|
Тема 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВАСтр 1 из 27Следующая ⇒ Тема 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА План лекции Понятие и типы уголовного судопроизводства Основные уголовно-процессуальные понятия Структура уголовного судопроизводства
Основные уголовно-процессуальные понятия Единообразное определение и толкование уголовно-процессуальных понятий является необходимым условием для надлежащего изложения и понимания курса уголовного процесса. К основным уголовно-процессуальным понятиям[3] относятся понятия «уголовный процесс (уголовное судопроизводство)», «стадия уголовного судопроизводства»[4], «уголовно-процессуальные правоотношения», «уголовно-процессуальное право», «уголовно-процессуальная форма», «уголовно-процессуальные функции», «уголовно-процессуальные гарантии». Понятие «уголовный процесс»[5] употребляется в трех значениях: 1) как деятельность органов предварительного расследования, прокурора и суда по раскрытию преступлений, установлению и наказанию виновных и возникающие при этом уголовно-процессуальные отношения. В этом случае понятие «уголовный процесс» является синонимом понятия «уголовное судопроизводство», под которым, согласно п. 56 ст. 5 УПК, понимается досудебное и судебное производство по уголовному делу[6]; 2) как отрасль юридической науки, представляющая собой систему понятий, представлений, взглядов и идей, раскрывающих сущность уголовного судопроизводства, закономерности его возникновения и развития; 3) как учебная дисциплина. Уголовно-процессуальное право — это самостоятельная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих деятельность органов предварительного расследования, прокурора и суда по раскрытию преступлений, установлению и наказанию виновных, а также общественные отношения, возникающие при проверке сообщения о преступлении, расследовании, рассмотрении, разрешении уголовных дел. Под уголовно-процессуальными правоотношениями понимаются общественные отношения, складывающиеся при проверке сообщения о преступлении, расследовании, рассмотрении и разрешении уголовных дел, урегулированные уголовно-процессуальными нормами. Как справедливо отмечает один из классиков отечественного уголовно-процессуального права В. П. Божьев, «правоотношений не может быть, пока нет нормы, которая бы регулировала эти отношения. Иначе говоря, уголовно-процессуальное правоотношение — это всегда результат регулирования поведения граждан, государственных органов и должностных лиц при возбуждении дела, его расследовании, судебном разбирательстве и при производстве в других стадиях уголовного процесса»[7]. Понятие уголовно-процессуальные функции» является дискуссионным. Чаще всего под ним понимают главные направления уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемые участниками уголовного судопроизводства. К основным уголовно-процессуальным функциям относят функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела. В период действия УПК РСФСР 1960 г. обоснованно выделяли еще одну основную функцию — функцию расследования уголовного дела. Под уголовно-процессуальной формой понимается определенная процессуальная процедура, определенный порядок производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Уголовно-процессуальный кодекс закрепляет: последовательность стадий уголовного судопроизводства и условия перехода дела из одной стадии в другую; условия, характеризующие производство в конкретной стадии процесса; основания, условия и порядок производства конкретных процессуальных действий; содержание процессуальных документов, которые могут быть вынесены. Как обоснованно отмечали Л. Б. Алексеева, А. М. Ларин и М. С. Строгович, «...в процессуальном праве значение правовой, именно процессуальной формы особенно велико в силу самой сущности уголовно-процессуального закона, уголовного судопроизводства. Тут строгое соблюдение, правильное применение, надлежащее использование процессуальной формы абсолютно необходимы для эффективного осуществления деятельности следственных органов, прокуратуры и суда, для достижения тех задач, которые стоят перед ними в области охраны законности и борьбы с ее нарушениями»[8]. Уголовно-процессуальные гарантии — это закрепленные в нормах уголовно-процессуального права правовые средства, обеспечивающие участникам уголовного судопроизводства возможность использовать предоставленные права и выполнять возложенные обязанности. Уголовнопроцессуальные гарантии условно можно подразделить на две группы — гарантии прав отдельных участников уголовного судопроизводства и гарантии эффективности уголовного судопроизводства, которые соотносятся между собой как часть и целое. К уголовно-процессуальным гарантиям, в частности, относятся: право подозреваемого и обвиняемого иметь защитника; уголовно-процессуальный институт сроков; возможность обжалования действий и решений должностных лиц и государственных органов, осуществляющих предварительное расследование, в суд; и др. Тема 2. ИСТОЧНИКИ УГОЛОВНО- ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА План лекции Понятие, значение и виды источников уголовно-процессуального права. Действие уголовно-процессуального закона. Тема 3 ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА План лекции Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства. Краткая характеристика принципов уголовного судопроизводства После изучения данной темы обучающийся должен: знать: -основные положения Конституции РФ, международноправовых актов, УПК о принципах уголовного процесса; -понятие, значение и содержание принципов уголовного судопроизводства; уметь: -анализировать, толковать и правильно применять положения Конституции РФ и УПК о принципах уголовного процесса; -принимать процессуальные решения и совершать процессуальные действия в соответствии с принципами уголовного судопроизводства; владеть: -юридической терминологией, касающейся принципов уголовного процесса; -навыками применения знаний о принципах уголовного судопроизводства при производстве процессуальных действий. Тема 4 УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ План лекции Понятие и значение уголовного преследования Тема 5 УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА План лекции Понятие участника уголовного судопроизводства. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве Классификация и краткая характеристика участников уголовного судопроизводства Суд. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты. Суд. 1. Суд — под ним понимается любой суд общей юрисдикции, являющийся органом судебной власти, к исключительной компетенции которого относится: 1) признание лица виновным в совершении преступления и назначение ему наказания; 2) применение к лицу принудительных мер медицинского характера; 3) применение к лицу принудительных мер воспитательного воздействия; 4) отмена или изменение решения, принятого нижестоящим судом. Суд рассматривает уголовные дела в первой инстанции, во второй (апелляционной) инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора, в порядке производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, в порядке исполнения приговора. Помимо этого он рассматривает жалобы участников уголовного судопроизводства, подаваемые в порядке ст. 125 УПК, дает разрешение на производство некоторых процессуальных действий (ч. 2 ст. 29 УПК). Уголовные дела могут рассматриваться судьей единолично или судом коллегиально (ст. 30 УПК). Из ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» следует, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и — применительно к уголовному процессу — привлекаемых в установленном законом порядке присяжных заседателей. В качестве судов, осуществляющих уголовное судопроизводство, выступают только суды общей юрисдикции. При этом по смыслу ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» носителями судебной власти признаны в их личном качестве именно судьи, т. е.: 1) лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие, и осуществляющие свои обязанности на профессиональной основе; 2) представители народа, привлекаемые в установленных законом случаях к осуществлению правосудия. Судебная власть самостоятельна, она действует независимо от законодательной и исполнительной властей и осуществляется только посредством судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ и ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»), Из этого следуют очень важные характеристики, позволяющие понять современную роль и место суда в уголовном судопроизводстве. Во-первых, уголовное судопроизводство является необходимым и единственно возможным средством реализации судебной власти при производстве по уголовному делу, а суд в уголовном судопроизводстве является единственным субъектом, правомочным осуществлять судебную власть. Во-вторых, судопроизводство — это процессуальная деятельность по поводу конкретного, единичного правового спора. Спор требует разрешения на основании права, а суд в судопроизводстве осуществляет применение общей правовой нормы к конкретному случаю. Следовательно, деятельность суда в судопроизводстве правоприменительная по своей природе. В ходе этой деятельности суд обязан установить фактические основания данного спора, найти соответствующую им правовую норму и принять властное правоприменительное решение, имеющее характер индивидуального поднормативного акта. В отличие от конституционного, гражданского и административного судопроизводства, в уголовном судопроизводстве есть досудебные стадии, в которых участвуют не только суд, но и органы исполнительной власти, на которые возлагается осуществление уголовно-процессуальной функции обвинения. Поэтому принципиальное значение для современного уголовного судопроизводства приобретает правильное разграничение функций и полномочий органов судебной и исполнительной власти, что и определяет принципиально новую роль суда среди всех субъектов уголовно-процессуальной деятельности. В силу принципа разделения властей органы, осуществляющие в уголовном судопроизводстве разные функции и решающие разные задачи, должны принадлежать к разным ветвям государственной власти, и, соответственно, должны иметь разные процессуальные полномочия. Это четко определено в ч. 2 ст. 15 УПК, где указано, что функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Суд как орган государственной власти осуществляет в современном уголовном судопроизводстве только ему присущие функции: разрешения дела и судебного контроля. Это было подчеркнуто в ряде постановлений Конституционного Суда РФ, и, в частности, указано, что «функция правосудия (разрешения дела), осуществляемая только судом, отделена от функций спорящих перед судом сторон. При этом суд обязан обеспечивать справедливое и беспристрастное разрешение спора, предоставляя сторонам равные возможности для отстаивания своих позиций, и потому не может принимать на себя выполнение их процессуальных (целевых) функций». «На суд не может бьггь возложено выполнение каких бы то ни было функций, не согласующихся с его положением органа правосудия... возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения перед судом является задачей специализированных органов — дознания, предварительного следствия и прокуратуры, тогда как суд обязан объективно оценивать законность и обоснованность выдвигаемого против лица обвинения, проверяя результаты их деятельности, а также рассматривая жалобы на действия и решения должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство на досудебных стадиях». Функция разрешения уголовного дела, т. е. правомочие по разрешению спора между обвинением и защитой, принадлежит исключительно суду. Статья 15 УПК лишь называет функцию разрешения дела, но не раскрывает ее содержания. Содержание выполняемой судом функции разрешения дела раскрывается в Особенной части УПК, в частности, при анализе полномочий суда, предусмотренных гл. 35—39. Суд выполняет эту функцию путем рассмотрения и разрешения в судебном заседании уголовных дел, поступивших с обвинительным заключением (актом) от органов исполнительной власти. Функция судебного контроля — новая и самостоятельная функция суда в современном процессе. Особое значение она приобретает в отношении органов исполнительной власти, осуществляющих уголовный процесс на досудебных стадиях. Суду принадлежит ведущая роль в осуществлении назначения уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК). Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК), обеспечивается судом при рассмотрении и разрешении уголовных дел, когда суд признает обвинение доказанным, выносит обвинительный приговор, назначает наказание, разрешает гражданский иск и тем самым восстанавливает нарушенное право. Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод (п. 2 ч. 1 ст. 6 УПК) обеспечивается судом при вынесении им оправдательного приговора, прекращении уголовного дела, а также при отмене или изменении мер процессуального принуждения, осуществлении судебного контроля во всех стадиях процесса. Суд становится наиболее эффективным средством защиты от любого нарушения права. Функция разрешения уголовного дела позволяет суду и обязывает его выступать арбитром в споре органов государства, осуществляющих обвинение, и гражданина, осуществляющего свою защиту всеми не запрещенными законом средствами. Но это не означает, что суд пассивно и отстраненно наблюдает за «поединком» сторон. Правоприменительный характер деятельности суда требует от него участия в исследовании доказательств, представляемых сторонами, для выяснения всех юридически значимых обстоятельств дела, проверки и устранения собственных сомнений, с тем, чтобы он мог принять законное и обоснованное решение по делу. Такое толкование полномочий суда дает в одном из своих определений Конституционный Суд РФ: «Осуществление судом в... уголовном процессе функции правосудия предполагает наличие у него... права проверять и оценивать с точки зрения относимости, допустимости и достоверности представленные сторонами обвинения и защиты доказательства, как путем установления их источников и сопоставления с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле либо представляемыми сторонами в судебном заседании, так и путем производимого по ходатайству сторон или по своей инициативе получения и исследования... иных доказательств, подтверждающих или опровергающих доказательство, проверяемое судом». Функция судебного контроля обязывает суд выступать арбитром в споре гражданина (любого участника процесса, считающего, что его конституционные права нарушены) с должностными лицами и органами, ведущими уголовный процесс, и проверять законность действий (бездействия) и решений последних. При этом не важно, участвует ли гражданин на стороне защиты или обвинения или относится к числу иных участников процесса. В любом случае это спор человека с государством в лице его должностных лиц, и суд обязан проверить, нет ли нарушения прав данного человека. Для реализации каждой из названных функций суду предоставляются достаточно широкие и разнообразные процессуальные полномочия: — полномочия, необходимые для рассмотрения и разрешения дела по существу; — полномочия, необходимые для осуществления судебного контроля; — процессуально-распорядительные полномочия. В самом общем виде они указаны в ст. 29 УПК, но более детально они раскрываются в процессуальном кодексе применительно к отдельным стадиям процесса и в своей совокупности дают полное представление о роли и месте суда в уголовном судопроизводстве. К полномочиям по разрешению дела по существу следует отнести право суда: признать лицо виновным и решить вопрос о наказании (п. 1 ч. 1 ст. 29,ч. 5 ст. 302УПК); признать лицо невиновным и вынести оправдательный при-t говор (ч. 2, 3 ст. 302 УПК); применить к лицу принудительные меры медицинского характера (п. 2 ч. 1 ст. 29, гл. 51 УПК); применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия (п. 3 ч. 1 ст. 29, гл. 50 УПК); прекратить уголовное дело (ст. 239, 254, п. 2 ч. 3 ст. 367, п. 2 ч. 1 ст. 378, п. 2ч. 1 ст. 408, п. 2 ст. 418 УПК). Для того чтобы разрешить дело по существу, суд наделяется также широкими полномочиями для рассмотрения дела, исследования доказательств по делу, установления фактических обстоятельств дела и устранения возникающих у него сомнений, без чего невозможно законное, обоснованное и справедливое разрешение дела. Эти полномочия регламентируются в соответствующих главах УПК, например в гл. 37, посвященной судебному следствию. Полномочия суда по осуществлению судебного контроля различаются в зависимости от вида контроля. В процессуальной литературе выделяют предварительный и последующий контроль в досудебных стадиях, контроль вышестоящих судебных инстанций, корректирующий судебный контроль в стадии исполнения приговора. Предварительный судебный контроль в досудебных стадиях касается предварительной проверки судом законности действий и решений следователя или дознавателя (ч. 2 ст. 29, ст. 448 УПК): 1) при решении вопроса о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого в отношении лиц отдельных категорий; 2) при намерении провести следственное действие, производство которого допускается только по решению суда; 3) при избрании меры пресечения или применении иной меры процессуального принуждения, допускаемой только по решению суда. Судебный контроль законности возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого осуществляется соответствующими судами путем дачи заключения о наличии признаков преступления в действиях отдельных категорий лиц, пользующихся определенным процессуальным иммунитетом от привлечения к уголовной ответственности. Такое заключение требуется при возбуждении уголовного дела против членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Генерального прокурора, Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ, судей, депутатов представительных органов субъектов РФ, прокуроров, руководителей следственных органов, следователей и адвокатов. Если уголовное дело было возбуждено по факту, когда лицо было еще не известно, и в последующем возникает необходимость предъявить обвинение кому-либо из перечисленных лиц, также необходимо получение заключения суда (ст. 448 УПК). Судебный контроль за законностью проведения следственных действий предусмотрен в отношении: помещения подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; производства осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; производства обыска и (или) выемки в жилище; производства выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи; производства личного обыска, за исключением случаев личного обыска подозреваемого при задержании (ст. 93 УПК); производства выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях; наложения ареста на корреспонденцию, разрешения на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; контроля и записи телефонных и иных переговоров. Судебный контроль за законностью применения процессуального принуждения предусмотрен в случаях: избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста или залога; продления срока содержания под стражей; наложения ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (ст. 115 УПК); временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности (ст. 114 УПК). Последующий судебный контроль в досудебных стадиях связан с проверкой судом уже совершенных следователем или дознавателем процессуальных действий или принятых решений. Такой вид контроля осуществляется, во-первых, в случаях обжалования кем-либо из участников процесса действий (бездействия) или решений следователя или дознавателя, а также прокурора, если они нарушают конституционные права граждан или ограничивают их доступ к правосудию (ч. 3 ст. 29, ст. 125 УПК). С жалобой в суд может обращаться не только подозреваемый или обвиняемый, их защитник или законный представитель. Такое право есть и у потерпевшего, его представителя, гражданского истца или ответчика и их представителей. С жалобами в подобных случаях могут обращаться в суд и иные участники: свидетель; лицо, в квартире которого был произведен обыск или выемка; лицо, на имущество которого наложен арест и т. п. Во-вторых, последующий судебный контроль имеет место также и в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 165 УПК. Следственные действия, производство которых требует разрешения суда, в случаях, не терпящих отлагательства, могут быть произведены по постановлению следователя без получения судебного решения. В подобных ситуациях следователь в течение 24 часов обязан уведомить суд о произведенном действии и представить копию постановления и протокола следственного действия судье, который в течение 24 часов проверяет законность и выносит соответствующее постановление. Если судья признает действия следователя незаконными, все доказательства, полученные в результате этих действий, признаются недопустимыми. Судебный контроль вышестоящих судебных инстанций имеет место в случае обжалования участниками судопроизводства приговора или иного решения, вынесенного нижестоящим судом. Процессуальный закон предусматривает различные формы проверки судебных актов: апелляционный, кассационный, надзорный и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Вышестоящая судебная инстанция в пределах своих полномочий осуществляет проверку законности, обоснованности и справедливости обжалуемого судебного акта и в случае выявления допущенной судом ошибки принимает меры к исправлению незаконного, необоснованного или несправедливого судебного акта путем его отмены или изменения (гл. 43—45, 48, 49 УПК). Судебный контроль в стадии исполнения приговора. В отличие от проверки законности и обоснованности приговора, в стадии исполнения приговора сам приговор уже не обжалуется и его правосудность не ставится под сомнение. Здесь суд выносит решения, связанные с исполнением приговора ввиду обстоятельств, появившихся: до начала его реального исполнения (например, разрешение судом отсрочки исполнения приговора по основаниям, предусмотренным ст. 398 УПК); или в процессе его реального исполнения (например, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания или иные изменения исполнения приговора, предусмотренные ст. 397 УПК); или уже после его исполнения (например, решение суда о снятии судимости в соответствии со ст. 400 УПК). При производстве по делу суд может выносить также частное определение или постановление, если в ходе рассмотрения дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, нарушения закона при производстве следствия или дознания, нарушения сроков рассмотрения дел в суде и в иных случаях, когда суд признает это необходимым (ч. 4 ст. 29 УПК). Процессуально-распорядительными полномочиями суд наделяется для успешной реализации функций разрешения дела по существу и судебного контроля. Эти полномочия используются судом одновременно с полномочиями по рассмотрению и разрешению дела по существу и полномочиями по осуществлению судебного контроля. Так, например, суд для выполнения функции разрешения дела «создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав» (ч. 3 ст. 15 УПК). Председательствующий в судебном заседании руководит им, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, соблюдение распорядка в судебном заседании; разъясняет участникам судебного разбирательства их права, обязанности и порядок их осуществления (ст. 243 УПК). Он вправе применять меры воздействия на нарушителей порядка в судебном заседании (ст. 258 УПК). Судья осуществляет процессуально-организационные полномочия и при назначении судебного разбирательства, и в других судебных стадиях процесса. Такого рода полномочия закреплены в ряде статей УПК и более подробно они будут рассматриваться в соответствующих главах учебника. Все процессуальные полномочия суда имеют властный характер. Это находит свое выражение в процессуальных актах, принимаемых судом по различным правовым вопросам: приговоре, постановлениях, определениях суда. Наиболее важным и значимым из них является приговор. Не случайно приговор выносится именем Российской Федерации и наделяется особым свойством вступать в законную силу, приобретать свойство исключительности и обязательности для конкретного уголовного дела. Приговор, вступивший в законную силу, по существу завершает рассмотрение и разрешение уголовного дела и исключает повторное рассмотрение данного дела по существу, если не будет отменен в установленном законом порядке (п. 4 ч. 1 ст. 27 УПК). Его обязательность распространяется не только на всех участников производства по данному делу, но и на государственные органы, исполняющие данный приговор, на органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, организации, учреждения и должностных лиц, на всю территорию государства. Злостное неисполнение. приговора, вступившего в законную силу, или воспрепятствование его исполнению лицами, указанными в ст. 315 УК, рассматривается как преступление против правосудия и влечет уголовную ответственность. Наряду с властным статусом и широкими процессуальными полномочиями процессуальное положение суда как субъекта уголовно-процессуальных отношений отличается также высоким уровнем ответственности. Действия и решения суда должны соответствовать требованиям не только Конституции РФ, УПК, но и общепризнанным нормам и принципам международного права, например, устанавливаемым ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и закрепляющим право человека на справедливое судебное разбирательство. Суд обязан неукоснительно соблюдать и выполнять предписания закона. При рассмотрении уголовных дел или иных правовых вопросов, отнесенных к его компетенции, суд должен действовать в законном составе, бьггь независимым и беспристрастным. Дела должны рассматриваться в публичном заседании, за исключением случаев, прямо указанных в законе. Суд должен рассматривать дела в разумные сроки. Суд обязан соблюдать процессуальные предписания во взаимоотношениях с участниками процесса. Решение суда должно бьггь законным, обоснованным и справедливым. При этом суд обязан принимать во внимание право участников уголовного судопроизводства в установленном законом порядке обжаловать его решения в вышестоящую судебную инстанцию, добиваясь защиты нарушенного права и законности, обоснованности и справедливости судебных решений. Выполнение судом процессуальных обязанностей обеспечивает не только законность процесса и процессуальную справедливость судебного разбирательства, но и легитимность самой судебной власти. Понятие и виды подсудности Одной из гарантий судебной защиты прав и свобод человека и гражданина является четко закрепленный законом порядок определения того суда, который уполномочен рассматривать конкретное уголовное дело. Часть 1 ст. 47 Конституции РФ закрепляет, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Подсудность уголовных дел можно определить как совокупность признаков уголовного дела, позволяющих определить конкретный суд, который уполномочен рассмотреть уголовное дело в качестве суда первой инстанции. По уголовным делам, по которым производилось предварительное расследование, подсудность изначально определяется прокурором. После утверждения обвинительного заключения (если предварительное расследование производилось в форме предварительного следствия) или обвинительного акта (если предварительное расследование производилось в форме дознания) уголовное дело направляется в соответствующий суд (ч. 1. ст. 222, п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК). Окончательно подсудность определяется судьей при принятии решения по поступившему уголовному делу. По поступившему уголовному делу судья должен выяснить в отношении каждого из обвиняемых, подсудно ли уголовное дело данному суду. Если оно не подсудно суду, то принимается решение о направлении уголовного дела по подсудности. В случае, если суд, установив, что находящееся в его производстве уголовное дело подсудно другому суду того же уровня, вправе с согласия подсудимого оставить данное уголовное дело в своем производстве, но только в случае, если он уже приступил к его рассмотрению в судебном заседании. Если будет установлено, что уголовное дело подсудно вышестоящему суду или военному суду, то оно при любых обстоятельствах подлежит передаче по подсудности. Выделяют следующие виды подсудности: предметная (родовая), персональная и территориальная. Предметная (родовая) подсудность обусловлена предметом производства по уголовному делу, т.е. она определяется видом (родом) преступления. Данный вид подсудности зависит от квалификации преступного деяния по соответствующей статье УК и позволяет разграничить компетенцию различных звеньев судебной системы. По общему правилу, уголовные дела о всех преступлениях подсудны районному суду. Исключение составляют уголовные дела, подсудные мировому судье и суду уровня субъекта РФ. Мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о ряде преступлений, перечисленных в ч. 1 ст. 31 УПК. Суду уровня субъекта РФ (верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа) подсудны: уголовные дела по ряду преступлений, перечисленных в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК; уголовные дела, переданные в данные суды в соответствии со ст. 34 и 35 УПК (при передаче уголовного дела по подсудности или изменении территориальной подсудности соответственно); уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Персональная подсудность определяется особенностями личности обвиняемого (подсудимого). Данный вид подсудности установлен для военнослужащих (а также приравненных к ним лиц), а также отдельных категорий должностных лиц. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов УПК, подсудны военным судам. В ч. 5-9 ст. 31 У11К определены правила, связанные с подсудностью различным звеньям системы военных судов. В отношении отдельных категорий должностных лиц установлены особые правила определения подсудности, что является гарантией их независимости. В соответствии с ч. 3 ст. 31 УПК (в редакции, действующей с 1 января 2013 г.) уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматриваются верховным судом республики, краевым или областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом. План лекции Источники доказательств Источники доказательств Часть 2 ст. 74 УПК определяет, что в качестве доказательств допускаются: 1) показания подозреваемого, обвиняемого; 2) показания потерпевшего, свидетеля; 3) заключение и показания эксперта; 4) заключение и показания специалиста; 5) вещественные доказательства; 6) протоколы следственных и судебных действий; 7) иные документы. Принимая во внимание то, что ч. 1 ст. 74 УПК под доказательствами понимает сведения, на основе которых устанавливается наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, применительно к ч. 2 ст. 74 УПК правильнее говорить не о доказательствах, а об источниках доказательств. Под показаниями подозреваемого понимаются сведения, сообщенные подозреваемым на допросе, проведенном в ходе досудебного производства в установленном УГ1К порядке. Подозреваемый вправе, а не обязан, в отличие от свидетеля и потерпевшего, дать показания по поводу обстоятельств, послуживших основанием для его задержания, применения в отношении него меры пресечения, возбуждения в отношении него уголовного дела, вынесения письменного уведомления о подозрении в совершении преступления, а также по поводу иных известных ему обстоятельств по делу. Показания обвиняемого — это сведения, сообщенные обвиняемым на допросе, проведенном в ходе досудебного производства по уголовному делу или в суде в установленном УПК порядке. Дача обвиняемым показаний — его право, а не обязанность. Он, как и подозреваемый, не несет уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний. Показания обвиняемого можно разделить на показания, содержащие признание обвиняемым своей вины (полное или частичное), и показания, в которых эта вина отрицается. Отдельно можно выделить оговор (когда обвиняемый заведомо ложно обвиняет других лиц в совершении преступления) и самооговор (когда обвиняемый признает вину в совершении преступления, которое реально он не совершат). Особое значение для оценки показаний обвиняемого имеет установленное в ст. 49 Конституции РФ положение, согласно которому неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Показания потерпевшего — это сведения, сообщенные потерпевшим на допросе, проведенном в ходе досудебного производства по уголовному делу или в суде в установленном законом порядке. Потерпевший может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, в том числе о своих взаимоотношениях с подозреваемым, обвиняемым. Не могут служить доказательством свед Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|