Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Была унифицирована римско-католическая теология.





Он ошибочно учил, что

• человек грешен, но может «сотрудничать» с Богом, помогая Божьей благодати добрыми делами.

крещение — спасительное таинство, несущее в себе прощение грехов до этого момента

• после крещения на человека, совершившего грех, должна быть наложена епитимья (раскаяние, исповедание и добрые дела — пожертвования, страдание и пр.) или же
ему придется понести Божью кару. Чем больше грех человека, тем дольше срок епитимьи.

• грешники могли в молитве обращаться к святым покровителям и просить у них о ходатайстве перед Богом за совершенный грех.

священные реликвии (останки, одежда, волосы и пр. святых и мучеников) обладают священной духовной силой.

• если понесенной епитимьи было недостаточно, то человек после смерти должен пройти через чистилище, чтобы уплатить за свой грех перед тем, как попадет в рай.

причастие (евхаристия) тоже считалось спасительным таинством, которое помогало искупить грех и засчитывалось в чистилище.

• во время причастия в руках священнослужителя хлеб и вино превращаются в настоящие плоть и кровь Христовы.

Библия — богодухновенна, но церковное католическое предание не уступает ей в ценности и властности.

Формирование римско-католического учения, большей частью ложного, было практически завершено при Григории I.

• С другой стороны, на протяжении всего рассматриваемого периода при Григории и его преемниках велась активная миссионерская работа.

Благовестие в Англии

В 596 г. папа Григорий I послал монаха-бенедиктинца св. Августина Кентерберийского в Англию, чтобы он вместе с другими 40 миссионерами благовествовал заблудшим.

К 664 г. синодом в Витби римско-католическое христианство было провозглашено английской государственной религией.

В 729 г. верный папству британский монах Винфрид (Бонифаций) был послан Григорием II благовествовать в Германии. Именно это заложило основу для позднейшего союза Папы римского и Франкийской империи. Бонифаций принял мученическую смерть в 754 г., благовествуя в Нидерландах.

Благовестие в Ирландии

Английский христианин Патрик попал в плен к ирландцам. Ему удалось бежать и он отправился во Францию, где учился в монастыре. Оттуда в начале пятого столетия он приехал в Ирландию благовествовать кельтским народам.

Благовестие в Шотландии

Ирландский монах Колумба в конце пятого века помогал благовествовать в Шотландии.

Благовестие в Европе

В этот период, в основном, благодаря усилиям кельтских монахов из Англии и Ирландии Евангелие достигло многих европейских стран, включая Германию, Францию, Швейцарию и Северную Италию. Наиболее видным миссионером там был монах Колумбанус (543-615 гг.).

• Неся Евангелие, эти монахи одновременно создавали сильную армию сторонников римского католичества и союзников Папы.

• Кроме того, в этот период было сделано много копий ценных библейских манускриптов.

• На Британских островах возник конфликт между кельтским христианством и римским католичеством, который длится и по сей день.

Благовестие в Германии

• Как ранее было сказано, Бонифаций (Винфрид — 680-754 гг.) донес Евангелие до Германии.

Благовестие в Голландии

В некоторых местностях Голландии благовествовал Вилфрид (634-709 гг.), английский христианин, после него — Виллиброрд (658-679 гг.).

Благовестие в Испании

В Испании наибольшие проблемы возникали из-за арианской ереси, осужденной Толедским собором в 589 г. Собор провозгласил римское католичество государственной религией Испании. Тот же Собор несколько изменил Никейский Символ Веры, указав, что Дух Святой исходит как от Отца, так и от Сына. Восточная православная церковь пользуется первой редакцией Никейского Символа (Дух исходит от Отца), а западная католическая и протестантские церкви — второй.

Восток (590-800 гг.)

Основные события религиозной жизни восточной части Римской империи разворачивались в Константинополе. Шло сопротивление мусульманскому нашествию, велось крайне мало миссионерской работы.

• Восточную церковь сильно ослабило мусульманское нашествие:

исчезла Северо-Африканская церковь

Египет был обращен в ислам

Святая Земля перешла к мусульманам

миссионерская работа среди мусульман широко не велась и

особых плодов не принесла

прихожане плохо знали учение

• Соперничающие между собой епископы восточных церквей потеряли силу, ни один из них не имел достаточной власти, чтобы выступать от лица всей церкви.

• Лишь Константинополь сохранил свои позиции.

• Последний (седьмой) Никейский собор состоялся в 787 г., чтобы рассмотреть вопрос об иконоборческой ереси, т.е. следует или нет поклоняться иконам. Решением совета было постановлено, что портретные изображения Христа и других вполне могут
использоваться для почитания, но ересь какое-то время еще просуществовала.

3. Основные доктринальные споры и ереси (590-800 гг.)

• Наверное, наибольшее влияние как на западную, так и на восточную церковь в этот период оказало иконоборческое движение.

Мусульмане обвиняли восточную церковь в идолопоклонстве, говоря, что те поклоняются в церкви рисункам, статуям и портретам (иконам).

На протяжении ряда лет в восточной и западной церкви появилась традиция использовать изображения и статуи Христа и святых. Хотя иконы первоначально предназначались для научения и почитания, им самим вскоре стали поклоняться, считая их религиозными святынями. Сегодня ясно, что это действительно было идолопоклонством.

Иконоборцы выступали против использования любых изображений, и император Лев Ш издал в 730 г. указ, запрещающий использование икон в восточной церкви.

Причина состояла в том, что иконы вели к осуждаемому Библией идолопоклонству. Монахи яростно воспротивились указу.

При Папе Григории II (715-771 гг.) западная церковь поощряла использование икон. А его преемник — Григорий III отлучил от церкви всех, кто когда-либо вынес из церкви, уничтожил или повредил хоть одно изображение Христа, Девы Марии или святых. Император Карл Великий (800-814 гг.) поощрял украшение церквей изображениями, но решительно противился поклонению этим изображениям.

Решение Никейского собора 787 г. так и не помогло решению проблемы. Противостояние продолжалось до тех пор, пока Феодора (842-887 гг.) не приказала вернуть иконы в церковь и гнать иконоборцев.

В восточной церкви было разрешено использование лишь мозаичных и живописных изображений, тогда как в западной церкви использовать можно было все изображения. Это вылилось в прямое идолопоклонство: стали поклоняться статуям, мощам святых и другим реликвиям.

Возник вопрос о том, достаточно ли святы люди и предметы, чтобы можно было им поклоняться. Но и церковь, и государство сами поощряли иконопись и иконопочитание, а также почитание святых. Изображение Христа появилось даже на обратной стороне некоторых монет!

А вот иконоборцы предлагали заменить художественные изображения крестом или Библией, считая их еди нственными допустимыми «иконами».

Богословское обоснование позиции иконопочитателей дано было в трудах Иоанна Дамаскина (675-749 гг.), палестинского монаха. Он был большим богословом и именно его можно назвать последним из «Отцов Церкви».

Иоанн выдвигал следующие богословские аргументы:

• Икона — это всего лишь подражание, копия оригинала или же напоминание об оригинале.

• Христос был «иконой» Отца-Бога (см. Кол. 1:15).

• Неверно было бы поклоняться иконам, но они служат, наравне с Библией и крестом, для обучения и напоминания о Боге.

Аргументация Иоанна победила.

В теории подобная богословская позиция не вызывала нареканий, но на практике она послужила развитию идолопоклонства и привела к нарушениям Писания (см. Исх. 20:4, Мф. 22:20-21, Отк.13:14-15, 20:4).

Лишь один Бог заслуживает поклонения. Решение Никейского собора 787 г. оказалось неудачным и дало толчок поклонению изображениям и мощам, которое наибольшее свое развитие получило в западной церкви.

Движение монофизитов

• И еще один доктринальный спор был унаследован от предыдущей эпохи. Халкедонский собор 451 г. постановил, что Христос обладает двумя естествами. Это определение прижилось на западе, но не на востоке. Возрождение взглядов Евтихия нашло свое выражение в так называемой монофизитской ереси, которая утверждала, что Христос обладает лишь одним истинным естеством — божественным.

Монофизитскую ересь, в конце концов, подавили мусульмане, но мнение о том, что Христос имеет лишь одно естество (ибо человеческое Его естество находится в полном подчинении у естества божественного), бытует и сегодня. В 680-681 гг. Константинопольский собор постановил, что Христос имел две воли, как и два естества. Этим решением была осуждена и монофизитская ересь, и монофелитская (одна воля). Совет пришел к мнению, что человеческая воля Христа не была подчинена Его божественной воле.

Лучше всех в защиту ортодоксальной христологии (единая личность, обладающая двумя естествами и двумя волями) смог выступить Иоанн Дамаскин.

4. Основные участники событий (590-800 гг.)

Из всех личностей, внесших свой вклад в развитие церковной истории в этот период, можно особо выделить четырех человек.

Папа Григорий I (540-604 гг.), который в 590 г. стал первым Папой Римским и первым же начал претендовать на господство над всей католической церковью. На многие века вперед его толкования Писания определили форму римско-
католического богословия, а его страсть к миссионерству помогла распространению Евангелия.

Папа Лев III (795-816 гг.), который в 800 г. короновал Карла Великого императором Священной Римской империи, тем самым, на многие века объединил на Западе церковь и государство.

Бонифаций (680-754 гг.) — британский монах, благовествовавший в Германии и принявший мученическую смерть.

Иоанн Дамаскин (ок. 675-749 гг.) — палестинский монах, последний из «Великих Отцов» восточной церкви. Его богословские работы были, в основном, обращены против иконоборчества, а его взгляды на два естества Христа и две Его воли помогли сформироваться ортодоксальному богословию.

5. Влияние данной эпохи на ход церковной истории

• Ждалось более четко сформулировать римско-католическое богословие, а объединение церкви и государства в рамках Священной Римской империи многие века будет влиять на жизнь церкви.

• Утвердилась папская власть.

• Последствия мусульманского нашествия на восток и упадок восточных церквей сказываются на церкви до сих пор. Ислам сегодня представляет собой главную угрозу христианству, причем во многом из-за того, что в свое время восточная церковь мало внимания уделяла благовестию, обучению прихожан и работе с новообращенными.

• Миссионерская работа в Европе и на Британских островах сделала эти территории, как впоследствии и Америку, христианскими странами.

• Для многих монастырская жизнь стала альтернативой церковной жизни.

• Разрешение использования икон изменит ход поклонения в церквях на многие века вперед.

 

6. ЭПОХА СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

 

 

 

800 г.   1054 г.
Феодализм, императоры Священной Римской империи, объединение церкви и государства
Карл Великий— первый император Священной Римской империи «Иконы» Расширение власти Папы Раскол между западной и восточной церковью
         

Карл Великий — первый император Священной Римской

империи

Становление феодальных отношений в Европе

Объединение церкви и государства, образование Священной Римской империи

Обмирщение церкви, упадок нравственности, бесплодие церкви

Укрепление папской власти

Раскол между западной (римско-католической) и восточной (греко-православной) церковью

 

Основные места из Писания

0 Петра 5:1-4

Рим.14:17-18

6. I Эпоха Священной Римской империи | 800-1054 гг.

Феодализм, императоры Священной Римской империи, раскол между восточной и западной церквями, рост папской власти.

1. Основные политические, исторические и культурные события

За 200 лет этого периода произошло много важнейших событий, особенно на западе.

 

• В 814 г. после Карла Великого воцарился Людовик
Благочестивый и Франция перешла к Карлу II Лысому, а Германия — к Людовику Германскому. Дробление территорий и власти способствовало развитию феодализма во Франции, Германии и Англии, так как сильной центральной власти уже не было.

• Для феодализма характерен такой тип управления, когда власть над людьми, живущими в данной местности, сосредоточивалась в руках владельцев данной земли —
феодалов-помещиков.

В обмен на присягу в верности, оказание союзнических и военных услуг землевладелец (сюзерен) давал своему слуге-вассалу землю в пользование (и земля эта теперь называлась ленным или феодальным поместьем), что скреплялось договором.

Те феодалы или бароны, которые владели большими наделами земли, могли осуществлять юридическую и судебную власть над большим количеством людей. В обмен на услуги вассалов феодалы оказывали им военную поддержку, покровительствовали им в суде и пр. Именно в этот период начались вторжения в Европу викингов с севера и мадьяров из Азии, поэтому народ все чаще и чаще обращался к феодалам за защитой.

Церковь тоже не оказалась в стороне от феодальных отношений, так как самим епископам и другим священнослужителям тоже приходилось становиться под защиту феодалов. Во многих случаях союзнические вассальные обязательства церквей становились для них важнее обязательств перед Папой. В этот период папская власть очень ослабла.

Так как духовенство не могло находиться на военной службе у сюзерена, то в обмен за покровительство оно отдавало баронам церковные земли. В итоге, большая часть церковных землевладений перекочевала в руки баронов. И, как того и следовало ожидать, бароны-феодалы приобрели огромное влияние в церкви, они даже епископов могли назначать, как это было в Италии. А местные римские феодалы часто претендовали на папский престол. Возникали серьезные проблемы по вопросу о подчиненности поместных церквей: ктоПапа или барон-феодал — имеет духовную и юридическую власть над прихожанами церквей-вассалов? Чаще всего этот вопрос решался в пользу баронов. Снова тесно перемешались политика и религия, что не могло не сказаться на церкви:

духовно она пришла в упадок

духовная работа была в запустении

началось обмирщение церкви

священники больше внимания стали уделяли делам

мирским, а не духовным

практически, церковь на Западе находилась во власти

светского руководства

На востоке борьба между церковью и государством тоже не утихала — император постоянно вмешивался в церковные дела. Господство феодализма, наряду с вторжениями викингов, славян и мадьяр, привело к росту насилия, разбоя,

междоусобным войнам, часто церковь оказывалась меж двух огней.

Нужно отметить, что в XI в. в церкви наблюдались и положительные тенденции. Образовались два движения — Мир Божий и Истина Божия, — которые старались прекратить насилие и междоусобицы, призывая воюющих к порядку и

уважению прав личности. Церковь не молчала, но голос ее в эти времена был крайне слаб. Нашествие на Европу викингов было, наконец-то, остановлено

в 1066 г. в битве при Гастингсе (Англия).

Королю Германии Отто Великому (912-973 гг.) удалось, в конце концов, объединить германских землевладельцев. Услышав раздавшийся из Рима призыв о помощи, он откликнулся на него и в 962 г. был коронован Папой Иоанном XII и стал императором Священной Римской империи. Отто и его преемникам удалось утвердить свою власть над большей частью Центральной Европы. Границы их государства очень напоминали границы империи Карла Великого. Эта «Германская» Римская империя просуществовала вплоть до 1806 г., когда была покорена Наполеоном.

Как и следовало ожидать, правители Германии продолжали вмешиваться в церковные дела римского католичества, при случае старались сделать своих родственников Папами, что и случилось в 996 г., когда кузен Отто III — Бруно — был избран Папой Римским и стал Григорием V. Рим освободился от германского влияния лишь в начале ХШ в. при Папе Иннокентии Ш.

2.Основные религиозные движения и события религиозной жизни

(800-1054 гг.)

(Эпоха Священной Римской империи)

На западе

Из-за обмирщения церкви в эпоху феодальных отношений особых событий в религиозной жизни вплоть до конца этого периода не происходило.

Власть и влияние Папы возросли при Папе Николае I (858-867 гг.), который свои притязания строил на сборнике папских посланий, известном под названием «Лжесидоровские декреталии». Часть документов была подлинной, как, например, дарственная Константина, по которой Пипин передал в 756 г. земли Папе Римскому. Относительно подлинности других возникали серьезные сомнения. Но послания эти были использованы для укрепления мнимого права римских епископов на церковное главенство. Впоследствии многие римские епископы ссылались на эти «Декреталии».

Лев IX (1002-1054 гг.) стал Папой в 1048 г. Он проводил реформы, предложенные клюнийскими монахами. Среди миссионеров того периода выделяется Анскар

Фландрийский (801-865 гг.), посланный Папой по просьбе короля благовествовать в Дании и Скандинавии. Благодаря его заслугам к 1000 г. в этих землях был заложен фундамент

для создания христианских общин. Около 910 г. в церкви началось реформаторское монашеское движение, когда аббат Бернон (910-926 гг.) основал в Клюньи во Франции Реформатский орден монахов-бенедиктинцев.

Бенедиктинцы выступали против

симонии — торговли церковными должностями непотизма — назначения родственников власть имущих на церковные должности выступали за

безбрачие - запрет монахам вступать в брак и брачные отношения

главенство аббата, который был главой монастыря освобождение церкви от государственного/светского влияния

Начатое орденом реформаторское движение бенедиктинцев вылилось в 1059 г. в создание Коллегии Кардиналов — и теперь избрание Папы вновь стало делом самой церкви. С вмешательством светских властей было покончено.

Вскоре клюнииские монахи начнут поддерживать крестовые походы.

Задание: Что в развитии монастырского движения вызывает наибольшую тревогу? Почему?

На востоке (800-1054 гг.)

• Восточная церковь в 852-889 гг. посылала благовестников в Болгарию. В Моравии благовествовали Кирилл и Мефодий, в 955-988 г. были миссионеры и на Руси. Моравская церковь присоединилась к западной римско-католической церкви, а
русская церковь и церкви восточной и центральной Европы — к восточной греко-православной церкви.

• Наиболее важным событием религиозной жизни, затронувшим церкви как востока, так и запада, но произошедшим на востоке, был первый церковный раскол. Его последствия церквям не удалось преодолеть до сих пор.Иногда это событие называют «Великим расколом».

Примечание: в таблице на следующей странице мы приводим основные причины раскола

Западная церковь (римско-католическая)

1. Папа добивался главенства над епископами восточных церквей.

2. После Халкедонского собора 451 г. богословие римской церкви продолжало развиваться.

2. Верила, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.

3. Главным для нее стали церковная политика и обрядность. На богослужениях
использовалась латынь.

4. Пасха праздновалась на следующее воскресенье после 14 Ниссана.

5. Допускала поклонение изображениям, в том числе и статуям.

6. На причастии использовался пресный (бездрожжевой) хлеб.

7. Обязательное безбрачие для священников.

8. Священники могли бриться.

9. К спасению подходили законнически, а грех рассматривали как оскорбление
святого Божьего характера.

 

11. Церковь рассматривали как учреждение, обладающее определенными законными
правами, перешедшими к ней от основателя церкви — Петра.

12. Изображения стали считаться священными реликвиями, достойными почитания и
поклонения.

Восточная церковь (греко-православная)

1.Епископы восточной церкви никогда не были достаточно объединены, чтобы из их среды смогла выдвинуться фигура, противостоящая Папе Римскому.

2. После Халкедонского собора 451 г. наблюдался застой в богословской науке.

3. Верила, что Дух Святой исходит только от Отца.

4. Большее внимание уделялось богословию и философии. Богослужебным стал греческий язык.

 

5. Пасха праздновалась 14 Ниссана, независимо от того, какой это был день недели.

6. В церквях допускалось использование лишь живописных изображений, поклонение им запрещалось.

7. Было запрещено использовать пресный хлеб на причастии.

8. Священники саном ниже епис­копского могли вступать в брак.

9. Священники обязаны были иметь бороду.

10. Спасение рассматривалось как восстановление в человеке образа Божьего, а грех — как нечто, порочащее этот образ.

11. Церковь рассматривалась как «мистическое» Тело Христово, обновленное Святым Духом.

12. Иконы считались лишь отражением божественного образа в человеческом лике.

Способствовал расколу и перенос императором Константином в 325 г. столицы Римской империи в Константинополь. В последующие 700 лет территориальный раскол вылился в богословский, церковный и философский. Две церкви так и не смогли до конца примириться после раскола из-за иконоборческого движения VIII и IX веков. Восточной церкви не удалось подчинить себе византийских императоров, как сделала это римская церковь с западными императорами. В дальнейшем восточную церковь сильно ослабило мусульманское нашествие.

Но поводом для раскола в 1054 г. послужил спор из-за того, какой хлеб использовать на причастии! Совершенно очевидно, что это был всего лишь повод для официального разрыва. Епископ Константинопольский осудил Римскую церковь за использование пресного хлеба во время причастия, а Папа Лев IX послал в Константинополь посольство во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения этого спора. Но последовавший за этим богословский диспут лишь осложнил ситуацию и 16 июля 1054 г. представители западной церкви написали указ об отлучении от церкви епископа Константинопольского. Епископ, в свою очередь, предал анафеме Папу Римского. С тех пор они так и не помирились. Итак, западная церковь обречена была стать римско-католической, а восточная — греко-православной.

3. Основные богословские споры и ереси

Помимо спора между Римом и Константинополем возник еще один богословский вопрос, касавшийся причастия. В 831 г. монах по имени Радбертус написал книгу под названием «О Теле и Крови Господа», в которой учил, что якобы во время причастия происходит чудо: вино действительно превращается в кровь, а хлеб в тело Христово. Эта книга послужила возрастанию священнической власти и заложила основу для доктрины о «транссубституции», принятой впоследствии римско-католической церковью.

4. Основные участники событий

В этот период не было выдающихся церковных деятелей. Папы Николай I и Лев IX были талантливыми руководителями, осуществившими много церковных реформ. Николай I усиленно трудился для укрепления папской власти.

Внесли свой вклад Анскар, миссионер, трудившийся в Скандинавии, и сторонник реформ — аббат Бернон, основавший монастырь в Клюньи. Книга Радбертуса о чуде «транссубституции» впоследствии оказала огромное влияние на церковь.

5. Влияние данной эпохи на ход церковной истории (800-1054 гг.)

• Обмирщение церкви при феодальных отношениях показало, что церкви лучше оставаться в стороне от государственных дел.

• Укрепление власти Папы Римского при Николае I и Льве IX создало предпосылки для главенства папской власти в следующей эпохе.

• Церковь может быть преобразована лишь изнутри, как это было в случае с преобразованиями клюнийских монахов.

• Наиболее важным событием всего периода стал раскол между западной и восточной церквями в 1054 г. Без единства доктрины и обрядности не может быть подлинного единства церквей. С этого момента начинается официальное
существование греко-православной церкви, на западе же развивается римско-католическая церковь.

ЭПОХА КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

1054 г.

Священные войны Укрепление власти Папы 1305г.

 

Раскол между

Западной и

Восточной церквями

 

Крестовые походы против ислама

Папа в

«Вавилонском плену»

Крестовые походы в Святую землю против ислама

Верховное главенство Папы

Фома Аквинский

Римско-католическое богословие

Монахи-францисканцы

Схоластика

Инквизиция

Основные места из Писания

Мф. 26:50-56 Кол. 2:6-10

Эпоха крестовых походов [ 1054-1305 гг. (Священные войны и верховное главенство Папы) Крестовые походы

1. Основные политические, исторические и культурные события

 

И в этот период крайне труднобыло разделить религию и политику. К политическим событиям можно отнести два этапа борьбы за власть между Папами и королями, а к религиозным — крестовые походы и внутрицерковные реформы.

• В 1073 г. бывший архидиакон и горячий поборник папской власти Гильдебранд сам был избран Папой и вступил на папский престол под именем Григория VII (1073-1085 гг.). Еще до своего избрания он стоял за реформы и играл заметную роль на Латеранском соборе 1059 г., решением которого право избрания Папы было передано Коллегии Кардиналов римской церкви. Григорий VII (Гильдебранд) требовал для Папы верховной власти во всех политических, светских и духовных делах. По его мнению в компетенцию Папы, как представителя Божьего на земле, входило управлять и королями.

Он решительно выступал против «симонии» и браков священников. Свою политическую деятельность он обратил против «инвеституры» (права светских властей назначать на духовные должности), потому что она была несовместима с идеей всемирной теократической монархии с Папой во главе. Он даже отвергал мысль о равенстве королевской и папской власти, когда король был бы верховным главой в светских делах, а Папа — в духовных.

Им был написан документ под названием «Dictatus Papae», которым провозглашалось, что

• верховная власть дана Папе Самим Богом

• Папа может низлагать королей

• католическая церковь непогрешима, потому что Папы — преемники Петра — наделены равной с Петром властью и силой.

• Когда между Папой и императором Священной Римской империи 1енрихом IV возник спор из-за назначения миланского архиепископа, Папа в 1076 г. добился публичного унижения короля, заставив его приехать просить прощения в
Италию.

В 1122 г. Вормский Конкордат на время решил вопрос об инвеституре. Церкви было дано право назначать людей на духовные должности, но в присутствии представителя светской власти.

Своей вершины папская власть достигла во время правления Иннокентия III, пробывшего Папой с 1198 по 1216 гг. и считавшего, что Папа стоит ниже Бога, но выше всех остальных людей (включая и короля).

Папа Иннокентий III и его последователи старались создать совершенное христианское общество на земле, которое управлялось бы церковью во главе с Папой. Именно в этот период строились величественные готические соборы, подобные Собору Парижской Богоматери. Этот период иногда называют «пиком средних веков». Иннокент ий III «ставил на колени» королей и целые государс тва, используя для этого два способа: отлучение от церкви отдельных людей, лишенных Божьей благодати и спасения, посредством запрета принимать причастие, и интердикт — отлучение от церкви целых государств, когда им запрещалось проводить богослужения. Исключение делалось лишь для крещения и заупокойной службы. Король Англии Иоанн и вся страна были отлучены от церкви из-за спора, разгоревшегося вокруг назначения епископа Кентерберийского. Иоанну пришлось сдаться и стать вассалом Папы. Лишь так он смог вернуть себе Англию, получив ее от Папы в ленное владение.

Во Франции Папа заставил короля Филиппа Августа вернуться к жене, с которой он развелся.

Зарождающиеся самостоятельные государства Европы в XIII в. находились под каблуком у Папы. Папа Иннокентий III сыграет важную роль и в четвертом крестовом походе.

Наиболее важным событием в области культуры стало в этот период развитие схоластики, возродившей интерес к знаниям и положившей начало университетскому движению.

На пике средних веков

Схоластика

стала выражением интеллектуального энтузиазма

крестовые походы

стали выражением религиозного

энтузиазма

Схоластика — явление не только научное и культурное, но и религиозное, имеющее прямое отношение к христианской вере.

Движение зародилось в начале XI в. под влиянием работ греческого философа Аристотеля (384-322 гг. до Р.Х.), появившихся в Европе в латинском и испанском переводах.

Школы создавались в готических соборах, сама архитектура которых (шпили, своды и пр.), казалось, говорила нам о трансцендентном Боге, открывшем Себя человечеству через Библию. Свет, просачивающийся через мозаичные окна соборов, символизировал вездесущность Бога. Между Богом и человеческим восприятием Бога существовали равновесие и некоторая напряженность. Готические соборы стали центрами богослужения, образования и общественной жизни той эпохи.

В последующие 150 лет многие школы превратились в университеты.

Схоластика в образовательном и интеллектуальном планах старалась достичь тех же равновесия и напряженности. Ранние схоласты, такие как Папа Сильвестр II (999-1003 гг.) и Петр Абелярд (1079-1142 гг.), не удовлетворялись цитированием Отцов Церкви, но подвергали их учение тщательному исследованию, что принесло определенные положительные результаты.

Тем не менее, у схоластики не было цели установить истину, ибо само содержание христианской веры (Библию, писания Отцов Церкви, решения Соборов, церковное предание и пр.) она принимала за непреложные истины. Истинной целью схоластики было показать разумность христианской веры и возможность ее интеллектуального осознания систематизировать христианские доктрины и учения, упорядочить их.

Интеллектуальное любопытство двигало схоластами в точности так же, как религиозное рвение двигало участниками крестовых походов. Вера должна быть разумной и философски обоснованной. Схоластика черпала свою методологию из аристотелевой системы дедуктивной логики, согласно которой брали определенную мысль или истину, а потом изучали факты, из которых можно было бы сделать логичный вывод, подтверждающий начальное предположение.

• Подобные Абелярду блестящие учителя привлекали к себе учеников. В результате их деятельности возникали большие школы и университеты.

• Для того, чтобы изложить истину или подвести итоги занятиям, учителя читали лекции, но наиболее результативно шло обучение по аристотелеву методу, включающему вопросы/ответы беседы споры/дебаты

Метод схоластики заключался в том, что вначале излагалась определенная христианская истина, а потом она подвергалась углубленному философскому анализу, в результате которого давались ответы и делались выводы о разумности этой истины и ее содержания.

Одно из сочинений Абелярда («Да и нет») предлагало 158 вопросов о христианской вере и ответ на каждый из этих вопросов, основанный на Библии, церковном учении и классических сочинениях. Для Абелярда сомнение вело к познанию, а познание — к истине. Но было и много противоречивых ответов. Все же многие церкви решительно воспротивились подходу Абелярда и других схоластов, подвергавших тщательному исследованию библейское и церковное учение. Бернард Клервосский (1090-1154 гг.) возражал Абелярду, утверждая, что вера строится на том, что веришь, а не на том, что задаешь вопросы. Абелярда обвинили в ереси. Но само движение не умерло — оно расцвело и привело к появлению университетов, растущей тяге к знаниям.

Попытки систематизировать истину привели к появлению таких работ, как «Gratians Decretum», в которой собраны все церковные обыкновения римско-католической церкви. А обыкновения эти регулировали все стороны жизни прихожан церкви.

Позицию Абелярда называют умеренным реализмом, подразумевающим, что знание предшествует вере («Знаю, чтобы верить»). Ей противостояли такие люди, как Бернард и Августин (в ранний период), утверждавшие, что библейская вера приходит раньше реального знания («Верую, чтобы знать» — см. Ин.7:17, 8:31-32, 13:7). Лишь послушание в вере ведет к истинному познанию.

Еще одной выдающейся личностью был Ансельм (1033-1109 гг.), последователь Августина, также настаивающий на том, что знание и понимание приходят после веры. Консервативная евангельская традиция придерживается именно этих взглядов, известных под названием реализма.

Чуть позже выразителем идей схоластики стал доминиканский монах Фома Аквинский (1225-1274 гг.), который верил, что знание первично, а вера — вторична, но знание дополняется откровением, о чем он и писал в своей «Summa Teologica». объемном труде по систематическому богословию, основанном на использовании исследовательского метода Аристотеля. Сочинение Аквината — классическое изложение римско-католического богословия. Для него откровение — выше знания, но и то и другое исходит от Бога. Истина-откровение была дарована Римской католической церкви, основанной Богом.

Другим направлением схоластики был номинализм, лучше всего выраженный в трудах Вильяма Окхамского (1280-1349 гг.), который утверждал, что личность важнее института. Так как невозможно логически доказать истинность церковного учения, то его нужно принимать верой. Это течение ознаменовало возрождение интереса к человеку как личности и признание за ним права подвергать церковную власть сомнению. Номинализм заложил основу для эпохи Возрождения, материализма и научных методов исследования.

Почему мы так много говорим о схоластике? Невозможно переоценить значимость этого течения. Именно оно посеяло семена Реформации. Впервые люди стали задавать вопросы и задумываться над тем, действительно ли церковное духовенство и церковное учение обладают абсолютной властью. Но та же схоластика послужила и для укрепления абсолютной власти Римской церкви, тщательно систематизировав ее догматы.

• Среди других основных событий можно назвать рост нищеты в народе: богатые богатели, а бедные бедне­ли, и часто это происходило при пособничестве церкви возникновение огромного разрыва между аристократией(феодалы-помещики/знать) и простым людом (крестьянами)

Основные религиозные

(1054-1305 гг.)

На протяжении почти 200 лет крестовые походы были важнейшим событием религиозной жизни (1095-1291 гг.). Всего состоялось 7 санкционированных крестовых походов и еще один — восьмой, известный под названием Детского Похода 1212 г., в результате которого трагически погибли или были захвачены в плен почти все мальчики, которые думали, что их «чистые сердца» смогут победит







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.