Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЭПОХА РЕНЕССАНСА И СТАНОВЛЕНИЯ






НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ

1305 – 1517

Упадок папской власти

Ослабление феодальных отношений

Подъем независимых государств

Появление богатого среднего класса промышленников

«Вавилонское пленение» Папы

Папский раскол (три Папы)

Открытие и исследование новых земель

Ренессанс и возрождение науки

Рост внимания к личности человека

Трудности восточной церкви и наступление ислама

Новый перевод Библии на английский и немецкий языки

Возврат к самостоятельному изучению Писания

Основные места Писания

Откр2: 18-29

2 Тим.3: 15-17

8. Эпоха Ренессанса и становления национальных государств

1305-1517 гг.

За эти 200 лет произойдет целый ряд очень важных событий.

• Упадок папской власти и папского могущества, примером чему может служить «Вавилонское пленение» Папы в 1305- 1377 гг.

• Во время папского раскола с 1318 по 1416 гг. сосуществовали два противоборствующих Папы: один во Франции, другой в Риме, а некоторое время был и третий Папа!

• Происходило становление и развитие самостоятельных государств, которые стали возможны в условиях упадка феодализма и ослабления Священной Римской империи.

• Началось открытие и исследование новых земель в Западном
полушарии и на Дальнем Востоке (Индия).

• Происходила борьба между церковью и государством за право
взимания налогов с подданных.

• Начался спор из-за притязания государства на обложение церкви налогами.

• Короли независимых государств, таких как Англия и Франция, взбунтовались против папской власти.

• Ренессанс напомнил о ценности человека, возродил интерес к
классической литературе и Библии.

• Появился богатый средний класс промышленников, который
своим союзником выбрал не Папу, а королевскую власть.

• Турки в 1453 г. захватили Константинополь, укрепилась Русская православная церковь.

• Библия переведена на немецкий и английский языки.

 

Мистиками и такими людьми, как Джон Виклиф и Ян Гус, были предприняты неудачные попытки реформировать католическую церковь.

1. Основные политические, исторические и культурные события эпохи (1305-1517 гг.)

Те изменения, которые в данный период произошли в политической и культурной жизни, вызвали немаловажные перемены и в жизни церкви.

Зарождение государственности и появление сильных
самостоятельных государств

На смену средневековой философии политического и религиозного единства Священной Римской империи пришел период становления сильных независимых государств во главе с королями, которые обладали неограниченной властью. По мере упадка феодальных отношений, развития промышленности и торговли возник богатый средний класс, поддерживавший королевскую, а не папскую власть. Этот вновь созданный средний класс больше интересовался коммерцией и светскими делами в ущерб делам религиозным и духовным.

Сильные независимые государства во главе с королями возникли в Англии, Франции, Испании. Для английской системы было характерно разделение власти между королем и выборным парламентом. Франция и Испания склонялись к неограниченной монархии. В эту эпоху шла «столетняя война» между Англией и Францией (1337-1453 гг.), в которой победила Англия, и гражданская «война роз» в Англии. Обе нанесли сокрушительный удар по феодальным отношениям.

• Во Франции капитанское правление и столетняя война привели к тому, что сложилась единая и крепкая монархия.

• В Испании королевская власть укрепилась после брака в 1469 г.
Фердинанда Арагонского с Изабеллой Кастильской. Сотрудничество католической церкви и королевской власти вылилось в совместное искоренение ереси посредством испанской инквизиции, когда были осуждены и казнены тысячи «еретиков». Католическая церковь в Испании до сих пор очень сильна.

Но главное во всех этих событиях то, что власть королей укреплялась, они были решительно настроены противостоять притязаниям Папы на политическое господство и имели средства для успешной борьбы с ним. Им даже удалось ограничить папское вмешательство в дела поместных церквей.

• В борьбе королевской и папской власти за управление землями и право взимания налогов богатый средний класс стоял на стороне короля.

 

Открытие новых земель

Отважные путешественники открыли перед провинциальной Европой новые миры, требующие как культурного, так и коммерческого освоения.

В 1497 г. Васко да Гама проплыл в Индию, обогнув южную оконечность Африки, открыв тем самым новый торговый путь на богатый Дальний Восток. Средства для экспедиций дал принц Генрих Португальский (1394-1460 гг.). Еще раньше Фердинанд и Изабелла Испанские снарядили экспедицию Христофора Колумба, который в 1492 г. отплыл на запад и открыл американский континент. Вскоре в Северную и Южную Америку отправились французские, английские и испанские путешественники и миссионеры, чтобы утвердить там свою власть и контроль над экономикой. Именно потребность в новых торговых путях открыла эпоху отважных путешественников. Но все эти экономические и политические факторы навсегда изменили ход церковной истории, ибо христианство отправилось в дорогу вместе с путешественниками.

Движение Возрождения

Невозможно переоценить то влияние, которое оказала эпоха Ренессанса (ок. 1350-1650 гг.) на ход мировой и церковной истории.

Ренессанс — это возрождение культуры, искусства, науки, философии и религии. В центре внимания теперь были светские и личные мотивы, а не духовные и социальные нужды. В средние века индивидуальность человека подавлялась, а Ренессанс возродил интерес к человеческой личности и стал колыбелью «гуманизма», ибо центральным в обществе стал уже не Бог, а человек.

Наибольшее развитие Ренессанс приобрел в Италии, где расцветали науки и искусства. Но не только там. Другие западные народы тоже испытали на себе его влияние. Влияние Ренессанса прослеживается в ряде таких областей, как Культура Ренессанс принес возрождение интереса к классической греческой и латинской литературе и философии.Новое понимание красоты природы и человека, в результате чего появлялось множество утонченных прекрасных живописных произведений, таких как «Тайная вечеря», «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи

(1452-1519 гг.).

освобождение среднего класса, который мог теперь жить своей жизнью.

изобретение книгопечатания. В 1456 г. в Германии Гутенберг изобрел печатный станок — теперь книги,

включая и Библию, стали доступны простым людям.

появление огромных библиотек, таких как Ватиканская библиотека в Риме.

строительство величественных соборов, таких как Секстинская капелла (1471-1484 гг.), свод которой был расписан Микельанджело. По его же чертежам при Папе Льве X (1475-1521 гг.) построен в Риме Собор Св. Петра.

восприятие литературы, красоты и искусства как высших ценностей.

освобождение жизни от официальной религии.

Философия

И здесь преобладали светские настроения, ибо абсолютная королевская власть уже более не подчинялась никаким законам нравственности. Человек стал волен делать то, что приносило ему наибольшее удовольствие и давало ему желаемое.

Наука

Наука шла по пути индуктивной экспериментальной методики, которая не признавала никаких абсолютных истин, но переоценивала всю информацию и все данные, чтобы прийти к самостоятельному решению.

Научные открытия Коперника (1473-1543 гг.) и Леонардо да Винчи позволили человеческому разуму увидеть не только то, что его окружает, но и всю безграничную вселенную. Человек усомнился в истинности упрощенного учения официальной религии, задумался о происхождении человека и вселенной. Три главных понятия, рожденных эпохой Ренессанса, — это интеллектуализм, индивидуализм и гуманизм. Такие настроения и создавали атмосферу, в которой реформы повседневной и церковной жизни были неизбежны. Все эти политические, исторические и культурные перемены ускорили преобразование церкви.

3. Основные религиозные движения и события религиозной жизни

Важнейшим религиозным событием эпохи стал, пожалуй, упадок папской власти и влияния. Церковь в эти годы подвергалась сильнейшей критике за безнравственность, коррумпированность, алчность, холодность богослужения.

Упадок папства в этот период можно проиллюстрировать двумя событиями.

«Вавилонский плен церкви» (1305-1377 гг.).

Папа Бонифаций VIII (1294-1303 гг.) попытался к папской власти добавить корону кесаря и императора. Он был очень развращенным и сластолюбивым человеком. 1300 г. Папа объявил Святым годом и пообещал прощение всех грехов тем, кто в течение этого года посетит церкви Св. Петра и Св. Павла в Риме. В качестве политического хода он в 1296 г. издал указ (Clericis Laicos), в котором грозил отлучением от церкви любому королю, который попытается взимать налоги с духовенства, и любому духовному лицу, которое уплатит такой налог. В то время английский и французский короли старались сами обложить церковь налогом для финансирования своих военных походов. Невзирая на протесты Папы, Эдуард I Английский и Филипп Справедливый Французский пошли по пути ограничения экономических и прочих прав церкви. Филипп Французский настаивал на том, что Христос не давал церкви светской власти. Папа Бонифаций издал тогда «Unam Sanctam». В этой булле он выступал против своих противников и объявлял, что каждый человек подчинен Папе Римскому. Терпение Филиппа Французского кончилось, и он успешно низложил Бонифация VIII. Королевская власть не желала дольше терпеть папское вмешательство в политику.

Бонифаций VIII умер вскоре после заключения его в тюрьму в Анани, а в 1305 г. Филипп Французский заставил Коллегию Кардиналов возвести в Папы французского архиепископа Климента V.

Новый Папа так и не переселился в Рим, а жил в Авиньоне (Франция). Так начался 72-летний «Вавилонский плен церкви». Все эти годы подчиненный Франции Папа правил из Авиньона, а не из Рима.

Но и французское папство в Авиньоне не пользовалось популярностью, его критиковали за продажу индульгенций и финансовые злоупотребления.

В 1377 г. Папа Григорий XI отправился в Рим. Казалось, что кризис удастся разрешить после избрания его преемника — Урбана VI.

Папский раскол (1378-1416 гг.)

Папский раскол возник в результате «Вавилонского пленения церкви» (Французского папства). Урбан VI был избран новой, верной Папе Коллегией Кардиналов. Но старые французские кардиналы избрали другого Папу — Климента VII, который принял папские полномочия и уехал обратно во Францию.

Теперь было уже два Папы! Так как Папа являлся высшим духовным лицом в церкви, такое положение вызвало хаос. Государства стали принимать сторону одного или другого Папы.

Шотландия и Франция признали Климента VII (французского Папу), а Германия, Англия и Италия — Урбана VI (римского Папу).

Так продолжалось несколько лет. Наконец, в 1409 г. в Пизе (Италия) был созван Вселенский церковный собор. Собор низложил обоих Пап и избрал нового — Александра V. Но так как каждый Папа считал законным именно себя, то ни один из них своего низложения не признал. И теперь стало уже три Папы! Они сосуществовали пять лет, пока в 1414 г. не собрался Церковный Собор в Констанце. К 1417 г. вопрос был в основном решен и официально Папой был признан Мартин V.

«Соборное движение» безуспешно попыталось поставить Папу под власть церковного Собора, который состоял из мирян и, теоретически, наилучшим образом мог бы представлять интересы Тела Христова. Но не вышло.

На Константском соборе был принят ряд очень важных решений:

Постановили, что церковный совет стоит над Папой.

Осудили учение Джона Виклифа.

По ложному доносу сожгли на костре за ересь Яна Гуса.

Избрали Папой Мартина V.

Лишили Коллегию Кардиналов права избирать Папу. Но попытки преобразовать католическую церковь изнутри не увенчались успехом. Мартин V забыл обо всех постановлениях собора, за исключением постановления о собственном избрании, и к 1450 г. папская власть восстановилась в прежнем виде. Папы все больше и больше погрязали в роскоши.

Другие реформаторские движения в церкви

Мистика. Своими корнями это движение восходит к учению Бернарда Клервосского (1090-1153 гг.), который центральное место отводил личным эмоциям верующего при общении с Богом.

Мистика стала реакцией на холодное, заформализованное, пассивное поклонение, главным в котором был обряд, осуществляемый священнослужителем. Появление мистики — ответ на возвышавший разум рационализм схоластики. Кроме того, мистика давала возможность каждому поклоняться Богу лично, наедине, не прибегая к помощи священника.
Коррумпированность церкви, социальные бедствия, такие как «черная смерть» (бубонная чума) 1348-1349 гг., унесшая треть населения Европы, заставляли людей самих искать Бога, не обращаясь к церковным институтам.

Мистика подчеркивала

• Единение человеческого и Божьего духа, которое можно
было реально прочувствовать.

• Искреннее внутреннее поклонение Богу в
противоположность внешнему церемониальному обряду
церкви.

• Духовный плод — добрые дела, — который является
лишь побочным продуктом истинного поклонения.

Мистика принимала различные формы и страдала от многих злоупотреблений, таких как пантеистические тенденции (Бог — во всем), отказ от всего мирского, но она указала церкви на необходимость вернуться к искреннему поклонению. В Германии начало этому движению положил Мейстер Экхарт (1260-1327 гг.) — доминиканский монах. Многие из его взглядов были признаны церковью еретическими. Работы ряда мистиков повлияли на формирование взглядов Мартина Лютера. Движения «Друзей Бога» и «Братства общей жизни» взяли начало из мистики. Наверное, самое известное и самое полезное (даже сегодня) из сочинений мистиков — это «Подражание Христу» Томаса а Кемписа (1380-1471 гг.), лучший образец классической мистики. Главное для него — духовная жизнь, такая, какая отражена в Новом Завете:

созерцание Христа

осознание духовного единства со Христом

отказ от мирского

служение Христу

Тогда и теперь мистика имела и имеет положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны:

• ведет к личностному поклонению Богу.

• делает религию личностной.

• требует участия каждого верующего.

• отвергает формальную обрядность.

• сосредоточивается на Христе.
Отрицательные стороны:

• слишком подчеркивает эмоциональную сторону.

 

• часто подменяет библейские авторитеты и откровения
субъективными ощущениями.

• склонна игнорировать библейское учение.

• может вести к пантеизму.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.