Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Федор Каплун, Иван Зуб-Золотарев и Федор Кандыба





В начале 20-х годов учение пятидесятников о крещении Святым Духом стало звучать и в других местах. Пресвитер Киверецкой церкви ХВЕ Тимофей Яковлевич Калинюк в своем труде «Краткий исторический очерк о возникновении и жизни христиан Веры Евангельской в Волынской области» рассказывает, что в 1920 году из США возвратился на родину Федор Каплун, который перед Первой мировой войной временно выезжал в США на заработки, где он и уверовал в Господа Иисуса Христа как своего личного Спасителя. Затем он учился в Библейской школе, по окончании которой возвратился в Украину для проповеди Евангелия в качестве проповедника баптистской миссии. Каплун поселился в селе Чолница Киверцовского района, которое расположено на берегах небольшой речки Конопельки. К селу этому, известному с незапамятных времен, со всех сторон подступали леса седой старины, в которых, говорят, прятались люди еще от татарского нашествия.

Нужно сказать, что первым проповедником Евангелия в этих местах был Александр Кравчук, который переселился на Волынь в село Чолницу вместе с семьей из Одессщины в 1908 году. [17]А. Кравчук принадлежал к церкви евангельских христиан. Он имел Библию, которую читал и объяснял людям, призывал людей к Христу, к живой вере в Бога. Вскоре православное духовенство и представители власти запретили Кравчуку читать Божье Слово селянам, а самого Кравчука решили выслать в Сибирь. Селяне, уважая Кравчука, заступились за него. В конце концов, власти разрешили ему остаться с семьей с семьей в Чолнице при условии, что читать Евангелие и молиться он может лишь со своей семьей, и категорически запретили ему проповедовать публично. Возможно, поэтому вплоть до 1920 года это была единственная евангельская семья в Чолнице.

Приблизительно в эти годы в город Ковель тоже была занесена весть Евангелия, а в 1910 году в городе Луцке обратился к истинной вере в Бога, приняв Христа в свое сердце как своего личного Спасителя, портной Василий Гебелинда. Обслуживая своих заказчиков, Гебелинда также проповедовал им Евангелие, говорил о том, что Христос умер за грешников, возвещал о необходимости каждому покаяться в своих грехах, придти ко Христу и принять Его в свое сердце. В результате труда первых евангелистов в городе Ковеле была основана и зарегистрирована еще перед Первой мировой войной небольшая группа евангельских христиан как филиал Петроградской церкви евангельских христиан. Это дало возможность ковельчанам проводить открыто Евангельские богослужения и открыто проповедовать Евангелие. [18]

После окончания Первой мировой войны множество людей, измученных войной, разрухой, голодом и эпидемиями, возвращались домой. Стремились вернуться в свои города и села беженцы, которые были эвакуированы из фронтовых зон, возвращались домой военнослужащие и пленные. Среди них были и те, которые за годы тяжких испытаний встречались с евангельскими христианами и приняли живую веру во Христа. Возвратившись в свои семьи, они старались родным и соседям говорить о необходимости покаяния в своих грехах, отдать свою жизнь для Бога и получить спасение через Божью благодать. Вот такие условия жизни были в то время, когда в Старую Чолницу приехал Федор Каплун.

Поселившись в Чолнице, Каплун познакомился с семьей Кравчуков. Вместе они начали проповедовать Евангелие жителям Чолницы и окружающих сел. Вскоре посеянное семя Божьего Слова начало прорастать. Обратились к Богу семьи Виталия Билевича, Назара Момотюка, Михаила Саца, Кондрата Дорошкевича, обращается к Богу и беглец из Советской России Иван Зуб-Золотарев, а также многие другие. Через короткое время в Чолнице образовывается церковь евангельских христиан, а пресвитером ее был избран Федор Каплун. Весть евангельской проповеди звучала все дальше и дальше. Создаются кружки евангельских христиан в селах: Хопневе, Рудниках, Колках, Красноволе, Будках, Лыщи и в других местах. Федор Каплун стал благословенным евангелистом и служителем Божьей церкви.

Нужно сказать, что Каплун, возвращаясь на родину, по дороге имел встречи и беседы с работниками пятидесятнического движения, которые произвели на него большое впечатление. Он принял в свое сердце евангельское учение о духовном крещении и дарах Святого Духа, о чем ревностно стал проповедовать.

Учение о духовном крещении приняли многие верующие. Господний огонь загорелся, Бог крестил Духом Святым уверовавших со знамением иных языков. В Чолнице первыми приняли духовное крещение следующие братья: В. Билевич, М. Сац, Н. Момотюк, К. Дорошкевич, И. Зуб-Золотарев, А. Кравчук и много других братьев и сестер. Это огонь Божий запылал и в других местах, вокруг, особенно на Полесье. Прошло немного времени. Федор Каплун уехал на другое место служения, а в Чолнице церковь преобразовалась в церковь Святой Пятидесятницы, в которую также вошли верующие близлежащих сел: Озера, Звозов, Суська, Хопнева и города Киверцы. Всего в церкви было уже более двухсот членов. Пресвитером церкви был избран Иван Семенович Зуб-Золотарев. Образовались также церкви в селах Костюховка, Колки, Будки, Черниж и в других местах.

Исключительно интересной личностью был и сам Зуб-Золотарев. Он родился 14 января 1903 года в Полтаве. О его жизни рассказывал мне в Сиэттле многолетний труженик на ниве Божией Дмитрий Захарович Беспалов, который очень хорошо знал Зуб-Золотарева и много лет трудился вместе с ним в Аргентине. Этот служитель Божией в юности своей после окончания средней школы был призван в Белую армию и направлен на учебу на офицерские курсы. Однако стать офицером он не успел. Молодой юнкер вместе со своей частью вынужден был бежать на запад от наступающих большевиков. В конце концов, они оказались в Польше, где сдали оружие и были интернированы в специальные лагеря.

Во время пребывания в таком лагере, Зуб-Золотарев услышал Слово Божие от евангельских проповедников, которые проповедовали в лагерях. Со временем он был освобожден и поселился в Чолнице, где примкнул к евангельской церкви, принял крещение по вере, а впоследствии женился на вдовице из рода Кравчуков, которая также была членом этой церкви и прекрасной христианкой. Она стала для него прекрасной спутницей и помощницей в духовных делах.

Много лет спустя, в 1981 году, в далекой Америке многолетний труженик на ниве Божией в славянских церквах Украины, Польши, Германии, США, Канады и Южной Америки брат Андрей Ефремович Давидюк, в скорбном некрологе по случаю смерти Ивана Зуб-Золотарева, в журнале «Евангельский голос» напишет очень теплые слова про этого выдающегося служителя Божьего.

“В то время Западная Украина была охвачена великим духовным пробуждением, особенно на Волыни и Полессье. В благословенный труд Ьожий со всем вдохновением включился брат И. Зуб-Золотарев. Он целиком посвятил свою жизнь для проповеди Евангелия, повсеместно посещая общины, он редко когда бывал дома, проводя время в поездках, посещая разные города и села. Часто он совершал тяжелые изнурительные путешествия пешком или на велосипеде, что приносило ему мучительную боль в ногах, ибо у него были обморожены пальцы на обоих ногах еще со времен его службы в армии. Однако он, невзирая на это, не обращая на это внимания, всегда с готовностью отправлялся в такие посещения, ибо духовного труда было много, а работников мало.

Пишущий эти строчки часто принимал участие в таких поездках на велосипедах вместе с братом Зуб-Золотаревым. Люди массово обращались к Господу. Ежегодно летом совершались святые водные крещения, иногда было до 300 новообращенных. В 1929 году состоялся в Старой Чолнице большой съезд всех пятидесятнических проповедников и представителей Восточно-Европейской миссии. Был образован один общий союз и брат Зуб-Золотарев был избран секретарем этого союза. На этом поприще он совершал успешную и полезную деятельность до своего переселения в Аргентину в 1937 году.

Брат Зуб-Золотарев, будучи от рождения подвижным, и в духовном труде был везде очень активным. Проживая в Старой Чолнице (впоследствии он переселился в Киверцы), он иногда собирал одаренных особ на краткие Библейские курсы. Также он организовал курсы регентов, на которых, благодаря его умелому преподаванию, было подготовлено много способных регентов, которые впоследствии образовали в общинах знаменитые хоры, которые стали украшением евангельских ьогослужений. Кроме этого, он занимал положение главного пресвитера Волынского округа”. [19]

1924 год положил начало очень активному движению пятидесятников на Волыни. Люди обращались к Богу, присоединялись к церкви через святое по вере крещение. Бог крестил Духом Святым со знамением иных языков и обогащал верующих другими дарами Духа Святого. Церковь росла количественно не только в Чолнице, но создавались общины и в других местах. Богослужения в Чолнице проводились в доме В. Билевича, а когда появилась необходимость в большом помещении, тогда И. Зуб-Золотарев отдал половину своего дома, где сделали хорошее помещение для проведения богослужений.

В начале тридцатых годов И. Зуб-Золотарев организовал первый хор, который положил начало хорового пения среди пятидесятников Волыни. А в 1928 году Зуб-Золотарев организовал духовой оркестр, с которым он посетил много сел Волыни, Ровенщины, Тернопольщины и Львовщины, где - особенно при водном крещении - собирались тысячи людей на призыв чудесных мелодий оркестра и слушали проповедь Евангелия. Многие из слушателей обращались к Богу, принимали в свое сердце Христа. Это был благословенный посев.

Известно, что в 1928 году в Чолницкой церкви вступили в завет с Богом через святое по вере крещение шестьдесят четыре человека новообращенных христиан. [20]

Еще одним из первых благовестников на Волыни был Федор Кандыба. Перед Первой мировой войной житель села Рыковичи (сейчас – Иваничевский район Волынской области) Федор Кандыба выехал в США на заработки и прожил там около десяти лет. Для Федора было важным не то, сколько он заработал, а то, что он за эти годы принял Христа в свое сердце своим личным Спасителем. А когда Федора Бог крестил Духом Святым, тогда его сердце загорелось пламенным желанием возвратиться в родной край, чтобы принести своим родным, своему народу добрую новость о спасении, о Божьей любви к грешникам. В 1920 году Федор Кандыба возвратился в родной край, в село Рыковичи.

Молчать о своем спасении он не мог, спешил рассказать родственникам и односельчанам о том, что сделал для него Господь, как его помиловал и спас его душу от вечной погибели. Говорил также о том, что сегодня день спасения, что Христос зовет к себе каждого грешника, прощает и спасает.

Вначале люди прислушивались к этому новому учению довольно настороженно, затем многие из них начали читать Евангелие, и в сердцах их зарождалась живая вера в Бога. Вскоре Федор увидел благословенный плод своего труда: больше десяти человек-односельчан со своими семьями отдались на служение Господу. Это были: Омельян Иванчук, Прокоп Савчук, Нестор Божик, Омельян Мищук, Максим Мельник с семьей, Иван Чабан с семьей и другие. Впоследствии новообразованную церковь регулярно посещали И. Зуб-Золотарев, М. Вербицкий, Г. Федышин, И. Черский и другие известные проповедники.

До 1930 года Рыковецкая церковь, к которой также принадлежали верующие соседских сел, выросла количественно до 200 членов. Пастырское служение в Рыковицкой церкви долгие годы совершал Федор Кандыба. На съезде в Кременце в 1928 году он был избран также в руководство Союза пятидесятников. Много потрудился Федор Кандыба на евангельской ниве также в окрестных селах и церквах. [21]

 

Иван Герес и Иосиф Черский

Таким образом, к 1924 году пятидесятнические церкви и группы были образованы уже на большой территории - в Белоруссии, на Волыни, в Полесье. Через колючие терновые заросли непонимания и неверия пробивала дорогу себе светлая истина Божья.

В истории пятидесятнического движения в Польше особое место занимают события, которые происходили в 20-е годы в старинном городе Кременце на Волыни (сейчас – Тернопольская область).

Кременец расположен у подножья Замковой горы, в долине реки Иква. Раскопки показывают, что люди здесь жили еще во времена Ветхого Завета. Первое письменное упоминание про Кременец найдено в Ипатьевской летописи и относится к 1226 году, который ознаменовался тем, что под стенами Кременца русичи разгромили объединенные силы венгерских и польских войск под командованием венгерского королевича Андрея. [22] В Кременце в 1819 году был основан Лицей, высшее учебное заведение, приравненное по своей программе к Виленскому университету. В Лицее была богатая библиотека – до 50.000 книг, из них – 1.500 инкунабул (изданных до 1500 г.). Ботанический сад Кременца был одним из лучших в России. В 1832 году коллекция сада насчитывала 12 тысяч видов и форм растений.[23] Таким образом, Кременец был одним из важных культурных центров. Правда, после подавления польского восстания (1830-1831 г.г.), которое поддержало большинство лицеистов, Лицей был закрыт, библиотека была передана в Киевский университет, и значение города снизилось.[24] М.М. Пржевальский, выдающийся русский путешественник и географ в 1960-1861 г.г. служил в качестве офицера в расквартированном в Кременце Полоцком полку. Его перу принадлежат строки про Кременец. Он писал, что «окрестности его поражают своей красотой. Горы создают чудесные ландшафты, которыми можно любоваться на каждом шагу. Сам город со всех сторон окружен горами так, что, подъезжая к нему, за две версты еще ничего не видишь. Будто бы он хочет спрятаться от любопытных взглядов, будто боится обнаружить свою непривлекательность». [25]

Духовное пробуждение в Кременце началось еще в сентябре 1917 года с писем Ивана Гериса. В свое время он покинул Украину и поселился в Америке в городе Филадельфия. Он писал своим родственникам: «Я здесь живу и посещаю верующих, они привели меня к Господу… Я получил от него великий дар, который не променяю на сокровище всего мира… Вы бедные заблудшие овцы, ибо ваше духовенство привело вас и оставило на краю пропасти… Не ищите вы нигде в человеке правды, ибо праведен один только Бог. Примиритель с Богом, и он вас спасет…» [26]

Эти письма с удивлением читали родственники, никто не мог понять, что с ним случилось…

А случилось вот что. Первоначально Герис был очарован Америкой. (Даже свою настоящую фамилию – Герасевич он переделал на американский манер). Но вскоре он понял, что за внешним блеском Америки - опустошенность ее жителей. И вскоре он заметил, что искания многих людей направлены к Богу, узнал, что многие переселенцы нашли свое счастье в Евангельской истине.

Пришел час - и Иван Герис, который всю жизнь считал себя примерным православным христианином, понял, что ему нужно рождение свыше, что ему нужно личное общение с Богом. И этот час прозрения круто изменил его судьбу. Иван Герис не стал предпринимателем, хотя, согласно своих дарований и способностей, и мог бы это сделать. Он стал служителем Бога. Там, в Филадельфии, он начал проповедовать Слово Божие, там он через некоторое время познакомился с Иваном Воронаевым.

Думы Гериса были о родной земле и о родных в Украине, которые были очень далеки от Бога. Он старался хотя бы в письмах проповедовать своим родственникам. Тимофей Андреевич Донинский (впоследствии - пресвитер Кременецкой церкви ХВЕ, а в ту пору - сосед родственников Гериса) вспоминал, что письма Ивана Алексеевича часто читались общественно, в присутствии соседей.

Когда возвращался из Америки в Польшу рукоположенный диакон евангельской церкви Иосиф Черский (поляк по национальности), Иван Герис попросил его, что бы он посетил его родственников в Кременце и 28 мая 1921 года в доме родной сестры Гериса - Татьяны Синчковской прозвучала впервые евангельская проповедь, которую вдохновенно говорил Иосиф Черский. Затем Черский уехал к себе на родину под Ковель.

Осенью 1921 года в Кременец прибыли проповедники Порфирий Ильчук, Трофим Нагорный и Иосиф Антонюк, и снова провели несколько собраний призывного характера, а затем и специальные собрания по подготовке к водному крещению, которого многие ожидали с радостью. И летом 1922 года в реке Иква под Кременцем состоялось первое водное крещение по вере, которое совершил баптистский проповедник Иван Симимина. Так была образована церковь в Кременце, которая испытывала на себе влияние и баптистских и пятидесятнических проповедников.

Осенью 1923 года в Кременец приехал Иван Герис. Это был человек, исполненный энергии и духовной активности. В деле благовестия он не считался ни с чем: ни со своим благополучием, ни со здоровьем, ни с материальными затратами. Ради проповеди Евангелия на своей родине он на некоторое время даже оставляет в Америке свою большую семью.

С приездом Ивана Гериса в Кременец началось духовное оживление, но вместе с тем и обострились вероученческие разномыслия между учением пятидесятников и баптистов в Кременецкой церкви. Назрела необходимость естественного разделения на две церкви, что и случилось в конце 1923 года.

Иван Герис убедился в том, что на территории Волыни и Полесья пятидесятническое движение уже приобрело большой размах, но в таких условиях необходимо было сотрудничество церквей, церковная дисциплина, единый руководящий центр - сами обстоятельства жизни ставили вопрос о необходимости проведения общего съезда представителей пятидесятнических церквей.

По приглашению Ивана Гериса в Кременец со своей семьей переехал на постоянное местожительство для духовного служения Иосиф Черский и принял обязанности руководящего Кременецкой церковью. А Иван Герис начал вести миссионерскую работу по селам и занялся организационной подготовкой для проведения съезда.

Церкви горели огнем Святого Духа. А иногда это был очень особенный огонь. По свидетельству Анны Петровны Скакун, (ее мать Стефания Витенко уверовала в 1920 году и много ей рассказывала про жизнь церкви в Кременце) в те времена на их хуторе Снигуровечина (около Горинки под Кременцем) от действия Святого Духа во время молитвенного собрания, хата, в которой молились христиане, будто была объята пламенем. Люди, думая, что хата действительно горит, прибежали тушить пожар. Осознав, что это сверхъестественный огонь Святого Духа, многие уверовали и обратились к Богу.

Первый съезд

1-3 мая 1924 года в Кременце состоялся I съезд пятидесятников, на котором присутствовали Иван Герис, Порфирий Ильчук, Иосиф Антонюк, Трофим Нагорный, Иосиф Черский, Михаил Вербицкий, Григорий Голубицкий, Григорий. Красковский, Степан Ярмолюк, Григорий Горошко и многие другие проповедники. Этот съезд имел большое значение: был принят устав церкви, определено вероучение, были установлены правила церковной жизни. На съезде была обсуждена практическая деятельность Союза пятидесятнических церквей и намечен план работы. Вопрос о военной службе был объявлен делом совести каждого верующего. В заключение съезда были рукоположены на пресвитерское служение Иосиф Черский и Порфирий Ильчук. Они - первые пресвитеры братства пятидесятников в тогдашней Польше.

Кременецкий съезд проходил при большом духовном подъеме, на съезде при молитве братьев от неизлечимой болезни был исцелен юноша Дмитрий Ординанс - один из пионеров евангельского пробуждения в Тернополе.

Вскоре после съезда Иван Герис вернулся в Америку, а вся духовная работа была поручена Иосифу Черскому и Порфирию Ильчуку, которые с помощью других братьев-тружеников смело и уверенно, в страхе Господнем совершали дело его служения, выполняли свою миссию пастырей.

Следует сказать, что Иосиф Черский, будучи поляком по национальности, пользовался у польских властей большим доверием, чем другие служители-украинцы и потому имел возможность вести большую организационную работу для евангельского движения, и делал это вполне успешно и благословенно, прилагая все усилия и старания.

Десятилетия спустя в Журнале «Христианский вестник» в Аргентине была опубликована заметка про семью Черских, где было сказано: «Кто не помнит гостеприимный дом брата и сестры Черских, которые проживали перед войной в г. Кременце на Волыни? Их дом, не смотря на материальные недостатки, всегда был открыт для проповедующих братьев и сестёр, приезжающих в г. Кременец». [27]

Труднейшие годы Второй мировой войны Иосиф Черский пережил вместе со своей паствой. А после войны, как и многие другие поляки, переселился в Польшу. Он прожил долгую жизнь, до последних дней своих стараясь передавать любыми путями Библии и Евангелия в Советский Союз. 18 июля 1970 года умерла его верная жена Юзефа, 1892 года рождения. В своем письме старому другу Ивану Зуб-Золотареву в далекую Аргентину Иосиф Черский писал: «Я перенёс большую скорбь, моя жена 18 июля с. г. отошла к Господу, прожив 78 лет и 78 дней. Мы с ней прожили супружеской жизни 58 лет и 4 месяца». [28]

В марте 1972 года в «Христианском вестнике» было опубликовано еще одно письмо Черского, которое хочется привести полностью.

 

Дорогие в Господе брат и сестра И. и М. Зуб-Золотаревы!

Мир Божий вам и всем любящим Господа!







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.