Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДЛИТЕЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА, НАЧИНАЮЩИЕСЯ В ДЕТСТВЕ





Большинство детских расстройств, когда человек вырастает, или изменяют свою форму, или исчезают. Но есть два расстройства, которые возникают в дет­стве и, как правило, в неизменном виде продолжают­ся всю жизнь: аутизм и умственная отсталость. Эти расстройства стали предметом множества научных исследований. Кроме того, клиницисты разработали широкий спектр терапевтических методов, способ­ных значительно изменить жизнь людей с такими проблемами.

Аутизм

Маленький мальчик по имени Марк демонстриру­ет типичную картину аутизма.

Обращаясь к прошлому, Сьюзан, мать Марка, припоминает некоторые вещи, которые уже тог­да казались ей странными. Например, она вспо­минает, что... когда она подходила к нему, Марк, казалось, никогда не предчувствовал, что его возьмут на руки. Кроме того, несмотря на его при­вязанность к соске {младенец выражал недоволь­ство, если ее клали не на место), он проявлял мал о интереса к игрушкам. Он редко указывал на что-нибудь и, казалось, не обращал внимания на звуки... Большую часть времени Марк проводил, ритмично постукивая по планкам кроватки, и ка­зался глубоко погруженным в свой собственный мир.

Когда Марку исполнилось два года, его пове­дение стало серьезно беспокоить родителей... Марк, рассказывают они, обычно всегда «смот­рел сквозь» человека или за его спину, но очень редко прямо на человека. Он мог произносить несколько слов, но не похоже было, чтобы он по­нимал человеческую речь. Фактически, он не ре­агировал даже на собственное имя. Все свое время Марк тратил на исследование знакомых предметов, которые он крутил и вертел в руках, держа их прямо перед своими глазами. Особен­ную озабоченность родителям внушали странные движения Марка: он мог внезапно прыгнуть, на­чать размахивать руками или тискать и крутить руками свои пальцы, корчил самые странные гри­масы, особенно когда был взволнован, — а так­же то, что Роберт (отец мальчика) описывал как ригидность Марка. Марк любил укладывать пред­меты ровными рядами и громко кричал, когда этот порядок нарушали. Он настойчиво требовал, что­бы все вещи оставались на своих местах, и очень расстраивался всякий раз, когда Сьюзан пред­принимала попытку переставить no-новому ме­бель в гостиной...

После пяти лет состояние Марка начало мед­ленно улучшаться... (Wing, T976).

Поведение Марка соответствует признакам аутистического расстройства (autistic disorder), также называемого аутизм или синдром Каннсра, которое впер­вые было описано американским психиатром Лео Каннером (Leo Kanner) в 1943 году. Дети, страдающие этим расстройством, очень слабо реагируют на других людей, плохо усваивают навыки, необходимые для общения, совершают ритмичные повторяющиеся дви­жения и ведут себя очень ригидно (см. список DSM-IV в Приложении). Симптомы расстройства проявля­ются в очень раннем возрасте, до 3 лет. Некоторые другие расстройства похожи на аутизм, однако каж­дое из них отличается либо набором симптомов, либо временем возникновения. Если придерживаться точ­ных определений, то все эти расстройства следует от­нести к категории первазивных (обширных) рас­стройств развития (pervasive development disorders), но большинство клиницистов обозначают их как «аутизм», и мы будем делать так же.

Аутистическое расстройство — длитель­ное расстройство, которое характеризуется крайне ограниченной способностью реагировать на других людей, слабыми навыками общения, а также повторяющимся и ригидным поведением. Также известно под названием аутизм.

Аутизмом заболевают только 4 или 5 из каждых 10 000 детей (Harris, 1995; АРА, 1994). Приблизи­тельно 80% из них — мальчики. Двое из трех страда­ющих аутизмом детей остаются очень ограниченны­ми в своих действиях и тогда, когда становятся взрос­лыми, и не способны вести самостоятельную жизнь (АРА, 1994).

Клиническая картина аутизма

Ключевым признаком аутизма является отсут­ствие реакции, включая крайнюю отчужденность и отсутствие интереса к другим людям (Volkmar et al., 1993). В младенческом возрасте такие дети, как и Марк, не тянутся к родителям, когда те подходят, и многие проявляют недовольство, когда их берут на руки. Часто они не способны узнавать других людей или общаться с ними.

«97Х. Вам. Будущее рок-н-ролла... 97Х. Вам. Будущее рок-н-ролла... 97Х. Бам. Будущее рок-н-ролла... 97Х. Бам. Будущее рок-н-ролла...»

Раймонд Бэббит, «Человек дождя», 1988(эхолалическое повторение услышанной по радио рекламной фразы)

Проблемы, связанные с языком и общением, при аутизме могут принимать различные формы. Приблизительно половина детей, страдающих этим рас­стройством, не может научиться говорить или раз­вить нормальные языковые навыки (Dawson & Castelloe, 1992; Ruttеr, 1966). Те же, кто научается говорить, могут проявлять определенные страннос­ти в своей речи. Одна из наиболее распространенных речевых проблем у таких людей — эхолалия, или точ­ное многократное повторение, подобно эху, фраз, ска­занных другими. Человек повторяет услышанные слова с тем же выражением, но без всякого понима­ния их смысла. Некоторые повторяют какое-нибудь предложение даже через несколько дней после того, как они его слышали. Люди, страдающие аутизмом, также могут демонстрировать другие странности речи, такие как инверсия местоимений или непра­вильное употребление местоимений — использова­ние «ты» вместо «я». Когда Марк был голоден, он обычно говорил; «Ты хочешь обедать?». Кроме того, такие люди могут испытывать трудности с названи­ями предметов, с использованием абстрактных поня­тий, им может быть сложно взять верный тон, гово­рить спонтанно или понимать речь других.

Для аутизма также характерны ограниченность воображения, повторяющиеся действия и ригидное поведение. Дети, страдающие аутизмом, не способны спонтанно вносить изменения в свою игру или иг­рать вместе с другими. Обычно малейшее изменение в окружающих предметах, людях, их повседневной жизни или их повторяющихся действиях заставля­ют их сильно нервничать. Марк, например, распола­гал предметы ровными рядами и громко кричал, ког­да их сдвигали с места. Точно так же дети, больные аутизмом, могут реагировать вспышками недоволь­ства на то, что один из родителей надел новые очки, или на то, что стул в комнате переставили в другое место, или на изменившееся слово в песне. Каннер (Kanner, 1943) определил такую реакцию как настой­чивое требование единообразия (perseveration of sameness). Другой похожий симптом выражается в том, что многие больные сильно привязываются к определенным предметам: пластмассовым крышкам, резинкам или пуговицам. Они могут коллекциони­ровать эти предметы, носить их с собой или посто­янно играть с ними. Некоторые зачарованы движе­нием и могут часами смотреть на вращающиеся пред­меты, такие как вентилятор.

Моторные реакции у людей с этим расстройством тоже могут быть необычными. Марк мог неожидан­но прыгнуть, хлопал руками, крутил свои пальцы и корчил гримасы, — эти действия называются также самостимулирующим поведением (self-stimulatory behaviors). Для некоторых характерны также самоповреждающие действия (self-injurious behaviors), они, например, ритмично колотят головой об стену, дергают себя за волосы или кусают части своего тела.

Такие виды поведения служат доказательством того, что структура реакций на воспринимаемые сти­мулы у человека чрезвычайно нарушена и противо­речива (Wing, 1976; Wing & Wing, 1971). В некото­рых случаях создается впечатление, что окружающие картины и звуки оказывают на человека чересчур стимулирующее воздействие, и он пытается заблоки­ровать их, в то время как в других случаях он испы­тывает недостаток стимуляции и поэтому предпри­нимает самостимулирующие действия. Больные мо­гут, например, совсем не реагировать на громкие звуки, но тут же оборачиваться на шипение газиро­ванной воды. Точно так же они могут не замечать, что находятся в чрезвычайно опасном положении на краю возвышенной площадки, но немедленно опре­делить, что какой-нибудь маленький предмет в их комнате перенесен на другое место.

Объяснения аутизма

Для объяснения аутизма предлагались различные гипотезы. Он является одним из тех расстройств, для которых социокультурному объяснению когда-то, возможно, придавали слишком большое значение, что повело исследователей по неверному пути. По­следние работы в области психологии и биологии за­ставили клиницистов в качестве основных причин аутизма выделить когнитивные ограничения и ано­малии головного мозга.

Социокультурная точка зрения. Первое время ученые думали, что главными причинами аутизма являются неблагоприятные условия в семье и соци­альный стресс. Например, когда Лео Каннер (1946, 1954) впервые идентифицировал это расстройство, он доказывал, что определенные свойства личности родителей создают неблагоприятный климат для развития ребенка и способствуют возникновению болезни. Такие родители, согласно его описанию, — это очень интеллектуальные, но холодные люди, «ро­дители-холодильники». Эти утверждения имели чрезвычайно большое влияние на общественное мне­ние и на мнение самих родителей о себе, однако позд­нейшие исследования не дали никаких подтвержде­ний того, что родители таких детей обязательно яв­ляются жесткими, холодными, пренебрегающими своими обязанностями или страдающими нарушени­ями психики (Roazen, 1992).

Аналогично, некоторые другие клиницисты пред­полагали, что высокий уровень социального и свя­занного с окружающими условиями стресса может быть одной из причин аутизма. Однако исследования не подтверждают и эту гипотезу. Ученые, сравнивав­шие детей, больных аутизмом, с детьми, не страдаю­щими этим расстройством, не обнаружили никаких различий в частоте таких событий, как смерть роди­телей, или их развод, или финансовые проблемы в семье, а также в уровне стимуляции со стороны окру­жающей среды (Сох et al., 1975).

Психологическая точка зрения. По мнению неко­торых ученых, у людей, страдающих аутизмом, име­ются врожденные перцептивные или когнитивные нарушения, что делает для них невозможным нор­мальное общение и взаимодействие с другими. Одно из широко известных объяснений состоит в том, что люди с этим расстройством не могут выработать для себя теорию разума (theory of mind), то есть понима­ние того, что другие люди строят свое поведение на основе своих собственных убеждений, намерений или других психических процессов, а не на инфор­мации, которую они не могут знать (Наррс, 1997; Leslie, 1997).

Теория разума — понимание человеком того, что другие люди строят свое поведение на основе своих собственных убеждений, наме­рений или других психических процессов, а не на информации, которую они не могут знать.

К трем или пяти годам большинство детей способ­ны принимать во внимание точку зрения другого че­ловека и понимают, что, учитывая эту точку зрения, можно предсказать, что человек будет делать. В не­котором смысле они учатся читать мысли других людей. Пусть, например, мы видели, как Джессика положила мячик в ящик для игрушек, а затем мы наблюдаем, как Фрэнк уносит его в соседнюю ком­нату, пока Джессика спит. Мы знаем, что Джессика, когда проснется, будет искать свой мячик в ящике для игрушек, потому что она не знает, что Фрэнк унес его. Мы знаем это, поскольку принимаем во внимание точку зрения Джессики. Нормальный ре­бенок точно так же сможет предсказать поведение Джессики. Однако человек, больной аутизмом, это­го сделать не сможет. Такой человек будет ожидать, что Джессика пойдет за своим мячиком в соседнюю комнату, потому что сейчас мячик находится там. То, что происходит в голове Джессики, для такого чело­века не имеет значения.

Многократные исследования показывают, что больные аутизмом действительно страдают такого рода «умственной слепотой». Поэтому им очень сложно принимать участие в ролевых играх, эффек­тивно взаимодействовать с другими людьми, исполь­зовать средства языка, подразумевающие учет точки зрения других людей, и строить взаимоотношения с ними. Отчего больные аутизмом испытывают такие когнитивные ограничения? Некоторые ученые пола­гают, что это происходит из-за нарушений биологи­ческого характера в раннем детстве, которые делают человека не способным выработать теорию разума (Leslie, 1997; Frith, Morton & Leslie, 1991).

Общение с животными. Дети, страдающие аутизмом, ча­сто не реагируют на других людей. Тем не менее многие из них способны тепло и по-дружески взаимодействовать с животными. Регулярное общение с этим дельфином, вклю­чающее прикосновения и поглаживания, помогает больно­му подростку преодолеть аутистический страх перед при­косновениями и вести себя более спонтанно.

Биологическая точка зрения. Многие годы иссле­дователи стараются определить, какие биологичес­кие аномалии могут быть причиной неспособности выработать теорию разума или всей совокупности симптомов аутизма. Четкого биологического объяс­нения пока еще не найдено, но существует несколь­ко многообещающих гипотез. Во-первых, обследова­ния родственников людей, больных аутизмом, позво­ляют предполагать некоторую роль генетического фактора в развитии этого расстройства. Например, у братьев и сестер тех, кто страдает аутизмом, болезнь развивается в 6-8 случаях из 100 (Piven et al., 1997), в 200 раз чаще, чем в среднем у всех людей. И более того, выяснилось, что однояйцевые близнецы боль­ных аутизмом подвергаются наибольшему риску. Кроме этого, у 10-12% людей, страдающих этим рас­стройством, обнаруживаются хромосомные анома­лии (Sudhalter et al., 1990).

Некоторые работы связывают аутизм также с осложнениями во время беременности или при рож­дении ребенка (Rimland, 1992; Goodman, 1990). Ве­роятность развития аутизма у ребенка повышается, если мать во время беременности болела краснухой, до или во время беременности имела дело с токси­ческими химическими веществами или испытывала осложнения при родах.

И, наконец, ученые выделили ряд специфических биологических аномалий, которые могут вносить свой вклад в развитие аутизма. В некоторых работах, например, особое внимание обращено на мозжечок (Courchcsnc, 1997; Courchesne & Courchesne, 1997). Результаты сканирования мозга и вскрытий показы­вают, что у людей, больных аутизмом, еще в раннем детстве возникают аномалии в этой части головного мозга. Ученым давно известно, что мозжечок отвеча­ет за координацию движений тела, теперь же они предполагают, что он также помогает человеку быс­тро направлять свое внимание на какой-либо объект. Возможно, что людям, у которых мозжечок развива­ется аномально, по этой причине очень сложно на­правленно фокусировать свое внимание, понимать словесные намеки или мимику других людей и вос-

Особый вид таланта

Большинство людей знакомы с синдромом савана (savant syndrome) благодаря образу мо­лодого человека, больного аутиз­мом, созданному Дастином Хоффманом в фильме «Человек дождя» (справа внизу — кадр из этого фильма). Исключительные способности героя Хоффмана — подсчет 246 зубочисток в тот са­мый момент, как они рассыпались по полу, запоминание страниц те­лефонной книги, мгновенное вы­полнение в уме арифметических действий — соответствуют суще­ствующим на самом деле порази­тельным талантам реальных лю­дей, которые в других областях ограничены по причине аутизма или умственной отсталости.

Саван (по-французски — «знаю­щий») — это человек, страдающий серьезным психическим расстрой­ством или нарушениями интеллек­та, но обладающий при этом какой-нибудь эффектной способностью, демонстрирующий блестящий ум в какой-нибудь отдельной области. Часто эта способность становится заметной лишь на фоне ограничен­ности данного человека во всех ос­тальных областях, но иногда такие способности бывают действитель­но исключительными (Treffert, 1989).

Распространенное умение сава­нов — календарный подсчет, спо­собность быстро вычислить, на ка­кой день недели придется опреде­ленная дата, например, первое января 2050 года (Spitz, 1994). Ча­сто такие люди могут без единой ошибки сыграть по памяти фраг­мент классического музыкального произведения, который они слы­шали только один раз. Другие мо­гут в точности повторить фразы, слышанные ими много лет назад.

Некоторые ученые считают, что умения саванов действительно представляют собой особые виды мыслительной работы. Другие предполагают, что эти умения яв­ляются просто обратной, положи­тельной стороной определенной ограниченности мышления. Например, исключительные способ­ности в области запоминания мо­гут происходить оттого, что сфера внимания человека очень узка и любое простое занятие слишком поглощает его, что часто наблюда­ется при аутизме.

Вопросы для размышления________

Почему люди так завороже­ны синдромом савйна, и не может ли быть так, что их увлеченность заставляет их идеализировать это явле­ние? Какие скрытые напо­минания о равенстве всех людей или какие обнадеживающие послания можно извлечь из наблюдений за деятельностью савйнов? принимать социальную информацию, что является ключевыми признаками аутизма.

Мозжечок — часть головного мозга, отве­чающая за координацию движений тела и, воз-можно, помогающая человеку быстро направ­лять внимание на различные объекты.

Многие исследователи считают, что аутизм может на самом деле иметь несколько биологических при­чин (Gillberg, 1992). Возможно, что действие всех существенных в данном случае биологических фак­торов (генетических факторов, осложнений во вре­мя беременности, родов и после рождения) в конце концов сливается в одно русло — приводит к опре­деленным общим нарушениям в работе головного мозга, таким как неправильное функционирование нейротрансмиттеров, результатом чего являются когнитивные проблемы и другие признаки данного расстройства (Martineau et al., 1992; Yuwilеr et al., 1992).

Терапия при аутизме

Терапия может помочь людям, больным аутизмом, лучше адаптироваться к их окружающей среде, хотя ни один из известных сегодня терапевтических мето­дов не приводит к полному излечению. Определенную пользу приносят поведенческая терапия, тренинг на­выков коммуникации (communication training), обуче­ние родителей и интеграция в общество. Кроме того, психотропные лекарства и некоторые витамины в со­четании с другими методами воздействия тоже иног­да способствуют улучшению состояния больных (Cook et al., 1992; Rimtand, 1992, 1988).

Поведенческая терапия. Поведенческие (бихевиоральные) техники применяются для социализации больных аутизмом уже более 30 лет. Используя эти методы, больных обучают новым, способствующим их адаптации видам поведения, включая речь, соци­альные навыки, навыки учения и самообслуживания, и одновременно понижают склонность к негативным, дисфункциональным видам поведения. Чаще всего при терапии используются приемы моделирования поведения и оперантного обусловливания. При мо­делировании терапевт демонстрирует образец жела­тельного поведения и помогает больному научиться повторять эти действия. При оперантном обусловли­вании терапевт использует вознаграждения для за­крепления этих образцов поведения. Желательное поведение можно выстроить по шаблону — разбить на части и выучивать шаг за шагом, — и подкрепле­ние всегда должно быть очень четким и последова­тельным (Lovaas, 1987; Harris & Milch, 1981). При условии тщательного планирования и исполнения такие процедуры часто приводят к формированию нового вида поведения.

В ходе одного из длительных экспериментов уче­ные сравнивали прогресс в двух группах больных аутизмом детей (McEachinetal., 1993; Lovaas, 1987). Девятнадцать детей подвергались усиленному лече­нию методами поведенческой терапии, еще девятнад­цать составляли контрольную группу. Курс лечения начинался в возрасте 3 лет и продолжался до 7 лет. К 7 годам дети из группы поведенческой терапии лучше справлялись с учебой в школе и при тестиро­вании демонстрировали более высокий уровень ин­теллекта, чем дети из контрольной группы. Многие из них поступили в обычную школу. И позднее, в подростковом возрасте, дети, прошедшие курс пове­денческой терапии, демонстрировали более высокий уровень развития. С учетом этих открытий многие клиницисты сегодня рассматривают ранние бихевиоральные программы как наиболее предпочтитель­ный способ лечения при аутизме (Sneinkopf & Siegel, 1998; Harris, 1995).

Терапевтические методы, предназначенные для адаптации больных аутизмом, особенно поведенчес­кие техники, лучше всего применять в школе, пока человек еще не вырос. Дети посещают специальные классы, часто в специальной школе, где образование сочетается с терапией. Специально подготовленные учителя помогают детям развить необходимые навы­ки, виды поведения и способы взаимодействия с ми­ром. Некоторые клиницисты считают, что наиболее способные из числа страдающих этим расстройством детей должны хотя бы часть времени проводить в обычных классах, развивая свои социальные и ака­демические навыки в нормальной среде, вместе с нормальными детьми (Simpson & Sasso, 1992; Tomcheck et al., 1992).

Вопросы для размышления_______________________

Чтобы уменьшить склонность больных аутиз­мом детей к самоповреждающим действиям, врачи иногда применяют наказания. Ребенку могут брызгать в лицо водой, его могут щи­пать или, в исключительных случаях, ударять, если он начинает действовать так, что может повредить себе. Должно ли самоповреждаю­щее поведение достигнуть определенного уровня серьезности, прежде чем применение наказаний становится возможным? Кто, по вашему мнению, может делать заключения относительно целесообразности применения наказания в данном конкретном случае?

Тренировка коммуникативных навыков. Несмот­ря на интенсивную бихевиоральную терапию, приблизительно половина больных аутизмом не могут научиться говорить. Поэтому врачи обучают своих пациентов также и другим способам общения, вклю­чая язык знаков и синхронное общение (simultaneous communication), сочетающее в себе знаковую и сло­весную речь. Используются также огментативные (расширительные) коммуникативные системы (augmentative communication systems), специальные доски с картинками или компьютеры, представляю­щие предметы или потребности с помощью карти­нок, символов или написанных слов. Ребенок, например, может показать па картинку с вилкой, сообщая этим: «Я хочу есть», — или показать на радиоприем­ник, чтобы сообщить: «Я хочу послушать музыку».

Огментативная коммуникативная сис­темаметод обучения навыкам коммуника­ции людей, страдающих аутизмом, умствен­ной отсталостью или церебральным парали­чом, при котором их учат показывать на картинки, символы, буквы или слова на комму­никационной доске или на экране компьютера.

Обучение родителей. Современные терапевтичес­кие программы включают в себя разнообразные фор­мы работы с родителями. Например, бихевиоральные программы часто предусматривают обучение родителей методам поведенческой терапии, чтобы они могли применять эти техники дома (Ozonoff & Catchart, 1998; Stcinkopf & Siegel, 1998). Все более доступными для родителей аутистических детей ста­новятся индивидуальная терапия и группы поддер­жки, которые помогают родителям лучше справлять­ся со своими чувствами и обстоятельствами своей жизни. Кроме того, в настоящее время существуют ассоциации и политические организации родителей, предоставляющие эмоциональную поддержку и практическую помощь.

Интеграция в общество. Множество современных программ, работающих в школе и дома, направлены на обучение детей в как можно более раннем возрас­те навыкам самообслуживания и самоорганизации, социальным, практическим и рабочим навыкам, с тем чтобы люди, больные аутизмом, стали более способ­ными жить и функционировать в обществе (Koegel et al., 1992; Stahmer & Schreibman, 1992). Кроме того, все большее распространение приобретают группо­вые дома и лечебно-трудовые мастерские для подростков и молодых людей, страдающих аутизмом (Van Bourgondien & Shopler, 1990). Эти и другие по­добные программы помогают больным людям интег­рироваться в общество и вместе с тем уменьшают тревогу стареющих родителей, чьи дети продолжают нуждаться в опеке (Pfeiffer & Nelson, 1992).

Умственная отсталость

Эд Мерфи, 26 лет, может поведать нам о том, что значит — жить с диагнозом «умственная отсталость».

Что такое умственная отсталость? Трудно ска­зать. Мне кажется, это когда человеку трудно ду­мать. Некоторые люди думают, что можно сказать про человека, что он умственно отсталый, просто посмотрев на него, Если вы так думаете, то вы не сомневаетесь и не даете людям шанса. Вы судите о человеке по тому как он выглядит, или по тому как он говорит или потому, что показывают тесты, но никогда не сможете по-настоящему понять, что у человека внутри (Bogdan & Taylor, 1976, p. 51).

Большую часть своей жизни Эд прожил с клеймом умственно отсталого, обучался и воспитывался в спе­циальных учреждениях. Когда он стал взрослым, врачи обнаружили, что интеллект Эда на самом деле выше, чем предполагалось ранее. Тем не менее все детство и юность Эд носил на себе печать умственно отсталого человека, и его заявление раскрывает типичные трудности, с которыми обычно встречаются люди, страдающие этим расстройством.

Термин умственная отсталость традиционно отно­сят к очень широкому кругу людей, включая детей в специальных учреждениях, которые вес свое время проводят, сидя на кровати и раскачиваясь из сторо­ны в сторону, молодых людей, работающих в лечеб­но-трудовых мастерских, а также мужчин и женщин, способных самостоятельно содержать свою семью, занимаясь простой работой, не требующей особых навыков (АРА, 1994). Около трех пятых из них мужчины, и у подавляющего большинства умствен­ная отсталость квалифицируется как легкая. Соглас­но справочнику DSM-IV, диагноз умственная отста­лость ставится человеку, если он демонстрирует об­щие интеллектуальные способности намного ниже среднего уровня в сочетании с плохо развитыми адаптационными навыками (см. список DSM-IV в Приложении). Это значит, что кроме низкого коэф­фициента интеллекта (равного 70 единицам или ниже) человек с умственной отсталостью должен иметь явные трудности в таких сферах, как общение с другими людьми, семейные отношения, самоуправ­ление, работа и забота о собственной безопасности (АРА, 1994). Также требуется, чтобы эти симптомы начали проявляться до 18 лет. Хотя эти перечислен­ные в DSM-IV критерии кажутся ясными и отчетли­выми, на самом деле применить их часто бывает до­вольно сложно.

Умственная отсталость ~ расстрой­ство, при котором человек проявляет общие интеллектуальные способности и способность к адаптации намного ниже среднего уровня.

Интеллект

Специалисты в области медицины и образования для измерения интеллектуальных способностей при­меняют тесты на интеллект (см. главу 3). Эти тесты состоят из серий вопросов или заданий, затрагиваю­щих различные аспекты функционирования интел­лекта, такие как знания, способность к аргументации и вынесению суждений. Количество очков, набран­ных человеком по этим тестам, или коэффициент интеллекта (intelligence quotient, IQ), теоретически отражают общие интеллектуальные способности это­го человека.

Коэффициент интеллекта (IQ) — коли­чество очков, набранное при тестировании на уровень интеллекта, теоретически отражаю­щее общий уровень интеллектуальных способ­ностей человека.

Многие ученые сомневаются, действительно ли тесты на коэффициент интеллекта являются надеж­ными. Измеряют ли они на самом деле то, что должны измерять? Корреляция между коэффициентом интеллекта и школьной успеваемостью равна при­мерно 0,5. Такая достаточно высокая корреляция по­казывает, что многие дети с низким коэффициентом интеллекта, как и можно было ожидать, хуже успе­вают в школе, тогда как те, у кого коэффициент ин­теллекта выше, успевают лучше (Brody, 1997; Neisser et al., 1996). В то же самое время такая степень кор­реляции предполагает, что данная взаимосвязь дале­ко не идеальна. То есть школьные успехи конкретно­го ребенка часто оказываются либо выше, либо ниже, чем можно предсказать на основе тестов, измеряю­щих интеллект. Корреляция между коэффициентом интеллекта и достижениями в производственной де­ятельности или социальной эффективностью, где также могут требоваться интеллектуальные способ­ности, еще ниже (Neisser et al., 1996; Anastasi, 1982).

Кроме того, тесты на интеллект могут оказаться небеспристрастными с социокультурной точки зре­ния, о чем мы уже говорили в главе 3 (Suzuki & Valencia, 1997; Helms, 1992). Дети, выросшие в семь­ях, принадлежащих к среднему и высшему социаль­но-экономическим классам, в тестовой ситуации обычно имеют преимущество, так как они регуляр­но встречаются в своей жизни со словарными поня­тиями, задачами и проблемами, на которых построе­ны тесты. Тесты на интеллект редко учитывают «здравый смысл улицы», необходимый людям, жи­вущим в бедных районах с высокой преступностью, — нечто вроде «ноу-хау», для усвоения которого, не­сомненно, требуются интеллектуальные способнос­ти. Точно так же люди из культурных меньшинств или те, для кого английский является вторым язы­ком, оказываются в невыгодном положении при про­хождении данных тестов.

«Тест на коэффициент интеллекта был разра­ботан для того, чтобы предсказать академичес­кую успеваемость, и не более того. Если мы хо­тим, чтобы у нас было нечто, позволяющее пред­сказать жизненный успех, то мы должны разработать совершенно иной тест».

Роберт3anoHU,(RobertZajonc}, психолог, 1984

Если тесты на интеллект не всегда способны из­мерить уровень интеллекта точно и объективно, то и диагноз «умственная отсталость» также может иног­да ставиться пристрастно (Wilson, 1992; Heflinger, Cook & Thackrey, 1997). Это значит, что некоторые люди могут получить такой диагноз отчасти из-за культурных различий, дискомфорта в непривычной для них ситуации или предрассудков лица, выполня­ющего тестирование.

Адаптивные функции

При диагностике умственной отсталости врачи не имеют права делать такой вывод только на основа­нии коэффициента интеллекта, не превышающего 70. Некоторые люди с низким коэффициентом ин- тсллекта вполне способны управлять своей жизнью и функционировать независимо, тогда как другие этого не могут. Случаи Брайана и Джеффри демон­стрируют нам возможный спектр адаптивных спо­собностей.

Брайан происходит из семьи с низким дохо­дом. Дома и в своей общественной группе он всегда ведет себя адекватно. Он самостоятель­но одевается и ест и даже сам заботится о себе каждый день в то время, когда его мать уходит на работу. Он играет со своими друзьями как нор­мальный ребенок. Однако в школе Брайан отка­зывается принимать участие в работе класса и не делает домашних заданий. В классе он произво­дит впечатление неумелого и неспособного, иногда сидит с совершенно отсутствующим ви­дом. Учитель направил его к школьному психоло­гу, и при тестировании на коэффициент интеллек­та Брайан набрал 60 баллов.

Джеффри происходит из семьи, принадлежа­щей к верхушке среднего класса. Он всегда раз­вивался медленно, поздно начал сидеть, стоять и говорить. В младенческом возрасте и в раннем детстве с ним занимались по специальной стиму­лирующей программе, и дома он всегда пользо­вался исключительным вниманием и поддержкой. Тем не менее Джеффри до сих пор не может хо­рошо одеваться самостоятельно, его нельзя ос­тавить одного во дворе, потому что он может по­ранить себя или уйти бродить на улицу и поте­ряться. Учеба в школе дается ему с большим трудом. Учителю приходится говорить медленно и отдельно объяснять ему задания. При тестиро­вании на коэффициент интеллекта в возрасте 6 лет Джеффри набрал 60 баллов.

Брайан кажется хорошо адаптированным к своей социальной среде вне школы. Но ограниченность Джеффри простирается дальше. Кроме того, что у него низкий коэффициент интеллекта, Джеффри ис­пытывает трудности при выполнении обычных задач как дома, так и в других местах. Таким образом, ди­агноз «умственная отсталость» будет более умест­ным в случае Джеффри, чем в случае Брайана.

Для оценки адаптивного поведения было разрабо­тано несколько шкал (Leland, 1991; Britton & Eaves, 1986). Но и здесь некоторые люди в своей обыден­ной жизни функционируют лучше, чем можно пред­положить на основе тестирования, тогда как другие не проявляют ожидаемых способностей. Поэтому врачи обязаны тщательно наблюдать каждого чело­века в его повседневной жизни, принимая во внима­ние как его происхождение, так и стандарты его со­циального окружения. Тем не менее их суждения могут оказаться субъективными, и врачи не всегда хорошо знакомы со стандартами конкретной куль­турной или социальной среды.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.