Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Постепенноеусложнениеречевогообщения





Постепенновходеспонтанногоразвития, атакжеспециальныхигриупражненийуровеньречевогообщенияребенкаразвиваетсяиусложняется. Уребенкапоявляютсяновыеречевыенавыки, расширяетсяспектреговозможностей. Чтобывполноймереиспользоватьэтиновыевозможности, необходимовсоответствииснимименятьуровеньтребованийкречиребенка.

Однакоследуетпомнитьобосторожности: требованиядолжнысоответствоватьуровнюразвитияречиребенка, вреднокакзавышатьтребования, так и занижатьих. Частовсемьяхвстречаютсяслучаинеадекватнозаниженныхилизавышенныхтребований. Впервомслучаеотребенканичегонетребуют, всеегожеланияугадываютсяинемедленноисполняются. Вовторомслучаекребенкупостояннопристаютстребованиями: «Скажи!», «Повтори!». Нередкиситуации, когдаводнойсемьеприсутствуютобакрайнихподходасостороныразныхблизких (например, папатребует, абабушкажалеетиопекает).

Вслучае, когдаудаетсяорганизоватьспециальныелогопедическиезанятиясмалышом, логопедобъясняетродителям, каклучшеипродуктивнееобщатьсясребенкомнакаждомэтапеегоречевогоразвития. Вместесродителямионотслеживаетдинамикуразвитияречиребенка, предлагаетзакреплятьвповседневнойжизнито, чтобылоусвоеноназанятиях.

 

Организацияспециальныхречевыхигриупражнений

Налогопедическомзанятииразвитиеречиребенкапроисходитвходеспециальныхречевыхигриупражнений. Формаигрыявляетсянаиболееэффективнымметодомобучениядетейраннеговозраста.

Игрыиупражненияподбираютсясучетомвозрастаребенка, его индивидуальныхвозможностей.

То, чтобылоотработановходезанятий, всоответствиисрекомендациямилогопедазакрепляетсяродителями.

 

Накопление пассивного словаря

Пассивный словарь вконтекстенашейкниги — этонаборсловивыражений, смыслкоторыхребенокпонимает, нонеупотребляетвактивнойречииз-заотставаниявречевомразвитии.

Впроцессезанятийпоразвитиюпониманияречиосновнаязадача — накоплениесловарногозапаса: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), атакжеслова-определения (прилагательныеинаречия). Длязапоминаниядетямпредлагаютсятолькотеслова, которыеобозначаютзнакомыепредметы, действия, явленияисостояния, скоторымионипостоянносталкиваютсявповседневнойжизни, чтомогутнаблюдать, счеммогутманипулировать, чточувствуют. Наначальномэтапеработыснеговорящимидетьминерекомендуетсяперегружатьихпассивныйсловарьотвлеченнымипонятиямиилиобобщающимисловами.

 

Словарикрекомендуемыхдлязапоминаниясловпотемам

Имена существительные

Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, ша-Рик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжкамидр.

Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.

Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножкиидр.

Предметы туалета: мыло, зубнаящетка, зубнаяпаста, губка, полотенце, расческа, носовойплатокидр.

Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окнокухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стенаидр.

Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалкаидр

Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плитахолодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркалоидр.

Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосискимолоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компотидр.

Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, сливаидр.

Растения: дерево, куст, трава, цветы, ягодыидр.

Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадкаидр.

Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолёт, качели, горка, паркидр.

Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, деньидр.

Глаголы

Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается,причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, вытираетидр.

Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметаетидр.

Другие действия: [телефон] звонит; [машина] едет, гудит; [самолёт] летит; [листья] падаютидр.

Прилагательные, наречия

Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, солёный, кислый, мокрый, холодный, горячий, холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.

Название некоторых понятий: большой, маленький; много, мало.

Предлагаемыйсловарикнеявляетсястрогойрекомендацией, темнеменеедает общеепредставлениеотом, вкакихнаправленияхследуетвестиработунадразвитиемуребенкапониманияречи. Этоскореефундамент, накоторыйпостояннобудутнадстраиватьсяновыеслова. Дальнейшееразвитиесловаряподразумеваетусвоениесловарногозапасапоосновнымтемамознакомлениясокружающиммиром (игрушки, одежда, обувь, мебель, домиквартира, животные, птицы, насекомые, деревья, цветы, овощиифрукты, городидеревня, временагодаидр.), подробноеописаниекоторыхможнонайтивлюбойпрограммедошкольноговоспитания (такжесмотрираздел «Развитиеречинаосновезнакомствасокружающиммиром», с. 225).

Помимознакомствасословамииихзначениями, необходимопроводитьработупознакомствудетейсразличнымисочетаниямислов — фразами. Ислова, ифразыпоначалуусваиваютсявконтекстеконкретнойситуации: ребеноквидитпредмет — взрослыйназываетего; ребеноксовершаетдействие — взрослыйобозначаетегоглаголом и т.д.; взрослыйведетребенкавваннуюкомнатуиговорит: «Будеммытьруки», вприхожейговорит: «Давайодеватьсянапрогулку» и т.п. Вдальнейшемсмысловойконтекстпостепеннопереходитизпрактическойреальностинепосредственновречь. Например, взрослыйпредлагаетнайтиипринестимишку, хотяегонетвполезренияребенка, предлагаетпопрыгать, непоказываянужногодействия, говорит: «Возьмийогурт», хотяребенокнаходитсядалекооткухниихолодильника.

Кромеэтого, полезноиспользоватьвречи естественные общеупотребительные жесты:

на (предложение) — протягиватьраскрытуюладонь; дай (просьба) — сжатьпальцыраскрытойладонивкулак (можноповторить

движениенесколькораз); да (согласие) — кивокголовойвнаправлениисверхувниз (можноповторить

движениенесколькораз); нет (отрицание) — покачиваниеголовой (можноповторитьдвижениенесколько

раз) илидвиженияпрямойладоньюизсторонывсторону; там (указаниенаправления) — взмахкистьюрукивнаправленииобъекта, на

которыйхотятуказать;

 

вот (указаниенаблизлежащийобъект)—показатьпрямымуказательным

пальцемнапредмет; сюда (подзывание) — взмахладоньюпонаправлениюксебе- хорошо (одобрение) — сжатьпальцыкистивкулак, вверхподнятбольшой

палец; молодец (одобрение, похвала) — погладитьпоголове; ай-ай-ай (порицание) — указательныйпалецвыпрямлен, остальныепальцы

ладонисжатывкулак, колебательныедвижениярукойвверх-вниз; тихо (призывкмолчанию, тишине) — прижимаемпрямойуказательныйпалецк

сомкнутымгубам; баю-бай (спатьпора) — смыкаемвместепрямыеладонииподкладываемихпод

щеку, головунемногонаклоняем; привет (здороваемся) — беремзаруку, пожимаем, немногопотряхиваемили (на

расстоянии) машемрукойизсторонывсторону; пока (прощаемся) — машемрукой (движенияладоньювверх-вниз); большой (обозначениевеличины) — развестирукивстороны (илиодновременновверхивстороны); маленький (обозначениевеличины) — приблизитьдругкдругупрямыеладони

(илиуказательныйибольшойпальцыоднойруки); один (обозначениеколичества) — показатьуказательныйпальчик.

Перечисленныежестыиспользуютсявразныхиграхизанятиях, описанныхвнашейкниге.

Помните, чтоприобучениималышейжестамнеобходимособлюдатьследующиеусловия: использоватьможнотолькоестественныеобщеупотребительные (понятныевсемпредставителямданнойкультуры) жесты, нестоитпридумыватьновыежесты, подменяяимиразвитиеактивнойречиребенка. Помните, чтовнормежестыявляютсявспомогательнымсредствомобщениямеждулюдьми, употребляютсяограниченно (жестоваяречьявляетсяосновнымсредствомобщенияслабослышащихлюдей).

Полезнообратитьвниманиенамимику, котораясоднойстороны, помогаетсделатьартикуляциюболеечеткой, сдругой — делаетречьболееэмоциональнойинасыщенной. Степеньупотребленияжестовивыраженностимимическогосопровожденияречичастозависитоттемпераментачеловека, егонациональности и особенностейкультурыегонарода.

работапорасширениюпассивногословаряиразвитиюпониманияречиведетсякаклогопедом, такиблизкимиребенка. Еслиродителиразвиваютпониманиеречималышавбытовыхситуациях, тологопедрасширяютпассивныйсловарьребенкавходепроведенияспециальныхигр, используяприэтомразличныематериа-ДЬ1 иигрушки, атакжеспециальныеприемы.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.