Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Игры для развития пассивного словаря





Покажи, гдемама

Цель: уточнениеирасширениепассивногословаря.

Оборудование: семейныефотографии.

Ход игры: Занятиепроводитсяиндивидуально. Взрослыйвместесребенкомрассматриваетсемейныефотографииипроситнайтиизображениесамогоребенка, показатьмаму, папу, бабушку, дедушкуидругихродственников, дачу, цветы, дерево, другиезнакомыепредметыиобъекты.

Покажи, где на фотографии мама. Найди и покажи папу. А где цветочки, которые ты летом на даче рвал?

 

Румяныещёчки

Цель: уточнение и расширениепассивногословаря — названиячастейтелаилицаиихназначение.

Ход игры: Занятиепроводитсяиндивидуально. Взрослыйпроситребенкапоказатьразличныечастителаилилица.

~ Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик? Покажи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? Ит.д.

Далееможноусложнитьзадание, предлагаяребенкуужененазвание, аназначениечастилицаилитела.

—Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем

Маша слушает?

 

Зеркало

Цель: уточнениеирасширениепассивногословаря — названиячастейтелаилица, одеждыиобуви, названиядвиженийидействий.

Оборудование: большоезеркало.

Ход игры: Занятиепроводитсяиндивидуально. Взрослыйрассматриваетвместесребенкомегоотражениевзеркале — лицо, телоодежду.

Кто там? Это наш. Ваня. Покажи, где у тебя голова. А где волосы? Покажи пальчики. А где у тебя платочек лежит? Вот он, в кармане. А где у Вани штанишки? А маечка? Покажи, что у тебя на ногах. Это тапочки. Ит.д.

Далееможнопопроситьребенкаизобразитьпередзеркаломразличныедвиженияидействия.

Покажи, как ты посылаешь поцелуй. Помаши руками. Покажи, как ты танцуешь. Покажи, как зайчик прыгает. Ит.д.

 

Посидим, полежим!

Цель: уточнениеирасширениепассивногословаря — названияпредметовмебелииихназначение.

Ход игры: Занятиепроводитсяиндивидуально. Взрослыйвместесребенкомрассматриваетпредметымебеливпомещенииипроситпоказатьих.

—Где стол? Где стул? Покажи! Где кроватка? А где диван? Ит.д.

Далееможно, неназываяпредметымебели, указыватьихназначение.

Покажи, на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты сидишь? А где одежда лежит? И т.д.

Еслиребенокправильнонаходитипоказываетпредмет, взрослыйхвалитегоиназываетэтотпредметмебели.

Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкафтам лежит одежда. Ит.д.

Встречаем гостей!

Цель: уточнениеирасширениепассивногословаря — ориентировкавпомещении (квартире), пониманиеназваниякомнатиихназначения.

Оборудование: куклаилидругаяигрушка.

Ход игры: Играпроводитсяиндивидуально, домауребенка. Взрослыйпредлагаетребенкупоигратьвгости.

- Вот к нам в гости пришла матрёшка Давай покажем матрёшке нашу квартиру. Покажи, где кухня. А где гостиная? Покажи, где детская. Теперь отведи куклу в ванную комнату! Пойдем в прихожую? А где галет? Матрёшка спрашивает, где кладовка Покажи! Вследующийразвходеигрыможноназыватьназначениепомещенийвквартире.

Покажи, где ты одеваешься на прогулку. А где ты моешься? Где ты играешь?

А в какой комнате мама с папой спят?

 

Прятки

Цель: уточнениеирасширениепассивногопредметногословарядетейпотеме «Игрушки».

Оборудование: игрушки — мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведёркоидр.

Ход игры: Играпроводитсяиндивидуальноиливгруппедетей. Передначаломигрыразложитеигрушкивразныхместахкомнаты — настуле, подстолом, наполке, наполуивдругихместах. Игрушкидолжныбытьхорошовидны. Предложитедетямигру. — Вот к нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаете, почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможем Маше найти игрушки. Ваня, ты найди мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку! Смотри, как Маша радуется. А ты, Оля,найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу. Ит.д.

Вэтойигреможноиспользоватьнетолькоразличныеигрушки, ноикартинкисизображениемигрушек. Количествоигрушекикар-

тинокпостепенноувеличивайте. Можноодномуребенкудаватьзаданиенайтиипринестидвеигрушки (картинки) иболее.

Вдальнейшемможноиспользоватьдругиезнакомыедетямпредметы.

 

У кого картинка?

Цель: уточнениеирасширениепассивногопредметногословарядетейпоразнымтемам.

Оборудование: предметныекартинкипоразнымтемампоколичествудетей. Ход игры: Раздайтедетямпооднойпредметнойкартинке.

Посмотрите, какие у вас красивые картинки. Они все разные. Давайте поиграем в интересную игру. Я буду называть слово, а вы слушайте внимательно. У кого такая картинка —пусть поднимет руку. «Цветочек». Маша руку подняла. Правильно, Маша, у тебя на картинке цветочек. Покажи всем твой цветок. Следующее слово«птичка». У кого птица? Никто не поднимает руку... Где же птица? Кто ее найдет? Вот птичка, у Димы! Дима, подними руку. Ит.д.

Вдальнейшемможнопроводитьэтуигрупотемам, например «Игрушки», «Одежда», «Животные» идр. Приэтомматериалдляигрынеобходимоотбиратьтак, чтобыонбылзнакомдетямизповседневногоопыта, книжек, мультфильмов. Например, приотборекартинокпотеме «Животные» предпочтениеотдаетсятемживотным, скоторымиребеноксталкиваетсявповседневнойжизни, окоторыхзнаетизсказок, — кошка, собака, корова, лиса, заяц, волк. Авотзнакомствосболеередкими, экзотическимиживотными •— напримеркрокодил, черепаха, пингвин, тюленьидр. — можнопродолжитьвбудущем.

Предлагаемыедляигрыкартинкидолжныбытьконкретные, легкоузнаваемые, сдостаточнокрупнымичеткимизображением, качественнымхудожественнымисполнением. Современемможноувеличитьколичествоиспользуемыхвигрекартинок (например, раздаватьподвеиболее).

Покажи картинку!

Цель: уточнениеирасширениепассивногопредметногословарядетейпоразнымтемам.

0борудование: предметныекартинкипоразнымтемампоколичествудетей.

Ход игры: Играпроводитсянаковре. Посадитедетейвкружокнаполу- Разложитепереднимипредметныекартинкиизображениемвверх. Поочередипроситедетейнайтиипоказатьнужнуюкартинку.

—Смотрите, сколько у нас красивых картинок. Все картинкиразные. Саша, покажи кубик. Правильно. Лена, найди и покажи пирамидку. Молодец! Саша, покажи самолет, Ит.д.

Вэтойигреможноподбиратькартинкипотемам, аможносмешиватькартинкиизразныхтем. Современемможноувеличитьколичествоиспользуемыхвигрекартинок, предлагатьдетямзаодинразнайтиипоказатьсразунесколько (2-3) картинок.

 

Отгадай загадку — покажи отгадку!

Цель: уточнениеирасширениепассивногопредметногословарядетейпоразнымтемам; обучениедетейузнаваниюпредметовпоихфункциональномуназначению; развитиемышлениядетей.

Оборудование: предметныекартинкипоразнымтемам.

Ход игры: Играпроводитсянаковре. Посадитедетейвкружокнаполу. Разложитепереднимипредметныекартинкиизображениемвверх. Можнодаватьобщуюинструкциюдлявсех, аможнозагадыватьзагадкикаждомуребенкупоочереди.

—А сейчас мы будем отгадывать загадки. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Покажите, чем едят суп (картинка — «ложка»). Покажите, что катится (картинка— «мячик»). Покажите, чем можно рисовать (картинка — «карандаш»). Покажите, что надевают на голову (картинка — «шапка»). Найдите и покажите то, что можно есть (картинки — «яблоко», «конфетка», «сыр») ит.д.

Еслидетизатрудняютсявпоискенужнойкартинки, можнодатьРазвернутоеописаниенужногопредмета. Еслидетинесмоглинайтинужнуюкартинку, следуетпоказатьимреальныйпредмет, описатьегосвойства, обыгратьего.

Весёлые загадки!

Цель: уточнениеирасширениепассивногопредметногословарядетейпоразнымтемам; обучениедетейузнаваниюигрушекипредметовпоописанию.

Оборудование: различныеигрушкиипредметы.

Ход игры: Играпроводитсянаковре. Посадитедетейвкружокнаполу. Разложитепередниминесколькоразныхигрушекилипредметов. Можнодаватьобщуюинструкциюдлявсех, аможнодаватьинструкциюиндивидуальнодлякаждогоребенка.

А я знаю еще интересные загадки. Я буду рассказывать про какую-нибудь игрушку (предмет), а вы угадайте, про что я говорю, и покажите. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Он круглый, синего цвета, катится (мяч). Он беленъкий, пушистый, с длинными ушами и маленьким хвостиком (зайчик). Он длинный, деревянный, им рису ют (карандаш). Ит.д.

Вдальнейшемприпроведенииигрыможновместоигрушекипредметовиспользоватьпредметныекартинки.

 

Великаныилилипуты

Цель: развитиепониманияречи, расширениепассивногословарядетей.

Ход игры: Предложитедетямпоигратьввеликановилилипутов.

Давайте поиграем в великанов и лилипутов. Великаныбольшие. Когда изображаем великанов, стоим во весь рост. А лилипуты очень маленькие. Когда изображаем лилипутовприсаживаемся на корточки. Слушайте внимательно, что я буду говорить: говорю «великаны»стоим, говорю «лилипуты»присаживаемся!

Параллельнособъяснениемправилигрыпедагогпоказываетнужныедвижения — стоитилиприсаживается, побуждаетдетейповторитьдвижениязаним. Затемначинаетсяигра: педагогпоочереднопроизноситслова: «лилипуты» или «великаны», одновременновыполняясоответствующиедвижения; детиповторяютдвижения. Сначалаигравыполняетсямедленно, постепеннотемппроизнесениясловисменыдвиженийубыстряется.

Когдадетихорошоосвоятэтуигру, можноееусложнить:

можнопроизноситьодинаковыекомандыдва-триразаподряд; можнопредложитьигрубезпоказа, толькопословеснойинструкции; аможнопоигратьвпутаницу: педагогдаеткоманду, одновременновыполняя

противоположноедвижение.

Выбиратьподходящийвариантигрыследуетвзависимостиотвозрастаивозможностейдетей.

 

Выполняйте команды!

Цель: уточнениеирасширениепассивногоглагольногословарядетей.

Оборудование: игрушка (куклаилиживотное) сгибкимтеломиконечностями.

Ход игры: Начнитезанятиесигры: подберитеподходящуюкуклу, припомощикоторойможноизобразитьразличныедвижения.

Сейчас я буду отдавать команды петрушке, а он будет показывать движения! Следите, чтобы петрушка не ошибался.

Взрослыйвыполняетдвижениеспомощьюигрушки, сопровождаяегособственнымпоказом, одновременноназываясловом-действием. Иногдапетрушкаможетошибаться; вэтомслучаедетизамечаютошибку, ипетрушкаисправляется.

Далеепроводитсяподвижнаяигранаковре. Расставьтедетейнадостаточномрасстоянии, чтобыонинемешалидругдругувыполнятьдвижения. Встаньтенапротивдетей. — Давайте поиграем в такую игру: я буду отдавать команды, а вы выполняйте. Слушайте внимательно и не ошибайтесь! Начали! Идите! Стойте! Поднимите руки вверх! Опустите руки! Садитесь! Встаньте! Прыгайте! Бегите!

Похлопайте! Потопайте! Поставьте руки на пояс! Ит.д.

Вэтойигреможноиспользоватьпростые, знакомыедетямдвижения, которыебылиотработанывподражательнойигре, когдапедагогназываливыполнялдвижение, адетиповторялизаним (см. раздел «Развитиеобщегоподражания», с. 35, игры «Делаемзарядку!», «Потанцуйсомной!», «Угадай, ктоятакой!», «Повторяйзамной!»). Педагогследитзавыполнениемдетьмидвиженийиисправляетошибки. Игруможноразвивать, предлагаядетямвыполнитьнеотдельныедвижения, аизобразитьдействия.

Пейте! Танцуйте! Ешьте! Спите! Смейтесь!

Даватьинструкциюследуетоднимсловом, таккакдополнительныесловасоздаютконтекстиоблегчаютпониманиеслова. Ноеслидетинепонимаюткоманды, можнопомочьим — показатьнужноедействиеилидатькомандуввидесловосочетания: «пейкомпот» вместо «пей», «спойпесенку» вместо «пой» ит.д.

 

Что делает человечек?

Цель: уточнениеирасширениепассивногоглагольногословарядетей.

Оборудование: наборкартинок, изображающихразличныедействияпоколичествудетей.

Ход игры: Передначаломигрыподготовьтекартинкисизображениемразличныхдействий — такиекартинкиможновыбратьизразличныхлотоилинарисоватьсамостоятельносериюкартинок, схематичноизображающихдействиячеловечка. Раздайтедетямпооднойкартинке.

Посмотрите, у вас на картинках мальчики и девочки (человечек) что-то делают. Давайте поиграем в интересную игру. Я буду загадывать действия, а вы слушайте внимательно. Тот, у кого подходящая картинка,пусть поднимет руку. Кто сидит? Кто стоит? Кто лежит? Кто катается? Кто кушает? Кто пьет?

Кто прыгает? Ит.д.

Еслималышизатрудняютсясответом, можносделатьподсказку, расширивинструкцию. Дляэтогодобавьтеописаниепредметов, которыеестьнакартинке.

_ Кто кушает яблоко? Кто качается на качелях? Кто сидит настуле?

 

Кто что делает?

Цель: уточнениеирасширениепассивногоглагольногословарядетей.

Оборудование: дляэтойигрынеобходимопопроситьродителейпринестифотографии, накоторыхребеноксовершаетразличныедействия.

Ход игры: Детилюбятрассматриватьфотографии, накоторыхизображеныонисами. Полезноиспользоватьэтовлогопедическихзанятиях. Этаиграпервоначальнопроводитсяиндивидуально, сиспользованиемфотографийребенка. Сначаламожноиспользоватьтолькочастьфотографий. Постепенно, помереусвоенияматериала, добавляйтеостальные. Разложитефотографиипередребенком.

Посмотри, это твои фотографии. Вот Анечка. И вот Анечка. На каждой фотографии ты делаешь что-то интересное. Покажи, где ты сидишь. А где ты кушаешь? Где ты купаешься?

Вдальнейшемможнопроводитьэтуигрувгруппе. Используйтевыборочнофотографииразныхдетейтак, чтобыоднодействиенеповторялось.

Посмотрите, это ваши фотографии. Что это выделаете? Наймите и покажите, кто спит. Правильно, Таня спит. А кто причесывается? Саша. А кто бегает? Оля бегает.

Такимжеобразомможнопроводитьзанятиясиспользованиемфотографийблизкихребенка, совершающихразличныедействияЭтаработапроводитсяиндивидуально.

Покажи, где мама моет посуду. Покажи фотографию, на которойпапа забивает гвоздик. Покажи, где братик рисует. Ит.д.

 

Где много, а где мало?

Цель: научитьдетейразличатьграмматическуюформуединственногоимножественногочислаименсуществительных.

Оборудование: предметныекартинки, накоторыхизображеныразличныепредметывколичествеодин и много (такиеизображенияможноподобратьизнаглядногоматериалапоразвитиюматематическихпредставлений).

Ход игры: Разложитепереддетьмикартинки. Затемдайтезадание.

Покажите, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы?

 

Большой или маленький?

Цель: уточнениеирасширениепассивногословарядетей — знакомствоспонятиями «большой» и «маленький»; обучениедетейсо-

отнесениюслов «большой» и «маленький» свеличинойпредметов; обучение

использованиюсоответствующихжестов.

Оборудование: вэтойигреможносравниватьлюбыеигрушкиипредметы; вдальнейшейработеможноиспользоватькартинки.

Ход игры: Приформированиипонятий «большой» и «маленький» полезнонаучитьдетейиспользоватьвыразительныежесты (описаниежестовсм. с. 177-178).

Приэтомжествсегдасопровождаетсясловом, егообозначающим.

Покажитедетямбольшойималенькиймячики.

Посмотрите, вот мячик, и вот тоже мячик. Мячики одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой! (логопедделаетсоответствующийжест), а этот мячик маленький (соответствующийжест). Какой этот мячикпокажите (логопедпобуждаетдетейсделатьжест). Правильно маленький. А этот мячик какой? Покажите! Большой мяч.

Вречевомсопровожденииигрыпедагогвыделяетинтонационнопроизнесениеслов «большой» и «маленький». Этуигруполезноповторять, используяразнообразныйпредметныйматериал.

 

Где что лежит?

Цель: научитьдетейпониматьпространственныеотношениядвухпредметов, выраженныепредлогами «на», «под», «в», «около».

Оборудование: коробка, несколькомелкихигрушек.

Ход игры: Поставьтенастолкоробкускрышкой, арядом — несколькомелкихигрушек. Положитеоднуигрушкувкоробку, другуюподкоробку, третьюнакоробку, четвертуюоколокоробки. Сопровождайтесвоидействиясоответствующимисловами. Названияпредлоговследуетвыделятьвпредложенииприпомощиинтонацииисилыголоса.

Вот карандаш. Я кладу карандаше коробку. Где теперь карандаш? В коробке. А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. Ит.д.

Послеобъясненияидемонстрациидействийспредметамипредложитедетямдействоватьпоинструкции.

Лена, положи карандаш под коробки. Саша, положи кубик на коробку. Ит.д.

Этуигруможнопроводитьипо-другому. Передначаломигрыдетямраздаютигрушки. Затемдаютзадания.

— Ваня, вот тебе мишка. Посади мишку на стул. Лена, вот тебе мячик, спрячь мячик под стол. Катя, положи книжку в шкаф. Ит.д.

Такиеигрыполезноповторять, используяразныйпредметныйматериал, чтопозволяетзакрепитьудетейпониманиепространственныхотношений.

 

Развитиеактивнойречиребенка

Созданиепотребностиподражатьсловувзрослого — ответственныймоментвлогопедическойработесбезречевымидетьми. Необходимоотметить, чторазвитиеречевогоподражания — естественныйпериодвразвитиидетскойречикаквнорме, такивслучаеречевыхнарушений. Неправильнобылобы «перескочить» этотпериодиначинатьлогопедическуюработуснеговорящимидетьмисразучиванияправильнопроизносимыхсловили, чтоещехуже, спостановкизвуков.

Приэтомнеследуетвпадатьвдругуюкрайность — расширятьизакреплятьавтономнуюречьдетей, когдаупотребляемыеребенкомзвукосочетанияпонятнылишьблизкимвзрослым. Необходимопереходитькобучениюпроизнесениюсловисловосочетанийприпервойжевозникшейуребенкавозможностивоспроизводитьпоподражаниюхотябычастинекоторыхслов.

Речевое подражание — воспроизведениевследзаговорящимпроизнесенныхимзвуков, слов, фраз.

Речевоеподражаниемаленькогоребенкавначалепохоженаэхо: взрослыйговорит — ребеноктутжеповторяет. Современемпоявляетсявозможностьотстроченногововремениповторения. Чтобыподражаниеребенкомречивзрослогобылоосмысленным, речьдолжнабытьтесносвязанаспрактическойдеятельностьюребенка.

Развитиеуребенкараннеговозрастаречевогоподражаниятребуетсоблюдениярядаусловий:

Необходимосоздатьтакиеусловияобучения, вкоторыхуребенкапоявилосьбыжеланиепроизносить (повторять) одниитежезвукосочетаниянеоднократно. Ребенокнестанетповторятьсловазанезнакомымвзрослымилиеслиотсутствуетвзаимноедовериемеждуребенкомивзрослым. Поэтомуоченьважнопередначаломработы наладить эмоциональный контакт с малышом, чтообеспечитнеобходимуюмотивациюречевойдеятельности (см. раздел «Развитиеэмоциональногообщениясовзрослым», с. 21).

Чтобыдостичьнужногоэффектавактивизацииподражательнойречевойдеятельности, надо начинать с развития подражания вообще (см. раздел «Развитиеобщегоподражания», с. 35).

Дляразвитияречевогоподражаниянеобходим определенный уровень развития внимания и слухового восприятия (см. главу «Развитиеслуховоговосприятия», с. 71), атакже дыхания (см. раздел «Развитиеречевогодыхания», с. 111).

Дляразвитияречевогоподражаниянеобходим определенный уровень понимания речи (см. раздел «Развитиепониманияречи», с 167).

Активизация речи детей (вызываниеречевогоподражания) дол-яснабытьтесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой. Тольковэтомслучаевозникаютмотивы, побуждающиеребенкаговорить. Приэтомудаетсяизбежатьвозникновения «попугайного» повторения — воспроизведенияслов

 

безподлинногоосмысления(см. раздел «Развитиеделовогообщениясо

взрослым», с.60, атакжеигры, приведенныенижевданнойглаве, раздел «Использованиеритмавразвитииречи», с. 207).

Активизацияподражательнойречевойдеятельностиребенкаподразумеваетопределенные требования к речи взрослого:

речьдолжнабытьправильнойичистой, безречевыхнарушений; артикуляциядолжнабытьчеткой, ребенокдолженвидетьдвижениягуб

взрослого; речьдолжнабытьнетолькоэмоциональна, ноихорошоинтонирована, с

выделениемударногослога; словаифразы, предлагаемыеребенкудляповторения, должныпроизноситься

неоднократно; взрослыйстимулируетактивнуюречьребенкаприпомощивопросов; взрослыйдаетребенкутолькообразцыправильнойречи, неследуетповторятьза

ребенкомвоспроизводимыеимслова-заменители.

Требования к речи ребенка: ответыребенкапринимаютсявлюбомвиде. Наэтаперазвитияречевогоподражаниянеследуетслишкоммногоготребоватьотребенкаиегоречи. Главное — добитьсятого, чтобыребенокначалговорить. Неследуеттребоватьотребенкаточногозвукопроизношения. Враннемвозрастенаиболееважнымпредставляетсяразвитиекоммуникативнойфункцииречи.

Подражаниеречивзрослогопроходитнесколькоэтапов. Взависимостиотуровняречевогоразвитияребенкаможнопредложитьемуповторениеслогов, словилифраз.

 

Этапы развития речевого подражания:







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.