Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Либеральная теология. Ф.Шлейєрмахер.





1. Основные положения.

Либеральная теология (или модернизм) была главным богословским направлением в протестантизме в ХІХ в. К ее основным чертам принадлежит попытка адаптировать христианские идеи к современной культуре. Либеральные богословы утверждали, что мир испытал значительные изменения со времен раннего христианства, а потому библейская терминология и ее содержание является неприемлемой для современных людей. Хотя большинство из них признавало Иисуса Христа как откровение Бога, одновременно они пытались переосмыслить и передать христианскую веру в терминах, понятных современному миру. Либералы указывали, что христианство всегда адаптировало свои формы и язык к особенностям культурной ситуации.

Следующей чертой теологического либерализма было его утверждение, что религиозная вера не может базироваться на одном лишь авторитете Писания. Все доктрины должны пройти проверку разумом и опытом, а богословие должно быть открытым к новым фактам и истинам, независимо от источника их происхождения. В сфере религии не существует закрытых вопросов, потому она не должна защищать себя от критического анализа. Поскольку Библия написана авторами, которые были ограничены спецификой их времен, то божественное откровение не имеет статуса сверхъестественности, а потому не существует и абсолютного авторитета в вопросах веры.

Ведущей идеей либеральной теологии является учение о божественной имманентности. Бог рассматривается как таковой, который находится в мире, а не как трансцендентный к нему. Он является душой мира и его жизнью, так же как и Творцом. Потому Бога можно найти во всех сферах бытия, а не только в Библии. Поскольку Он присутствует и действует во всем, что существует, то не может быть различия между естественным и сверхъестественным. Хотя большинство либералов стремились сохранить доктринальную сущность христианства, некоторые из них развивали идею имманентности Бога к ее логическому завершению, то есть пантеизму. Имманентность Бога обусловила такие либеральные идеи, как существование универсального религиозного чувства, которое лежит вне границ религиозных институций и доктрин определенных религий. Конечно, это противоречило многим традиционным христианским догматам.



Либерализму был свойственный оптимизм во взгляде на человека. Считалось, что общество двигается в направлении реализации Царства Божьего, которое является состоянием морального совершенства человека. Церковь же является движением тех, кто посвятил себя подражанию принципам, установленным Иисусом, который дал наивысший пример неэгоистичной жизни любви, а члены Его общества работают вместе над строительством Царства. Либеральная эсхатология рассматривала Божью деятельность как такую, которая направлена на искупление и спасение, а не на наказание греха.

Источники и развитие.

Девятнадцатый век стал временем, экономические, политические и культурные трансформации которого поставили под сомнение актуальность христианства, по крайней мере, в его традиционный форме. Французская и американская революции начали процесс, в ходе которого все больше государств отказались от обязательств относительно поддержки церкви. Индустриальная революция привела к разрушению устоявшихся социальных структур, с которыми была связана церковь. Собственно само индустриальное развитие базировалось на серии научных открытий, которые поставили под вопрос такие компоненты христианского миропонимания, как сотворение мира на протяжении шести дней, существования потусторонней жизни, бессмертие души. Эволюционная теория Дарвина, развитие естественных наук и критического изучения Библии вынуждали христианское богословие адаптироваться к новым условиям.

В то же время, девятнадцатый век был периодом больших религиозных сдвигов в протестантских церквях, периодом образования миссионерских обществ, деятельность которых охватила все континенты. Собственно, попыткой сохранить христианство, привнесши у него научный подход, и стало либеральное богословие.

Теологический либерализм зародился в Германии, где в ХІХ в. сошлись несколько богословских и философских потоков. Немецкая мысль пережила глубокое влияние британской и американской теологии. Этический идеализм Канта и отрицание им возможности трансцендентного объяснения религии вели к ограничению роли знания и открывали путь для веры. Шлейермахер выдвинул идею о том, что религия является состоянием сердца, а ее суть заключается в ощущениях человека. Это сделало христианскую доктрину зависимой от философских систем, а веру – делом личного опыта зависимости от Бога.

Ведущим центром либеральной теологии была Тюбингенская школа. Наследуя принципы исторической эволюции Гегеля, ее представители рассматривали раннее развитие христианства (Ф.Бауэр) и Ветхого Завета (Граф, Вельгаузен), исследовали авторство и даты написание библейских книг, отвергая традиционное понимание Писания как божественного откровения. По их мнению, христианство было просто историческим завершением естественной религии. Начав от Д.Штрауса, либеральные теологи исследовали “жизнь Иисуса” с намерением очистить ее от догматичных формулировок церкви и воспроизвести жизнь конкретного человеческого лица. За завесой теологии и философии они нашли учение об этической религии, сведенной к идеям отцовства Бога и братства людей.

На протяжении второй половины ХІХ в. либеральная теология стала господствующей во многих западных протестантских странах: Франции, Великобритании, США. Либеральные теологи развивали идею строительства Царства Божьего и пропагандировали с этой целью, так называемое социальное Евангелие. Последнее делало ударение на необходимости улучшить общество, а не человека. Потому церковь должна обратить внимание со спасения отдельных грешников к коллективному действия по спасению всего общества.

Ф. Шлейермахер.

Наиболее влиятельным теологом ХХ в. и основателем либерализма у теологии был Фридрих Шлейермахер (1768-1834). Интеллектуальное развитие Шлейермахера было обозначено романтизмом, который выступал против классических норм в литературе и искусстве. Отбросив рационализм Просветительства, который возводил религию к сфере интеллектуального, Шлейермахер указывал, что религия является уникальным элементом человеческого опыта, который не ограничивается умственными и моральными чертами, а является непосредственным Его ощущением. Такое определение религии уменьшало ее суть к психологическим переживаниям или мистическому созерцанию, делало ее субъективным делом.

Шлейемахер провозглашал, что личная религиозная интуиция должна быть свободной от осуждения, угроз и страха. Для этого следует освободиться от мысли о том, что религиозное верование может быть “истинным” и “ошибочным”. Понятие истины не должно иметь места в религии, потому что религия – это не теория или учение, а состояние индивидуальной человеческой души. Религия – это восприятие Вселенной, которое открывает в каждой отдельной вещи присутствие единственного Божества. Следовательно, религиозный опыт становится сугубо субъективным, а вера каждого человека – безусловно, верной, поскольку она является частью восприятия единственного Божества в душе человечества.

Шлейермахер разорвал с традиционным взглядом на грех, отрицая историчность падения человека и учения о первородном грехе. По его мнению, праведность и греховность сосуществуют в человеке от начала, потому нельзя различать человека до и после падение. Однако, все же, человек не может спасти себя сама, и это обосновывает уникальность христианства, как религии, которая обеспечила искупление человечества через Иисуса Христа.

Пересмотр Шлейермахером христианской теологии имел радикальное значение для вопроса авторитета. На его взгляд, для веры не существует ни одного внешнего авторитета: Писания, церкви, исторических символов. Этот подход вел к критическому взгляду на Библию, ставил под сомнение ее авторитет, а также обусловил отрицание тех доктрин, которые верующий не переживал лично, например, непорочное зачатие Иисуса, Троица, второе пришествие Христа.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.