Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Расстройства, выражающиеся в разрушительном поведении





Дети часто ведут себя не слишком примерно (рис. 15.1). Однако если ребенок последовательно демонстрирует исключительную враждебность и вызыва­ющее поведение, ему может быть поставлен диагноз «оппозиционно-вызывающее расстройство», или «расстройство поведения». Дети с оппозиционно-вызывающим расстройством (oppositional defiant disorder) постоянно спорят со взрослыми, устраива­ют скандалы и испытывают сильное чувство гнева и обиды (см. список DSM-IV в Приложении). Они ча­сто игнорируют нормы и требования взрослого мира, стараются вызвать раздражение у окружающих и обвиняют других в собственных ошибках и трудно­стях. До начала полового созревания это расстрой­ство встречается у мальчиков чаще, чем у девочек, но после начала пубертатного периода одинаково часто наблюдается и у юношей, и у девушек. От 2 до 16% детей и подростков демонстрируют описанное рас­стройство (АРА, 1994).

Оппозиционно-вызывающее расстрой­ство — детское расстройство, характеризу­ющееся тем, что ребенок постоянно спорит со взрослыми, устраивает скандалы и испытыва­ет сильное чувство гнева и обиды.

Дети, страдающие расстройством поведения (conduct disorder), проявляют более серьезные нару­шения; они не просто ведут себя вызывающе, но и постоянно совершают действия, направленные про­тив основных прав других людей (см. список DSM-IV в Приложении). Они часто бывают агрессивны­ми и могут проявлять физическую жестокость по отношению к людям или животным, намеренно пор­тить чужое имущество, лгать, прогуливать уроки или убегать из дома. Многие из них крадут, угрожают или совершают такие преступления, как мелкое воров­ство в магазинах, подлог, взлом зданий или автомо­билей, хулиганство или вооруженное ограбление. Когда они становятся старше, к списку их насиль­ственных действий добавляется изнасилование или, реже, убийство (АРА, 1994).

Расстройство поведения — детское рас­стройство, при котором ребенок постоянно нарушает основные права других людей, про­являет агрессивность, иногда портит чужое имущество, лжет или убегает из дома.

Расстройство, выражающееся в разрушительном поведении (disruptive behavior disorders), обычно, хотя и не всегда, начинается в возрасте до 10 лет. От 6 до 16% мальчиков и от 2 до 9% девочек проявляют признаки этого расстройства. Легкое расстройство поведения со временем может пройти, но более серь­езные формы продолжаются и во взрослой жизни и могут вылиться в антисоциальное расстройство лич­ности или другие психологические проблемы (Meyers et al., 1998; Kratzcr & Hodgins, 1997).

Возникновение расстройства поведения в некоторых случаях связывают с биологическими факторами, зло­употреблением наркотиками и бедностью (Slutske etal., 1997; Needleman, et al., 1996). Однако чаще всего его причины видят в трудных взаимоотношениях между родителями и детьми, семейных конфликтах и враж­дебных отношениях в семье (Klein et al., 1997; Hoge, Andrews, Lcschied, 1996). Дети, родители которых от­казываются уделять им внимание, бросают их или не способны организовать необходимую дисциплину и контролировать поведение ребенка, намного чаще де­монстрируют расстройство поведения (Rosenstein & Horowitz, 1996;Staub, 1996). Точно так же замечено, что дети, родители которых сами ведут себя антисоциаль­но, злоупотребляют алкоголем и другими психоактив­ными веществами, страдают расстройствами настрое­ния или шизофренией, по-видимому, более подверже­ны расстройствам поведения (АРА, 1994).

Психологические заметки

Статистические исследования показывают, что каждый двадцатый ученик старших клас­сов средних школ в Соединенных Штатах но­сит с собой в школу огнестрельное оружие (Options, 1994). Терапевтические подходы, применяемые к рас­стройствам поведения, наиболее эффективны, ког­да ребенку меньше 13 лет, потому что разрушитель­ная схема поведения с возрастом становится более устойчивой (Burnette & Murray, 1996; Tate et al., 1995). Учитывая значение семейных факторов в развитии данного расстройства, терапевты часто работают со всей семьей. Наибольший успех прино­сят следующие подходы: (1) родителей обучают бо­лее эффективно взаимодействовать со своими деть­ми (например, последовательно вознаграждать их за соответствующее общественным нормам поведе­ние) и (2) поведенчески-ориентированная семейная терапия, когда психотерапевт работает одновремен­но с родителями и детьми (Kazdin & Weisz, 1998; Kazdin, 1997).

Социокультурные подходы, такие как терапия в реабилитационных центрах по месту жительства, специальные программы в школах и групповая те­рапия, также в некоторых случаях приносят пользу (Braswell et al., 1997; Tate et al, 1995). Иногда эф­фективными бывают индивидуальные подходы, особенно те, что учат детей справляться с чувством гнева (Tate et al., 1995). Кроме того, недавно были предприняты попытки использовать лекарствен­ные препараты для того, чтобы сделать более кон­тролируемыми вспышки агрессивности у детей (Donovan et al., 1997). Помещение детей и подрос­тков в специальные учреждения, так называемые центры для несовершеннолетних правонарушите­лей, не приносит особенного успеха (Tate et al., 1995). На самом деле такие учреждения часто спо­собствуют усилению отклонений в поведении, вме­сто того чтобы служить возвращению юных право­нарушителей в общество (Erickson, 1992) (рис. 15.2).

Психологические заметки

До окончания начальной школы средний американский ребенок успевает увидеть по телевизору 8000 сцен убийства и 100 000 сцен насилия (Adler, 1994).

Возможно, наиболее обнадеживающим средством в случае расстройств поведения являются превен­тивные (психопрофилактические) программы, ко­торые работают с детьми, начиная с самого раннего возраста. Эти программы нацелены на то, чтобы из­менить неблагоприятные социальные условия еще до того, как они выльются в расстройство поведе­ния. Превентивные программы включают организа­цию возможностей для развития и развлечения де­тей, мероприятия по охране их здоровья, облегче­нию жизни детей из бедных семей и обучение родителей. Все подобные подходы являются более действенными, когда терапия и обучение охватыва­ют всю семью (Burnette & Murray, 1996; Zigler et al, 1992).

Силовые игры среди детей

Каждые несколько лет дети выбирают себе ново­го фантастического героя или героиню. Часто их увлечение этим персонажем возбуждает озабочен­ность и интерес. Рэйнджеры Силы Майти Морфин, персонажи как мужского, так и женского пола, яв­ляются предметом споров с того самого момента, когда несколько лет назад стало популярным теле­визионное шоу под аналогичным названием (Hellmich, 1995). Многие практические психологи и родители выражают свою обеспокоенность тем, что Рэйнджеры Силы слишком часто прибегают к насилию, и их образ может внушить детям пред­ставление, что с помощью насилия можно разре­шить проблемы, создавая несоответствие между фантазией и реальностью.

Вопросы для размышления______________________

Могут ли выдуманные герои, прибегающие к насильственным действиям, способство­вать развитию у детей оппозиционно-вызы­вающего расстройства и расстройства по­ведения? Некоторые эксперты утверждают, что игра в супергероя — это на самом деле один из аспектов нормального развития здо­рового человека. Почему это может быть так? Не может ли поэтому оказаться, что беспокойство, вызванное поведением теле­визионных героев, слишком раздуто?







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.