|
Встреча 23. «Большая стройка»⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Задачи: способствовать развитию предметных действий; развивать тонкие движения пальцев; учить детей соотносить предметы по размеру, быть активными и инициативными в процессе решения проблемных задач. Материальное обеспечение: две коробки со строительным материалом; игрушки разных размеров, расставленные по комнате. Подготовительная работа: организация беседы по картине «Стройка». Ход встречи Дети сидят за столом. Психолог: -Ребята, в прошлый раз мы с вами делали подарки к новоселью для Зайца Матвея. Мы радовались, что Зайка построил себе новый дом. Как вы думаете, легко ли построить дом? Дети отвечают. -Ну что ж, каждый думает по-своему: кто-то говорит, что легко, а кто-то — что трудно. Сегодня я предлагаю вам самим построить дом и поселить в него жильцов. Вы готовы? Дети отвечают. -Тогда посмотрите: в этих коробках находится строительный материал. Вы можете брать столько кубиков, кирпичиков, дощечек, сколько вам необходимо. Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, из чего состоит дом. А поможет нам в этом игра «Строим дом». Дети читают четверостишие и совершают знакомые действия: Строим дом, дом большой, И с окошком, и с трубой. Все выше и выше, выше и выше... И поставим крышу. -А теперь приступайте к работе. Дети начинают работу. В это время психолог подходит к каждому ребенку, интересуется его планами, направляет его действия. Когда дети заканчивают работу, психолог обращается к ним: -Ребята, у вас получились отличные дома! Теперь вам нужно решить, кто будет в вашем домике жить. Это может быть любая игрушка, которая находится в нашей групповой комнате. Походите по группе и найдите «жильца» в свой домик! Дети ищут игрушку, подходящую по размеру к своей постройке. В случае если ребенок не может подобрать игрушку соответствующего размера, психолог обращается к нему: -Посмотри, Саша, у тебя домик маленький, а ты принес лису. Она поместится в домике или нет? Почему нет? Она какая? А домик, какой? Кто может поселиться в твоем домике, посмотри? Кто-то маленький! Пойди и найди маленькую игрушку! Когда дети заканчивают работу, психолог предлагает каждому рассказать, кого он поселил в дом: -Ребята, расскажите, кто у вас в домике живет. Начинайте со слов: «В моем домике живет...» Дети повторяют начало фразы, стремятся правильно и четко произносить слова. Психолог благодарит детей.
Встреча 24. «Птицы прилетели»
Задачи: развивать тонкие движения пальцев; стимулировать речевую активность; учить детей быть активными и инициативными в процессе общения с близким взрослым. Материальное обеспечение: прутики разной длины, коробки с пластилином. Подготовительная работа: организация экскурсии вокруг детского сада «Птицы прилетели»; рассматривание картинок с изображением перелетных птиц; обучение детей технике работы с пластилином.
Ход встречи
Дети и родители сидят за столами. Психолог обращается к детям: -Ребята, скажите, когда сегодня вы шли в детский сад вы слышали голоса птиц? Дети отвечают. -А вы знаете, как называется птичий домик? Дети отвечают, родители помогают им дать правильный ответ. -Ребята, а легко ли сделать гнездо? Хотите попробовать? Я приготовила для вас прутики, из которых можно сплести гнездо. А еще вы можете пользоваться нитками: они вам помогут укрепить стенки гнезда. Работа эта не простая, поэтому вам будут помогать сегодня мамы. Дети вместе с родителями приступают к работе. Психолог обращает внимание родителей на то, что они являются активными участниками практической деятельности, однако все решения принимаются совместно. Когда дети заканчивают работу, психолог обращается к ним: -А сейчас, ребята, я предлагаю поселить в ваши гнезда «жильцов» — птиц и птенцов. Их можно слепить из пластилина. Пожалуйста, подходите ко мне, берите коробки с пластилином. Но прежде чем приступить к работе, посоветуйтесь с мамой, кого вы будете лепить. Может быть, это будет птица-мама и ее птенцы, или яйца, из которых появятся птенцы, или кто-то другой... Дети и родители обсуждают сюжет и начинают лепить. По окончании работы психолог предлагает рассмотреть каждую поделку. Дети вместе с родителями рассказывают, кто живет в их гнезде. Психолог: -Ребята, сегодня вы очень хорошо потрудились! Свою поделку вы можете взять с собой, показать ее папе, бабушке или другу. Я думаю, им будет интересно услышать ваш рассказ. Психолог благодарит детей и родителей за работу.
Встреча 25. «Подарки к новоселью» (совместно с родителями)
Задачи: развивать тонкие движения пальцев; включать детей и их родителей в ситуации взаимодействия по решению практических задач; учить детей быть активными и инициативными в процессе общения с близким взрослым и сверстниками. Материальное обеспечение: конверт, каждому ребенку лист акварельной бумаги формата А-3, две кисточки, емкость с одной акварельной краской, стаканчик с водой, лоскуток фланелевой ткани. Подготовительная работа: обучение детей рисованию акварельными красками, работе с кисточкой. Ход встречи Дети с родителями сидят за столами. Психолог показывает конверт и рассказывает детям, что получил из леса письмо от Зайца Матвея: -В письме говорится, что Заяц Матвей построил новый дом. Он получился большой, просторный, светлый и теплый. Ребята, давайте сделаем Зайке подарки к новоселью! Хотите? Дети отвечают. Психолог выкладывает на свой стол разноцветные краски и кисточки и говорит: -Ребята, давайте подумаем, что мы можем сделать в подарок Зайке? Дети отвечают. -Очень интересные предложения! А я предлагаю воспользоваться красками. Конечно, мы можем нарисовать для Зайки Матвея картины, а он развесит их на стены своего нового домика! Попробуем? Дети отвечают. -Вот посмотрите, у меня на столе лежат листы бумаги, кисточки и краски. С помощью этих предметов можно нарисовать замечательные картины. Подходите ко мне и берите по одному листу бумаги, две кисточки и одну коробочку с какой-нибудь краской. Только, прежде чем выбрать тот или иной цвет краски, посоветуйтесь с мамой или папой о том, что вы будете рисовать. Дети и родители начинают обсуждать содержание будущей картины, выбирают нужную краску. Здесь надо особо отметить, что каждый ребенок может получить лишь одну краску определенного цвета (красного, синего, желтого и т.д.), однако он всегда может обратиться к другому ребенку и попросить у него краску нужного ему цвета. Психолог оговаривает правила: -Ребята, вы уже решили, какой краской будете рисовать. Однако картина в одном цвете может получиться не очень интересной, поэтому вы всегда можете обратиться к другому ребенку за нужной краской. Например, если мне понадобится синяя краска, я попрошу ее у Вики, а если желтая, то у Дани. Не забывайте говорить волшебные слова друг другу, и у вас все получится! В том случае если большинство детей выбирают одну и ту же краску, психолог предлагает им обращаться с просьбой к нему. Начинается совместная работа родителя и ребенка. Когда дети заканчивают рисовать, психолог обращается к ним: -Ребята, а сейчас у вас остается немного времени, и вы можете придумать несколько слов о своей картине. Уважаемые родители, помогите своим детям придумать и озвучить эти слова! Далее дети и родители выходят из-за столов и начинают рассматривать рисунки. Каждый ребенок объясняет, что он изобразил. Психолог подводит итог работе: -Сегодня мы рисовали картины для Зайки Матвея. Вы, ребята, нарисовали не только замечательные картины, но и научились обращаться с просьбами друг к другу. Мне было очень приятно смотреть, как вы договариваетесь с мамой, общаетесь с ребятами. А Зайке будет очень приятно получить ваши подарки к новоселью. Психолог благодарит детей и родителей за внимание и проделанную работу. По окончании коррекционной программы рекомендуется провести итоговое занятие с детьми и родителями, на котором предложить им задачи речевого и коммуникативного характера, а после занятия вместе с родителями проанализировать речевое поведение детей: отметить, каких успехов добились дети за учебный год, обозначить некоторые трудности, наметить дальнейшее направление работы. Каждому родителю — предложить рассказать, какие изменения он увидел в ребенке по окончании коррекционной программы и какие — в себе. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, дети 2-3 лет с ЗРР, участвовавшие в коррекционной работе, демонстрируют более высокий уровень развития коммуникативной деятельности, чем их сверстники с задержкой речевого развития, не обучавшиеся на специальных занятиях. Они более инициативны в обращении к взрослому, стремятся строить взаимодействие со взрослым на основе деловых контактов, активно использовать речевые средства в процессе общения. В то же время эти дети в некоторых случаях еще проявляют элементы амбивалентного поведения. Однако, рассматривая качественные проявления такого поведения, следует отметить, что степень его выраженности у этих детей в процессе взаимодействия с близким взрослым несколько ниже, чем у их сверстников, не получивших специальную помощь. Таким образом, по окончании работы по коррекционной программе у детей с ЗРР — участников специальных занятий выявлены особенности коммуникативной деятельности, свидетельствующие о значительном опережении ими сверстников, не участвовавших в этой программе. Выявленные особенности позволяют утверждать, что коррекционная программа способствует тому, что дети 2-3 лет с ЗРР становятся активными участниками речевого общения, что отражается и на качественном своеобразии их коммуникативной деятельности, и на характере их речевой активности. Вместе с тем, оценивая данные о детях с ЗРР по окончании коррекционной программы, нельзя не сказать об изменениях и у родителей этих детей. Обращаясь к детям, родители в подавляющем большинстве случаев (от 80 до 100%) использовали преимущественно речевые средства, при этом с помощью слова они стремились не только управлять действиями ребенка, но и отражать свои внутренние ощущения, обозначать свои намерения по поводу достижения общей цели, сопереживать ребенку в его удачах и неудачах, эмоционально реагируя на их трудности и успехи. Это не могло не отразиться на типе их взаимоотношений с детьми. Так, для родителей, обучавшихся на специальных занятиях, характерно построение взаимоотношений на основе совместной деятельности; для родителей, не получивших специальной помощи — подавляющая активность одного из участников коммуникативного процесса (родителя или ребенка). Поскольку большинство родителей — участников коррекционного процесса стремились строить отношения с ребенком по типу совместной деятельности, между ними, в конечном счете, устанавливаются такие субъект-субъектные отношения, которые позволяют решать им задачи различной сложности и практического, и коммуникативного, и речевого плана. Именно на этой основе общения со взрослым и становится возможным значительное продвижение детей в становлении их как субъектов коммуникативной деятельности. Таким образом, можно утверждать, что позитивные качественные характеристики общения родителей, прошедших специальное обучение, являются одним из существенных условий развития коммуникативной и речевой деятельности детей с ЗРР. Однако такое общение с ребенком не должно быть поверхностным и требует учета и соблюдения следующих психологических условий: · актуального уровня развития коммуникативной деятельности ребенка; · целенаправленного последовательного построения актов коммуникации взрослого с ребенком с постепенным усложнением ситуаций по отношению к детям и взрослым; · положительного эмоционального настроя ребенка на взаимодействие со взрослым и стремление к обратной связи в процессе взаимоотношений с ним; отношения со взрослым должны строиться на основе деловых и голосовых контактов, стремления оказывать помощь взрослому или обращения за помощью к нему в процессе взаимодействия; стремления с его стороны к совместному результату деятельности; · • учета актуальных и потенциальных речевых возможностей ребенка: ребенок должен испытывать эмоциональное удовлетворение от вербального общения со взрослым. Подводя итог описанию нашего опыта по формированию детей 2-3 лет с ЗРР в качестве активных участников речевого общения, мы хотим особо подчеркнуть рекомендации для родителей по организации коммуникативной деятельности со своими детьми: · необходим положительный эмоциональный настрой на взаимодействие с ребенком и эмоциональное реагирование на его успехи и неуспехи в той деятельности, на основе которой происходит общение; · нужно уметь организовать коммуникативную деятельность с ребенком так, чтобы она была эмоционально насыщенной, понятной и интересной ему; · в процессе общения с ребенком следует учитывать его важнейшие потребности и прежде всего — стремление к самостоятельности; · необходимо нацеливать взаимодействие не на конечный результат деятельности, а на процесс его совместного с ребенком достижения; · нужно выбирать дозированные и адекватные развитию ребенка и конкретной ситуации способы помощи ему в процессе взаимодействия. Лишь такой подход к организации коммуникативной деятельности ребенка со взрослым может обеспечить позитивную динамику в развитии детей данной категории. Он также позволит предупредить появление дефектов вторичного порядка, осложняющих психическое развитие детей и затрудняющих их социальную адаптацию. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Регистрационная карта № 1 РЕБЕНОК
Основной объект внимания ребенка в первые минуты: взрослый; игрушка. Характер активности по отношению к объекту внимания: не смотрит; беглый взгляд; приближение; прикосновение; речевые проявления. Поведение по инструкции взрослого: отказ от выполнения действий; невыполнение действия без явного отказа (уклонение от деятельности); выполнение не до конца; выполнение до конца. Инициативность в обращении со взрослым: ожидание помощи или отказ от нее; характер обращений (преимущественно эмоциональные, голосовые, деловые контакты). Эмоциональность сопровождения обращения к взрослому: наличие эмоциональных состояний у ребенка в отношении к взрослому или их отсутствие (индифферентное отношение); знак эмоций (положительные, отрицательные, неоднозначные с положительным или отрицательным оттенком); глубина эмоциональных проявлений на возникающие трудности (ярко выраженные, невыраженные). Характер речевых проявлений: преимущественное использование неречевых (жестово-мимических) средств общения; преимущественное использование различных вокализаций с интонационной окрашенностью; преимущественное использование речевых средств общения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 КАЛЕНДАРЬ ЗАНЯТИЙ
*** — индивидуально-подгрупповое занятие с детьми; ***— индивидуальное диагностическое занятие
Регистрационная карта № 2 РОДИТЕЛЬ
Основной объект внимания: ребенок; игрушка. Характер активности по отношению к объекту внимания: приближение; прикосновение; речевое поведение. Вовлеченность взрослого в совместную деятельность с ребенком: обеспечение и соблюдение всех условий организации совместной деятельности; несоблюдение основных условий организации совместной деятельности (самостоятельная деятельность родителя при пассивном поведении ребенка, самостоятельная деятельность ребенка при пассивном поведении родителя). Эмоциональное обращение к ребенку: наличие эмоциональных состояний у родителя в отношении к ребенку или их отсутствие (индифферентное отношение); знак эмоций (положительные, отрицательные, неоднозначные с положительным или отрицательным оттенком); глубина эмоциональных реакций на трудности в проблемной ситуации (ярко выраженные, невыраженные). Характер речевых проявлений: сопровождение своих слов определенными жестами; оречевление собственных действий и действий ребенка; использование слова в качестве регулятора поведения ребенка (указания, просьбы, требования).
ЛИТЕРАТУРА Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития: Учеб.-методич. пособие. — М., 1999. Выготский Л.С Собр. соч.: В 6 т. — Т. 1-6. — М., 1982. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. — М., 1992. Гаркуша Ю.Ф., Коржевина В.В. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. — М.; Воронеж, 2001. Елагина М.Г. Почему ребенок не говорит // Дошкольное воспитание. — 1988. — № 4. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. — М., 1998. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М., 1973. Корницкая СВ. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста к взрослым // Вопросы психологии. — 1973. — № 4. Кривовяз И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними // Дефектология. — 1995. — № 6. Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических случаях. — М., 1936. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. — М., 2000. Лепская Н.И. Онтогенез речевой коммуникации: Дис. д-ра фи-лол. наук. — М., 1989. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. Лурия А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1958. — № 5. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. — М., 1997. Менчинская НА. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. — М., 1996. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. — М., 2003. Мещерякова СЮ. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и общения со взрослым // Вопросы психологии. — 1975. — № 5. Психологопедагогическая диагностика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М., 1998. Рошка Г.Н. Взаимосвязь коммуникативной и регулятивной функций речи в раннем возрасте // Развитие психики в общении со взрослым и сверстниками. — М., 1990. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2-х т. — М., 1989. Слинько ОЛ. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. — 1992. — № 1. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1996. — № 1. Сорокина Т.М. О некоторых особенностях общения детей со взрослыми // Дошкольное воспитание. — 1980. — № 5. Стребелева ЕЛ. Коррекционно-воспитательная работа с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в развитии // Дефектология. — 1996. — № 4. Стребелева ЕЛ. Новые организационные формы в специальном дошкольном образовании // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2002. — № 3. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. — Н. Новгород, 1994. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М., 2002. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 1998.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|