Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Евангельские пробуждения (ревайвиализм)





История христианства характеризуется периодами вспышек религиозной активности, которые получили название пробуждений или ревайвиализма. Этим термином обозначается обращение религии не только к рациональной сфере личности, но и к эмоциональной. Оно основывается на положении, что живое христианство начинается с ответа человека на евангельский призыв к покаянию и возрождению через веру в Христа. Следствием такого переживания становится установление персональных взаимоотношений с Богом. Существует мысль, что ревайвиализм является чисто американским явлением, однако исследования показывают, что он имел место в разных направлениях протестантизма, а также и в католической традиции.

Корень ревайвиализма следует искать в реакции на рационализм Просветительства и формализацию протестантских церквей в ХVІІ в. Пиетизм пытался противостоять деперсонализации христианства и делал ударение на опытном элементе веры, который заключался в личном посвященные жизни для Бога, а также в активной миссионерской деятельности. Именно субъективный религиозный опыт стал силой, что привела к обновлению протестантизма, в частности в Америке.

Великое пробуждение.

С начала образования поселений в Америке многие колонисты считали, что личный религиозный опыт является важным элементом христианской жизни. Однако, обобщение этой тенденции состоялось во время серии событий, которые начались в Нортхамптоне, штат Массачусетс. Большое пробуждение началось с проповедей Теодора Фрелингузена в голландских реформатских обществах штата Нью-Джерси в 1726 г. Это движение за возобновление истинных христианских норм жизни повлияло на пресвитерианских проповедников Гильберта Теннета (1703-1764) и Вильяма Теннета-младшего (1705-1777), какие стали предвестниками пробуждения среди шотландцев и ирландцев. В частности, в 1726 г. В.Тенет учредил колледж для подготовки пасторов, которые бы проповедовали кальвинизм, призывая людей к обращению.



Основной чертой теологии движения было ударение на обращении, личном опыте, личном чтении Писания и тенденция к страстному поклонению. Наиболее важным лицом американского пробуждения стал Джонатан Эдвардс (1703-1758). После учебы в Йельском университете он пережил обращение подобно Весли. Это переживание славы и власти Бога сформировало у Эдвардса типично кальвинистские взгляды, особенно, относительно доктрины безусловного избрания, которая проистекала из учения Кальвина о суверенности Бога. Как пастор и красноречивый оратор он проповедовал доктрину божественного выбора как ключ к правильному пониманию христианской жизни. По Эдвардсу безусловный выбор не разрушает свободу, которая заключается в способности выполнять свои желания, потому что все, что делает божественная благодать, это направляет волю к верному выбору. Его кальвинистский пиетизм вел к попытке внедрить жесткую дисциплину в общине, за что позже он потерял должность пастора. Хотя Эдвардс читал свои проповеди, его искренняя манера обеспечивала чрезвычайный эффект на слушателей. Ярким образцом является проповедь в 1741 г. под названием “Грешник в руках разгневанного Бога”.

Пробуждение, которое началось в 1734 г., за несколько месяцев распространилось по всей Новой Англии и достигло своего пика в 1740 г. Пресвитериане средних колоний перенесли огонь пробуждения на юг, где его возглавили Самьюел Девис (1723-1761) и Даниел Маршал. Вскоре после этого Новую Англию посетил Джордж Уайтфилд, и под воздействием его проповедей многие переживали опыт обращения, что внешне выражалось в покаянии и радости. Эдвардс, хотя он и был конгрегационалистом, однако пригласил англиканина Уайтфилда выступить с проповедью в его церкви, и рассказывают, что во время его проповеди пастор плакал. Это прибавило движению пробуждения новый импульс. Одни проповедники следовали примеру Уайтфилда и переезжали с места на место, а многие местные пасторы разных вероисповеданий начали с новым рвением проповедовать со своих кафедр и добивались в своих церквях чрезвычайного отзыва. Люди плакали, каясь в грехах, кричали от радости, получив прощение, а некоторые от избытка чувств падали в обморок.

Исследователи этих событий отмечают, что богослужения в этот период стали чрезвычайно эмоциональными. Такая реакция во время проповедей давала основания критикам утверждать, что движение пробуждения нарушает торжественность поклонения и является слишком эмоциональным. Многие лидеры пробуждения не были особенно эмоциональными людьми, и их цель заключалась не в увеличении эмоциональности служений, а в углублении духовной жизни верующих, их большего посвящения Богу. Хотя лидерами этого движения и его основными участниками были преимущественно кальвинисты, в исторической перспективе наибольшую пользу от него извлекли баптисты и методисты.

Первые, баптисты были оппонентами движения, оценивая его как поверхностное. Однако, Пробуждение вело христиан к выводам, которые были благоприятны для баптизма. Ведь, если личное обращение является важным для христианской жизни, то это ставило под сомнение весомость крещения детей. Вот почему под воздействием событий 1734-1740 гг. много конгрегационалистов и пресвитериан отбросили практику крещения младенцев и стали баптистами. Еще одним результатом Пробуждения стало распространение сферы влияния баптистских и методистских церквей на американский Запад, где эти конфессии стали наиболее численными среди поселенцев.

Это движение, которое было родственно с европейским пиетизмом и методизмом, имело чрезвычайные результаты: около 30-40 тыс. людей и 150 новых общин присоединились к христианским церквам Америки, наблюдался значительный рост морального уровня населения, развернулась миссионерская работа, особенно, среди индианцев. В то же время, вынуждая пасторов избирать определенную позицию относительно этого движения, пробуждения вело к церковным расколам. Например, служители Новой Англии разделились на “Старых огней” (при руководстве Чарльза Ченси, который выступал против пробуждения, путешествующих проповедников и их кальвинистских принципов) и “Новых огней” (возглавляемых Эдвардсом, который поддерживал пробуждение и кальвинизм).

Пробуждение имело и определены политические следствия, ведь оно оказалось первым движением общенационального характера, охватив все тринадцать колоний, которые позже образовали Соединенные Штаты Америки. Благодаря этому религиозному движению среди американских колоний выросло ощущение единства.

2. Второе пробуждение началось после получения США независимости, в 1787 г. в Виржинии, в небольшом колледже и вскоре распространилось на пресвитерианские церкви Юга, а также Востока. Для Второго пробуждения характерны не вспышки эмоциональности, а рост христианского посвящения и серьезности. Также движение не имело черт антиинтеллектуализма, а одним из его первых защитников стал президент Йельского колледжу Тимоти Дуайт, внук Д. Эдвардса. Оно также привело к определенным церковным расколам, однако, вместе с этим значительно улучшило религиозно-моральное состояние. Алкоголизм уступил место праведному поведению, вошло в практику проведения молитвенных служений, появилось движение воскресных школ.

Еще одним следствием пробуждения стало распространение миссионерства. С этой целью были основаны ряд обществ, важнейшими из которых стали Американское библейское общество (1816) и Американское правление уполномоченных в иностранных миссиях (1822). Аналогичные процессы происходили и на уровне отдельных церквей, которые образовывали специальные комитеты для поддержки миссионеров заграницей.

Другие общества, которые образовались во время Второго пробуждения заботились о разнообразных социальных проблемах. За отмену рабства боролось Американское колонизационное общество, а борьбу с алкоголизмом возглавило Американское общество распространения трезвости. Образовались и женские организации, которые пытались отстаивать права женщин.

Ревайвиалистскую традицию продолжал Чарльз Финней (1792-1875), юрист, который обратился в 1821 г. Именно в его церкви пришел к спасению Джеремия Ланпхиер, молодой нью-йоркский миссионер, который стал инициатором Пробуждения в 1858 г. Человек молитвы и оратор, он решил начать молитвенные служения каждой среды после обеда. На первом служении 23 сентября в 1857 г. присутствовали 6 человек, на втором– 20, на третьем – 40, потом участники служений решили собираться ежедневно. Ч.Сперджен писал “Молитвенное служение выросло до сотен участников, начались другие молитвенные собрания, напоследок в Нью-Йорке почти не осталось улиц без собственных молитвенных служений. Предприниматели находили время посредине дня, чтобы молиться. Молитвы стали ежедневными, длясь свыше часа.” На протяжении 1858 г. служения на Фултон-стрит начало посещать свыше 3 000 человек, этому примеру стали следовать в других больших городах Америки: в частности, в Филадельфии служения посещали 6 000 человек. Одним из признаков этого служения есть то, что в нем не было ярко выраженных лидеров, оно началось с освящения верующих, а его кульминацией стало обращение неверующих.

К маю в 1858 г. в Нью-Йорке покаялось 50 000 человек (все население города составляло 800 000), а в Новой Англии размах был еще большим. Один из газетных репортеров писал: “Главной заботой здесь является религия. Служения переполнены и торжественны, все в слезах под расплавляющей силой Святого Духа.” Эта же газета писала, что Новой Англии есть несколько городов, в которых невозможно найти взрослого человека, который не посвятил себя Христу. На западе страны обращения были такие серьезные, что люди ломали лед среди зимы, чтоб получить водное крещение. В известном Йельском университете покаялись почти все студенты, а в целом из 30 млн. населения США свыше 1 млн. людей обратились к христианству, а 1 млн. возобновили свою ревностность.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.