|
Игры для развития физического слухаПослушаемзвуки! • развитиеслуховоговнимания; восприятиенаслухзвуковприоды - голосовживотныхиптиц. Ходигры: Играпроводитсянапрогулке. Гуляянадетскойплощадкевпарке, обращайтевниманиемалышаназвукиприроды — ветраидождя, шелестлистьев, журчаниеводы, грохотаниегромавовремягрозыидр. Такжеобращайтевниманиеребенканазвуки, которыеиздаютживотныеиптицы, живущиевгороде, — собакиикошки, вороны, голуби, воробьи, утки. Послетого, какребенокнаучитсяхорошоразличатьэтизвукисопоройназрение (слышитивидитодновременно), предложитеопределитьисточникзвукасзакрытымиглазами (тольконаслух): — Закрой глаза. Сейчас я открою окошко, а ты постарайся определить на слух, какая погода на улице. — Закрой глаза и постарайся угадать, какие птички прилетели к нашей кормушке. Напрогулкевлесуобратитевниманиеребенканаразнообразныезвуки — шумветвейдеревьев, звукотпаденияшишек, стукдятла, скрипстарыхдеревьев, топотежикавтравеидр.
Кто кричит? Цель: развитиеслуховоговнимания; восприятиенаслухкриковЖивотныхиптиц. Ход игры: Играпроводитсялетомнадачеиливгостяхвдеревне. Вместесребенкомпознакомьтесьсдомашнимиживотнымииптицами, научитеребенкаразличатьиздаваемыеимизвукиипроизноситьзвуксконкретнымживотным (лошадь, корова, коза, свиньяилиптицей (утка, гусь, курица, петух, цыпленок, индюк). Усложняязадачу, предложитеребенкуопределить, ктокричит, сзакрытым., глазами (илиневыходяиздома). — Давай посидим во дворе. Закрой глаза и постарайся угадать, там кричит. Конечно, это петух прокукарекал! Молодец, угадал, j теперь? Да, это хрюкает свинья.
Звукидома Цель: развитиеслуховоговнимания; восприятиенаслухзвуков, которыеиздаютразличныепредметыобихода. Ход игры: Находясьвквартире, прислушайтесьвместесребенкомкзвукамдома—тиканьючасов, звонупосуды, скрипудвери, шумуводывтрубах, бульканьюсупаишипениюкотлеткинасковороде, кзвукам, которыеиздаютразличныебытовыеприборы (жужжаниепылесоса, шипениезакипающегочайника, гудениекомпьютераЯпр.). Лучшепроводитьтакуюработу, организуяразличныеигры: «Найди, тикает,(звенит, жужжитит.д.)/» илисоревнование: Кто больше звуков услышит?» Впоследующемможноусложнитьзадачу, предлагаяребенкуопределитьисточникзвукасзакрытымиглазами.
Постучим, погремим! Цель: развитиеслуховоговнимания, восприятиенаслухзвуков, которыеиздаютразличныепредметы. Оборудование: различныепредметы — бумага, полиэтиленовыйпакет, ложки, палочкиидр. игры: Играпроводитсявквартире. Познакомьтеребенкасразообразнымизвуками, которыеполучаютсяприманипуляцииспредметами: постучитедеревянныммолоточком, помнитеилипорвителистбумаги, пошелеститегазетой, прошуршитепакетиком, ударьтедеревяннымиилиметаллическимиложкамидругодруга, проведитепалочкойпобатарее, уронитекарандашнаполит.п. Послетого, какребенокнаучитсявнимательнослушатьзвукипредметов, предложитепослушатьсзакрытымиглазамииугадать, какойпредметзвучал. Можнопроизводитьзвукзаширмойилизаспинойуребенка, атотслушаетизатемпоказываетпредмет — источникзвука. Поначалувзрослыйиребенокдоговариваются, какиепредметыбудутиспользованывигре, вдальнейшемможноиспользоватьлюбыепредметывкомнате — манипулироватьими, издаваязвуки. Вэтойигреполезновремяотвременименятьсяролями.
Тук-тук! Цель: развитиеслуховоговнимания. Оборудование: стол, куклаидругиеигрушки. Ходигры: Ребенокипедагогсидятзастолом, игрушкаспрятанаподстолом. Педагогнезаметностучитокрайстола. ~~ Тук-тук! Что за стук? Кто-то к нам в гости пришел! Кто там? Это кукла! Заходи, кукла, к нам в гости. Далеепедагогобъясняет, чтодолжныприйтиещеидругиегости, потомунадовнимательнослушать, когдараздастсястуквдверь.
— Я буду готовить угощение, а ты внимательно слушай: когда дастся стук в дверь, спроси: «Кто там?» Играпродолжается. Расстояниеотисточникастукадоребе: такжесилустукаможнопостепенноменять: расстояниеувеличивать, стукделатьтише. Другойвариантигрыподразумеваетналичиетретьегоучастника: второйвзрослыйилиребенокпостаршестучитвдверьиприводитссобойигрушку.
Найдитакуюжекоробочку Цель: развитиеслуховоговнимания; восприятиенаслухзвуков, которыеиздаютразличныесыпучиематериалы. Оборудование: непрозрачныекоробочкиилибаночкисразлимикрупами. Ход игры: Насыпьтевнебольшиекоробочкиразныекрупы — горох, гречневуюиманнуюкрупы, рис. Вкачествекоробочекудобноиспользоватьнепрозрачныеконтейнерыотфотопленки, коробочекодинаковойкрупойдолжнобытьподве. Помимокрупможноиспользоватьсоль, макароны, бусинки, камушкиидругиематериалглавное — чтобыиздаваемыйимизвукотличалсяотостЧтобызвуквпарныхкоробочкахнеразличался, необходимонасыпатьодинаковоеколичествосыпучегоматериала. Одиннаборкоробочекположитепередребенком, другойтесебе. Потряситеоднойизкоробочек, привлекаявниманиеребенкакзвучанию. Предложитеребенкунайтисредиегокоробочекту, котораяиздаеттакойжезвук. Количествопаркоробочекувеличивайтепостепенно.
Звукиулицы Цель: развитиеслуховоговнимания; восприятиенаслухразличныхтранспортныхшумов. Ход игры: Играпроводитсявовремяпрогулкипоулицеиливобщественномтранспорте. Помогитеребенкувыделитьсредидругихзвуковразнообразныетранспортныешумы — сигналыавтомоблей, звонтрамвая, скриптормозов, гудениеэскалаторавмет;
стукколеспоезда, гудениесамолетавнебеидр. Послетого, какребенокнаучитсяразличатьэтизвуки, предложитеопределитьихсзакрытымиглазами: стояуперекрестка, определить, стоятмашиныилиедут, угадать, далеконаходитсятрамвайилиподъехалблизкоит.д. Погремушки Цель: развитиеслуховоговнимания, восприятиенаслухзвуков, которыеиздаютразличныезвучащиеигрушки. Оборудование: звучащиеигрушки — погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещоткиидр. Ходигры: Подберитенаборразнообразныхзвучащихигрушек. Вместесребенкомизвлекайтеизнихзвуки, покамалышненаучитсячеткодифференцироватьихнаслух. Послеэтогоможноорганизоватьигру «Узнайпозвуку»: спрячьтеигрушкизаширму, пустьребенокпослушаетиздаваемыезвукииугадает, какаяигрушказвучала (можнопроизводитьзвукизаспинойуребенка). Вэтойигреможнопоменятьсясребенкомролями: ониграет, авыугадывайтеигрушкииназывайтеих. ВесёлыйПетрушка Цель: развитиеслуховоговнимания; обучениеумениюбыстрореагироватьна звук. Оборудование: игрушкаПетрушка; детскиемузыкальныеинструменты — барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармощка. Ходигры: Педагогначинаетигрусобъяснения. — Сейчас к тебе в гости придет весёлый Петрушка. Он будет играть в бубен. Как только услышишь звуки — повернись! Раньше времени поворачиваться нельзя! Педагограсполагаетсязаспинойребенканарасстоянии 2-4 мУдаряявбубен (илидругойинструмент), быстродостаетиз-заспиныПетрушку. Петрушкакланяетсяисновапрячется. Игруможнопроводить, используяразныемузыкальныеинструменты.
Шагаем и танцуем! Цель: развитиеслуховоговнимания; обучениеумениюразличатьнаслухзвучаниеразличныхинструментовиреагироватьнакаждоезвучаниепо-разному. Оборудование: детскиемузыкальныеинструменты — барабан, гармошка. Ходигры: Передпедагогомнастолестоятбарабанигармонь. Ребенокстоитпередстолом, повернувшиськпедагогу. — Сейчас я буду играть на барабане или на гармони. Под барабан надо маршировать, а под гармонь — танцевать. Педагогпоказывает, какнадодействовать: стучитвбарабан —имарширует, играетнагармони — иприплясывает. Затемпредлагаетребенкусамостоятельно (безпоказа) двигатьсяподзвукиразныхмузыкальныхинструментов. Усложняяигру, можнопредложитьребенкуповернутьсякстолуспиной — вэтомслучаеребенокразличаетзвучаниеинструментовтольконаслух, беззрительнойподдержки. Такуюжеигруможнопроводитьсдругимимузыкальнымиинструментами, количествокоторыхможноувеличиватьдо 3-4. Движениятакжемогутбытьразными: прыжки, бег, взмахирукамиит.д.
Маленькиймузыкант Цель: развитиеслуховоговнимания; восприятиенаслухзвуков, которыеиздаютдетскиемузыкальныеинструменты. Оборудование: детскиемузыкальныеинструменты: барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка. Ходигры: сначаланаучитеребенкаизвлекатьзвукиизмузыкальныхинструментов, затем — четкоразличатьихнаслух. Дляпроверкиуровнявосприятияребенкомзвуковиспользуйтеширму (можноиспользоватьперевернутыйнабокдетскийстолик) илипопроситеребенкаповернутьсяспиной. Педагогпоочередноизвлекаетзвукиизразличныхинструментов, аребенокопределяетнаслух, начемиграли. Вкачествеответаребенокможетповернутьсяипоказатьнанужныйинструмент, выбратьипоказатькартинкусизображениемданногоинструментаили, еслипозволяютречевыевозможности, назватьинструментсловом (возможнозвукоподражанием: «та-та-та» — барабан, «ду-ду» — дудочка, «бом-бом» — бубенит.п.). «Играть» наинструментахможетигрушечныйзверьиликукла, апедагогспрашивает: «На чем играл зайка?».
Солнышкоидождик Цель: развитиеслуховоговнимания; восприятиеидифференциациянаслухразличныхзвуковбубна — звонистук. Оборудование: бубен. Ходигры: Вэтомвариантеигры «Солнышкоидождик» мыпредлагаемнаучитьребенкапереключатьслуховоевнимание, выполняяРазныедействиясогласноразличномузвучаниюбубна: звеним —
легонькотрясембубенвруке; стучим — держимбубенводнойруке, ладоньюдругой рукиритмичноударяемпомембранебубна. — Давай пойдем на прогулку. Погода хорошая, светит солнышко.Ты гуляй, а я буду бубном звенеть — вот так! Если пойдет дождь, я буду в бубен стучать — вот так. Услышишь стук — беги домой! Повторитеигру, меняязвучаниебубнанесколькораз. Можнопредложитьребенкупопробоватьпозвенетьипостучатьвбубен, апослеэтогопоменятьсявигреролями.
Мишкаизайчик Цель: развитиеслуховоговнимания; восприятиеидифференциациянаслухразличноготемпазвучанияодногомузыкальногоинструмента. Оборудование: барабанилибубен. Ход игры: Вэтойигреможнонаучитьребенкаопределятьтемпзвучаниямузыкальногоинструмента (быстрыйилимедленный) ивыполнятьопределенныедействиявзависимостиоттемпа. — Давай поиграем! Мишка ходит медленно — вот так, а зайчик прыгает быстро — вот как! Когда я стучу в барабан медленно — ходи как мишка, когда стучу быстро — бегай, прыгай) быстро, как зайчик! Повторитеигру, меняятемпзвучаниябарабана — медленный, быстрый — несколькораз. Можнопредложитьребенкупопробоватьпостучатьвбарабанвразномтемпе (темпызначительноразличаются), апослеэтогопоменятьсявигреролями.
Маленькийбарабанщик Цель: развитиеслуховоговнимания; восприятиеидифференциациянаслухразличноготемпа, ритмаисилызвучаниябарабана Оборудование: детскийбарабан. Ход игры: Вэтойигремыпродолжаемзнакомитьребенкасразличнымитемпами, ритмомигромкостьюзвучания. Вигреиспользуйсябарабанспалочками. Предложитемалышупостучатьвбарабанмедленно, быстро. Предложитемалышупостучатьвбарабантихо, громко. Предложитеповторитьзавамипростойритм (повторяяритмическиерисунки, можнотакжехлопатьвладоши). Послетого, какребенокнаучитсяразличатьнаслух, атакжевоспроизводитьразличныеударыпобарабану, предложитеемуопределитьнаслуххарактерзвука. — Я спрячусь и буду играть в барабан, а ты угадай и скажи, как я играю: медленно или быстро, громко или тихо. Еслиречевыевозможностиребенканепозволяютдатьсловесныйответ, предложитеповторитьзвук — поигратьнабарабане. Обучениевосприятиюивоспроизведениюразличныхритмовтребуетотдельнойсерьезнойработы.
Развитиеречевогослуха Речевой (фонематический) слух — этоспособностьулавливатьиразличатьнаслухзвуки (фонемы) родногоязыка, атакжепониматьсмыслразличногосочетаниязвуков — слова, фразы, тексты. Речевойслухпомогаетдифференцироватьчеловеческуюречьпогромкости, скорости, тембру, интонации. Умениесосредоточитьсяназвукахречи — оченьважнаяспособностьчеловека. Безнеенельзянаучитьсяпониматьречь — основноесредствообщениямеждулюдьми. Умениеслушатьнеобходимотакжедлятого, чтобысамребенокнаучилсяправильноговорить — произноситьзвуки, отчетливовыговариватьслова, использоватьвозможностиголоса (говоритьвыразительно, менятьгромкостьискоростьречи). Способностьслышать, различатьнаслухзвукиречиневозникаетсамасобой, дажееслиуребенкахорошийфизический (неречевой)слух. Этуспособностьнужноразвиватьспервыхлетжизни. Речевойслухразвиваетсясмладенчества — малышраноотличаетголосматериотголосовдругихлюдей, улавливаетинтонацию речи. Лепетребенка — активноепроявлениевозникновениясобственно фонематическогослуха, ведьребеноквнимательнослушаетиповторяетзвуки родногоязыка. Формированиефонематическогослухаособенноинтенсивнопроисходитвпервые 5-6 летжизниребенка. Вэтомвозрастепоявляютсявсезвукиродногоязыкаречьстановитсяфонетическичистой, безискажений. Оченьважнонеупуститьвозможностивозрастаипомочьребенкувформированииправильнойречи. Приэтомодинаковозначимыкакумениеотчетливовыговариватьслова, такитонкодифференцироватьзвукиродногоязыканаслух. Этиуменияребенкапонадобятсяприобученииграмоте: частьсловрусскогоязыкапишутся, исходяизфонетическогопринципаписьма — «какслышим, такипишем». Приразвитииречевогослухаработапродвигаетсяотразличения (слышу-неслышу) квосприятию (чтослышу).
Слуховое восприятие проходит следующие стадии (отпростогоксложному): Восприятиесозрительнойопорой: ребенокслышитназваниепредметаивидитсампредметиликартинку. Слухозрительноевосприятие: ребенокнетолькослышитголос, новидитлицоигубыговорящего. Чистослуховоевосприятие: ребенокневидитговорящего (атакжепредмет, явление, окоторомговорят), атолькослышитголос. Цельразвитияречевогослухаредкоставитсяизолированно. Обычноречевойслухразвиваетсяпараллельносречевымподражанием: ребенокнетольковнимательнослушает, ноистараетсяповторитьуслышанное (см. раздел «Развитиеречевогоподражания», с. 191). Кромеэтого, ребенокстараетсянетолькоуслышатьсловаифразы, ноипонятьизапомнитьих (см. раздел «Развитиепониманияречи», с. 167). Поэтомузадачаразвитияречевогослухаставитсявомногихиграхнашейкниги,ведьребенкупредстоитвнимательнослушатьречьвзрослого, постаратьсяпонятьречевуюинструкциюилисмыслстихотворения, потешки, таккакотэтогозависитуспехвыполненияигровогодействия. Приэтомследуетучесть, чтоусложнятьзаданияпоразвитиюслуховоговосприятияречиследуетпостепенно. Так, сначаламы предлагаемзвукоподражания, затемкороткиеслова, далееможнопредлагать словаболеесложные (состоящиеизнесколькихслогов), потом — короткиеидлинныефразы. Кромеэтого, еслисначаламыпредлагаемсловаифразысозрительнойопорой (ребеноквидитпредметыикартинки, атакжелицоигубывзрослого), товдальнейшембеззрительнойопоры, тольконаслух. Нижемыприводимописаниенекоторыхигр, основнойзадачейкоторыхявляетсяименноразвитиеречевогослуха (изолированноотдругихзадач). Итак, основнаязадачаигр, направленныхнаразвитиевосприятияречинаслух, — открытьдлямалышаособыймирзвуковчеловеческойречи, сделатьэтизвукипривлекательнымиизначимыми. Вслушиваясьвслова, играясними, ребенокформируетфонематическийслух, улучшаетдикцию, стараясьприблизитьзвучаниесвоейречиктому, чтоонслышитотокружающих. Поэтомуоченьважно, чтобыречьокружающихребенкалюдейбылачистойиправильной, могластатьобразцомдляподражания. Следующимэтапомразвитияречевого (фонематического) слухаребенкаявляетсязвуковойанализслова — придумываниесловназаданныйзвук, определениеместазвукавслове (вначале, вконцеиливсерединеслова), различениенаслухслов, которыеразличаютсяоднимзвуком, определениенаслухзвуковогосоставасловипр. ТакоевосприятиеречистановитсяпосильнымдлядетейДошкольноговозраста (4-6 лет), егоразвитиеявляетсязадачейследующегоэтапалогопедическойработыинерассматриваетсяврамкахданнойкниги.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|