1880-х гг., когда благодаря усилиям американских протестантов к христианству обратились представители аристократии и интеллигенции. Япония является единственной страной, в которой была эффективной миссия Российской православной церкви (1861).

Соседняя Корея столкнулась с христианством через католическую церковь в Пекине, однако доступ протестантским миссионерам в страну был разрешен лишь в 1884 г. Стратегия методистских и пресвитерианских миссионеров заключалась в том, чтобы создать церкви, которые с самого начала были бы на собственном иждивении, и в том, чтобы развивать корейских лидеров для этой церкви. Благодаря этому Корея стала наиболее христианизированной страной Дальнего Востока после Филиппин.

Среди других азиатских территорий большую церковь имеет Цейлон (10% население). Западная Азия, родина ислама, является наиболее закрытым регионом, а потому христианское влияние здесь распространяется через образовательные и медицинские заведения. Филиппины были испанской колонией, а потому их население в начале ХІХ в. было преимущественно католическим.

Африка

Тяжелые климатические условия были помехой распространению христианства в Африке, однако в ХVІІІ в. на западноафриканском побережье развернулась миссионерская деятельность. Семюел Кровтер (1809-1891) прежний американский раб вернулся в Нигерию и учредил в стране большую англиканскую церковь. В это же время началась работа в Юж. Африке под руководством Лондонского миссионерского общества. Роберт Моффат (1795-1883) – перевел Писание на язык основных племен Юж. Африки, побуждал британское правительство предоставить им основные гражданские свободы. Великим миссионером в Африке был ученый Давид Ливингстон (1813-1873), который в 1841 г. начал большое путешествие по пустыни Калахари, а позже дважды прошел континент, проведя долгое время в изучении региона озер в центральной Африке. Его отчет о состоянии региона вызывал значительную заинтересованность в Англии и несколько миссионерских обществ последовали его примеру. В нач. ХХ в. в Африке христианство распространялось в первую очередь ниже Сахари, имея основные центры в Конго, Южной Африке, Мадагаскаре и Уганде, в каждой из этих стран христиане составляют 25-50 %. Значительным успехом христианской миссии в кон. ХІХ в. стало обращение черного населения в Северной Америке.

В ХХ в. христианская миссия встретилась с новыми трудностями в лице коммунизма, национализма и распространения негативной реакции против западной цивилизации. Рост антихристианского движения на Западе привел к осознанию того, что прежняя родина христианства теперь сама должна трактоваться как объект миссионерского служения, что привело к развитию внутренних миссий. Число внутренних протестантских миссионеров выросло с 15 000 в 1903 г. К 34 000 в 1956 г.

С нач. ХХ в. миссионерская деятельность координируется во всемирном масштабе, в 1910 г. в Эдинбурге состоялась первая международная протестантская миссионерская конференция. По ее решению был создан Международный совет миссий, который имеет свои периодические издания, входит в состав Всемирного совета церквей. В современном мире около 40 стран отправляют протестантских миссионеров, свыше 100 – принимают, около 60 – частично или полностью ограничивают деятельность иностранных миссионеров. Христианская миссия применяет достаточно много новых форм – это образовательная и медицинская помощь, содействие в развитии агрокультуры, борьба с необразованностью среди взрослых, социальная работа в городах, медицинское образование, разного рода техническая и научная поддержка. Библия была переведена больше чем на 1100 языков, а в нач. 1950 христианские церкви были основаны во всех странах мира, кроме Внутренней Монголии.

 

Лекция 19









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.