Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Детские тревожные расстройства





Тревожные расстройства, встречающиеся у детей и подростков, как и у взрослых, включают в себя спе­цифические фобии, социальные фобии, генерализо­ванное тревожное расстройство и обсессивно-компульсивное расстройство (Murray, 1996; Douglass et al., 1995). Однако одна из форм тревожного рас­стройства у детей, тревожное расстройство в связи с разлукой (separation anxiety disorder), отличается от расстройств взрослых и выделена в справочнике DSM-IV в особую категорию. Дети, страдающие этим расстройством, ощущают сильную тревогу, ча­сто даже панику, когда им приходится расставаться с родителями или уходить из дома (см. Диагности­ческую таблицу DSM-IV в Приложении).

Тревожное расстройство в связи с разлу­кой — детское расстройство, при котором дети испытывают сильную тревогу, часто даже панику, когда им приходится расста­ваться с родителями или уходить из дома.

Девятилетняя девочка Кэри была направлена в районный центр психического здоровья ее школь­ным консультантом, когда, находясь в школе, стала без всякой видимой причины проявлять сильную тревогу.

Сначала она пожаловалась на боль в желудке, потом стала беспокоиться, что начнет задыхать­ся. Кэри говорила, что слишком нервничает и не может оставаться в школе, нужно, чтобы мать при­шла за ней и забрала ее домой... По наблюдени­ям консультанта, такой же инцидент произошел и на следующий день, и опять закончился тем, что Кэри отправилась домой. С тех пор в школу она не вернулась...

Во время первого приема мать девочки указа­ла, что, по ее впечатлениям, Кэри — просто слиш­ком нервный ребенок для того, чтобы ходить в школу. Она утверждала, что много раз пыталась убедить дочь пойти в школу, но Кэри, казалось, боялась туда идти и выглядела так, как будто чув­ствует себя плохо, поэтому мать не стала настаи­вать... Когда ее спросили, ходитли Кэри куда-ни­будь одна, мать ответила, что Кэри это не нравит­ся, и они с дочерью всегда все делают вместе. Затем мать отметила, что, по ее мнению, Кэри хочет всегда видеть ее рядом с собой и расстра­ивается, когда им приходится расставаться (Schwartz & Johnson, 1985, p. 188).

Таким детям, как Кэри, сложно расстаться со сво­ей семьей, и они часто отказываются идти в гости к друзьям или уходить из дома по каким-нибудь пору­чениям, ехать в детский летний лагерь или ходить в школу. Многие не могут даже оставаться в комнате в одиночестве и «ходят хвостом» за своими родителя­ми по всему дому. Некоторые, кроме того, проявля­ют внезапные припадки раздражения, беспричинно плачут или умоляют родителей не покидать их, Дети могут бояться, что они потеряются, если останутся одни, или что с их родителями случится несчастье (АРА, 1994). По оценкам специалистов, около 4% детей и подростков младшего возраста страдают тре­вожным расстройством, связанным с разлукой, дево­чек среди них немного больше, чем мальчиков (АРА, 1994). Во многих случаях расстройство начинается после какого-нибудь стрессового события, например, смерти одного из родителей или любимого домашне­го животного, переезда или перехода в другую шко­лу.

Иногда, как в случае с Кэри, тревожное расстрой­ство, связанное с разлукой, принимает форму фобии школы (school phobia) или отказа ходить в школу, когда ребенок боится идти в школу и часто остается дома в течение длительного времени. Это достаточ­но распространенная проблема, однако во многих

случаях фобии школы действуют также иные факто­ры, такие как социальные страхи или страх перед учебой, депрессия или боязнь конкретных объектов и лиц, с которыми ребенок встречается в школе.

Фобия школы — схема психологических нарушений у детей, когда ребенок боится идти в школу и часто остается дома на длительный период времени. Также известна под названи­ем отказ от посещения школы.

Детские тревожные расстройства объясняются в основном так же, как тревожные расстройства взрос­лых (рассмотренные в главах 4 и 5). Однако специ­фические характеристики детства тоже могут играть здесь важную роль. Например, поскольку дети име­ют меньше опыта, чем взрослые, мир часто предстает в их глазах незнакомым и страшным. Они могут пугаться обычных вещей, таких как начало школь­ных занятий или особенных, нарушающих ритм их жизни событий, таких как переезд в новый дом (Tweed, Schoenbach & George, 1989). Некоторые осо­бенности культуры также могут внушать детям страх и закладывать почву для тревожного расстройства. Например, сегодня детей постоянно предупреждают, как дома, так и в школе, об опасностях, связанных с похищениями детей и наркотиками. Телевизионные шоу, фильмы и программы новостей бомбардируют их картинами насилия и жестокости. Даже волшеб­ные сказки и детские стишки содержат в себе пугаю­щие образы, которые расстраивают многих детей.

При лечении тревожных расстройств используют­ся психодинамический подход, поведенческая, ког­нитивная и семейная терапия или комбинация этих методов, что часто приводит к успеху (Kazdin &

Weisz, 1998; Barrett, Dadds & Rapee, 1996). В некото­рых случаях врачи также прописывают лекарства (Kearney & Silverman 1998; Klein et al., 1992), но этот подход пока не привлек достаточного внимания ис­следователей.

Поскольку детям обычно трудно распознать и по­нять свои чувства и мотивации, многие психотера­певты, особенно те, кто принадлежит к психодинами­ческому направлению, в ходе лечения используют игровую терапию. Они наблюдают за тем, как дети опосредованно выражают свои чувства и конфликты, играя с игрушками, рисуя картинки или сочиняя ис­тории. Затем терапевт интерпретирует эту деятель­ность и, опять используя игру и фантазию, помогает ребенку преодолеть конфликт и изменить свои отно­шения, эмоции и поведение. Кроме того, так как дети обычно хороню поддаются гипнозу, некоторые тера­певты пробуют использовать гипнотерапию, для того чтобы помочь маленьким пациентам справиться с сильными страхами (Murray, 1996).

Жестокое обращение с детьми

Что я лучше всего помню о своей матери, так это то, что она все время била меня. Она била меня своими туфлями на высоких каблуках, ремнем мо­его отца, толкушкой для кар­тошки. Когда мне было восемь лет она однажды так изуродо­вала мои ноги, что я сказала ей, что пойду в полицию. «Иди, — сказала она, — они посадят тебя в самую темную тюрьму». Поэтому я осталась. Когда у меня начала расти грудь, мне тогда было 13 лет, она била меня по грудной клетке до тех пор, пока я не теряла сознание. Потом она обнимала меня и просила прощения... Многим детям снятся кошмарные сны о том, что их разлучили с родите­лями. А я часто, сидя на крыль­це нашего дома, тихонько на­певала про себя о том, как я уеду далеко-далеко, чтобы най­ти себе другую маму (Time, September 5,.1983, p. 20).

Жестокое обращение с ребен­ком — это неслучайное примене­ние взрослым физического или психологического насилия по от­ношению к ребенку, часто с наме­рением причинить ребенку боль или увечье. Каждый год происхо­дит около 3 миллионов случаев физической жестокости по отно­шению к детям (Gallup, 1995; McCurdy & Daro, 1993). Статисти­ческие данные говорят о том, что каждый десятый ребенок становит­ся жертвой жестоких насильствен­ных действий, таких как пинки, укусы, избиения (часто с использо­ванием предметов), угрозы или на­падение с применением холодного или огнестрельного оружия (Gelles & Straus, 1987). Фактически, мно­гие наблюдатели считают, что фи­зическое насилие и пренебрежение являются главными причинами смертности маленьких детей. И де­вочки, и мальчики приблизительно в равной степени страдают от жес­токого обращения. Хотя жестокое обращение с детьми встречается во всех социоэкономических группах, оно, очевидно, более распростране­но среди бедных слоев населения (Gallup, 1995; Gelles, 1992).

Обычно жестокость по отноше­нию к ребенку проявляют родите­ли. Согласно клиническим данным, такие родители часто обладают пло­хой способностью контролировать свои импульсивные действия и низ­ким самоуважением. Многие сами, будучи детьми, подвергались жес­токому обращению и усвоили по­рочные ролевые модели, В некото­рых случаях они испытывают стресс, вызванный, например, плохими отношениями между супруга­ми или отсутствием работы (Whipple, Webster & Stratton, 1991).

Исследования, посвященные этой теме, показывают, что дети — жерт­вы жестокого обращения, могут страдать как от непосредственных, так и от долговременных психологи­ческих последствий таких действий. Например, установлено, что дети, которые подвергаются дома жесто­кому обращению, хуже успевают и хуже ведут себя в школе. Также были отмечены такие долговремен­ные эффекты, как пониженный уро­вень социального признания, боль­шее количество психологических расстройств, частые случаи злоупо­требления алкоголем или другими веществами, больше попаданий в по­лицию в подростковом возрасте, по­вышенный риск совершения пре­ступлений, связанных с насилием, сравнительно высокий уровень без­работицы и самоубийств (Emery & Laumann-Billings, 1998; Stein et al., 1996; Knutson, 1995; Egeland, 1991; Widom, 1991, 1989). И, наконец, бо­лее трети страдающих от жестокого обращения детей, вырастая, сами становятся жестокими, невнима­тельными или несоответствующими своей роли родителями (Oliver, 1993).

В последние годы особое внима­ние привлекают два вида жестоко­го обращения с детьми: психологи­ческая жестокость и сексуальные злоупотребления. Психологическая жестокость включает в себя такие явления, как грубое невнимание к ребенку, чрезмерно суровая дисцип­лина, вымещение на ребенке своих отрицательных эмоций и издева­тельские насмешки, изоляция ре­бенка или отказ в предоставлении необходимой помощи ребенку с психологическими проблемами (Hart & Brassard, 1991,1987). Веро­ятно, проявления психологической жестокости сопровождают физи­ческое жестокое обращение и пре­небрежение любого вида, и каждый год в США отмечается еще по край­ней мере 200 тысяч эпизодов, когда эти явления не связаны (McCurdy & Daro, 1993; AAPS, 1992).

Случаи сексуального злоупотреб­ления детьми, то есть использования детей для удовлетворения сексуаль­ных желаний взрослых, могут про­исходить как в доме, где живет ребе­нок, так и вне его (Davidson et al., 1996). В 25% случаев жертвами ста­новятся дети до семи лет (Wurtele& Schmitt, 1992). 20% опрошенных взрослых женщин сообщали, что в детстве их принуждали к сексуаль­ному контакту со взрослым мужчи­ной, во многих случаях это был отец или отчим (Eisen, 1993; Lloyd, 1992). Хотя известные данные говорят о том, что девочки чаще становятся жертвами сексуального злоупотреб­ления, мальчики также подвергают­ся сексуальному насилию, и количе­ство таких случаев может быть боль­ше, чем регистрируется во время статистических опросов (Lloyd, 1992).

Терапевтические методы, при­меняемые в случаях жестокого обращения с детьми, разнообразны. Иногда родителям помогают по­нять причины своего поведения, обучают их альтернативным спосо­бам взаимодействия с детьми и ро­дительским навыкам в группах, на­пример таких, которые действуют под эгидой национальной органи­зации «Анонимные родители» (Azar & Sicgal, 1990; Wolfe et al., 1988). Может также использовать­ся когнитивная терапия, помогаю­щая родителям изменить свои не­реалистические ожидания относи­тельно поведения детей (Azar & Siegal, 1990; Azar et al., 1984). Не­которые подходы сосредоточены на том, чтобы помочь родителям более эффективно справляться с вызывающими стресс обстоятель­ствами своей жизни, которые час­то провоцируют жестокое обраще­ние с детьми, такими как безрабо­тица, супружеские конфликты и ощущение депрессии (Campbell ct al., 1983). Эффекты этих и других подобных подходов еще ждут тща­тельного исследования (Emery & Laumann-Billings, 1998; Azar & Wolfe, 1989).

Научные исследования данной проблемы подтверждают, что пси­хологические нужды маленьких жертв также должны приниматься во внимание на как можно более ранней стадии (Roesler & McKenzie, 1994). Врачи и специалисты по об­разованию даже запустили специ­альную программу раннего распоз­навания, предназначенную для того, чтобы (1) объяснить детям, что такое жестокое обращение с ребенком; (2) научить их спасать­ся от жестокого обращения и избе­гать ситуаций, в которых возмож­но жестокое обращение; (3) побу­дить детей говорить другим взрослым о том, что с ними жесто­ко обращаются; (4) вселить в детей уверенность в том, что жестокое обращение с ними никогда не явля­ется их собственной виной (Finkelhor et al., 1995). Эта про­грамма, по-видимому, повышает вероятность того, что дети будут сообщать о жестоком обращении с ними, уменьшает их склонность обвинять во всем себя и увеличива­ет их чувство самоэффективности (Finkelhor et al., 1995).

Игровая терапия — подход к лечению детских расстройств, при котором детям предоставляется возможность выразить свои чувства и конфликты опосредованно, играя с игрушками, рисуя картинки и сочи­няя истории.

Конструктивная игра. Терапевты могут использовать игровые методы для того, чтобы разобраться в процессах, протекающих в психике ребенка, помочь детям выразить свои чувства и мысли и научить их лучше понимать самих себя и других.

Депрессия у детей

Как и взрослые, дети могут испытывать депрессию (Kovacs, 1997). Мальчик Билли, о котором мы рассказывали в начале этой главы, страдал именно от нее. То же самое можно сказать и о Бобби.

При наблюдении за Бобби в игровой комна­те было очевидно, что его активность намного ниже, чем можно было бы ожидать у ребенка 10.лет. Он не проявлял интереса к игрушкам, кото­рые находились вокруг него, и его невозможно было увлечь какой бы то ни было игрой более чем на несколько минут. Когда мальчика попро­сили рассказать о доме и школе, Билли заявил, что не любит школу, потому что у него нет там друзей и он не умеет играть в футбол и баскет­бол так же хорошо, как другие дети, заметив при этом: «Вообще-то я ничего не умею делать хо­рошо...» Когда его спросили, что бы он пожелал, если бы появился волшебник и пообещал ис­полнить три его желания, Билли ответил: «Я хо­тел бы стать таким мальчиком, каким меня хо­тят видеть мои мама и папа, я хотел бы, чтобы у меня были друзья и чтобы мне не было так гру­стно».

Во время беседы с родителями мать Бобби со­общила, что в последний год состояние сына ста­ло вызывать у них с мужем сильную обеспокоен­ность. Она сказала, что Бобби всегда выглядит печальным и часто плачет без видимой причины, что он не проявляет интереса к большинству ве­щей, которые раньше доставляли ему удоволь­ствие. Мать подтвердила заявление Билли о том, что у него нет друзей, отметив, что в течение по­следних 6 или 9 месяцев он стал значительно бо­лее одиноким. По ее мнению, учеба в школе так­же страдает, поскольку Билли не может сосредо­точиться на учебных занятиях и, кажется, «просто потерял к ним интерес». Мать отметила, однако, что наибольшее беспокойство вызывает у нее то, что сын в последнее время стал все чаще гово­рить о том, чтобы «убить себя», утверждая, что его родителям будет лучше, если его не будет рядом (Schwartz & Johnson, 1985, p. 214).

Примерно 2% детей и подростков до 17 лет испы­тывают выраженные расстройства настроения (Kazdin, 1994), притом что среди подростков старше10 лет эта доля равна 7% (Peterson et al., 1993, 1991). Юные жертвы депрессии особенно часто демонстри­руют такие симптомы, как плохое физическое само­чувствие (например, боли в желудке или головная боль), раздражительность и попытки избежать соци­альных взаимодействий (АРА, 1994). В возрасте до 11 лет мальчики и девочки одинаково часто испыты­вают депрессию, но к 18 годам девушек, страдающих депрессией, становится в два раза больше, чем юно­шей (Hankin et al., 1998; Angold & Rutter, 1992).

Детскую депрессию объясняют в основном так же, как и депрессию взрослых. Клиницисты указывают, например, на такие факторы, как утрата, выученная беспомощность, негативные когнитивные установки и малая активность серотонина или норэпинефрина (Todd et al., 1996; Peterson et al., 1993). Также, подоб­но депрессии у взрослых, многие случаи детской де­прессии кажутся вызванными каким-нибудь нега­тивным жизненным событием, серьезными переме­нами в жизни, чувством отверженности или продолжительным жестоким обращением с ребен­ком.

Как и депрессия взрослых, детская депрессия час­то поддается лечению методами когнитивной терапии или с помощью интерпсрсональных подходов, таких как обучение социальным навыкам (Kazdin & Weisz, 1998). Кроме того, часто бывает эффективной семей­ная терапия (Beardslee et al., 1996). Применение ан­тидепрессантов, по наблюдениям клиницистов, не приносит стойких улучшений в случаях детской де­прессии (Ambrosmi et al., 1993; Geller et al., 1993). Од­нако они, по-видимому, способны помочь страдающим от депрессии подросткам (Sallee et al., 1997).







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.