Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Безрадостные новости для женщин





Женщинам, живущим в таких удаленных друг от друга местах, как Париж, Бейрут, Новая Зелан­дия и Соединенные Штаты, диаг­ноз монополярной депрессии ста­вят по меньшей мере в два раза чаще, чем мужчинам (Joiner & Blalock, 1995; Weissman & Olfson, 1995). Кроме того, у женщин, по-видимому, депрессия случается в первый раз в более молодом воз­расте, приступы носят более час­тый и продолжительный характер и лечение проходит менее успеш­но (Pajer, 1995; Weissman & Olfson, 1995). В чем же причина столь большого различия между полами в данной области? Выдви­нуто несколько теорий (Blehar & Oren, 1995; Brems, 1995; Nolen-Hoeksema, 1995; 1990. 1987):

1. Теория артефактов. Соглас­но этой теории, женщины и муж­чины подвержены депрессии-в равной степени, просто клиници­стам не удается выявить депрес­сию у мужчин. Возможно, мужчи­ны считают для себя менее соци­ально приемлемым поступком признаться в депрессивных чув­ствах или обратиться к врачу. Возможно, женщины с депресси­ей демонстрируют более эмоцио­нальные симптомы, такие как чувство тоски и плач, которые легко диагностировать, тогда как мужчины прячут свою депрессию за такими традиционно «маску­линными» симптомами, как гнев (Mirowsky & Ross, 1995).

Это объяснение не находит си­стематических подтверждений в исследованиях (Fennig & Schwartz & Bromet, 1994). Выясняется, что женщины в действительности стремятся или способны иденти­фицировать свои депрессивные симптомы и обратиться к врачу не в большей степени, чем мужчи­ны (Nolen- Hoeksema, 1990; Amen-son & Lewinsohn, 1981).

2. Гормональная теория. Дру­гая теория утверждает, что у мно­гих женщин депрессию вызывают гормональные изменения (Pajer, 1995; Parry, 1995). Биологическая жизнь женщины, начиная с ран­него подросткового периода и вплоть до среднего возраста, от­мечена частными изменениями в уровне содержания гормонов в организме. Половые различия в частоте возникновения депрессии приходятся на те же самые годы (Weissman & Olfson, 1995).

Однако маловероятно, что за высокий уровень депрессий у женщин ответственны одни лишь гормональные изменения. В пе­риоды наступления половой зре­лости, беременности и менопаузы происходят важные социальные и жизненные события. Кроме того, гормональные объяснения крити­куют за их сексизм, поскольку

они подразумевают, что физиоло­гия женщина таит в себе изъяны (Nolen-Hoeksema, 1990).

3. Теория качества жизни. Воз­можно, женщины в нашем обще­стве больше подвержены стрессу, чем мужчины. В среднем они чаще сталкиваются с нуждой, чаще ра­ботают в качестве прислуги, жи­вут в худших жилищных услови­ях и подвергаются большей диск­риминации, чем мужчины, — все эти факторы связывают с депрес­сией (Wu & DeMaris, 1996; Brems, 1995). Во многих семьях женщи­ны выполняют непропорциональ­но большую часть обязанностей по уходу за детьми и ведению до­машнего хозяйства (Wu & DeMa­ris, 1996).

4. Теория отсутствия контроля. Согласно этой теории, женщины более предрасположены кдепрес-сии потому, что они в меньшей степени контролируют свою жизнь. Фактически, исследования подтверждают, что в лаборатор­ных условиях состояние выучен­ной беспомощности у женщин возникает чаще, чем у мужчин (Le Unes, Nation & Turley, 1980).

В согласии с теорией отсутствия контроля было установлено, что когда человек, будь то мужчина или женщина, становится жертвой какого-то преступления, начиная от кражи и кончая изнасиловани­ем, это обстоятельство часто вызы­вает чувство общей беспомощнос­ти и увеличивает количество сим­птомов депрессии. Женщины же в

 

 

Согласно Беку, депрессивные люди, кроме того, допускают ошибки в своем мышлении. Одна из распространенных логических ошибок состоит в том, что они делают произвольные выводы — негативные заключения, имеющие под собой мало оснований. Например, идущий по парку человек проходит мимо женщины, которая смотрит на растущие рядом цве­ты, и делает заключение: «Она отворачивается от меня». Кроме того, депрессивные люди часто пре­уменьшают значимость позитивного опыта или пре­увеличивают значимость негативных событий. К при­меру, студентка колледжа получает высокую оценку на трудном экзамене по английскому языку, но дела­ет вывод, что оценка отражает великодушие препо­давателя, а не ее собственные способности (пре­уменьшение). Через несколько дней той же студент­ке приходиться пропустить семинар по английскому, нашем обществе чаще, чем мужчи­ны, становятся жертвами различ­ных преступлений, в частности сексуальных нападений и жестоко­го обращения в детском возрасте (Andrews et al, 1995; Brems, 1995). Несмотря на эти корреляции, ис­следователям еще предстоит про­верить данную идея с помощью на­дежных тестов (Nolen-Hoeksema, 1990, 1987).

5. Теория «самообвинений». Ис­следования показывают, что жен­щины чаще, чем мужчины, припи­сывают свои неудачи отсутствию способностей, а свои успехи объяс­няют везением — атрибутивный стиль, который также связывают с депрессией (Wolfe & Russianoff, 1997). Возможно, далеко не слу­чайно, что эти гендерные различия в атрибуции начинают иметь мес­то в подростковый период, пример­но в то самое время, когда впервые отмечаются половые различия в депрессии (Nolen-Hoeksema & Girgus, 1995).

Каждое из этих объяснений по­ловых различий в монополярной депрессии дает пищу для размыш­лений. Каждое собрало достаточно доказательств, делающих его инте­ресным, и в то же время имеется достаточно фактов, которые ему противоречат и потому вызывают сомнения в адекватности. Тем са­мым в настоящее время половые различия в депрессии остаются од­ним из наиболее обсуждаемых, но хуже всего понимаемых феноменов в клинической области.

 

и она приходит к убеждению, что не сможет навер­стать упущенное за оставшуюся часть семестра (пре­увеличение).

Когнитивная триада ~ три направления негативного мышления, которые, согласно Аарону Беку, приводят людей в состояние депрессии. Эта триада включает в себя нега­тивную оценку своего опыта, самого себя и своего будущего.

Наконец, у людей с депрессией возникают автома­тические мысли, устойчивая цепочка неприятных мыслей, которые продолжают напоминать им, что они некомпетентны, а их ситуация безнадежна. Бек называет эти мысли «автоматическими», потому что они, по-видимому, возникают сами собой, как бы рефлекторно, В течение всего лишь нескольких ча­сов депрессивных людей могут посещать сотни по­добных мыслей: «Я — никчемная личность... Я всех подвожу... Все меня ненавидят... Я не справляюсь со своими обязанностями... Я — плохой родитель... Я глуп... Все дается мне с трудом... В моей жизни не произойдет никаких изменений».

Автоматические мысли — неприятные мысли, которые возникают у человека, способ­ствуя возникновению или сохранению депрес­сии, тревоги или других видов психологической дисфункции,

Объяснение Бека получило весомую исследова­тельскую поддержку. Ряд исследований подтвердил, что депрессивные люди придерживаются неадекват­ных установок и что чем больше у них таких устано­вок, тем тяжелее их депрессия (Whisman & McGar-vey, 1995; Garber, Weiss & Shanley, 1993). В другом исследовании установлено, что у депрессивных лю­дей наличествует когнитивная триада (Cole & Turner, 1993). В многочисленных исследованиях лица с деп­рессией припоминали неприятные жизненные ситу­ации с большей легкостью, чем позитивные события, оценивали себя ниже, чем люди, не подверженные депрессии, и выбирали пессимистические высказы­вания в описательных тестах (например, «Я ожидаю, что мои планы расстроятся»).

Гипотезы Бека, касающиеся логических ошибок, также получили подтверждение в лабораторных исследованиях (Cole & Turner, 1993; Yost, Cook & Peterson, 1986). В одном эксперименте испытуемых женщин просили прочитать тексты о женщинах, ока­завшихся в трудных ситуациях, и прокомментиро­вать их. Испытуемые с депрессией сделали в своих комментариях больше логических ошибок (таких как произвольный вывод или преувеличение), чем испы­туемые, не страдавшие депрессией (Hammen & Krantz, 1976).

Наконец, исследования подтверждают предполо­жение Бека о связи между автоматическими мыслями и депрессией (Philpot, Holliman & Madona, 1995; Garbcr et al., 1993). В одном исследовании у испыту­емых без депрессии, которых с помощью хитрости заставляли читать негативные высказывания о соб­ственной личности, напоминавшие автоматические мысли, появлялось все больше и больше признаков депрессии (Strickland, Hale & Anderson, 1975).

Эта серия исследований свидетельствует о том, что негативное мышление действительно связано с депрессией, но она не способна продемонстрировать, что подобные модели мышления являются причиной и ключевым элементом монополярной депрессии. Не исключено, что основополагающая проблема с на­строением вызывает трудности в мыслительной сфе­ре, которые затем еще больше расстраивают настро­ение, поведение и физиологию.

«Сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, а только в нашей оценке».

Шекспир, «Гамлет»

Когнитивная терапия. Основной когнитивный метод лечения монополярной депрессии был разра­ботан Беком, Он призван помочь пациентам распо­знать негативные мыслительные процессы и внести в них изменения, тем самым улучшив настроение и поведение людей (Beck, 1997, 1985, 1967). Лечение, которое обычно требует менее двадцати сеансов, ана­логично рационалыю-эмотивной терапии Алберта Эллиса (Ellis), но видоизменено с учетом специфи­ческих мыслительных ошибок, обнаруживаемых при депрессии. Подход Бека включает в себя четыре фазы:

Фаза 1. Повышение активности и настроения. Используя поведенческие приемы, закладывающие основу когнитивной терапии, терапевты сначала по­буждают пациентов проявлять больше активности. В ходе каждого сеанса пациенты посвящают опреде­ленное время составлению подробного почасового графика своих действий на предстоящей неделе (см. рис. 6.4). Предполагается, что по мере того, как от недели к недели они будут проявлять все больше ак­тивности, улучшится и их настроение.

Фаза 2. Устранение автоматических мыслей. Как только люди становятся более активными и чувству­ют, что их депрессия начинает проходить, когнитив­ные терапевты помогают им справиться с их негатив­ными автоматическими мыслями. Пациентов учат распознавать и регистрировать негативные автома­тические мысли, когда те появляются. Затем, на од­ном сеансе за другим, терапевт и пациент оценивают реалии, стоящие за этими мыслями, и часто прихо­дят к выводу, что последние безосновательны.

Фаза 3. Идентификация негативного мышления и его абсолютизации. По мере того как люди начина­ют видеть изъяны в своих автоматических мыслях, когнитивный терапевт показывает им, каким обра­зом процессы нелогичного мышления способствуют этим мыслям. Терапевты также дают пациентам воз­можность увидеть, что почти все их интерпретации событий отличаются выраженной негативной субъективной оценкой, и помогают им изменить эту манеру интерпретации.

Фаза 4. Изменение первичных установок. Терапев­ты помогают людям изменить неадекватные установ­ки, которые и лежат в основе их депрессии. В каче­стве составной части этого процесса терапевты час­то побуждают пациентов сопоставить свои установки с реальностью, как это имело место в нижеследую­щей терапевтической беседе:

Терапевт: На чем вы основываете свое убеж­дение, что не можете быть счастливы без мужчи­ны?

Пациентка: В течение полугода, когда у меня не было мужчины, я пребывала в тяжелой депрес­сии.

Терапевт: Не могла ли ваша депрессия быть вызвана иной причиной?

Пациентка: Как мы уже с вами обсуждали, я видела все в искаженном свете. Но я по-прежне­му не знаю, могла ли я быть счастлива, если бы мной никто не интересовался.

Терапевт: Я тоже не знаю. Не можем ли мы это как-то выяснить?

Пациентка: Ну, в качестве эксперимента я мог­ла бы не встречаться ни с кем какое-то время, что­бы посмотреть, как я себя буду чувствовать.

Терапевт: Я думаю, это отличная идея. Хотя у экспериментального метода есть свои недостат­ки, в настоящее время он по-прежнему является самым надежным способом установления фак­тов. Оченьхорошо, что вы готовы пойти на подоб­ный эксперимент. Теперь впервые в своей взрос­лой жизни вы не будете привязаны к мужчине. Если вы обнаружите, что можете быть счастливой без мужчины, это сделает вас намного более сильной, а также повлияет благотворным обра­зом на ваши отношения в будущем.

(BecketaL. 1979, р. 253-254)

Буквально сотни исследований, проведенных за прошедшие три десятилетия, показали, что когни­тивная терапия помогает в случае депрессии. В со­стоянии депрессивных людей, которых лечат этим терапевтическим методом, происходят намного более заметные улучшения, чем у тех, кто получает плаце­бо или вообще не лечится (Beck, 1997, 1991; Hollon & Beck, 1994). Примерно у 50-60% отмечается пол­ное исчезновение симптомов. Ввиду этих убедитель­ных исследовательских подтверждений все больше терапевтов начинают следовать когнитивному под­ходу (Hollon et al., 1993).

Вопросы

для размышления_______________________

Друзья и члены семьи пытаются, с ограничен­ным успехом, убедить людей с депрессией, что их пессимистический взгляд на происхо­дящее ошибочен. В чем отличие успешного когнитивного подхода при лечении монопо­лярной депрессии от подобных дружеских внушений?

Социокультурный подход

Теоретики, придерживающиеся социокультур­ных позиций, предполагают, что на депрессию мо­жет влиять социальная структура, в которой люди живут. Их взгляд подтверждается ранее обсуждав­шимися данными, согласно которым это расстрой­ство часто бывает вызвано внешними стрессорами. Вдобавок, исследователи обнаруживают связи меж­ду депрессией и такими факторами, как культурная среда, половая и расовая принадлежность, соци­альная поддержка.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.