Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обучениеребенкавыражатьсвоимыслилюбымдоступнымемуспособом





Наначальномэтапелогопедическойработыследуетпобуждатьребенкаиспользоватьвходеделовогообщениянетолькословаифразы, ноизвуки, жесты, движенияидействия, тоестьлюбыедоступныеемусредстваобщения.

Приведемпример. Ребенокберетвзрослогозарукуиподводиткполкесигрушками, предлагаятакимобразомпоигратьсопределеннойигрушкой. Взрослыйпросит: «Скемхочешьпоиграть? Покажи!», предлагаяребенкуиспользоватьуказательныйжест. Еслиигрушкинетвполезрения, взрослыйпроситобъяснить, какуюигрушкуимеетввидуребенок: «Какуюигрушкунайти? Скажи!», предлагаяребенкувоспроизвестихарактерныйдляигрушкизвук (например, «А-а-а!» — пениедляукачиваниякуклы, «З-з-з!» — звуктелефонаит.п.), либоназвавееаморфнымсловом («ава» — собака, «киса» — кошка, «ко-ко» — курицаит.п.). Можноиспользоватьдвиженияидействия. Например, ребенокможетпоказать, чтоигрушкавшкафу, изображаядействиеоткрываниядверцышкафа.

 

Однаконеследуетувлекатьсяобучениемребенкаиспользованиюжестов, звуковиаморфныхслов, движенийидействийкакзаменителейполноценногоречевогообщения. Применениеэтихспособоввыражениямыслейвозможнонапервомэтапелогопедическойработы, когдаособенноважнодобитьсявзаимопониманиясребенкомлюбымспособом, научитьребенкадействоватьактивно, старатьсядонестисвоинамерениядодругогочеловека. Вдальнейшемречевоеобщениеусложняется — померенакопленияактивногословаряребенкапобуждаютиспользоватьдоступныеемусловаифразы.

 

Озвучиваниежеланияребенкапосредствомречи

Есливзрослыйугадалжеланиеребенка, томожноозвучитьего. Приэтомнеобходимопобуждатьиобучатьребенкаотвечатьлюбымдоступнымемуспособом, напримержестомсогласия (кивокголовы), либонесогласия. Вслучаеесливзрослыйнеугадал, можнопредложитьдругиеподходящиеварианты, покажеланиеребенканебудетвыясненоиудовлетворено.

Приведемпример. Вигренаразвитиеподражанияречипользовалисьразличныеигрушки — курочка, собака, кошка, корова. Играпроводиласьвовторойраз. Вовремяигрыребенокпросить, озвучиваясвоежеланиеаморфнымсловом: «Ка-ка!». Педагогвспомнил, чтонапрошломзанятиивигреиспользовалауточка, иозвучилжеланиеребенкаследующимобразом: «Тызовешь? Давайвместепозовем: УТ-КА! УТ-КА! Идисюда! Вотпришлаутка, говорит: "Кря-кря!"»

Однакоиспользованиеэтогометодавозможнотольковтомслучае, еслиизконкретнойситуацииилиизпредыдущегоопытаобщениясребенкомможнодогадатьсяоегожелании. Кромеэтого, такойспособпомощицелесообразноиспользоватьлишьнаначальномэтапелогопедическойработы, когдауребенкаещенетдостаточногоречевогоарсенала.

 

Предложение ребенку выбора из нескольких вариантов.

Такойвидпомощипредлагаетсявслучае, когданепонятно, чторебенок

 

хочет. Обычноэтослучаетсявзнакомойситуации, вкоторойранееиспользовалисьразнообразныедействияиихсловесноесопровождение. Часто, предлагаяпоигратьвопределеннуюигру, ребеноклибопоказываетхарактерноедвижение, действие, либопроизноситзвукилиаморфноеслово, сопровождающееигру.

Приведемпример. Вовремязанятияребенокобратилсяквзрослым, произносядлительныйзвук: «Ж-ж-ж!». Такимзвукомвразныхиграхнаразвитиеречевогоподражанияобозначалисьжужжаниемоторамашины, «песенкажука», жужжаниепчелывигре «Пчелка». Взрослыйответилнапредложениеребенкаследующимобразом: «Вочтохочешьпоиграть? Вмашинкуиливпчелку?» Начторебенокответилхарактернымдвижением — круговымидвижениямиуказательногопальца, которыеозначалиполетпчелы. Такимобразом, взаимопониманиебылодостигнуто.

Такойспособпомощитакжеиспользуетсянаначальномэтапеработы. Вдальнейшем, померенакопленияребенкомактивногословаря, отребенкатребуютозвучитьсвоежеланиесловом.

 

Наводящиевопросы

Цельтакихвопросов — уточнитьжеланиеребенка. Наначальномэтапеработыможнопредлагатьвопросы, подразумевающиеответ «да» или «нет» (вэтомслучаеребенокможетограничитьсялишькивкомголовывответ). Вдальнейшемнеобходимостремитьсяктому, чтобыребенокбылвынужденотвечатьнавопроссловамиилифразами.

Наводящиевопросыполезноиспользоватьвходепроведениясюжетногорисования (лепки, аппликации). Сюжетноерисование (лепка, аппликация) — этонепростозанятиепродуктивнымвидомдеятельности, этоособыйигровойметод, входекотороговзрослыйвместесребенкомрисует (лепит, выполняетаппликацию) простыесюжетыизжизниребенка, миралюдейиприроды, изсказок, комментируякаждыйэтаприсования.

Приведемпример. Взрослыйберетбумагу, карандашиипредлагаетмалышунарисоватьморе. «Вотволна. Теперьтынарисуйволну. Утебяволнабудетбольшаяилималенькая? Актовмореживет? Рыбки. Давайрыбкунарисуем. Какогоцветабудетрыбка? Она

большаяилималенькая? Гдебудемрыбкурисовать? Здесь. Покажи, гдедноморя? Тут, внизу. Давайнарисуемнаднекамушки. Какиекамушки? Правильно, круглые, маленькие». Ит.д.

Послекаждоговопросаследуетпаузавречипедагога, втечениекоторойоножидаетответаребенка. Есливначалелогопедическойработыребеноквкачествеответаможетпростопоказатьпальцемнужноеместонакартинкеиливыбратьидатьпедагогукарандашнужногоцвета, товдальнейшемотнеготребуютответоввформесловифраз. Такимобразом, припомощинаводящихвопросовудаетсяорганизоватьдеятельностьребенка — какигровую, такиречевую.

 

Побуждениеребенкаиспользоватьвовремяобщениявсеимеющиесяунегоречевыенавыки

Навыкииспользованияактивнойречивходеобщения, которыепостепеннопоявляютсяинакапливаютсяуребенка, необходимоиспользоватьвовсехвозможныхситуациях. Этомогутбытьзнакомыеситуации — вэтомслучаевзрослый (педагогилиродители) догадывается, чегохочетребенок, нонепоказываетвида, чтопонялегожелание, анапротив, побуждаетвыразитьсвоежеланиесловамиилифразами. Постепенноиспользованиеречевыхнавыковстановитсявозможнымвновых, незнакомых, ситуациях, сновымилюдьми — вэтомслучаеблизкийвзрослый (родителии. педагог) выступаетвкачествепомощника, побуждаяребенкаиспользоватьсвоиречевыевозможностивновойситуации.

Всеописанныевидыпомощииспользуютсягибко, взависимостиотконкретнойситуации. Обычноребеноксблагодарностьюпринимаетпомощьсостороныпедагога. Приэтомвариантыистепеньпомощисовременемменяются — каждыйвариантможноупрощатьилиусложнять, учитываяречевыевозможностиребенка. Вначалевзрослыйоказываетпрямуюпомощь — озвучиваетжеланиеребенка, предлагаетвыборизвозможныхвариантов. Помереразвитияуребенканавыковобщенияпомощьстановитсянетакойявной, опосредованной, — взрослыйзадаетребенкунаводящиевопросы, побуждаетегоиспользоватьимеющийсяунегоарсеналаспособовобщения: жесты, слова, действия («Покажи!», «Скажи!)

Важнонезабыватьоглавнойцели: диалогмеждуребенкомивзрослымдолжензавершитьсяположительнымрезультатом.

 

Развиватьделовоеиречевоеобщениеребенкасвзрослыммож-н0вразныхситуациях:

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.