|
Религиозные/моральные факторы• неприкрытое моральное падение клира (священства) и нарушение им же самим установленных правил оскорбляло тех, кто открыл для себя новозаветные нормы нравственности. • коррупция, продажа церковных должностей, дача взяток в церковных судах, продажа индульгенций и почитание священных реликвий — все это порождало недоверие к церкви. • духовенство небрежно готовило проповеди, пренебрегало душепопечительством. Вместо того, чтобы наставлять прихожан и служить их нуждам, священники ограничивались чтением текста мессы. • постоянные просьбы церковнослужителей о пожертвованиях уже не находили отклика, так как церковь перестала служить физическим и духовным нуждам верующих. • в действительности же церковь «высасывала из людей последние жизненные соки», не давая им взамен ничего, имеющего духовную ценность. • но самым важным, видимо, являлась полная несостоятельность католической церкви, которая так и не смогла реформировать свою доктрину и богослужебную практику. Римско-католическое богословие, основательно изложенное Фомой Аквинатом, имело мал о обще го с библейским богословием и учением великих «отцов церкви», таких как св. Августин. Римское католичество сбилось с пути и отказывалось это признать, продолжая упрямо стоять на • истинности и главенстве церковного предания (в том числе и верховенстве папской власти), которое, по его мнению, не уступало по своему значению Библии. • спасении посредством церковных таинств, осуществляемых духовенством. Официальная церковь подменила собой и Христа, и Писание. Реформаторы противопоставили ей принципы: • «sola scriptura» — полагающий Библию единственным авторитетом христианства • «sola fide» — спасение верой Так началось противоборство новозаветного богословия и богословия св. Августина католическому богословию и богословию Фомы Аквинского. При этом условий для достижения компромисса или мирного существования двух богословских течений не было. Определение «Реформации» Реформаторское движение не было преобразовательным движением, так как католическая церковь отказывалась пересмотреть свое богословие и богослужебную практику. Оно было совершенно самостоятельным реформаторским движением, которое порвало с католической церковью из-за богословских и богослужебных расхождений и в 1517-1545 гг. привело к образованию новых государственных реформаторских церквей. Само реформаторское движение длилось не более 30 лет, но Эпоха Реформации и кровавых гражданских войн между протестантами и католиками продлилась вплоть до 1648 г. Реформация коснулась основополагающих вопросов христианства.
Как мы видим, с точки зрения доктрины и практики эти два подхода противоположны друг другу Единодушной оценки реформаторского движения не существовало. Можно выделить четыре основных подхода. 1. Католический взгляд на Реформацию — это бунт против вселенской римско-католической церкви, поднятый протестантами, такими как еретик Мартин Лютер, который при этом преследовал личные цели (хотел жениться). 2. Протестантский взгляд — это возврат к религиозной и церковной жизни, построенной на новозаветном учении (спасение — верой, конечная истина — Библия). 3. Религиозная точка зрения — возникла в результате состязания между Фомой Аквинатом и св. Августином. Фома Аквинат Св. Августин человек не так уж и плох — человеческое естество — он получает спасение по греховно, спасение — вере, а благодать — через благодатью по вере, церковные таинства. 4. Светский взгляд — это революция против экономического и политического господства церкви во главе с Папой, поднятая развивающимися независимыми государствами Европы (северные тевтонские народы против латинских народов). Так что Реформация — это всего лишь малая часть движения Возрождения. Конечно же, во всех взглядах есть определенная доля истины. Реформация — клубок социальных, политических и экономических движений, главное в ней — это революция в церкви, что мы и увидим, рассмотрев ее последствия.
1. Основные политические, исторические и культурные события • Очень важно понять расстановку политических сил к началу движения Реформации, ибо она крайне важна для понимания дальнейших событий. • Испания С политической точки зрения к началу реформаторского движения Испания была сильнейшим из независимых государств и являлась оплотом католической церкви. В 1516 г. Карл I, внук Фердинанда и Изабеллы, стал королем Испании, а к 1519 г. он был коронован императором Священной Римской империи под именем Карла V (1500-1558 гг.). В его владения вошла и Германия. В католической церкви Испании произошли определенные преобразования, а Карл V сделался непримиримым противником лютеранской реформации в Германии. Он старался подавить Реформацию, вернуться к католичеству в его первозданном виде. В 1453 г. турки взяли Константинополь и угрожали вторжением Европе. Подобная ситуация потребовала пристального внимания Карла V и отвлекла его от борьбы с германской лютеранской Реформацией. Франция К этому времени во Франции сложилось сильное централизованное правительство, у которого большая часть времени уходила на борьбу за власть с Испанией. На протяжении большей части эпохи Реформации Франциск I (1515-1547 гг.) был королем Франции, но самого движения не поддерживал. Из-за постоянного противостояния Испании и Франции Карлу V приходилось уделять больше внимания отношениям с этой страной, а не Лютеру и движению Реформации. Англия Генриху VII (1485-1509 гг.) удалось объединить раздираемую междоусобной рознью Англию. В период Реформации царствовал его сын Генрих VIII (1509-1547 гг.). Сначала он был ярым противником Лютера, но в 1534 г. в силу ряда политических и личных причин, связанных с вмешательством Папы в брачные королевские дела, порвал с католической церковью. Доктринально Генрих VIII был очень близок к Риму, но разрыв его с папской властью открыл путь английской Реформации. Германия (Священная Римская империя) После Максимиллиана I (1493-1519 гг.), последнего императора из династии Шэсбургов, императором стал король Испании Карл V. Правда, император Священной Римской империи не имел особой власти над конфедерацией разобщенных германских государств, возглавляемых сильными властолюбивыми князьями. Некоторые из этих князей были людьми сугубо светскими, другие имели духовные чины. Князь (электор) Саксонии (одно из германских государств-земель) впоследствии станет защитником Мартина Лютера в его противостоянии Папе (религиозной власти) и императору (политической власти). Италия Так как Рим был папской столицей, Реформация не оказала особого влияния на Италию. Но на нее сильно повлияла католическая контрреформация. Русь Русь становилась политической силой, но Реформация ее почти не коснулась. В 1589 г. Русь провозгласила государственной Русскую православную церковь. Прочие события Ведущие державы — Испания, Франция и Англия — боролись за власть в Западном полушарии (в том числе и в Америке). Когда в 1520-1522 гг. были проложены новые торговые пути на Дальний Восток, португальские колонии появились в Бразилии, вдоль западного побережья Африки и в Индии. Португальские корабли под предводительством Фернана Магеллана совершили кругосветное путешествие. Испанские колонии были основаны в Мексике, на юго-западе Соединенных Штатов, во Флориде, в Центральной Америке, Вест-Индии и Южной Америке. Английские колонии появились на восточном побережье Соединенных Штатов. Протестантская Реформация стала началом конца церковно-светской власти и политического вмешательства Папы в дела самостоятельных государств. Кровавые гражданские/религиозные войны между протестантами и католиками привели в 1555 г. к заключению Аугсбургского религиозного мира, который положил начало религиозной толерантности по отношению к лютеранству. Во Франции из-за борьбы католиков с кальвинистами сотни тысяч гугенотов вынуждены были бежать в другие страны. Религиозные войны привели к политическим конфликтам в Шотландии и Ирландии. В результате пуританского и конгрегационального/ сепаратистского движений в Англии сложился тандем королевской власти и парламента. Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.), причины которой были как политическими, так и религиозными, стала отражением борьбы между протестантской Реформацией и католической контрреформацией. Вестфальский мир (1648 г.) не только признал равноправие католической, лютеранской и кальвинистской церквей, но и помог становлению тех политических сил, которые характеризуют современную Европу. В этот период перемешались политические и религиозные движения. Но это была последняя эпоха, в которой сложно было разделить политику с религией. Политическая власть царей укреплялась одновременно с упадком власти духовенства, в том числе и папской.
1. Основные религиозные движения и события религиозной жизни Введение Как уже было сказано ранее, римско-католическая церковь, упорно отказываясь от изменений, сама вызвала к жизни реформаторское движение. Протестантская Реформация бросила вызов богословию католической церкви, но изначальным поводом для протеста послужили именно богослужебные искажения. Дела церкви шли очень плохо! ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|