Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ключевые факторы, влияющие на психическое здоровье пожилых людей





С увеличением внимания исследователей и прак­тиков к пожилым людям три вопроса начинают вы­зывать все большую озабоченность клинических спе­циалистов: дискриминация в области охраны психи­ческого здоровья среди этой группы населения, недостатки в организации долговременного ухода за пожилыми людьми и необходимость мероприятий по поддержанию здоровья следующего поколения, ко­торому старение еще только предстоит (Gallagher-Thompson & Thompson, 1995).

Как мы уже видели, дискриминация по этничес­кой принадлежности долгое время была проблемой для Соединенных Штатов (см. главу 2), и в резуль­тате такой дискриминации страдали многие люди, в особенности пожилые (Cavanaugh, 1990). Быть одно­временно старым и членом меньшинства означало испытывать нечто вроде «двойного наказания», как расценивали это многие наблюдатели. Трудности, выпадающие на долю пожилых женщин, принадлежащих к меньшинствам, иногда определяли как «тройное наказание», поскольку пожилые женщины намного чаще, чем мужчины, живут одиноко, пере­носят смерть супруга и страдают от бедности (Gallagher-Thompson & Thompson, 1995). Врачи, ко­торые занимаются диагностированием и лечением психологических проблем пожилых людей, обяза­тельно должны принимать во внимание этническую принадлежность своих престарелых пациентов (Bazargan, 1996) (рис. 15.6).

Некоторые пожилые люди из этнических мень­шинств испытывают языковые трудности, которые становятся барьером, мешающим им воспользовать­ся необходимой медицинской и психологической помощью. Другие могут придерживаться специфи­ческих культурных убеждений, не позволяющих им искать такой помощи. Например, так как многие чле­ны меньшинств не доверяют истеблишменту, состо­ящему из представителей большинства, они могут полагаться исключительно на советы своих род­ственников и друзей. Кроме того, они могут просто не знать о существовании таких медицинских и пси­хологических служб, которые учитывали бы их куль­туру и их конкретные нужды (Ralston, 1991; Jackson, 1988).

Психологические заметки

Самая быстрорастущая сфера занятости в Соединенных Штатах сегодня — это медицин­ская помощь и услуги по уходу за больными на дому.

Многим людям преклонного возраста требуется долговременный уход. Этот термин может относить­ся как к услугам, предоставляемым пожилым людям на дому или в специальном жилом комплексе для нуждающихся в частичном уходе стариков, так и к специальным интернатам, где квалифицированный медицинский и обслуживающий персонал осуществ­ляет практически круглосуточную заботу о тяжело больных людях. Качество ухода, предлагаемого в та­ких заведениях, варьируется в очень широком диа­пазоне,

Долговременный уход — длительная меди­цинская и личная помощь, предоставляемая пожилым людям, а также и другим лицам, чья способность заботиться о себе в силу каких-либо причин ограничена. Интенсивность ухо­да может колебаться от частичной помощи на дому до полного круглосуточного обслужи­вания в специальных интернатах.

В Соединенных Штатах только 5% пожилых лю­дей проживают в специальных интернатах, но боль­шинство престарелых граждан живут в страхе, что их «заберут в больницу» (Hobbs, 1997; NIA, 1996). Их страшит необходимость двигаться с места, потеря независимости и жизнь в больничной среде. Многие из стариков знают кого-нибудь, кто умер вскоре по­сле того, как был помещен в специальное учрежде­ние, осуществляющее долговременный уход, и это еще больше повышает их опасения относительно жизни в таких местах (Gallagher-Thompson & Thompson, 1995).

Многие также беспокоятся из-за стоимости долго­временного ухода. Сегодня люди стараются держать пожилых членов своих семей дома как можно доль­ше, и поэтому большинство пожилых людей поступает в интернаты только на последней стадии болез­ни и когда они уже почти совсем не способны забо­титься о себе. Круглосуточный уход достаточно до­рог, и цена мест в интернатах, предоставляющих та­кой уход, продолжает повышаться. Доступные сегодня виды медицинской страховки не могут даже частично покрыть расходы на длительное или посто­янное содержание в интернате с круглосуточным уходом (Gallagher-Thompson & Thompson, 1995). Подобные проблемы способны нанести значитель­ный вред психическому здоровью пожилых людей и вполне могут вылиться в депрессию, тревогу и семей­ные конфликты (Banerjcc & Macdonald, 1996).

И, наконец, клиницисты утверждают, что сего­дняшнее поколение молодых людей должно испове­довать принцип поддержания здоровья (health maintenance) или правильного образа жизни (wellncss), предвидя свою будущую старость. Други­ми словами, молодые люди должны вести себя так, чтобы способствовать сохранению своего физическо­го и психического здоровья: воздерживаться от куре­ния, сбалансированно питаться и употреблять полез­ные для здоровья продукты, регулярно заниматься физическими упражнениями, пользоваться услугами программ психологического образования, помощи в стрессовых ситуациях и прочих программ, ориенти­рованных на поддержание психического здоровья. Все больше сторонников находит мнение, что пожи­лые люди смогут легче адаптироваться к переменам и негативным событиям, сопровождающим старение, если они будут обладать достаточно крепким физи­ческим и психическим здоровьем (Gallagher-Thompson & Thompson, 1995).

Поддержание здоровья — принцип, состо­ящий в том, что молодые люди должны вести себя так, чтобы способствовать сохранению своего физического и психического здоровья, стараясь лучше подготовиться к своей буду­щей старости. Также называется принципом здорового образа жизни.

Резюме

Проблемы пожилых людей часто бывают связаны с утратой, а также с другими стрессами и перемена­ми, сопровождающими старение. Психологическая помощь в той или иной степени требуется 50% по­жилых людей, и при этом менее 20% действительно ее получают.

Депрессия — самая распространенная проблема людей преклонного возраста. Для лечения пожилых людей, страдающих этим расстройством, часто ис­пользуется когнитивная терапия, антидепрессанты или сочетание обоих этих подходов. Пожилые люди также могут испытывать генерализованное тревож­ное расстройство (generalized anxiety disorder) или другие тревожные расстройства, Если эти расстрой­ства правильно диагностируются, их обычно лечат с помощью методов психотерапии или лекарственных препаратов. Кроме того, в каждом взятом году от 3 до 5% пожилых людей испытывают проблемы, свя­занные с алкоголем, и еще многие страдают из-за не­правильного применения выписанных врачами ле­карств.

Старые люди более, чем люди из других возраст­ных групп, склонны впадать в состояние делирия —

нарушения сознания, — когда человеку становится трудно концентрироваться, фокусировать внимание и удерживать четкое направление мыслей. Деменция, синдром, при котором отмечаются расстройства па­мяти и другие когнитивные нарушения, также на­блюдается у пожилых людей чаще, чем в других воз­растных группах.

С увеличением внимания исследователей и прак­тиков к проблемам пожилых людей клинические специалисты проявляют растущую озабоченность по отношению к трем вопросам: дискриминации из-за этнической принадлежности, недостаткам в органи­зации долговременного ухода и необходимости под­держания здоровья для молодых людей.

Подводя итоги

В начале XX века специалисты, занимающиеся психическим здоровьем, практически игнорировали детей и пожилых людей. Сегодня проблемы этих групп населения наконец-то привлекли внимание ученых и врачей. Хотя для объяснения их проблем широко привлекаются основные психологические модели, социокультурная точка зрения — в особен­ности семейная терапия — также начинает играть здесь важную роль.

«Я готов к встрече с моим Создателем. Подго­товился ли мой Создатель так же хорошо к вели­кой чести встретить меня — это дело другое».

Уинстон Черчилль, в свой 75-й день рождения

Поскольку как дети, так и пожилые люди, ограни­ченно способны осуществлять контроль над соб­ственной жизнью, они в очень большой степени под­вержены влиянию отношений и реакций членов сво­их семей. В свою очередь клинические специалисты, стараясь разрешить проблемы юных и престарелых людей, должны работать с этими отношениями и ре­акциями. Поэтому терапия при расстройствах пове­дения, расстройстве, связанном с дефицитом внима­ния и гиперактивностью (гиперкинетическом рас­стройстве), умственной отсталости и других детских расстройствах, как правило, не оказывает должного воздействия, если клиницисты не занимаются одно­временно образованием и решением психологичес­ких проблем всей семьи. Точно так же врачи, кото­рые лечат пожилых пациентов, страдающих деменцией, добиваются наибольшего успеха тогда, когда принимают во внимание заботы и нужды членов се­мьи, ухаживающих за больным.

В то же время клиницистам, которые работают с детьми, подростками и пожилыми людьми, прихо­дится снова вспомнить о том, что узкое фокусирова­ние внимания на одной модели часто приводит к ошибкам и трудностям. Многие годы аутизм объясняли исключительно семейными факторами, что подталкивало па неверный путь как теоретиков, так и практикующих врачей и увеличивало боль родите­лей, и так уже измученных аномальностью своего ребенка. В прошлом преобладание социокультурной модели часто вело к тому, что врачи игнорировали тревожные и депрессивные расстройства пожилых людей. Клиницисты ошибочно полагали, что такие явления в старости неизбежны, учитывая большое количество утрат, которые приходится переживать пожилым людям.

Увеличивающееся внимание врачей к специфи­ческим проблемам юных и пожилых членов обще­ства способствует также повышению внимания к че­ловеческим и юридическим правам этих людей. Все чаще клиницисты обращаются в правительственные инстанции с призывом защитить права этих групп, часто не имеющих возможности отстаивать свои права самостоятельно. Они надеются, что с помо­щью таких действий им удастся разжечь борьбу с жестоким и пренебрежительным отношением к де­тям и сексуальным злоупотреблением детьми, уменьшить количество случаев употребления алко­голя и плохого питания женщин во время беремен­ности и сделать более легким решение проблем, свя­занных со здоровьем и материальным состоянием пожилых людей.

По мере того как неправильное обращение с деть­ми начинает привлекать большее внимание и растет количество пожилых людей нужды тех, кто принад­лежит к этим группам, становятся более заметны­ми. Поэтому теоретическое исследование и разви­тие методов лечения их психологических проблем, скорее всего, будет продолжаться очень быстрыми темпами. Сегодня, когда клиницисты и государ­ственные деятели «открыли» существование этих групп населения, они, вероятно, больше не будут недооценивать их важность и их специфические потребности.

Ключевые термины

Тревожное расстройство в связи с разлукой

Фобия школы

Игровая терапия

Оппозиционно-вызывающее расстройство

Расстройство поведения

Расстройство, связанное с дефицитом внимания и гиперактивностью

Метилфенидат («Риталин»)

Энурез

Энкопрез

Аутистическое расстройство

Первазивные (обширные) расстройства развития

Эхолалия

Инверсия местоимений

Самостимулирующее поведение

Самоповреждающие действия

Теория разума

Мозжечок

Язык знаков

Синхронное общение

Огментативные (расширительные) коммуника­тивные системы

Умственная отсталость

Коэффициент интеллекта

Легкая умственная отсталость

Средняя умственная отсталость

Тяжелая умственная отсталость

Глубокая умственная отсталость

Синдром Дауна

Амниоцентез

Трисомия 21-й хромосомы

Синдром хрупкой Х-хромосомы

Рецессивные гены

Фенилкетонурия

Фенилаланин

Болезнь Тай-Сакса

Кретинизм

Фетальный

Краснуха

Сифилис

Алексия

Отравление свинцом

Менингит

Энцефалит

Государственная школа-интернат

Деинституционализация

Нормализация

Специализированное образование

Обучение в общем потоке

Жетонная программа

Программа, обучающая свиданиям

Лечебно-трудовая мастерская

Делирий

Деменция

Дискриминация

Долговременный уход

Поддержание здоровья

Контрольные вопросы

1. В чем сходство и отличие тревожных рас­стройств и депрессии в детском возрасте и подоб­ных расстройств у взрослых? Что такое тревож­ное расстройство в связи с разлукой и фобия шко­лы?

2. Какова степень распространенности, в целом и в зависимости от пола, различных расстройств дет­ского возраста?

3. Опишите признаки оппозиционно-вызываю­щего расстройства и расстройства поведения. Какие факторы способствуют возникновению этих рас­стройств и какие терапевтические методы использу­ются для их коррекции?

4. Каковы симптомы расстройства, связанного с дефицитом внимания и гиперактивностью (гиперкинетического расстройства)? Какие методы лечения этого расстройства в настоящее время применяются и какова их эффективность?

5. Что такое энурез и энкопрез? Как лечатся эти расстройства?

6. Каковы симптомы и возможные причины аутизма?

7. Каковы главные цели терапии в случаях аутизма и какого вида вмешательство лучше всего помогает людям с этим расстройством?

8. Опишите различные типы умственной отста­лости и обсудите причины, вызывающие их.

9. Какие условия проживания, образовательные программы, терапевтические подходы и обществен­ные реабилитационные программы приносят наи­большую пользу людям, страдающим умственной отсталостью?

10. Какие виды психологических проблем харак­терны для пожилых людей, и какие терапевтические методы используются для разрешения этих про­блем?


 

Глава 16







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.