|
Католическая церковь и Вселенское православие в XVI-XX веках⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 1. Католическая церковь в Новой и Новейшей истории. Новая эпоха в истории католической церкви началась с Тридентского собора (1545-1563). Образование централизованных абсолютистских монархий в Европе нивелировало политическую роль Рима. Осознавая новые условия, католицизм пытался сохранить прежнее влияние путем образования, культуры и социальной работы. Правовой статус Католической церкви в национальных государствах фиксировался в специальных соглашениях – конкордатах. Определяющей для развития католицизма стала последняя треть ХІХ в.. Новая социальная ситуация, связанная с развитием капитализма, поставила неотложную потребность в реформировании традиционных для католицизма подходов к служению. На первый план выступила его социальная ориентация. Более конкретная программа социального служения католической церкви была разработана на І Ватиканском соборе (1869-1870) и энциклике папы Пия ІХ “Eterni Patri” и “Rerum novarum”. Католическая церковь начала активно работать в рабочем движении, формировались и развивались христианские профсоюзы (синдикализм) и христианская демократия. В 1929 г. был подписан конкордат с правительством Б. Муссолини, который возобновлял государство Ватикан (Папское государство, ликвидированное во время итальянского рисорджименто в 1870 г.). Особенное место в эволюции католицизма занимает ІІ Ватиканский собор (1962-1965), который пытался приспособить церковную жизнь к новым общественным и международным реалиям. Основные решения собора были зафиксированы в соборной конституции “Церковь в современном мире”. ІІ Ватиканский собор положил начало в Католической церкви движению Аджорнаменто (итал. “возрождение”). Его основные идеи: - церковь способна осознать и развязать основные противоречия эпохи путем морального обновления общества и поиском путей социального партнерства; - главная роль духовенства заключается в пастырстве, а не власти; активность мирян-католиков в обществе должна стать “мирянским апостолатом”; - наивысшей ценностью для Вселенской церкви сегодня является единство в многообразии. Кроме этого на соборе были приняты важные решения о разрешении проведения богослужений на национальных языках и о снятии анафемы с восточных церквей. В реализации решений ІІ Ватиканского собора выдающуюся роль играет папа Иоанн-Павел ІІ (1978-2006 г.). В его энцикликах развиваются следующие идеи Аджорнаменто: - практический универсализм Вселенской церкви как центра духовности и носителя жизненной перспективы; - открытость христианства к современным общественным проблемам, поиск путей их решения на принципах христианской морали; - активная социальная политика и социальное служение католицизма, идеи социального партнерства; - единство экономического, социального, морального и духовного развития человечества. Современная католическая церковь владеет огромной армией духовенства, многочисленными монашескими орденами, миссионерскими и благотворительскими организациями и учреждениями. Под ее влиянием находятся светские структуры – политические партии, профсоюзы, молодежные, женские и другие объединения. Католическая церковь имеет свою прессу, кино, телевидение и радио, распоряжается сетью учебных заведений. Внутри католицизма длится непрерывная борьба между сторонниками обновления (модернистами) и их противниками (традиционалистами). В последние годы все большую роль играют разнообразные левые течения католицизма, которые выступают на защиту прав человека и ведут борьбу с реакционными режимами. Католицизм является доминирующей конфессией в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, на Филиппинах и в странах Латинской Америки, имеет большинство в Польше, Венгрии, Чехии и Словакии. В Германии католики составляют около 45%. В целом в мире свыше 1 млрд. католиков. Православие в ХVІ-ХХ веках. После захвата территории Византийской империи турками и падения в 1453 г. Константинополя весь православный мир Ближнего Востока и Балкан попал под господство мусульман. Центр православной жизни переместился на русские и украинские земли. В составе Оттоманской Порты значительно изменилась жизнь православной церкви: она потеряла поддержку государства и привилегированное положение, лишилась решающего влияния на общественную жизнь. Однако религиозная политика нового государства оставляла возможность для православных церквей Востока сохранить церковную структуру, собственное вероучение и определенный общественный авторитет. Однако положение православия было неоднозначным: некоторые правители придерживались принципов веротерпимости, другие – насильственно обращали христиан в ислам, налагали на церковь непомерные налоги. Во время государственной реформы Турецкой империи в ХІХ в. христиане получили широкие гражданские и религиозные свободы, формально уравнявшись в правах с мусульманами. Однако эти права не всегда придерживались и гарантировали защиту от вспышек исламского фанатизма, как это случалось в Албании (1843-1846), Сирии и Ливане (1860). Господствующим течением восточного богословия в эти века стал исихазм (греч. исихия - отчужденность). Исихасты проповедовали постижение Божества через созерцание, то есть были православным вариантом мистицизма. Его ведущие черты – фундаментализм, недоверие к рациональному знанию, негативное отношение к западной учености. Относительно уклада восточных православных церквей в этот период, то, как и раньше господствующее положение занимали четыре восточных патриархата – Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. По численности митрополий и влиянию первенство принадлежало Константинополю, однако оно признавалось первенством чести. Вселенское православие считалось союзом ровных поместных церквей. После упадка Константинополя подчиненные ему метрополии получили автономию или автокефальный статус. Еще в Х в. автокефальной стала Болгарская церковь, в ХІІІ-ХІV в. автокефалию и статус патриархата получила Сербская церковь, с 1448 г. самостоятельно существовала Московская митрополия (с 1589 г. – патриархат). После провозглашения в 1822 г. независимого греческого королевства в 1833 г. была провозглашена автокефалия Элладской церкви. В 1872 г. была возобновлена Болгарская церковь, которая с ХІV в. находилась в подчинении у Константинополя, в 1879 г. получила статус автокефалии возобновленная Сербская церковь. Благодаря объединению Валахии и Молдовы в Румынское государство в 1865 г. была основана автокефальная Румынская церковь. В 1918 г. было возобновлено патриаршее управление в Российской православной церкви. В 1917 г. от Московского патриархата отделилась Грузинская церковь. Ее автокефалия была признана Москвой в 1943 г. В 1921 г. провозглашенная автокефалию Православной церкви в Польше. Образованная в 1920-х гг. Чехословацкая православная церковь получила статус автокефалии в 1951 г. Кроме того существуют Албанская и Кипрская православные церкви, которые также возникли в ХХ в.. Таким образом, в результате национально-освободительных движений в европейских странах на грани ХІХ-ХХ в. и общественных сдвигов ХХ в. образовалась структура Вселенского православия. Официальный статус автокефалии имеют 15 православных церквей. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|