Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Прочие богословские разногласия





В этот период возникли и два других богословских противоречия, о которых стоит упомянуть. Оба имеют отношение к вопросу о спасении и природе человека.

Пелагианство — это взгляды на спасение и природу человека, проповедованные Пелагием (360-420 гг.), британским монахом, совершившим путешествие в Рим и Северную Африку с целью распространения своего учения.

Пелагий не верил в первородный грех и греховность человеческого естества и учил следующему:

• Первородный Адамов грех нам не передался.

• Нравственно каждый человек абсолютно свободен и может
выбирать между грехом и безгрешностью, спасением и
неспасением.

• Смерть не была результатом Адамова греха.

• Человек спасается лишь своей собственной верой, она важнее
Божьей благодати.

• Приняв спасение, человек может вести безгрешную жизнь и
без помощи Духа Святого.

• Человек не несет на себе последствий первородного греха:
просто он морально развращен.

Взглядам Пелагия решительно воспротивился Августин. Данная ересь была осуждена поместным Карфагенским собором, а потом это решение было подтверждено Третьим вселенским собором, состоявшимся в 431 г. в Эфесе.

Но до сегодняшнего дня вопрос о соотношении благодати Божьей и человеческой веры и воли в спасении так до конца и не разрешен.

Донатизм. Это движение родилось за сто лет до св. Августина, зачинателем его был Донат, епископ Карфагенский (313-355 гг.). Он верил, что спасение возможно лишь через истинную церковь. Те христиане, которые поклонялись императору и позволяли сжигать писания, — отступники. Если такие христиане имели епископский сан, то им не может быть доверено осуществление святых таинств, ибо, согрешив, они оказались вне церкви. Донатизм утверждал, что спасительный эффект святых таинств находится в прямой зависимости от духовности служителя. Донатисты требовали, чтобы все отступники были отлучены от истинной церкви без права примирения. Донат хотел видеть истинно чистую церковь, церковь лишь для тех, кто соответствовал его требованиям к духовности.

Августин защищал концепцию «смешанной» церкви, в которойбы как душевные, так и духовные христиане. Божий труд спасения не зависит от церкви или морального облика служителя, утверждал Августин. Некоторые разновидности донатизма существуют и сегодня.

Выработка ортодоксальных исповеданий веры и разрешение богословских споров имели величайшее значение для церкви. Но была и опасность — люди могли веровать в истинное учение, но вести жизнь, ему не соответствующую. Церковные доктрины нужны лишь для того, чтобы по ним жить.

4. Главные участники событий

Ранее уже были упомянуты многие видные церковные деятели того периода, но о некоторых из них следует поговорить подробнее. Эпоху с 312 по 590 гг. можно назвать «Золотым веком» Отцов Церкви и великих проповедников.

Евсевий Кесарийский (ок. 263-339 гг.)

Евсевий стал епископом Кесарийским в 314 г. и принимал участие в Никейском соборе, где старался найти компромиссное решение спора между Арием и Афанасием. Он же был советником императора Константина.

Евсевий известен как «Отец Церковной истории», ибо написал «Историю церкви» (обзор церковной истории от апостольских времен до 324 г.). Большую часть из того, что мы сегодня знаем о ранней церкви и ее писаниях, сохранил для нас именно он.

Афанасий (ок. 296-373 гг.)

Афанасий нес служение, главным образом, в Александрии (Египет) и стал епископом Александрийским в 328 г. Он был одним из главных участников Никейского собора и проделал огромную работу, разрабатывая ортодоксальное учение о Святой Троице и борясь с Арием. Результатом борьбы были осуждение и ссылка Ария. Афанасий — умный и красноречивый проповедник ортодоксального христианства.

Иоанн Златоуст (347-407 гг.).

Иоанн Кристосом был «златоустым» проповедником, рожденным в Антиохии. Он обучался праву и греческой литературе. В 369 г. стал монахом и вел аскетическую жизнь. В 386 г. Иоанн Златоуст был посвящен в сан и читал блестящие проповеди в Антиохии вплоть до 398 г., когда стал епископом Константинопольским. Он— сторонник буквального истолкования текста Писания, стремившийся сделать из Библии практические духовные и нравственные выводы. Порой за проповедь истины его высылали, так как он обличал своих богатых надменных прихожан, принадлежавших к высшему классу общества.

Иероним (345-420 гг.)

Иероним родился в Италии, учился в Риме и вел монашескую жизнь в Антиохии. В 382 г. он стал секретарем римского епископа Дамаса, по настоянию которого и начал работу над переводом Писания на латынь. Окончательный перевод «Вульгата» был готов к 405 г. На этот перевод Библии будут опираться христиане на протяжении следующих 1000 лет. До последнего времени он использовался римско-католической церковью. Будучи настоящим ученым, Иероним употреблял все существующие тексты Писания — греческую Септуагинту, оригенову Гексплу. Написал он и много пояснений к Библии, спорил по богословским вопросам с Оригеном, Пелагием, Августином.

Феодор Мопсуэстский (350-428 гг.)

Феодор был пресвитером в Антиохии, а затем стал епископом в Мопсуэсте (Сицилия). Он был одним из основоположников библейской экзегетики. Вместо наиболее популярного символического/аллегорического метода истолкования Библии, он предлагал буквальный, основанный на тексте и историческом материале метод, целью которого было найти верный смысл текста.

Августин (354-430 гг.)

Августин родился в Северной Африке ок. 354 г., обратился в 386 г., сидя у себя в саду и размышляя о бездуховности собственной жизни. В Рим. 13:13-14 он нашел то откровение, которое искал. Он покаялся в своих грехах и отправился в Карфаген, где был посвящен в сан. В 396 г. он стал епископом Иппа.

Многие считают Августина величайшим среди Отцов Церкви. Он написал более 100 книг и 500 проповедей, стал известен как великий

• проповедник

• руководитель церкви

• историк

• богослов

• философ

• государственный деятель

Рассказ-исповедание о его собственной жизни с интересом читается и сегодня. Августин писал богословские труды о принципах толкования Библии, выдвинув принцип «аналогии вере». Этим принципом он хотел сказать, что толкование каждого отдельно взятого отрывка Писания может считаться верным лишь тогда, когда не противоречит всему библейскому учению. Кроме того, он симпатизировал символико-аллегорическому методу толкования Библии.

Величайшим трудом Августина является, скорее всего, «Град Божий» — размышления об истории философа-христианина. На создание этого труда Августина подтолкнуло разрушение Рима около 410 г. В ходе человеческой истории Августин четко видел руку Божью, а сам ход развития истории считал не циклическим, а линейным.

Тот отпор, который давал Августин ересям, в том числе и пелагианской, достоин восхищения, хотя нужно отметить, что он отводил слишком большую роль церкви и таинствам. Внес он свой вклад и в развитие концепции «чистилища». Августин придерживался взглядов пост-миллениализма и считал, что церковь устанавливает Царствие Божие на земле.

Но то, что он твердо стоял на концепциях о

• полной греховности человека и

• спасении верой по благодати Божьей,

заложило основы Реформации, начавшейся через 1000 лет.

Существует мнение, что Августин был величайшим христианским деятелем в эпоху от Павла до Мартина Лютера.

Считается, что три важнейших этапа развития церковного богословия ознаменованы деятельностью трех великих мужей:

Павел и новозаветная эпоха (33-100 гг.)

Августин, церковные Соборы и Символы Веры (312-590 гг.)

Лютер и церковная реформация (1517-1648 гг.)

Юстиниан (527-565 гг.)

Юстиниан был величайшим из византийских императоров, в эпоху правления которого процветала восточная церковь.

5. Влияние эпохи на развитие христианской церкви

По своему влиянию на развитие христианской церкви этот период уступает, пожалуй, лишь эпохе Реформации. Влияние этого этапа можно описать следующим образом:

• Христианство стало государственной религией Римской
империи, вследствие чего церковь неразрывно слилась с
государством.

• Борясь с ересями и участвуя в богословских спорах, церковь
созывала церковные Соборы и вырабатывала Символ Веры, что
помогло ей четко сформулировать ортодоксальное
христианское учение.

• Сосредоточение власти в руках Папы — епископа римского —
привело к возникновению римского католицизма и
нарушениям в церковной жизни.

• Чем более формальной становилась церковная литургия, тем
больше увеличивался отрыв прихожан от священства (клира).

• Возникновение монашеского движения дало способ, хоть и не
совершенный, сохранить христианство в эпоху темного
средневековья.

• Начало распада вселенской католической церкви на восточную
и западную предопределило дальнейший ход раздельного
развития этих церквей.

• Значительное количество христианской литературы,
написанной в тот период, помогает нам и сегодня.

• Христианство – государственная религия.

Существование и развитие христианской Церкви IV века, напрямую связано с императором Константином Великим. После известного Миланского эдикта, прекратились гонения и преследования последователей Иисуса Христа. Зарождение отношений императора с христианством связано с его видением, которое он увидел перед битвой у Мильвеанского моста через реку Тибр. Император увидел на небе крест со словами «С этим знаком победишь». Вступив в неравный бой, Константин победил в битве. Битва проходила под знаменем с изображением монограммы, состоящей из начальных букв греческого написания имени Христос.

В своем дальнейшем правлении Константин всячески поддерживал христиан. Он жертвовал деньги на постройку храмов. Отменил всякие подати с духовенства и общин. В 321 году указом утвердил воскресение официальным праздником, днем отдыха и поклонения. Во время его правления Рождество Христово стало праздноваться 25 декабря. Празднование воскресения и Рождества, совпали с днями празднования языческого культа Солнца. Что приводило к немалым разногласиям. Ведь император практически до самой своей смерти оставался главным жрецом язычников. Но это не мешало ему вступать в роли судьи, в богословских спорах христиан.

Строительство Константинополя, наполненного христианскими церквями, показывало желание императора усилить христианство в своем государстве. Но это было больше похоже на политику, чем на христианское рвение. Крещение император принял только перед самой своей смертью в 337 году.

Благоприятное отношение к Церкви сохранилось и при правлении сыновей Константина: Константина II, Констанса управляющие западом и Констанция управляющего востоком империи. После их гибели, в междоусобных войнах, в 361 году на имперский трон взошел Юлиан.

Он принял христианство под давлением. Став правителем империи, лишил христианскую Церковь привилегий. Всячески притесняя христиан, способствовал развитию языческой философии и религии. Но эти действия ненадолго сдержали развитие христианства. В битве с персами император Юлиан был убит.

Последующие, после смерти Юлиана, императоры предпочтение отдавали христианам. И после эдиктов императора Феодосия I в 380-381 годах, христианская религия признана единственной государственной религией Римской империи. Все, кто пытался исповедовать другую религию, строго наказывались властями. Это начало этапа развития христианства как единственной государственной религии огромного государства, Римской империи.

Текст для чтения:

«На то есть наша воля, чтобы все народы, находящиеся под нашим добрым снисходительным правлением, твердо прилепились к той религии, которая была принесена римлянам через Петра… По наставлению апостола и учению Евангелия будем веровать в Божественность Отца, Сына и Духа Святого, как Вседержителя, Властителя Бога в Трех Ипостасях… Кроме анафемы через божественную справедливость, противящихся должно подвергать тяжким наказаниям, как это покажется нам подходящим через данную нам свыше мудрость и авторитет». Из заявление императора Феодосия после принятия крещения.

 

• Распространение христианства в IV – VI веках.

 

С признанием христианства как государственной религии, его распространение стало в зависимость от представителей власти. Священники стали сопровождать правителей по всюду, включая и войны, которые велись в то время. Это предпринималось для того, чтобы обратить язычников в истинную веру.

Начиная с 375 года, Европу стали сотрясать вторжение языческих племен тевтонцев, викингов, славян и монголов. Ослабленную Римскую империю стали населять племена готов, франков, англосаксов. Церкви пришлось приложить немало усилий для обращения варварских племен. По некоторым данным уже к 410 году в христианство было обращено 2,5 миллиона язычников.

Христианин Ульфила (310-380), посвятил себя на благовестие среди племен готов. Миссионер-переводчик дал готам письменность и перевел на язык готов Священное Писание. Становление христианства у франков, связывают с крещением их короля Хлодвига. Король франков был женат на христианке, бургундской принцессе Клотильды. Клотильда много говорила мужу о Христе, не переставая молится за него. В 496 году Хлодвиг принял крещение, а за ним и все его подданные. Патрикий, родом британец, попав в плен к ирландцам прожил там шесть лет. Посвятив свою жизнь служению Богу, приняв епископский сан около 432 года, отправился с проповедью Евангелия в Ирландию. Чтобы упрочить христианство основал несколько монастырей. Уже к первой половине VI века, Ирландия была вся христианской страной.

Григорий просветитель около 300 года обратил и крестил правителя Армении Тиридата. На армянский язык был переведен Новый Завет. Армения стала первым христианским государством. В это же время попала в плен к иверам (современная Грузия), христианка Нина. Она оказала влияние на принятие христианства в этой языческой стране. В Эфиопии успешно трудился Фрументий. В 340 году он путешествовал и был вынужден остаться в Африке, что привело к распространению христианства в Абиссинии. Илларион, трудившийся с 329 года в Сирии, положил основание христианского братства среди сарацинов, Феофил отправленный императором Констанцием в 354 году в племена гомеритов или савеев в Восточной Аравии. По разрешению местного царя были устроены церкви на этих территориях.

Христианство распространялось стремительно, к концу VI века 90% населения, а это 50-75 миллионов, были христианами. Церковь не успевала обучать и наставлять в вере обращенных. Поэтому многие язычники, придя в Церковь сохранили свой прежний образ жизни

• Структура и служение Церкви в IV – VI веках.

Римская империя отличалась высокой организацией государственного аппарата. Вся империя была поделена на провинции. Самый большой город провинции, назывался метрополией, являлся ее столицей. В каждой митрополии находилась церковь, ответственным за которую был епископ. Епископ митрополии постепенно становился ответственным и за прилежащие небольшие общины. Становясь старшим над епископами, он получил звание архиепископ. Всем занимающим такое положение, оказывали особый почет и уважение, как со стороны простого люда, так и со стороны представителей власти.

Вплоть до 313 года христиане собирались в катакомбах. После полученной свободы и возвращения имущества, христиане стали строить церкви похожие на римские базилики. По мере распространения и утверждения благорасположения власти к церкви, их стали все больше украшать. В связи с большим потоком людей, желающими стать христианами, стали применять изображения, позволяющие «облегчить» понимание христианской веры. Почитание ангелов, святых, мощей, реликвий, статуй, картин, икон стало обычным явлением в служении. К 590 году особое положение в системе поклонения занимает Мария.

Служение постепенно превращалось в зрелищное событие, в ней все меньше места уделялось простой проповеди. Тайная Вечеря и Крещение стали обрядами, которые могли совершать лишь священники. Стал распространяться обычай крещения младенцев, утвердилось мнение что крещенные дети идут в рай, а некрещенные – в ад. К 350 году установился годичный круг церковных праздников включавший в себя Великий пост длившийся сорок дней перед празднованием Пасхи. Увеличилось число таинств, которые могли совершать только священнослужители. Пением стал руководить особый служитель, стали образовываться хоры, участвующие в поклонении.

Так произошло разделение в Церкви на духовенство и мирян. Действенными лицами в служении стали служители – священники, простые люди - наблюдали за происходившими действиями.

В период между IV – VI веками Церковь стала называться Римско-католической Церковью. В это же время Римский епископ был признан первым среди равных. В 440 году на Римский епископский престол вступил Лев I. Римский епископ начал утверждать свое превосходство, которое затем утвердилось. Лев I требовал, чтобы решения церковного суда епископов присылались к нему для утверждения.

 

Текст для чтения:

«Христос пришел, чтобы спасти всех людей через Самого Себя, я полагаю, все, кто рожден от Него, крещен для Бога: дети и грудные младенцы, молодые старые люди. Потому Он прошел все стадии возраста: для несмышленых младенцев Он сделался грудным Младенцем, чтобы спасти их, для детей Он стал Дитем, чтобы спасти относящихся к такому возрасту, чтобы явить им пример благочестия, праведности и послушания, для юношей Он стал Юношей…и т.д.». Таким образом, крещение становилось совершенным очищением души для всякого возраста и всякого состояния людей. Вскоре же, однако возник спор по вопросу: для кого установлено крещение: для детей или взрослых?» Валь. «История крещения детей».

• Монашество.

Возникновение монашества напрямую связано с изменениями, происходившими в церкви. Это был своего рода протест против отступлений от первоапостольского устройства Церкви. Монашество возникло стихийно еще в III веке. Удалившись от мира, семьи и общества монахи вели скромный образ жизни. Все свое личное время они проводили в постах и молитвах.

Монастыри стали центром образования, сохранения научных знаний. Монахи переписывали книги, ценные рукописи, благодаря которым до наших дней сохранилась Библия и многие богословские труды. Они много трудились для обращения язычников в христианскую веру. Но были и отрицательные черты монашеского движения. Монахи стали думать, что спасение необходимо зарабатывать делами. В самом начале движения, монахи пренебрегали личной гигиеной, они просто не умывались, не стриглись и не стирали свою одежду.

Родоначальником монашества на Востоке, считается египетский отшельник Антоний. Когда ему было двадцать лет, он продал все имущество и земли, доставшиеся ему после смерти родителей. Часть вырученных денег он дал своей сестре, остальные раздал нищим. Уединился в пещере где молился и пребывал в посте. Многие приходили посмотреть на него, некоторые оставались и расположились возле него. Так возникла небольшая группа людей, отшельников, устремленных к индивидуальному уединению. После смерти Антония, а прожил он больше ста лет, сложившаяся община распалась.

Основателем первого монастыря в 320 году, в Тавенне на берегу реки Нил, был египтянин Пахомий (290-346). Основными принципами жизни монахов, скромный быт, постоянное служение, усердие и покорность. Главной задачей считалось усмирение желаний своего тела. К 346 году уже имелось восемь монастырей в которых насчитывалось три тысячи монахов. Они носили особенную одежду изготовленную из козьих шкур, как у пророка Илии и Иоанна Крестителя. Они занимались земледелием и некоторыми ремеслами.

Василий Кесарийский (около 330-379), выработал Устав монашеской жизни. Благодаря этому уставу, были сняты крайние проявления уничижения тела. Монашеское движение разрасталось к началу пятого века, число монахов достигло пятидесяти тысяч человек.

Пораженный порочной и разгульной жизнью в Риме Бенедикт (480-около542), в двадцать лет решил удалиться в пещеру. В 529 году основал монастырь на горе Кассино. Вскоре под его начало попали еще несколько монастырей. В соответствии с уставом, разработанным Бенедиктом, монахи мало употребляли мясной пищи. В пищу употреблялась рыба, овощи, растительное масло, хлеб. Этот устав стал основополагающим для многих монастырей, впоследствии стал стандартным уставом на Западе.

Понимая буквально слова из Писания «Не любите мира, ни того, что в мире…» Добросовестно служа Богу, монашество все же не являлось евангельским путем служения Богу.

Текст для чтения:

«Имея всегда Господа перед очами своими, будем вспоминать крестные страдания Его и смерть, которой мы искуплены и оживлены. Возненавидим мир и все, что в мире; возненавидим и всякий телесный покой; отвергнемся от самой жизни, чтобы мы смогли жить Богом: будем алкать, жаждать, быть раздетыми, неусыпно бодрствовать и, из глубины сердца воздыхая, проливать слезы во время псалмопений и молитв». Из кратких наставлений Пахомия.

 

• Богословские разногласия в Церкви в IV – V веках.

Разное понимание, вследствие чего и отклонения, от учения Иисуса Христа возникали с самого начала существования Церкви. Для этого Апостолы, а затем и их ученики, составляли послания. Целью посланий было объяснение богословских вопросов неверно понимаемые отдельными личностями или целыми христианскими общинами. Богословские споры, с крайним выражением своего взгляда, приводили к возникновению раздоров и смуты в христианском мире. Разрушающее действие разногласий, грозившее потерей единства Церкви и государства, необходимо было предотвратить

В IV – V веках, для обсуждения возникших заблуждений собирались главенствующие руководители Церкви. Они выслушивали конфликтующие стороны, обсуждали положение и выносили решение. В дальнейшем такие собрания стали называться соборами. А тех, кто противился принятым решениям собора еретиками, соответственно их учение ересью. Ересь в переводе с греческого языка означает «особое мнение». Тех же, кто отстаивал истинное понимание, называли православными.

Так как Церковь стала государственной, то в церковный спор стали вмешиваться главные лица государства. Одним из инициатором первого собора был император Константин.

На Первом вселенском Никейском соборе в июне 325 году, принимали решение по спору с Арием. Арий отрицал, что Христос является Богом. По его мнению Иисус самое совершенное творение Бога из всех сотворенных существ. У Ария появилось много сообщников, его учение начало распространяться. Против него выступил епископ Александр и объявив его еретиком, отлучил от Церкви. Собор продолжался больше двух месяцев. Доводы Ария опроверг диакон Афанасий, для того чтобы более этот вопрос не возникал, был принят символ веры. Этот символ веры кратко определял общую позицию о триединстве Бога Отца, Сына и Святого Духа.

Но споры не прекратились вплоть до 451 года. Спорили по разным богословским проблемам. Основа проблем была для всех одинакова – постепенное превращение Церкви в религиозную организацию. Но основным достижением всех проходивших соборов сохранение единства Церкви, хотя и за счет свободы духа. Было составлено учение о правильном толковании Писания, которое сохранилось и до наших дней.

 

Текст для чтения:

«Копия императорского письма, которым назначается второй собор для разрешения всякого разногласия между епископами:

“Константин август — епископу Сиракузскому Христу. Уже давно некоторые люди стали отходить от почитания святой небесной Силы и от кафолической Церкви. Желая положить конец этим ссорам, я распорядился пригласить из Галлии некоторых епископов, а также вызвать из Африки постоянно и упорно спорящих друг с другом представителей враждебных сторон, чтобы в общем собрании и в присутствии Римского епископа вопрос, вызвавший это смятение, можно было тщательно обсудить и уладить. (22) Но некоторые, как это бывает, забыв о своем спасении и о благоговении, которое должно оказывать святейшей вере, и не думают прекращать свои ссоры. Они не желают подчиниться вынесенному решению, утверждая, что лишь малое число людей высказало свое мнение и что не были предварительно и тщательно разобраны все необходимые обстоятельства рассматриваемого дела и решение было вынесено с поспешностью и горячностью. От всего этого и происходит, что те, кто должны бы иметь братское единодушие, находятся в постыдном, даже гнусном, разделении и подают людям, далеким от святейшей веры, повод для насмешек. Поэтому я счел своим долгом озаботиться, чтобы это дело, которому следовало быть оконченным после вынесенного решения с общего согласия, хотя бы теперь в присутствии многих пришло к концу». Евсевий Кесарийский «Церковная история» Книга 10 п.21

 

ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЦЕРКВИ

 

 

590 г.   800 г.
Папа Римский Западная церковь Исламское вторжение на востоке

 

 

Григорий I — первый Папа Римский

Зарождение ислама

Нашествие мусульман

Унификация римско-католического богословия

Благовестие в Европе

«Иконоборчество»

Слияние церкви и государства при Карле Великом

императоре Священной Римской империи

 

Основные места

Исход 20:41

Кор.3:4-8

 

(Папа на западе — мусульмане на востоке, миссионерская деятельность церкви).

Этот длинный период церковной истории, начавшийся в 590 г. и закончившийся в 1517 г., является, наверное, наименее изученным во всей истории христианской церкви, а ученые называют его «христианским средневековьем». Многие церковные историки на подпериоды его не разбивают.

Именно в эти годы, как в церкви, так и за ее пределами происходили события, которые оказали решающее влияние на ход современной истории. При этом движущей силой всех перемен было христианство.

С 590 по 1517 гг. в церковной истории происходили следующие события:

• Церковь охватила благовестием тевтонцев, вторгшихся из
Северной и Западной Европы.

• В VII и VIII вв. восток подвергся нашествию мусульманских
полчищ.

• Около 800 г. при Карле Великом сформировался союз церкви с
государством, что привело к возникновению Священной Римской
империи.

• Началось иконоборческое движение (главным образом, на востоке).

• Окончательный разрыв между западной церковью с центром в
Риме и восточной православной со столицей в Константинополе
произошел в 1054 г.

• Начались крестовые походы на Святую землю.

• Небывалая власть сосредоточилась в руках римско-католической
церкви во главе с Папой, ставшим как религиозным, так и
политическим деятелем мирового масштаба.

• В Европе установились феодальные отношения.

• Произошел взлет и падение римско-католической теологии и
литургии.

• Появилась схоластика, возродился научный богословский подход.

• Предпринимались важные, но безуспешные попытки
реформировать римско-католическую церковь.

Крайне сложно разграничить столь тесно связанные между собой религиозные и политические движения этого периода. Сложны и многогранны и сами события, происходившие в течение этой тысячи лет, поэтому мы не сможем подробно поговорить о них в курсе. Постараемся лишь кратко подытожить главные события и показать, какое воздействие они оказали на развитие западной и восточной церквей. Для этого разобьем всю эпоху на четыре периода.

Эти четыре временных этапа можно озаглавить следующим образом:

5. 590-800 гг. Эпоха средневековой церкви

6. 800-1054 гг. Эпоха Священной Римской империи

7. 1054-1305 гг. Эпоха крестовых походов

8. 1305-1517 гг. Эпоха Ренессанса и становления национальных

государств

Примечание: Многие ученые и церковные историки называют весь период с 590 по 1517 гг. — эпохой средневековой церкви. Но для наглядности и лучшего понимания удобнее будет разделить его на наши четыре подэтапа.

5. Эпоха средневековой церкви 590-800 гг.

1. Основные политические, исторические и культурные события На Западе (590-800 гг.)

• Началом этого периода мы считаем 590 г., когда Григорий I
Великий становится римским епископом и начинает
выполнять, хотя и неофициально, обязанности Папы.
Вклад Григория I в историю церкви:

При нем возросли престиж и сила Римской епархии, увеличились ее земельные владения и богатство. Все это имело как религиозные, так и политические последствия. Влияние Григория распространилось на Галлию (Францию), Испанию, Британию, Африку, Италию. Он способствовал активизации благовестнической деятельности монахов в Северной и Западной Европе, на Британских островах, что помогло принести христианство и западную культуру населявшим эти земли тевтонцам. В его сочинениях окончательно оформилось римско-католическое богословие.

• Вскоре после того, как Григорий стал Папой, Италию
захватили лангобарды — германский народ, ранее
обращенный в арианство (христианская ересь Ария). Григорий
смог заключить с ними мирное соглашение, и постепенно
лангобарды стали склоняться к правоверному христианству.
Но при этом они продолжали доминировать в религиозной и
политической жизни. Папы Римские искали сильного
союзника, который смог бы освободить их от лангобардского
господства.

Племя франков, принявшее христианство при Хлодвиге (466-510 гг.), лучше всех подходило на эту роль. Сыновья Хлодвига не смогли удержаться у власти после смерти отца и царство франков оставалось разделенным на государства-мэрии вплоть до 687 г., пока Пипин Еристал не подчинил себе всю Франкийскую империю.

В 714 г. к власти пришел франкийский майор-дом Карл Мартел, который сыграл важную роль в политической, религиозной и военной областях, остановив в 732 г. нашествие мусульман и выйдя победителем из битвы при Туре. Он спас от мусульман Испанию и Западную Европу, ведь, покорив Северную Африку и большую часть Среднего Востока, мусульмане направлялись именно туда.

Карла Мартела сменил Пипин Великий, который стал королем в 751 г. Папа Римский попросил его о помощи в борьбе против лангобардов. Так и сформировался этот странный альянс — Пипин был помазан на царство архиепископом Бонифацием, английским монахом-миссионером, трудившимся у германцев.

Пипин откликнулся на папский призыв о помощи и провел в 754 и 756 гг. две военные кампании против лангобардов. Пипин подарил Папе земли в центральной части Италии, которые легли в основу папских штатов, образованных в 754 г.

В 768 г. сын Пипина, Карл Великий, становится королем франков. Карл Великий проявил себя как политический и военный деятель, расширив границы франкской империи. В руках его оказалась вся Франция, большая часть Германии и часть Италии вплоть до Рима.

Когда в 799 г. Папе Льву Ш (795-816 гг.) угрожали в Риме его противники, он призвал на помощь Карла Великого, который незамедлительно прибыл в Рим и на Рождество 800 г. был коронован императором Священной Римской империи. Хоть альянс этот и походил на брак, но на деле он вылился в беспрестанную политическую борьбу между папской и королевской властью. В течение многих веков остро стоял вопрос о том, кто же обладает высшей властью — церковь или государство.

Важно то, что, прочитав «Град Божий» Августина, Карл Великий почерпнул оттуда одну мысль — мысль об объединении вселенской христианской католической церкви с возрожденной римской властью, что и привело к образованию Священной Римской Империи. В этот период дела светские и духовные настолько переплелись, что разделить их было невозможно. В течение 1000 лет вплоть до 1806 г. данная концепция власти будет преобладать в Европе, оказывая влияние как на светское общество запада, так и на церковь. 800 г. знаменателен тем, что был годом образования Священной Римской империи.

Восток (590-800 гг.)

• Этот период положил начало падению христианской церкви на востоке, хотя окончательно она пала лишь в 1453 г., когда Константинополь был захвачен мусульманами. Причины такого падения были, в основном, политическими и
военными, хотя слабость миссионерской, благовестнической деятельности, недостаточная работа с новообращенными также сыграли свою роль.

• Основателем ислама был пастух верблюдов из Аравии, бедуин по имени Мухаммед (570-632 гг.), который испытал на себе влияние христианства и иудаизма. По словам мусульман, получив в видении откровение от Бога, он основал религиозное движение, которое и до сего дня играет немаловажную роль в мировых событиях. Он боролся против политеизма и идолопоклонства, утверждая, что Аллах — это единственный истинный Бог. К 630 г. движение Мухаммеда обрело такую силу, что ему удалось покорить Мекку (Саудовская Аравия), ставшую впоследствии столицей и святыней ислама.

Умер Мухаммед в 632 г., но в последующие 100 лет ислам обрел небывалое политическое и духовное влияние, продлившееся вплоть до 732 г. пока Карл Мартел не одержал победу в битве при Туре, остановив тем самым мусульманское нашествие на Европу.

К 650 г. исламским войскам удалось покорить Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку и Персию. В 717 и 718 гг. исламское нашествие на запад сдерживалось при Константинополе. При Льве Исурийском Турецкая империя на востоке успешно отражала исламский натиск. Политические и военные победы ислама оказали огромное влияние на религиозную жизнь, ведь от побежденных народов требовали, чтобы они

• принимали ислам

• платили дань

• или умирали

 

• Натиск мусульман был остановлен к 750 г., но они смогли образовать арабскую цивилизацию с центром в Багдаде (Ирак). Большое влияние на ислам оказала и греческая философия, включая труды Аристотеля, которые через арабскую часть
Испании дошли и до Европы.

• Мусульмане считал, что ведомые ими войны священны, ибо такова воля Аллаха.

2. Основные религиозные движения и события религиозной жизни

Запад (590-800 гг.)

• Благодаря трудам Григория I и его преемников утвердилась
политическая и духовная власть Папы.

Именно при Григории епископ римский стал считаться «главой всех церквей».

При Григории I

Римская епархия получила во владение большие наделы земли

Папа стал оказывать официальную поддержку монашескому движению.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.