Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Легкая умственная отсталость





Примерно 85% всех умственно отсталых людей относятся к категории страдающих легкой умствен­ной отсталостью (коэффициент интеллекта от 50 до 70) (АРА, 1994). Их иногда называют «умственно отсталыми, способными к обучению» (educably retarded), поскольку им доступен некоторый уро­вень образования, и взрослыми они способны вести самостоятельную жизнь (АРА, 1994). Между тем в периоды стресса они, как правило, нуждаются в по­мощи. Они заняты на работах, требующих сравни­тельно небольших или средних профессиональных навыков. Слабая умственная отсталость обычно ос­тается незаметной до тех пор, пока ребенок не на­чинает ходить в школу и его способности не подвер­гаются оценке со стороны школьных педагогов. Интересно, что интеллектуальная производитель­ность лиц, принадлежащих к этой категории, часто, по-видимому, повышается с возрастом; некоторые даже как будто перестают быть умственно отсталы­ми после окончания школы, и многие из таких лю­дей продолжают вести нормальную жизнь в своей социальной среде.

Легкая умственная отсталость — сте­пень умственной отсталости (коэффициент интеллекта от 50 до 70), при которой человек ограниченно способен к обучению и когда ста­новится взрослым, может вести самостоя­тельную жизнь.

Ученые связывают легкую умственную отста­лость в основном с социокультурными и психоло­гическими факторами, особенно выделяя бедную и малостимулирующую окружающую среду, не отве­чающие требованиям развития взаимоотношения между родителями и детьми и недостаточную обра­зовательную подготовку в раннем детстве. Эта вза­имосвязь обнаруживается при исследованиях, срав­нивающих детей, воспитывающихся в бедной и обо­гащенной среде (рис. 15.4). Иногда социальные работники посещают дома детей с низким коэффи­циентом интеллекта, помогая обогатить их домаш­нюю среду, и такое вмешательство часто положи­тельно сказывается на способностях детей. Если та­кие программы продолжают действовать, они могут также улучшить последующие успехи ребенка в школе (Guralnick, 1998; McLoyd, 1998; Ramey & Ramey, 1998, 1992).

Хотя перечисленные социальные факторы, веро­ятно, являются главными причинами легкой ум­ственной отсталости, некоторые биологические фак­торы в этом случае также могут действовать. Напри­мер, исследования подтверждают, что умеренное употребление матерью во время беременности спиртного или наркотиков, а также недостаточное питание матери во время беременности может понизить ин­теллектуальный потенциал ребенка (Neisser et al., 1996; Stein et al., 1992). Плохое питание ребенка так­же отрицательно воздействует на его интеллектуаль­ное развитие (Brown & Pollit, 1996; Davison & Dobbing, 1996), хотя этот эффект, хотя бы отчасти, может быть устранен своевременным улучшением питания (Neisser et al., 1996; Winick, Meyer, & Harris, 1975).

Средняя, тяжелая и глубокая умственнаяотсталость

Примерно 10% лиц, страдающих умственной от­сталостью, находятся на уровне средней умственной отсталости (коэффициент интеллекта от 35 до 49). Они могут научиться заботиться о себе и приобрес­ти некоторые языковые навыки, многие из них мо­гут быть заняты на работах, требующих небольших или средних профессиональных навыков, обычно под наблюдением. Большинство людей со средней степе­нью умственной отсталости также могут успешно функционировать в своей социальной среде при усло­вии надзора и руководства (АРА, 1994).

Средняя умственная отсталость — сте­пень умственной отсталости (коэффициент интеллекта от 35 до 49), при которой человек ограниченно способен научиться заботиться о себе и овладеть речью.

Приблизительно 4% умственно отсталых людей относятся к категории страдающих тяжелой ум­ственной отсталостью (коэффициент интеллекта от 20 до 34). Им обычно требуется тщательный надзор, при интенсивных занятиях они способны усвоить некоторые языковые навыки и могут выполнять только простейшие задачи в хорошо структуриро­ванных условиях и под обязательным наблюдением. Их понятливость в сфере общения обычно превосхо­дит их речевые способности. Большинство из них вполне могут поддерживать отношения с другими людьми, если они живут в групповых домах, специа­лизированных учреждениях или вместе со своими семьями (АРА, 1994). Тяжелая и глубокая умствен­ная отсталость часто является частью более общего заболевания и сочетается с серьезными физически­ми недостатками. Во многих случаях эти физические проблемы ограничивают человека даже больше, чем низкий уровень его интеллекта.

Тяжелая умственная отсталостьсте­пень умственной отсталости (коэффициент интеллекта от 20 до 34), при которой человек нуждается в тщательном контроле и руководстве и может выполнять только простые ра­боты в хорошо структурированной обстанов­ке и под наблюдением. Около 1% умственно отсталых людей страдают глубокой умственной отсталостью (коэффициент интеллекта ниже 20). При условии специальной тре­нировки они могут выучить и развить только базо­вые навыки, такие как хождение, очень ограниченная речь и самостоятельное питание. Чтобы достигнуть возможного для них уровня развития, таким людям требуется очень хорошо структурированная среда, обеспечивающая постоянный надзор, помощь и ру­ководство, а также индивидуальные взаимоотноше­ния с тем, кто заботится о больном (АРА, 1994).

Глубокая умственная отсталость - степень умственной отсталости (коэффици­ент интеллекта ниже 20), при которой чело­веку требуется очень хорошо структуриро­ванная окружающая среда, постоянный копт-роль, помощь и руководство.

В основном причины средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости относятся к области биоло­гии, хотя люди с таким уровнем умственных способ­ностей также очень подвержены влиянию своего се­мейного и социального окружения (Bruce et al., 1996). Иногда в появление биологически обуслов­ленных расстройств вносят вклад генетические фак­торы, которые становятся причиной хромосомных или метаболических нарушений. В настоящее время ученые нашли 1000 возможных генетических причин умственной отсталости, хотя пока еще очень немно­гие из этих причин подвергались тщательному иссле­дованию (Azar, 1995). Другие биологические причи­ны этих видов умственной отсталости — это небла­гоприятные условия во время внутриутробного периода, при рождении или в раннем детстве.

Хромосомные аномалии. Наиболее распростра­ненное хромосомное нарушение, приводящее к ум­ственной отсталости, — это синдром Дауна, назван­ный так по имени британского врача Лэнгдопа Дау­на, впервые описавшего эту болезнь. Менее 1 из 1000 детей рождается с синдромом Дауна, но если матери больше 35 лет, то вероятность такого исхода значи­тельно увеличивается. Сегодня будущих матерей старшего возраста часто просят пройти амниоцентез (исследование амниотической жидкости, окружаю­щей плод) на четвертом месяце беременности, что­бы можно было распознать развивающийся синдром Дауна или другие хромосомные аномалии.

Синдром Дауна — форма умственной от­сталости, возникающая из-за аномалий в двадцать первой хромосоме.

У людей с синдромом Дауна обычно маленькая голова, плоское лицо, косящие глаза, высокие скулы, иногда язык может высовываться изо рта. Кроме того, они с трудом выговаривают слова, и их трудно понять (Mahoney et al., 1981). Они часто очень при­вязаны к членам своей семьи, но в общем демонст­рируют тот же диапазон личностных характеристик, что и обычные люди (Сагг, 1994).

Причиной развития синдрома Дауна могут быть несколько типов хромосомных аномалий, но наибо­лее распространенный тип — это утроенная 21 хро­мосома (трисома 21 хромосомы), когда человек име­ет три двадцать первых хромосомы вместо положен­ных двух (Pueschel & Thunline, 1991). У большинства людей, страдающих синдромом Дауна, коэффициент интеллекта колеблется от 35 до 55. У больных этой болезнью возрастные процессы протекают быстрее, и у многих признаки деменции выявляются по до­стижении 40 лет (Zigman ct al., 1995; Сагг, 1994). Уче­ные полагают, что синдром Дауна может сочетаться с ранней деменцией, потому что гены, ответственные за оба этих явления, расположены близко друг к дру­гу в 21 хромосоме (Tanzi et al., 1989).

Синдром хрупкой Х-хромосомы (fragile X syndrome) — второе распространенное хромосомное нарушение, являющееся причиной умственной от­сталости (Zigler & Hodapp, 1991). Для детей, кото­рые рождаются с ослабленной Х-хромосомой (то есть с генетическими аномалиями в Х-хромосоме), обычно характерны умственная отсталость средней или тяжелой степени, нарушения речи и в некото­рых случаях поведенческие расстройства (McEvoy, 1992).

Метаболические причины. При метаболических расстройствах нарушаются процессы производства и разложения химических веществ в организме. Метаболические расстройства, влияющие на ин­теллект и развитие, обычно возникают из-за объе­динения двух дефектных рецессивных генов, по одному от каждого из родителей. Хотя один такой ген в соединении с нормальным геном не оказыва­ет разрушающего воздействия, если он соединяет­ся с другим дефектным геном, это приводит к по­явлению существенных нарушений в физиологии ребенка.

Фенилкетонурия (phenylketonuria, PKU) — мета­болическое расстройство, которое чаще других при­водит к умственной отсталости, она поражает одно­го из 17 000 детей. Дети, которые рождаются с такой аномалией, при рождении кажутся нормальными, но их организм не способен разлагать аминокислоту фенилаланин (phcnilalanine). Количество этого хи­мического вещества постепенно нарастает, и затем оно преобразуется в другие вещества, отравляющие организм, что вызывает тяжелую умственную отста­лость и некоторые другие симптомы. Сегодня суще­ствуют способы проверки новорожденных на нали­чие данного расстройства, и если до трехмесячного возраста таких детей перевести на специальную дие­ту, они могут вырасти интеллектуально полноценны­ми людьми.

Фенилкетонурияметаболическое рас­стройство, вызванное неспособностью организ­ма разлагать аминокислоту фенилаланин (phenilalanine), в результате чего развивается умственная отсталость и другие симптомы.

Болезнь Тай-Сакса (Tay-Sachs disease) — другое метаболическое расстройство, возникающее из-за объединения двух рецессивных генов. У детей, стра­дающих этой болезнью, в течение периода, продол­жающегося от двух до четырех лет, наблюдается про­грессирующее ухудшение умственных способностей, зрения и моторных функций, и в конце концов они умирают. Каждый тридцатый представитель еврей­ской общины Восточной Европы несет в себе рецес­сивный ген, отвечающий за это расстройство, так что одна из каждых 900 еврейских пар подвержена рис­ку рождения ребенка с болезнью Тай-Сакса.

Болезнь Тай-Сакса — метаболическое рас­стройство, которое приводит к прогрессиру­ющему ухудшению интеллектуальных способ­ностей, зрения, моторных функций и в конце концов к смерти.

Неблагоприятные условия во время беременно­сти и родов. Вредные физические воздействия, ко­торым подвергается женщина во время вынашива­ния плода, также могут отрицательно сказаться на способности ее будущего ребенка вести нормальную жизнь (Neisser et al., 1996; Menke et al., 1991). Напри­мер, когда в диете беременной женщины слишком мало йода, у ребенка может развиться кретинизм, заболевание, которое характеризуется аномалиями щитовидной железы, медленным развитием, ум­ственной отсталостью и внешним видом, напомина­ющим карлика. Это расстройство сегодня встречает­ся редко, поскольку большинство видов соли, кото­рые употребляются в настоящее время, содержат йод. Кроме того, если у новорожденного обнаруживается это расстройство, ему можно быстро ввести вытяж­ку щитовидной железы и тем самым восстановить нормальное развитие.

Кретинизм — расстройство, включающее умственную отсталость и физические анома­лии, появляющееся в результате низкого со­держания йода в диете матери во время бере­менности.

Другие физиологически вредные воздействия во время беременности также могут вызвать умствен­ную отсталость у будущего ребенка. Дети, матери которых во время беременности употребляют много алкоголя, могут появиться па свет с признаками фетального (эмбрионального) алкогольного синдрома (fetal alcohol syndrome), группой серьезных рас­стройств, включающей в себя пониженные интеллектуальные способности (см. главу 10) (Phelps & Crabowski, 1993). На самом деле в целом безопасный уровень потребления алкоголя во время беременно­сти в настоящее время не установлен, Кроме этой причины, некоторые инфекционные заболевания матери во время беременности, например краснуха или сифилис, могут вызвать нарушения в развитии ребенка, в том числе умственную отсталость.

Фатальный алкогольный синдром груп­па серьезных физиологических расстройств у ребенка, включающих низкие интеллектуальные способности, маленький вес при рождении и отклонения в строении рук и лица, появляю­щихся из-за чрезмерного употребления алкого­ля матерью во время беременности.

Неблагоприятные условия во время родов также могут привести к умственной отсталости. Например, длительное отсутствие поступления кислорода аноксия (anoxia) во время или сразу после рождения может вызвать повреждение головного мозга и, как результат, умственную отсталость ребенка (Erickson, 1992). Также опасность существует в случае рождения недоношенного ребенка. Хотя преждевременное появ­ление ребенка на свет не обязательно всегда приводит к длительным расстройствам здоровья, ученые обна­ружили, что если вес ребенка при рождении меньше 1,8 кг, то иногда это может стать причиной его ум­ственной отсталости (Neisser et al., 1996).

Причины, связанные с условиями раннего дет­ства.

Также и после рождения, особенно в возрасте до 6 лет, определенные травмы и несчастные случаи могут отрицательно воздействовать на интеллекту­альные способности и в некоторых случаях стано­виться причиной умственной отсталости. Особую опасность представляют отравления, серьезные трав­мы головы, вызванные несчастным случаем или жес­токим обращением, чрезмерное облучение рентгено­вскими лучами и чрезмерное употребление опреде­ленных препаратов. Например, сильное отравление свинцом, когда ребенок съедает краску на свинцовой основе или вдыхает слишком большое количество ав­томобильных выхлопов, может вызвать умственную отсталость (Вегпеу, 1993). Чрезмерные дозы радиа­ции, отравление ртутью, нитритами или пестицида­ми могут привести к такому же результату. Кроме того, определенные инфекционные заболевания, та­кие как менингит и энцефалит, если их вовремя не идентифицировать и не провести необходимое лече­ние, иногда дают осложнение в виде умственной от­сталости (Scola, 1991).

Реабилитация людей с умственнойотсталостью

Качество жизни, доступное людям с умственной отсталостью, зависит от того, где они живут, с кем они живут, насколько они образованны и какие воз­можности роста существуют для них дома и в их социальной среде. Поэтому реабилитационные про­граммы для таких людей уделяют особое внимание социокультурным моментам: созданию комфорта­бельной и стимулирующей среды, обеспечению соци­альных и экономических возможностей и организа­ции соответствующих учебных заведений. Когда эти требования удовлетворяются, психологическая или биологическая терапия также в некоторых случаях может принести пользу.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.