Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Религиозная жизнь в Великобритании.





Основными чертами религиозной жизни Англии были манифестация пробуждения в Англиканской церкви и либерализм. Арминианское пробуждения в нач. XVII в. повлияло на распространение личной религиозности, прежде всего среди рабочих и фермеров Англии, однако высшие классы государственной церкви были достигнуты новым кальвинистским пробуждением, которое началось в конце века. С 1790 до 1830 г. влияние пробуждения почувствовалось во внимании верующих к личному благочестию, а также в укреплении филантропической деятельности и важных социальных реформах.

Значительным событием стала отмена работорговли, в чем сыграл главную роль Вильям Вильберфорс (1759-1833). Благодаря его усилиям в 1772 р. решением суда в Англии было отменено рабовладение, а в 1807 г. парламент принял решение, которое запрещало англичанам принимать участие в торговле рабами. Евангельские позиции английских делегатов на Венском конгрессе в 1815 г. привели до того, что большинство европейских государств признали торговлю рабами незаконной. Хотя Португалия и Испания получили за это компенсацию в размере 700 тыс. фунтов. В 1883 г. был принят акт, который отменил владение рабами в британских колониях.

Другой выдающийся христианский общественный деятель лорд Шефстберри (1801–1855) посвятил себя служению бедным и обездоленным. В 1840 г. он провел закон, который запрещал определенные тяжелые работы для детей младше 16 лет, в 1842 г. – закон о запрещении использования в шахтах труда детей младше 10 лет и женщин. Джон Говард (1726-1790) инициировал проведение тюремной реформы, а Роберт Рейк боролся за предоставление детям религиозного и начального образования.

Либеральный элемент в англиканстве был представлен движением Широкой церкви, которое началось в нач. 1830 гг. Латиудинарии обязаны своим происхождением идеализму Канта, они верили в интуитивное осознание Бога, имманентность Христа в людях, которых они считали детьми Божьими. Грехопадение и Примирение на кресте они или игнорировали, или сводили к минимуму. Одна часть движения под руководством Фридриха Мориса и Чарльза Кингсли образовала христианскую социалистическую группу, пытались реализовать идеи епископа Джона Коленгсо, принимала идеи немецких библейских критиков.



Оксфордское движение (другое название – Высокая церковь) подчеркивало важность церкви и обрядов в религиозной жизни лица. Его руководители опубликовали “Трактаты о времени”, в которых пытались подчеркнуть важность апостольского сознания, возрождения после крещения и ритуалов в поклонении. Появление движения можно объяснить доминированием в стране государства над церковью.

Нонконформисты. В христианских группах, которые не принадлежали к Англиканской церкви, также происходили важные события. Методистский служитель Вильям Бутс (1829-1912) учредил в 1864 и реорганизовал в 1878 г. “Армию спасения”, которая сегодня имеет свои ответвления почти в 100 странах мира и на свои средства удерживает школы, производственные колонии, разные благотворительные учреждения.

Джон Дарби (1800-1882), ирландский юрист, помощник священника в 1831 г. организовал в Дублине “Братства”, которые настолько заостряли внимание на священстве верующих и прямом руководстве Духом Святым, что не признавали рукоположенного служения. Георг Мюллер (1805-1898) учредил большой приют для сирот в Бристоле. Другой участник общества Томас Барнардо (1845-1903) также учредил много сиротских домов.

Едвард Ирвинг ( 1792-1834), шотландский служитель-пресвитерианин, считал, что церковь должна пользоваться дарами Духа Свято, которые она получила в апостольскую эру. Его последователи заострили внимание на говорении на иных языках и на близком пришествии Христа. Много из них вошли в созданную в 1842 г. Новоапостольскую у церковь. В это же время в Шотландии проповедник Кемпбел утверждал о необходимости новой Пятидесятницы, а в 1830 г. начались проявления духовных даров.

В 1844 г. Джордж Вильямс (1821-1905) учредил Христианскую ассоциацию молодых мужчин, желая помочь молодежи заниматься социальными делами в городах. Организация возникла в США в 1851 г., а для помощи женщинам в 1855 г. возникла Христианская ассоциация молодых женщин.

Среди других важных событий, следует определить основание всемирного христианского студенческого движения, которое состоялось благодаря Джону Мотту в 1895 г. В 1905 г. в Лондоне состоялся первый всемирный конгресс баптистов, на котором был создан Всемирный союз баптистов.

 

Экуменическое движение (от грецк. oikoumene – весь заселенный мир) – объединительное движение христианских церквей, основанное с целью обеспечения единства и сотрудничества всех верующих во Христа.

1. История. У экуменического движения в хри есть глубокий корень, кое-кто из исследователей видит их уже в протестантской Реформации. Собственно, богословской базой для христианского единства являются тексты Писания. Иисус Христос молился, “чтобы были все едино” (Ин. 17:21). Апостол Павел побуждал христиан в Эфесе “сохранять единство духа в союзе мира” (Ефесян 4:3-5). Этот призыв был одним из ведущих мотивов служения апостола, который боролся за единство христиан перед угрозой богословских споров и внутренних делений.

В после апостольский период отцы церкви также пытались сохранить единство христианской церкви, невзирая на дистанции, которые разделяли отдельные общины, и их разные культурные окружения. Ранняя церковь считала себя единой благодаря верности апостольской проповеди Евангелия, которая была зафиксирована в Новом Завет. Однако, невзирая на попытку сохранить церковное единство, в силу многих обстоятельств христианство испытало ряд расколов, в результате которых образовались три его основные течения. Состояние христианства, разделенного на множество конкурирующих деноминаций, не удовлетворяло многих христиан. В результате поиска путей достижения единства было выработано ее четыре концепции:

1. Духовное единство – все христиане едины в силу их преданности и служения одному Господу. Они объединены в невидимой церкви, Главой которой является Христос. После второго пришествия Христа это тело соединится в видимой форме, сейчас же единство выражается в отсутствии вражды между верующими. Существование разных организаций церкви не противоречит духовному единству. Христиане, которые считают церковное единство по своей сути духовным, как правило, предоставляют большое значения чистоте верований и образа жизни как критерию членства в церкви.

2. Взаимное признание и общение. Этот взгляд предусматривает единство на практическом уровне. Каждое собрание верующих признает другое как законную часть Божьей семьи, потому верующие могут переходить из одной общины в другую, а пасторы меняться кафедрами (а это уже предусматривает взаимное признание рукоположения). Члены общин должны сотрудничать, где только возможно, однако в целом это сотрудничество не приобретает каких-то официальных организационных форм.

3. Корпоративное единство. Церкви создают организационные союзы для достижения общих целей, храня при этом свою самостоятельность и самобытность.

4. Органическое единство. Эта концепция трактует церковное единство как создание единственной организации с общим членством. Во время такого объединения часто происходит и слияние локальных общин. Характерный пример – Объединена церковь Канады, образованная в 1925 г. методистами, пресвитерианами и конгрегационалистами.

Современное экуменическое движение родилось в нач. ХХ в. в результате общих миссионерских мероприятий разных протестантских церквей, которые ставили себе общую цель, – евангелизацию мира. Это движение породило много организаций – Ассоциацию молодых христиан (1844), Евангельский союз (1846), “Ассоциацию молодых христианок” (1855), Всемирную студенческую христианскую ассоциацию (1895). Хотя по своей сути эти организации не были экуменическими, именно они подготовили благоприятную почву для распространения идей экуменизма.

Первыми, кто начал осознавать, что разделение церквей является помехой для евангелизации мира, были миссионеры. Они стали инициаторами созыва международных конференций, посвященных развитию миссионерского движения. Наиболее значительными из них стали конференции в Лондоне (1878, 1888) и в Нью-Йорке (1900). Последняя из них официально получила название Экуменической миссионерской конференции. Количество участников этих конференций постоянно росло. Решающей из них стала Всемирная миссионерская конференция, проведенная в Эдинбурге в 1910 г. Ее, как правило, считают началом современного экуменического движения. Конференция была созвана с целью координации и планирования последующей проповеди христианства в мире, однако в выступлениях делегатов были также осуждены вредные последствия конфессиональных делений среди миссионеров. Планировалось провести следующую конференцию под лозунгом “Вера и порядок”, но этому воспрепятствовала Первая мировая война.

Конференция была созвана в 1927 г. в Лозанне (Швейцария). В 1937 г. движение “Вера и порядок” провело встречу в Эдинбурге, а движение “Жизни и деятельность” – в Оксфорде. В результате этих встреч был создан временный комитет для координации обоих движений, который позже получил название Всемирного совета церквей (ВРЦ). Однако и в этот раз осуществлению планов помешала война. Всемирный совет церквей был создан в Амстердаме в 1948 г., ее первыми членами стали 147 конфессиональных групп, которые представляли 44 страны. Следующие ассамблеи Всемирного совета сзывались в Эванстон (США) (1954), Нью-Дели (1961), Упсале (1968), Найроби (1975) и Ванкувере (1983).

Первая формулировка богословской базы ВРЦ была короткой и простой: “Всемирный совет церквей – содружество церквей, которые принимают Иисуса Господом и Спасителем”. Однако эта формулировка испытала критику, поскольку она не учитывала всех нюансов христианского учения. Потому в 1961 г. был принят расширенный вариант: “Всемирный совет церквей – содружество церквей, которые признают Иисуса Господом и Спасителем в соответствии с Писанием и пытаются совместно выполнять общее призвание на славу единственного Бога, Отца Сына и Святого Духа”.

В это же время на Рождество в 1961 г. папа Иоанн ХХІІІ объявил созыв Второго Ватиканского собора, что своею открытостью к некатолическому христианству, создал предпосылки для протестантско-католического диалога.

Всемирный совет церквей и его филиал в США – Национальный совет церквей Христа, - не единственные межцерковные движения. В 1941 г. образовался Американский совет христианских церквей, а вскоре возник ее всемирный эквивалент – Международный совет христианских церквей. Ведущим деятелем этих более консервативных организаций является Карл Мак-интайр, который в своем труде “Реформация ХХ века” развернул критику либерализма экуменического движения. Еще одной влиятельной межцерковной организацией является образованная в 1942 г. Национальная ассоциация евангельских христиан. Ей присущие две черты – во-первых, – нацеленность на практические действия и, во-вторых, она решила не входить в Американский совет христианских церквей.

В целом, протестанты в послевоенный период продемонстрировали значительное стремление к объединению их усилий во многих сферах. В 1951 г. было образовано Мировое евангельское содружество, членами которого могут стать национальные протестантские деноминации, которые придерживаются основных доктрин протестантизма. Содружество концентрирует свою деятельность на развитии в мире богословского образования, гуманитарной помощи, а также поддерживает распространение Библий.

Однако основным акцентом в межпротестантском сотрудничестве остается евангелизм. Благодаря росту авторитета служения Б. Грэма в 1966 г. в Берлине был проведен Мировой конгресс по евангелизму, в котором приняли участие делегаты с более чем сотни стран. В 1974 г. состоялся Международный конгресс мировой евангелизации в Лозанне, который значительно интенсифицировал процесс объединения усилий протестантских церквей. В результате деятельности конгресса образовался Комитет мировой евангелизации, который поставил себе целью “подбадривать и помогать, где это необходимо в формировании региональных и национальных комитетов, чтоб мировая евангелизация охватила все территории”.

Подытоживая, следует заметить, что в 80-тых годах четко вырисовывались две модели христианского экуменизма: федеральная модель ВРЦ с тенденцией уменьшать роль доктринального согласия и евангелизма, акцентируя усилия на социальных и политических акциях во имя Христа; и кооперативная модель консервативных протестантов, которая рассматривает евангелизм первоочередным заданием церкви, надеясь, что более видимые признаки единства наступят позже.

Католическая церковь не принимает участия в роботе ВРЦ, однако в целом католицизм также делает экуменические инициативы. В частности, в мае в 1995 г. Иоанн-Павел ІІ выдал послание об экуменической обязанности христиан “Пусть будут все едино”. В нем речь идет об отказе католицизма от претензий на монопольное владение христианской истиной и церковной полнотой. Папское послание “Свет с востока” отмечал ценность восточной христианской традиции. Вопросами экуменизма занимается Папский совет содействия христианскому единству.

Часть православных церквей, в частности украинские, принимают участие в экуменическом движении. Склонность к идеям экуменизму заметна и в Константинопольской церкви. Однако во многих православных церквях действуют сильные антиэкуменические течения

Лекция 22









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.