|
Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др.Такиеигры развивают навыки действий с различными инструментами. Обучениеиспользованиюложкиивилки, позженожа, происходитвовремяеды— ребенокучитсядержатьложку (вилку, нож), естьсихпомощью. Кромеэтого, виграхскуклойможноиспользоватьпластмассовыеприборы. Чтобынаучитьребенкаиспользоватьразнообразныеинструменты, советуемприобрестиихигрушечныеаналоги — пластмассовыелопатки, совкииграбли, ихможноиспользоватьнадетскойплощадкевовремяигрывпесочнице; припомощиигрушечнойудочкиилисачкаможноловитьрыбоквтазикесводой; чтобынаучитьмалышапродеватьиголкусниткойвотверстие, надоприобрестисоответствующуюигрушку (игладлиной 6-8 см, сбольшимотверстием, вкотороевставляетсятолстаянитка илишнурок, атакжепластмассоваярешетчатаярамка, котораяиспользуетсявместоткани); можнопоигратьвремонт, используянаборыпластмассовыхинструментов — молоток, отвертка, гаечныйключ, плоскогубцыидр. Внаборахдетскихаптечекестьболееспецифическиеинструменты — градусник, стетоскоп, шпатель, шприцидр.
Пересыпатьсыпучиематериалы Втакихиграхмы учим ребенка использовать различные инструменты. Припомощиложки, совка, воронкиучимпересыпатьсыпучиевещества (крупы, горох, чечевицу, песок) изоднойемкостивдругую. Можноиспользоватькоробки, стаканы, сосудысузкимгорлышком (вэтомслучаеиспользуетсяворонка). Такжеможнопредложитьребенкупересыпатькрупуилипесокруками, зарывать («прятать») рукивпесокиликрупу, «грабить» песокпальцамикакграблями. Получаемыевпроцессетакихзанятийтактильныеощущениятакжеположительновлияютнаразвитиерук.
Опускатьмелкиепредметывсосудсузкимгорлышком Втакихиграх мы развиваем умение хватать щепотью или двумя пальцами (большим и указательным). Подберитесосудсузкимгорлышком (можноиспользоватьнебольшуюпластиковуюбутылку) и мелкиепредметы — этомогутбытькамешки, фасоль, шарикиилибусинки, детали мозаики. Предложитемалышуопускатьихвбутылочку. Следите, чтобыребенокбралпооднойдетали, обратитееговниманиенато, чтобутылочкунужноподдерживатьвторойрукойПоокончанииработызакройтебутылкукрышкойипогремитесодержимым. Можноиспользоватькопилку, вкоторуюмалышбудетопускатькартонныеилиметаллическиеденежки. Незабывайте, чтоигрысмелкимипредметамиследуетпроводитьподконтролемвзрослого.
Использоватьразнообразныеконструкторы Развитие силы рук, соотносящих движений рук, тонких движений пальцев. Занятиясконструкторамиоченьблаготворновлияютнаразвитиерукребенка. Желательноприобрестидлямалышанесколькоразныхвидовконструкторов (чтобыпринципсоединениядеталейбылразличным). Приэтомпомните, чтосложнееработатьсмелкимидеталями.
Собиратьпаззлы Развитие соотносящих движений рук, тонких движений пальцев. Втакихиграхнеобходимоплотносоединятьдеталидругсдругом, чтотребуетопределенногоуровняразвитияловкостирук, тонкихдвиженийпальцев. Паззлыбываютразногоразмераивыполненыизразногоматериала — поролона, дерева, картона; легчеработатьсдеревяннымиипоролоновымидеталямикрупногоразмера. Надоподбиратьсюжеткартинки, количестводеталейиихразмервсоответствиисвозрастомребенка. Изготавливать поделки из различных материалов развитие разнообразных движений рук и пальцев. Используютсяпластичныематериалы (пластилин, глина), природныематериалы, бумага, различныеинструменты (ножницы) ипроч. Помиморазвитиядвиженийрукизготовлениеподелокразвиваетмышлениеивоображениеребенка.
Наматыватьнаклубок (накатушку) толстуюниткуилишнур Развитие движений кистей и пальцев рук. Можнопредложитьразматыватьнитку, азатемнаматывать — сначаланатолстуюпалкуиликатушку, затемсматыватьниткувклубок. Надеватьнакистирукипальцыпредметыисниматьих Развитие соотносящих движений. Втакихиграхможноиспользоватьразныеподходящиепредметы — пластмассовыебраслетыибраслетыизбусиннарезинкахдлянадеванияназапястья, бигудиидетскиепластмассовыеколечкидлянадеваниянапальцы. Начинатьигрылучшесобучениямалышаумениюсниматьнаде- тыепредметы. Затемучимнадеватьбраслетыназапястьяикольцанакаждыйпалец руки.
Использоватьмозаику Развитие соотносящих движеений, хватание мелких предметов двумя пальцами (большим и указательным). Используйтеразнообразныевидымозаик — сшестиграннымипластинками, круглыеквадратные. Поначалулучшеиспользоватьмозаикисвыпуклымидеталями, затемплоские. Такжеможноподобратьнаборы, различающиесяпоразмерудеталей. Предлагайтемалышувставлятьдеталимозаикисначалавлюбоеотверстие («кудапопадет»), затемпокажите, какможновыложитьизмозаикидорожкиистолбики. Болеесложнымзаданиемстанетвыполнениеизображений — цветы, травка, солнышко, зверушкиидр.
Нанизыватьбусинынашнурок Развитие соотносящих движений, использование инструментов (иголка). Подберитедляработыкрупныебусинысбольшимиотверстиямиишнурок, научитемалышананизыватьбусинынашнурок. Учитебратьбусиныдвумяпальцамиилищепотью (взависимостиотразмера), другойрукойдержатьшнурокипродеватьеговотверстиебусины. Надругомконцешнураможносделатьбантилиузел, чтобыбусинынескатывались. Вслучаезатрудненияможноиспользоватьпластмассовуюилидеревяннуюиголку (илипалочкусотверстием). Помимобусинможноиспользоватьшарики, крупныепуговицы, авместошнура — толстуюниткуиливеревочку (сиголкой), проволоку. Внастоящеевремявпродажеестьразнообразныеигрушки, восновудействийскоторымиположенпринципнанизывания.
Шнуровать Развитие тонких движений пальцев рук. Шнуровка — этопродергиваниешнурка, проволокиилитолстойнитивотверстия. Основадляшнуровкиможетбытьвыполненаизразныхматериалов — ткани, поролона, картона, фанеры, вкоторыхсделаныотверстия-дырочки (легчепользоватьсятвердойосновой). Кромеэтого, основа
Дляшнуровкиможетбытьнеплоской, аобъемной (обычнотакиеигрушкивыполненыиздерева): большиепуговицы (размеромоколо 10 см); яблокисдырочками, вкоторые «проползаетчервячок»; ботинок, которыйнадозашнуровать; кусоксырасдыркамиидр. Внастоящеевремяимеетсябольшойвыборигр-шнуровок. могутбытькакочень простыми, бессюжетными, такисложнымитребующимивыполнениядействийвопределенномпорядке, содержащимибольшоеколичестводеталей, которыепришнуровываютсякоснове (яблокиилистикинаспинеежика, деталиодеждыпупсикаидр.). Приэтомнеобходимосопоставлятьколичестводырочекиихвзаимноерасположениенадеталиинаоснове. Подбиратьигрушку-шнуровкунадовзависимостиотвозрастаребенкаиуровняегоразвития — игрушкадолжнаразвивать, нонебытьслишкомсложной.
Завязыватьиразвязыватьузелки, бантики, косички Развитие тонких движений пальцев рук. Втакихиграхиспользуютсятолстыеверевки, шнуры, ленточки, пучкиниток. Сначалалучшепредложитьребенкуболеепростыедействия — развязатьбанты, расплестикосуизшнуров, распутатьнетугозатянутыеузлы (используйтешелковуюверевку: узлынанейлегчеразвязываются). Навыкижезавязыванияузлов, бантов, плетениякосит.п. требуютспециальногообученияидлительнойтренировки, онистановятсядоступныдетямвдошкольномвозрасте.
Расстегиватьизастегиватьлипучки, пуговицыикнопки, крючки, молнии Развитие тонких движений пальцев рук, дифференцирование движений пальцев рук. Перечисленныенавыкиоченьполезныразвитиянавыковсамообслуживания. Советуемначинатьс расстегиванияпуговиц, кнопок, молнийикрючков. Липучкилегкивиспользовании, гораздосложнееотрабатываетсянавыкзастегиванияпуговиц, кнопокимолний. Такуюработуможнопроводитькаквситуацияхобучениясамообслуживанию, когдамалышаучатраздеватьсяиодеваться, такивигре, используяспециальныедидактическиеигрушки. Такиеигрушкиможнокупить (куклы, вдеталяходеждыкоторыхиспользуютсяразныевидызастежек) илиизготовитьсвоимисилами (например, зайчик, укотороголапкипристегиваютсяприпомощипуговициликнопок).
Отстегиватьипристегиватьприщепки Развитие силы рук, соотносящих движений, дифференцирование движений пальцев. Прикрепитеприщепкинакрайигрушечноговедеркаипредложитемалышуснятьприщепкиисложитьихвведерко. Покажите, какследуетнажиматьнаконцыприщепкиодновременнодвумяпальцами. Такжеможноизготовитьпростыеигрушкидлязанятийсприщепками: еслиприкрепитьприщепкикжелтомукартонномукругу, тополучитсясолнышкослучами, аеслиизготовитьсилуэтежа, топрищепкистанутиголкамиунего наспине. Помните, чтонаучитьсяотстегиватьприщепкилегчечемпристегивать. Можноорганизоватьигрувстиркуиприпомощиприщепокприкрепитькнатянутойверевкекукольнуюодежду
Игратьнадетскомпианино Развитие тонких дифференцированных движений пальцев. Покажитеребенку, какнажиматьнаклавишипианиносначалаоднимпальцем, затемдвумяпальцамиит.д.
Разматыватьинаматыватьнарукушнурок Развитие движений кистей и пальцев рук. Намотайтенарукумалышаленту (2-3 смтолщиной) илишнурок, азатемпредложитеемураспутать. Можнообмотатьпальчикинаоднойрукемного-многораз. Затемпредложитемалышупроделатьтожесамоесвашейрукой.
Запускатьпальцамиволчки Использованиетакихигрушек развивает тонкие движения пальцев. Вначалелучшенаучитьребенказапускатьюлу, азатемпредложить вращатьволчки. Лучшеиспользоватьволчкикрупныхразмеров. Незабывайте, чтоволчокхорошокрутитсянаровной, гладкойповерхности. Можнозапускатькольцапирамидкиилишарики, заставляяихвращаться.
Открыватьизакрывать, раскручиватьизакручиватькрышкикоробок, банок, бутылок Втакихиграх развиваются соотносящие действия рук. Необходимоподобратьразнообразныекоробки, банкиибутылкискрышками, спичечныекоробки. Желательно, чтобыпринципзакрываниякрышекбылразным. Сначаламожнопредложитьребенкуоткрыватькоробкиибутылки, затемзакрывать (чтосложнее). Чтобымалышубылоинтереснееиграть, можнопрятатьвнутрьинтересныепредметы.
Заводитьключикомигрушки Использованиетакихигрушек развивает тонкие движения пальцев рук. Поворачиваяключпочасовойстрелке, ребенокучитсяработатьбольшимиуказательнымпальцами. Вэтойигреиспользуютсяразнообразныемеханическиезаводныеигрушки — курочка, собачка, часы, машинкиидр.
Показыватьтеатрнапальчиках Развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук. ДляигрывтеатрнапальчикахнеобходимоприобреститряпичныеИлидеревянныефигурки, которыенадеваютсянапальцы. Припо- мощиэтихфигурокможноразыгрыватьнебольшиесюжеты. Приигреспальчиковымикукламидетипоочереднодвигаютразнымипальцами — когдатотилидругойперсонажговорит, двигаетсяиликланяется. Такиеигрушкиможноизготовитьизбумаги, илинарисоватьнаподушечкахпальцевзабавныерожицы. Можноиспользоватьстарыеперчатки: еслипришитьглаза-бусиныиниточки-волосы, тополучаютсясказочныеперсонажи.
Выкладыватьфигурыизпалочек Развитие тонких дифференцированных движений пальцев, развитие соотносящих движений рук. Предложитеребенкувыложитьизсчетныхпалочекилиспичекпростыефигурки — квадрат, прямоугольник, треугольник, домик, грибок, елочку, лесенкуидр. Заданияиинструкциикниммогутбытьразнымипосложности: поэтапныйпоказкаждогодействия, выполнениефигурыпоготовомуобразцу, выполнениепопамяти. Кромепалочек, можновыкладыватьфигурыизшнурковилицепочки. Такжеможнопредложитьдлявыполненияпростуюаппликациюизплоскихдеревянных (можноиспользоватьдеталиизсчетногонабора) иликартонныхфигурок.
Игры Прячемручки Цель: эмоциональнаяподготовкадетейкразнообразнымиграм, развивающиммоторикурук; развитиеподражания.
Оборудование:платки, коробки, варежкииперчатки, песок (напрогулке). Ход игры: Педагогпоказывает — детиповторяютдвижения. Давайте-ка спрячем наши ручки — вот так! (прячемрукизаспину, еслииграпроводитсястоя) —Где же наши ручки? А вот они, ручки! (показываемруки) — Снова ручки спрятались... (наэтотразможноспрятатьрукиподстол, еслииграпроводитсясидязастолом) — Где же наши ручки? А вот они! (показываемруки) Действияможноповторитьнесколькораз. Такимжеобразомможнопрятатьрукиподплаток, вкоробку (коробкалежитнабоку, отверстиемкребенку), зарытьвпесокнапрогулке. Болеесложныйвариантигры — натянутьнарукиварежкиилиперчатки.
Котёнок Цель: укреплениемышцпальцевикистейрук; развитиеподражания. Оборудование: пищащиерезиновыеигрушки-котята (поколичествудетей). Ход игры: Раздайтемалышамигрушкиипредложитепоиграть — сжиматьигрушкивкулаке. Вовремяигрыпедагогпроизноситсловастихотворения: Ты, котёнок, не пищи, Лучше маму поищи. Игруможноповторятьнесколькораз. Можноорганизовыватьподобныеигрыссамымиразнообразнымиигрушками-пищалками. Сдуй игрушку! Цель: укреплениемышцпальцевикистейрук. Оборудование: надувныеигрушкинебольшихразмеровпоколичествудетей. Ход игры: Раздайтемалышамнадутыеигрушкиипредложитепоигратьсними. Послетого, какдетинаиграются, предложитесдутьигрушки (выдавитьизнихвоздух) — откройтеклапанипокажитекакнадосжиматьигрушкувруках. Можноположитьигрушкунастолилинаполинадавливатьнанееладонями, прикладываяусилия. — Сейчас наши игрушки полненькие, с толстенькими животиками. Игрушки долго-долго играли — устали и стали худенькие... Вот такие! Можнопродолжитьигру, предложивмалышамснованадутьигрушки (цель — развитиедыхания).
Спрячь в ладошку! Цель: развитиехватаниякистью; развитиесоотносящихдействийрук; практическоеусвоениепонятияовеличинепредмета. Оборудование: разнообразныемаленькиешарикиидругиеигрушкимелких (которыепомещаютсяводнойладони) исредних (которыепомещаютсявдвухладонях) размеров. Ход игры: Покажите, какможноспрятатьшарик, зажавеговладони. Затемраздайтемалышамтакиежешарикиипредложитеспрятатьих. — Вот шарик. А теперь где шарик? Нет шарика! Используяэтотпринцип, можноорганизоватьигру, вкоторойпредлагаетсяугадать, вкакойиздвухрукпрячетсяшарик.
Теперьпредложитедетямспрятатьпредметсреднегоразмера, которыйнепомещаетсяводнойруке. Сначаладайтедетямвозможностьсамимпопытатьсяспрятатьпредметывруке. Еслинеполучится, покажите, какпрятатьпредмет, зажавегообеимиладонями. _ лиса идет — спрячьте скорее зайчика! Не помещается зайчик владошке? Большой зайчик. Накроем его другой ладошкой — теперь не видно зайчика.
Что внутри? Цель: развитиесоотносящихдействийрук. Оборудование: разнообразныекоробкиинепрозрачныебанкинебольшогоразмераскрышками. Ход игры: Раздайтемалышамкоробки (илибанки, бутылочки), закрытыекрышками (предварительноспрячьтевнихкакие-либоинтересныепредметынебольшогоразмераиликонфеты). Предложитемалышамоткрытькоробочки. — Смотрите, какие красивые коробочки. Интересно, что там внутри? (погремитекоробкой) Давайте откроем и посмотрим!
Погремушка Цель: развитиеуменияхвататьщепотьюилидвумяпальцами (большимиуказательным); развитиесоотносящихдвиженийрук. Оборудование: сосудысузкимгорлышком (можноиспользоватьнебольшиепластиковыебутылки) икрышкикним; мелкиепредметы — этомогутбытькамушки, фасоль, илибусины, деталимозаики. Ход игры: Покажитемалышаммаленькуюпластиковуюбутылку, внутрикоторойнаходитсянебольшоеколичествобусин. Погремитебутылкой. ~~ Посмотрите, какая у меня погремушка. Вот как громко гремит! Давайте сделаем много погремушек. Сначалараздайтемалышамприготовленныесосудыипредложи- теоткрытькрышки. Затемраздайтемелкиедеталиипокажитекакследуетопускать предметывузкоегорлышко, захватываяихпоодномущепотьюилидвумяпальцами. Послетого, какдетиопустятпредметывнутрьсвоихсосудов, предложитезакрытьихкрышкамиипогреметь. Советуемсначалапредлагатьдетямдляизготовленияпогремушкинемногопредметов, чтобыдетинеусталивовремяигрыинепотерялиинтересакдеятельности. Количествопредлагаемыхпредметовможнопостепенноувеличивать.
Непослушныешарики Цель: развитиеловкостидвиженийпальцевикистейрук. Оборудование: небольшиешарики, бусины, крупа (горох, пшеноидр.), круглыекамешки. Ход игры: Раздайтемалышамнебольшиешарикиипредложитепокататьихладоньюпостолу (шарикнастоле, выпрямленнаяладоньнакрываетшариксверху). Возможныдвижениявперед-назад, встороны, круговыедвижения. Старайтесь, чтобывовремяигрышарикиневыкатывалисьиз-подладоней. — Вот вам маленькие шарики. Давайте поиграем с шариками — покатаем их по столу. Только шарики непослушные — хотят убежать. Не отпускайте их! Послетого, какдетинаучатсякататьшарикиладонями, можнопредложитькататькаждымпальцемпоочереднобусины, крупинки.
Катись, карандаш! цель: массажладоней. Оборудование:карандашисребристымикраями. Ход игры: Раздайтемалышамкарандашиипредложитепокататькарандашимеждуладошками. Покажите, какпрокатыватькарандаш, двигаяпрямымиладонямипоочередновперед-назад. Еслиумалышейнеполучаетсяикарандашвыпадаетизрук, можносначаланаучитьсякататькарандашпостолуоднойрукой, потомдругой.
Весёлыйшнурок Цель: развитиедвиженийкистейипальцеврук. Оборудование: шнуркиилиленточки. Ход игры: Намотайтенарукуребенкашнурок, обматываякаждыйпальчиквнесколькорядов. Вовремяигрыприговаривайтестишок: Вверх шнурок, вниз шнурок, И еще, еще разок! Вот какой у нас узорчик! Вот какой у нас заборчик! Затемпредложитемалышуразмотатьшнурокиснятьегосруки.
Принцессы Цель: развитиесоотносящихдействийрук; развитиехватания. Оборудование: разнообразныедетскиеколечкиибраслеты (пластмассовыекольцаилибраслетыизбусиннарезинках). Ход игры: Предложитемальчикамнадетьдевочкамназапястьябраслеты, ана пальцыколечки. — Теперь наши девочки как настоящие принцессы. Какие у них кра сивые украшения — кольца и браслеты! Затемпредложитедевочкамснятьссебяукрашения.
Забинтуй ранку! Цель: развитиедвиженийкистейипальцеврук; развитиесоотносящихдействийрук. Оборудование: тонкиебинтыилиленточкитолщиной 2-3 см; игрушечныймишкаиликукла. Ход игры: Начнитезанятиесигры. — Наш мишка заболел, он поранил лапку. Бедный мишка! Давайте полечим мишку — перевяжем ранку бинтом. Покажите, какможнообмотатьлапубинтомнесколькораз. — Вот теперь лапка не болит! Такимжеобразомможнопоигратьскуклой. Аможнопопроситьребенказабинтоватьранкунапальцевзрослогоилидругогоребенка (дляэффектностинарисуйтенапальцеранку, используяфломастеркрасногоцвета). Пальчиковые игры* Лапки-царапки цель: развитиетонкоймоторикипальцев, развитиедвиженийкистейрук; развитиеподражаниядвижениямрук; развитиепониманияречи. Ход игры: Предложитемалышампоигратьзастоломилинаполу. Давайте поиграем в кошечек. Кошечка Мурка, Серенькая шкурка, Мягкие лапки, А в лапках — иап-царапки. — Лапки у кошечек мягкие... Кладемрукинастол, сжимаемвкулак. —... ав лапках острые коготки. Давайте покажем коготки! Выпрямляемнапряженныеполусогнутыепальцы, вшуткуцарапаемся. Игруможноповторитьнесколькораз.
Серенькийзайка Цель: развитиетонкоймоторикипальцев; развитиеподражаниядвижениямрук; развитиепониманияречи. Ход игры: Предложитемалышампоигратьзастоломилинаполу. — Давайте поиграем в зайчиков. Зайка серенький сидит, И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит!
Приведенныенижеигрыпростывисполнении, доставляютудовольствиеивзрослым, идетям. Частьигрокажутсяизвестнымииздругихкниг, некоторыеигрыпереработаныиизмененыавтором, естьиоригинальныеавторскиеигры.
Делаем «зайку» — прижимаеммизинец, безымянныйибольщ0лпальцыкладони, а среднийиуказательныйвыпрямляем. Вовремячтениястихотворенияшевелимпальчиками-ушкамивтакт. Можнопоказыватьзайчиковсразунаобеихруках. Игруможноповторитьнесколькораз.
Молоточки Цель: развитиедвиженийкистейрук; развитиеподражаниядвижениямруквзрослого; развитиепониманияречи. Ход игры: Предложитемалышампоигратьзастоломилинаполу. — Давайте построим домик для друзей Педагогпоказывает, детиповторяют: сжимаемпальцывкулакиибьемкулачкомпостолу (полу, стене) илиоднимкулачкомподругомупоочередно. Вовремяпоказапедагогритмичнопроизноситсловастихотворения. Целый день тук да тук, Раздается громкий стук. Молоточки стучат — Строим домик для зверят.
Уточка Цель: развитиетонкоймоторикипальцев; подражаниедвижениямрук; развитиепониманияречи. Ход игры: Предложитемалышампоигратьзастоломилинаполу. — Давайте поиграем в уточек. Идёт утка по дорожке: (поднятьсогнутыевлоктяхруки, прямыепальцысобранывщепоть) «Кря-кря-кря, кря-кря-кря!» (открываемизакрываем «клювик» — раздвигаемисдвигаемпальцы, приэтомбольшойпалецпротивопоставленостальным) На ней красные сапожки: (прямыепальцысобранывщепоть)
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!» (открываемизакрываем «клювик») утка по воде плывёт,ловко лапками гребёт! (поочередныевзмахипрямымикистямируквперед-назад) Игруможноповторитьнесколькораз.
Ёжик Цель: развитиетонкоймоторикипальцевикистейрук; подражаниедвижениямрук; развитиепониманияречи. Ход игры: Предложитемалышампоигратьзастоломилинаполу. —Давайте поиграем в ёжиков. Передначаломчтениястихотворенияизображаемёжика: пальцысобраны «взамок» ивыпрямлены. Ёжик маленький замерз,И в клубок свернулся. (прижимаемпальцы — убираем «иголки») Солнце ёжика согрело — Ёжик развернулся! (выпрямляемпальцы — показываем «колючки») Игруможноповторитьнесколькораз.
Птички Цель: развитиедвиженийкистейрук, развитиетонкоймоторикипальцев; развитиеподражаниядвижениямрук; развитиепониманияречи. Ход игры: Предложитемалышампоигратьзастоломилинаполу. — Вот птички летают, машут крылышками. (скрещиваемрукинауровнезапястий, симметричноподнимаемиопускаемкисти) — Приземлились птички, крылышки сложили. (соединяемладонивместе) — Покормим птичек — насыплем им зернышек! (складываемпальцыоднойрукивщепотьилегкошевелимими) — Вот как птички зернышки клюют! (тихонькобарабанимпостолусогнутымуказательнымпальцемилинесколькимипальцами, сложеннымищепотью) — Наелись птички, поднялись и улетели. (скрещиваемрукинауровнезапястий, симметричноподнимаемиопускаемкисти) Игруможноповторитьнесколькораз.
Человечек Цель: развитиетонкоймоторикипальцев, развитиедвиженийкистейрук; развитиеподражаниядвижениямрук; развитиепониманияречи. Ход игры: Предложитемалышампоигратьзастоломилинаполу. — Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. «Ставим» ладошкууказательнымисреднимпальцаминастолилинапол. — Человечек пошел погулять. Педагогпоказывает, как «идут» пальцы, затемпроситдетейповторитьдвижения. Сделайте таких же человечков. Во времяпоказапедагогритмичнопроизноситсловастихотворения. mon-mon — топают ножки. Человечек идет по дорожке. Игруможноповторятьнесколькораз.
Мытопали Цель: развитиеритмичныхдвиженийкистейрук; развитиеподражаниядвижениямруквзрослого; развитиепониманияречи. Ход игры: Предложитемалышамновуюигру. Исходноеположение — сидянаколеняхнаполуилинастульчикахзастолом. — Положите ладошки на стол (на колени). Сейчас наши ладошки станут ножками. Пойдемте гулять! Мы топали, мы топали, До тополя дотопали, До тополя дотопали, Аж ножки все оттопали! Ритмично «топаем» — хлопаемпоочередноправойилевойладонямипостолу (илипоколенкам). Можнопродолжить «прогулку», ускоряятемп. Вовторойитретийразстишокчитаетсявускоренномтемпе (натретийразтопаемоченьбыстро, почтибегом).
Ножки Цель: развитиетонкоймоторикипальцев, развитиедвиженийкистейрук; развитиеподражаниядвижениямрук; развитиепониманияречи. Ход игры: Предложитемалышампоигратьзастоломилинаковре. — Мы идем гулять. «Ставим» ладошкунастолипоказываем, какуказательныйисред- нийпальцы «идут». Вовремяпоказапедагогритмичнопроизноситсловастихотворения. По ровненькой дорожке Шагают наши ножки. Топ-топ-топ. Затемпоочередноподнимаемвверхиопускаемнастолпальцы-ножки — «прыгаем». По камушкам, по камушкам Прыг-скок, прыг-скок! Игруможноповторитьнесколькораз.
Пальчикииграют Цель: развитиетонкоймоторикипальцев, развитиедвиженийкистейрук; развитиеподражаниядвижениямрук. Ход игры: Посадитедетейвкружокзастоломилинаковреипредложитепоигратьспальчиками. — Ну-ка поднимите ваши ручки, покажите, какие у вас пальчики! (поднимаемрукивверх, растопыриваемпальцы) — Пальчики проснулись и потягиваются. (рукивверх, шевелимтолькопальчиками) — Пальчики здороваются, желают друг другу доброго утра. (сначалаздороваютсяпальцынаправойруке — кончикбольшогопальцасоприкасаетсяскончикомуказательногопальца, затемсостальнымипальцамипоочереди; затемздороваютсяпальцыналевойруке) — Пальчики целуются. (кистиобеихруксоединяютсявосновании, поочереднодотрагиваемсяпалецкпальцу — большойкбольшому, указательныйкуказательномуит.д., можноприкасатьсяпо 2-3 раза) — Пальчики делятся на пары. (одновременносоединитьпалецкпальцуобеихрук) — Пальчики катаются на каруселях. (рукиподняты, круговыедвижениявлево-вправорасслабленнымикистямирук) Пальчики шепчутся. (собратьпальцывщепотку, затемразбросатьвстороны) Пальчики обнимаются. (скрещиваемпальцыобеихрук) —Пальчики танцуют. (соединитьвместепрямыеладониобеихрук — палецкпальцу, поочереднотосводить, торастопыривать, товновьсводитьпальцы) —Раз, два, три, четыре, пять — пальчики учатся считать! (поднимаемвверхправуюруку, показываемтолькоодинуказательныйпалец, затемдва — указательныйисредний, ит.д.; тожесамоеповторяемлевойрукой) — Пальчики загорают — лежат на солнышке. Вот один пальчик встал, вот другой. (кладемладонисрастопыреннымипальцаминастол, затемпоочередноприподнимаемпоодномупальцу) Можноиспользоватьигруспальцамивкачестверазминкивовремязанятий.
Крепкиекулачки Цель: развитиесилыкистейрук. Ход игры: Предложитемалышампоигратьвигру «Ктосильнее?» или «Крепкиекулачки». — Давайте посоревнуемся, у кого кулачки сильнее! Сожмите руку в кулак — крепко-крепко. Молодцы. Сейчас я проверю, сильные у вас кулаки или нет, — попробую разогнуть пальчики. Педагогподходитпоочередноккаждомуиздетейипробуетразогнутьпальцы, собранныевкулак. Вигреможноиспользоватьсначалаоднуруку, затемдругую, илисжиматькулакинаобеихрукаходновременно. Послеэтогопедагогпротягиваетвпередсвоируки, зажатыевкулак, ипредлагаетдетямпопробоватьразогнутьпальцы. А теперь вы посмотрите, сильные, крепкие у меня кулаки, или нет! Детимогутвсевместеразгибатьпальцывзрослого. Желательно, Чтобымалышипочувствовалисвоюсилу, поэтомуследуетгибко регулироватьсилусжатияпальцев: взрослыйнедолженбытьвсегдасильнеедетей. ЗамечаниеотноситсяикпервойчастиигрЬ1 когдамалышисжимаютрукивкулаки. Впоследующем, когдадетиосвоятигру, возможносоревнованиенасилуруквпарах. Приэтомстарайтесьподбиратьвпарыдетейпримерноравныхпосиле, атакжеследитезапорядком, чтобыигранеперерославдраку.
Барабанчики Цель: развитиесилымышцкистейрук, быстротыдвиженияпальцев. Ход игры: Сядьтесмалышамизастолипредложитепоигратьвигру «Барабанчики». Положитерукинастол, покажите, какможнобарабанитьуказательнымипальцамииливсемипальцамиобеихрукпостолу. — Вот палочки-пальчики — гремят барабанчики! Пустьмалышиповторятдвижения. Можноустроитьсоревнованиянасамыйгромкийибыстрыйбарабанчик. Впоследующемможнопредлагатьдетямбарабанитьвразномритме, медленноилибыстро, громкоилитихо.
Моторчик Цель: развитиесогласованныхдвиженийпальцевобеихрук; развитиеподражаниядвижениямрук; развитиепониманияречи. Ход игры: Начнитезанятиесигрывмашины. — Давайте поиграем в машинки. Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машина. Надо завести моторчики. Покажитемалышам, какможнозавестимоторы: всепальцыладоней, кромебольших, сплетаемвместе, свободныебольшиепальцывращаемдругвокругдруга. «Моторчики» могутработатьбыстроимедленно. Игруможноповторитьнесколькораз.
Разминка Цель: развитиедвиженийкистейрук; развитиеподражаниядвижениямруквзрослого; развитиепониманияречи. Ход игры: Плавноподнимаемрукипередсобойивстряхиваемкистями. Малышиповторяютдвижениявзрослоговтактстихотворению. Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем. Такуюигру-разминкуможнопроводитьвовремязанятий.
Моясемья Цель: развитиетонкоймоторикипальцев, развитиедвиженийкистейрук; развитиеподражаниядвижениямрук; развитиепониманияречи. Ход игры: Сначалавзрослыйзагибаетпальцынарукеуребенка. Послетого, какребенокзапомнитдвижения, можнопроводитьигрувгруппе: малышисамостоятельноповторяютдвижениявтактстихотворению — загибаютпальчикинаруке, начинаясбольшого. Загибатьпальцыможноприпомощивторойруки. Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик —я, Вот и вся моя семья! Такую игруможнопроводитьсначаласоднойрукой, затемсдругой
Вышлипальчикигулять Цель: развитиедифференцированныхдвиженийпальцев, развитиедвиженийкистейрук; развитиеподражаниядвижениямруквзрослого; развитиепониманияречи. Ход игры: Малышиповторяютдвижениявзрослоговтактстихотворению — загибаютиразгибаютпальцы. Вначалеигрыпальцысжатывкулак. Раз, два, три, четыре, пять — (поочередноеразгибаниепальцевизкулаков, начинаясбольшого) Вышли пальчики гулять. (пошевелитьпальцами) Раз, два, три, четыре, пять — (поочередноесгибаниепальцеввкулаки, начинаясмизинца) В домик спрятались опять. Игруможноповторитьсдругойрукой.
Пальчикивлесу Цель: развитиетонкоймоторикипальцев, развитиедвиженийкистейрук; развитиеподражаниядвижениямрук; развитиепониманияречи. Ход игры: Сначалавзрослыйзагибаетпальцыкаждогоребенка, затемребенокдействуетсамостоятельно, помогаясебевторойрукой. Послетого, какмалышинаучатсяповторятьдвижениявзрослогосамостоятельно, становитсявозможнымпроводитьтакуюигрувгруппе. Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять: (возьмителадоньребенкаилипредложитедетямрастопырить пальчикиипошевелитьими) Этот пальчик гриб нашел, (загибаеммизинец) Этот пальчик чистить стал, [загибаембезымянныйпалец) Этот резал, этот ел, (загибаемсреднийиуказательныйпальцы) Ну а этот — лишь глядел. (загибаембольшойпалец, щекочемладошкуребенка) Повторяемсдругойрукой.
Спокойного сна! Цель: развитиетонкоймоторикипальцев, развитиедвиженийкистейрук; развитиеподражаниядвижениямрук; развитиепониманияречи. Ход игры: Послезаучиванияходаигрыможнопроводитьзанятиявгруппе. Малышимогутповторятьдвижениявзрослогосамостоятельнопопоказуилипопамяти. Этот пальчик хочет спать, (загибаеммизинец) Этот пальчик лег в кровать, (загибаембезымянныйпалец) Этот рядом прикорнул, (загибаемсреднийпалец) Этот пальчик уж заснул, (загибаемуказательныйпалец) А другой давненько спит... (загибаембольшойпалец) Кто у нас еще шумит? («грозим» пальчикомдругойруки) Тише, тише, не шумите, Пальчики не разбудите! Такуюигруможнопроводитьпередсном.
Улитка Цель: развитиедифференцированныхдвиженийпальцев, развитиедвиженийкистейрук; развитиеподражаниядвижениямрук, развитиепониманияречи. Ход игры: Предложитемалышампоигратьзастоломилинаковре.Педагогпоказываетнастолиликовер. — Это полянка. Тут растет зеленая травка и разные цветы А вот и улитка по травке ползет, медленно-медленно. Положитекулакнастолилинаполимедленнопередвигайтееговперед, предложитедетямповторитьдвижениезавами. — Давайте позовем улитку: может, она выглянет из своего домика. Улитка, улитка, высуни рожки! Дам тебе я хлебушка крошки! Или: Улитка, улитка, высуни рога! Дам тебе, улитка, кусок пирога! (высовываемвпередуказательныйисреднийпальцы) Игруможноповторитьнесколькораз.
Черепашка Цель: развитиедифференцированныхдвиженийпальцев, развитиедвиженийкистейрук; развитиеподражаниядвижениямрукразвитиепониманияречи. Ход игры: ПредложитемалышампоигратьзастоломилинаковреПедагогпоказываетнастолилинаковер. — Это песочек. Он теплый и сухой. Изобразите, будтопересыпаетепесок, предложитедетямповторить. —
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|