Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Игры для развития физического слуха





Послушаемзвуки!

• развитиеслуховоговнимания; восприятиенаслухзвуковприоды - голосовживотныхиптиц.

Ходигры: Играпроводитсянапрогулке. Гуляянадетскойплощадкевпарке, обращайтевниманиемалышаназвукиприроды — ветраидождя, шелестлистьев, журчаниеводы, грохотаниегромавовремягрозыидр. Такжеобращайтевниманиеребенканазвуки, которыеиздаютживотныеиптицы, живущиевгороде, — собакиикошки, вороны, голуби, воробьи, утки.

Послетого, какребенокнаучитсяхорошоразличатьэтизвукисопоройназрение (слышитивидитодновременно), предложитеопределитьисточникзвукасзакрытымиглазами (тольконаслух):

Закрой глаза. Сейчас я открою окошко, а ты постарайся определить на слух, какая погода на улице.

Закрой глаза и постарайся угадать, какие птички прилетели к нашей кормушке.

Напрогулкевлесуобратитевниманиеребенканаразнообразныезвуки — шумветвейдеревьев, звукотпаденияшишек, стукдятла, скрипстарыхдеревьев, топотежикавтравеидр.

 

Кто кричит?

Цель: развитиеслуховоговнимания; восприятиенаслухкриковЖивотныхиптиц.

Ход игры: Играпроводитсялетомнадачеиливгостяхвдеревне. Вместесребенкомпознакомьтесьсдомашнимиживотнымииптицами, научитеребенкаразличатьиздаваемыеимизвукиипроизноситьзвуксконкретнымживотным (лошадь, корова, коза, свиньяилиптицей (утка, гусь, курица, петух, цыпленок, индюк). Усложняязадачу, предложитеребенкуопределить, ктокричит, сзакрытым., глазами (илиневыходяиздома).

Давай посидим во дворе. Закрой глаза и постарайся угадать, там кричит. Конечно, это петух прокукарекал! Молодец, угадал, j теперь? Да, это хрюкает свинья.

 

Звукидома

Цель: развитиеслуховоговнимания; восприятиенаслухзвуков, которыеиздаютразличныепредметыобихода.

Ход игры: Находясьвквартире, прислушайтесьвместесребенкомкзвукамдома—тиканьючасов, звонупосуды, скрипудвери, шумуводывтрубах, бульканьюсупаишипениюкотлеткинасковороде, кзвукам, которыеиздаютразличныебытовыеприборы (жужжаниепылесоса, шипениезакипающегочайника, гудениекомпьютераЯпр.). Лучшепроводитьтакуюработу, организуяразличныеигры:

«Найди, тикает,(звенит, жужжитит.д.)/» илисоревнование:

Кто больше звуков услышит?»

Впоследующемможноусложнитьзадачу, предлагаяребенкуопределитьисточникзвукасзакрытымиглазами.

 

Постучим, погремим!

Цель: развитиеслуховоговнимания, восприятиенаслухзвуков, которыеиздаютразличныепредметы.

Оборудование: различныепредметы — бумага, полиэтиленовыйпакет, ложки, палочкиидр.

игры: Играпроводитсявквартире. Познакомьтеребенкасразообразнымизвуками, которыеполучаютсяприманипуляцииспредметами: постучитедеревянныммолоточком, помнитеилипорвителистбумаги, пошелеститегазетой, прошуршитепакетиком, ударьтедеревяннымиилиметаллическимиложкамидругодруга, проведитепалочкойпобатарее, уронитекарандашнаполит.п.

Послетого, какребенокнаучитсявнимательнослушатьзвукипредметов, предложитепослушатьсзакрытымиглазамииугадать, какойпредметзвучал. Можнопроизводитьзвукзаширмойилизаспинойуребенка, атотслушаетизатемпоказываетпредмет — источникзвука. Поначалувзрослыйиребенокдоговариваются, какиепредметыбудутиспользованывигре, вдальнейшемможноиспользоватьлюбыепредметывкомнате — манипулироватьими, издаваязвуки. Вэтойигреполезновремяотвременименятьсяролями.

 

Тук-тук!

Цель: развитиеслуховоговнимания.

Оборудование: стол, куклаидругиеигрушки.

Ходигры: Ребенокипедагогсидятзастолом, игрушкаспрятанаподстолом. Педагогнезаметностучитокрайстола.

~~ Тук-тук! Что за стук? Кто-то к нам в гости пришел! Кто там? Это кукла! Заходи, кукла, к нам в гости.

Далеепедагогобъясняет, чтодолжныприйтиещеидругиегости, потомунадовнимательнослушать, когдараздастсястуквдверь.

 

Я буду готовить угощение, а ты внимательно слушай: когда дастся стук в дверь, спроси: «Кто там?»

Играпродолжается. Расстояниеотисточникастукадоребе: такжесилустукаможнопостепенноменять: расстояниеувеличивать, стукделатьтише.

Другойвариантигрыподразумеваетналичиетретьегоучастника: второйвзрослыйилиребенокпостаршестучитвдверьиприводитссобойигрушку.

 

Найдитакуюжекоробочку

Цель: развитиеслуховоговнимания; восприятиенаслухзвуков, которыеиздаютразличныесыпучиематериалы.

Оборудование: непрозрачныекоробочкиилибаночкисразлимикрупами.

Ход игры: Насыпьтевнебольшиекоробочкиразныекрупы — горох, гречневуюиманнуюкрупы, рис. Вкачествекоробочекудобноиспользоватьнепрозрачныеконтейнерыотфотопленки, коробочекодинаковойкрупойдолжнобытьподве. Помимокрупможноиспользоватьсоль, макароны, бусинки, камушкиидругиематериалглавное — чтобыиздаваемыйимизвукотличалсяотостЧтобызвуквпарныхкоробочкахнеразличался, необходимонасыпатьодинаковоеколичествосыпучегоматериала.

Одиннаборкоробочекположитепередребенком, другойтесебе. Потряситеоднойизкоробочек, привлекаявниманиеребенкакзвучанию. Предложитеребенкунайтисредиегокоробочекту, котораяиздаеттакойжезвук. Количествопаркоробочекувеличивайтепостепенно.

 

Звукиулицы

Цель: развитиеслуховоговнимания; восприятиенаслухразличныхтранспортныхшумов.

Ход игры: Играпроводитсявовремяпрогулкипоулицеиливобщественномтранспорте. Помогитеребенкувыделитьсредидругихзвуковразнообразныетранспортныешумы — сигналыавтомоблей, звонтрамвая, скриптормозов, гудениеэскалаторавмет;

 

стукколеспоезда, гудениесамолетавнебеидр. Послетого, какребенокнаучитсяразличатьэтизвуки, предложитеопределитьихсзакрытымиглазами: стояуперекрестка, определить, стоятмашиныилиедут, угадать, далеконаходитсятрамвайилиподъехалблизкоит.д.

Погремушки

Цель: развитиеслуховоговнимания, восприятиенаслухзвуков, которыеиздаютразличныезвучащиеигрушки.

Оборудование: звучащиеигрушки — погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещоткиидр.

Ходигры: Подберитенаборразнообразныхзвучащихигрушек. Вместесребенкомизвлекайтеизнихзвуки, покамалышненаучитсячеткодифференцироватьихнаслух. Послеэтогоможноорганизоватьигру «Узнайпозвуку»: спрячьтеигрушкизаширму, пустьребенокпослушаетиздаваемыезвукииугадает, какаяигрушказвучала (можнопроизводитьзвукизаспинойуребенка). Вэтойигреможнопоменятьсясребенкомролями: ониграет, авыугадывайтеигрушкииназывайтеих.

ВесёлыйПетрушка

Цель: развитиеслуховоговнимания; обучениеумениюбыстрореагироватьна звук.

Оборудование: игрушкаПетрушка; детскиемузыкальныеинструменты — барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармощка.

Ходигры:

Педагогначинаетигрусобъяснения.

Сейчас к тебе в гости придет весёлый Петрушка. Он будет играть в бубен. Как только услышишь звукиповернись! Раньше времени поворачиваться нельзя!

Педагограсполагаетсязаспинойребенканарасстоянии 2-4 мУдаряявбубен (илидругойинструмент), быстродостаетиз-заспиныПетрушку. Петрушкакланяетсяисновапрячется. Игруможнопроводить, используяразныемузыкальныеинструменты.

 

Шагаем и танцуем!

Цель: развитиеслуховоговнимания; обучениеумениюразличатьнаслухзвучаниеразличныхинструментовиреагироватьнакаждоезвучаниепо-разному.

Оборудование: детскиемузыкальныеинструменты — барабан, гармошка.

Ходигры: Передпедагогомнастолестоятбарабанигармонь. Ребенокстоитпередстолом, повернувшиськпедагогу.

Сейчас я буду играть на барабане или на гармони. Под барабан надо маршировать, а под гармоньтанцевать.

Педагогпоказывает, какнадодействовать: стучитвбарабан —имарширует, играетнагармони — иприплясывает. Затемпредлагаетребенкусамостоятельно (безпоказа) двигатьсяподзвукиразныхмузыкальныхинструментов.

Усложняяигру, можнопредложитьребенкуповернутьсякстолуспиной — вэтомслучаеребенокразличаетзвучаниеинструментовтольконаслух, беззрительнойподдержки. Такуюжеигруможнопроводитьсдругимимузыкальнымиинструментами, количествокоторыхможноувеличиватьдо 3-4. Движениятакжемогутбытьразными: прыжки, бег, взмахирукамиит.д.

 

Маленькиймузыкант

Цель: развитиеслуховоговнимания; восприятиенаслухзвуков, которыеиздаютдетскиемузыкальныеинструменты.

Оборудование: детскиемузыкальныеинструменты: барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.

Ходигры: сначаланаучитеребенкаизвлекатьзвукиизмузыкальныхинструментов, затем — четкоразличатьихнаслух. Дляпроверкиуровнявосприятияребенкомзвуковиспользуйтеширму (можноиспользоватьперевернутыйнабокдетскийстолик) илипопроситеребенкаповернутьсяспиной. Педагогпоочередноизвлекаетзвукиизразличныхинструментов, аребенокопределяетнаслух, начемиграли. Вкачествеответаребенокможетповернутьсяипоказатьнанужныйинструмент, выбратьипоказатькартинкусизображениемданногоинструментаили, еслипозволяютречевыевозможности, назватьинструментсловом (возможнозвукоподражанием: «та-та-та» — барабан, «ду-ду» — дудочка, «бом-бом» — бубенит.п.).

«Играть» наинструментахможетигрушечныйзверьиликукла, апедагогспрашивает: «На чем играл зайка?».

 

Солнышкоидождик

Цель: развитиеслуховоговнимания; восприятиеидифференциациянаслухразличныхзвуковбубна — звонистук.

Оборудование: бубен.

Ходигры: Вэтомвариантеигры «Солнышкоидождик» мыпредлагаемнаучитьребенкапереключатьслуховоевнимание, выполняяРазныедействиясогласноразличномузвучаниюбубна: звеним —

 

легонькотрясембубенвруке; стучим — держимбубенводнойруке, ладоньюдругой рукиритмичноударяемпомембранебубна. — Давай пойдем на прогулку. Погода хорошая, светит солнышко.Ты гуляй, а я буду бубном звенетьвот так! Если пойдет дождь, я буду в бубен стучатьвот так. Услышишь стукбеги домой! Повторитеигру, меняязвучаниебубнанесколькораз. Можнопредложитьребенкупопробоватьпозвенетьипостучатьвбубен, апослеэтогопоменятьсявигреролями.

 

Мишкаизайчик

Цель: развитиеслуховоговнимания; восприятиеидифференциациянаслухразличноготемпазвучанияодногомузыкальногоинструмента.

Оборудование: барабанилибубен.

Ход игры: Вэтойигреможнонаучитьребенкаопределятьтемпзвучаниямузыкальногоинструмента (быстрыйилимедленный) ивыполнятьопределенныедействиявзависимостиоттемпа. — Давай поиграем! Мишка ходит медленновот так, а зайчик прыгает быстровот как! Когда я стучу в барабан медленноходи как мишка, когда стучу быстробегай, прыгай) быстро, как зайчик!

Повторитеигру, меняятемпзвучаниябарабана — медленный, быстрый — несколькораз. Можнопредложитьребенкупопробоватьпостучатьвбарабанвразномтемпе (темпызначительноразличаются), апослеэтогопоменятьсявигреролями.

 

Маленькийбарабанщик

Цель: развитиеслуховоговнимания; восприятиеидифференциациянаслухразличноготемпа, ритмаисилызвучаниябарабана Оборудование: детскийбарабан.

Ход игры: Вэтойигремыпродолжаемзнакомитьребенкасразличнымитемпами, ритмомигромкостьюзвучания. Вигреиспользуйсябарабанспалочками.

Предложитемалышупостучатьвбарабанмедленно, быстро.

Предложитемалышупостучатьвбарабантихо, громко.

Предложитеповторитьзавамипростойритм (повторяяритмическиерисунки, можнотакжехлопатьвладоши).

Послетого, какребенокнаучитсяразличатьнаслух, атакжевоспроизводитьразличныеударыпобарабану, предложитеемуопределитьнаслуххарактерзвука.

Я спрячусь и буду играть в барабан, а ты угадай и скажи, как я играю: медленно или быстро, громко или тихо.

Еслиречевыевозможностиребенканепозволяютдатьсловесныйответ, предложитеповторитьзвук — поигратьнабарабане.

Обучениевосприятиюивоспроизведениюразличныхритмовтребуетотдельнойсерьезнойработы.

 

Развитиеречевогослуха

Речевой (фонематический) слух — этоспособностьулавливатьиразличатьнаслухзвуки (фонемы) родногоязыка, атакжепониматьсмыслразличногосочетаниязвуков — слова, фразы, тексты. Речевойслухпомогаетдифференцироватьчеловеческуюречьпогромкости, скорости, тембру, интонации.

Умениесосредоточитьсяназвукахречи — оченьважнаяспособностьчеловека. Безнеенельзянаучитьсяпониматьречь — основноесредствообщениямеждулюдьми. Умениеслушатьнеобходимотакжедлятого, чтобысамребенокнаучилсяправильноговорить — произноситьзвуки, отчетливовыговариватьслова, использоватьвозможностиголоса (говоритьвыразительно, менятьгромкостьискоростьречи).

Способностьслышать, различатьнаслухзвукиречиневозникаетсамасобой, дажееслиуребенкахорошийфизический (неречевой)слух. Этуспособностьнужноразвиватьспервыхлетжизни.

Речевойслухразвиваетсясмладенчества — малышраноотличаетголосматериотголосовдругихлюдей, улавливаетинтонацию

речи. Лепетребенка — активноепроявлениевозникновениясобственно фонематическогослуха, ведьребеноквнимательнослушаетиповторяетзвуки родногоязыка. Формированиефонематическогослухаособенноинтенсивнопроисходитвпервые 5-6 летжизниребенка. Вэтомвозрастепоявляютсявсезвукиродногоязыкаречьстановитсяфонетическичистой, безискажений.

Оченьважнонеупуститьвозможностивозрастаипомочьребенкувформированииправильнойречи. Приэтомодинаковозначимыкакумениеотчетливовыговариватьслова, такитонкодифференцироватьзвукиродногоязыканаслух. Этиуменияребенкапонадобятсяприобученииграмоте: частьсловрусскогоязыкапишутся, исходяизфонетическогопринципаписьма — «какслышим, такипишем».

Приразвитииречевогослухаработапродвигаетсяотразличения (слышу-неслышу) квосприятию (чтослышу).

 

Слуховое восприятие проходит следующие стадии (отпростогоксложному):

Восприятиесозрительнойопорой: ребенокслышитназваниепредметаивидитсампредметиликартинку.

Слухозрительноевосприятие: ребенокнетолькослышитголос, новидитлицоигубыговорящего.

Чистослуховоевосприятие: ребенокневидитговорящего (атакжепредмет, явление, окоторомговорят), атолькослышитголос.

Цельразвитияречевогослухаредкоставитсяизолированно. Обычноречевойслухразвиваетсяпараллельносречевымподражанием: ребенокнетольковнимательнослушает, ноистараетсяповторитьуслышанное (см. раздел «Развитиеречевогоподражания», с. 191). Кромеэтого, ребенокстараетсянетолькоуслышатьсловаифразы, ноипонятьизапомнитьих (см. раздел «Развитиепониманияречи», с. 167). Поэтомузадачаразвитияречевогослухаставитсявомногихиграхнашейкниги,ведьребенкупредстоитвнимательнослушатьречьвзрослого, постаратьсяпонятьречевуюинструкциюилисмыслстихотворения, потешки, таккакотэтогозависитуспехвыполненияигровогодействия.

Приэтомследуетучесть, чтоусложнятьзаданияпоразвитиюслуховоговосприятияречиследуетпостепенно. Так, сначаламы

предлагаемзвукоподражания, затемкороткиеслова, далееможнопредлагать

словаболеесложные (состоящиеизнесколькихслогов), потом — короткиеидлинныефразы. Кромеэтого, еслисначаламыпредлагаемсловаифразысозрительнойопорой (ребеноквидитпредметыикартинки, атакжелицоигубывзрослого), товдальнейшембеззрительнойопоры, тольконаслух.

Нижемыприводимописаниенекоторыхигр, основнойзадачейкоторыхявляетсяименноразвитиеречевогослуха (изолированноотдругихзадач).

Итак, основнаязадачаигр, направленныхнаразвитиевосприятияречинаслух, — открытьдлямалышаособыймирзвуковчеловеческойречи, сделатьэтизвукипривлекательнымиизначимыми. Вслушиваясьвслова, играясними, ребенокформируетфонематическийслух, улучшаетдикцию, стараясьприблизитьзвучаниесвоейречиктому, чтоонслышитотокружающих. Поэтомуоченьважно, чтобыречьокружающихребенкалюдейбылачистойиправильной, могластатьобразцомдляподражания.

Следующимэтапомразвитияречевого (фонематического) слухаребенкаявляетсязвуковойанализслова — придумываниесловназаданныйзвук, определениеместазвукавслове (вначале, вконцеиливсерединеслова), различениенаслухслов, которыеразличаютсяоднимзвуком, определениенаслухзвуковогосоставасловипр. ТакоевосприятиеречистановитсяпосильнымдлядетейДошкольноговозраста (4-6 лет), егоразвитиеявляетсязадачейследующегоэтапалогопедическойработыинерассматриваетсяврамкахданнойкниги.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.