Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Использование ритма в развитии речи





Передтем, какприступитькописаниюметодическихприемовиспользованияритмавразвитииречи, давайтеразберемся, чтожетакоеритм.

Ритм — равномерноечередованиекаких-либоэлементов (звуковых,

двигательныхит.п.); внутренняяорганизациямузыкального, поэтического и т.п. произведения, основаннаяначередованиизвуков, движений; налаженныйходчего-либо, размеренностьвпротеканиичего-либо (ритмжизни, режимдняит.п.).* Ритмичностьзаложенавчеловекесамойприродой (режимдня, сезонныеизмененияритмажизни). Выделим характерные особенности ритма:

внутренняя организация —тоестьритмобладаетспособностьюорганизовывать, упорядочиватьхаотичныеэлементы; повторяемость — дляритмахарактерноповторение, чередованиеоднихитех

жеэлементов; размеренность —впротивоположностьспонтанностиритмобусловливаетпредсказуемостьиналаженныйходчего-либо (например, режимдняиликакая-либодеятельность).

Этиособенностиритмаможносуспехомиспользоватьвходеразвитияречи. Так, использованиестихотворенийобеспечиваетвнутреннююорганизациютекста (стихотворныйразмер), повторяемостьэлементов (звуковыесозвучияслов-рифм). Впесняхпомимовнутреннейорганизациииразмеренноститекста, повторяемостьобеспечиваетсяритмичнымповторениемприпевов. Кромеэтого, малышивообщелюбятслушатьдетскиестихотворенияипеснипомногураз (повторяемость). Полезносочетатьстихотворныетекстысмелодиейилипропеванием, атакжесопровождатьтекстыритмичными, повторяющимисядвижениями. Всеэтопомогаетлучшевоспринять, понятьизапомнитьтекст. Такаяработаявляетсяэффективнымстимуляторомразвитияумалышейактивнойречи.

Использованиеритмавразвитииречиначинаетсясподготовительногоэтапа — знакомства с текстом (идвижениями, еслиониприсутствуют): взрослыймногократноповторяеттекст, одновременнопоказываянеобходимыедвижения, аребенокнаблюдаетизапоминает. Наэтомэтапеотребенканетребуетсяактивногоуча-

 

Современныйтолковыйсловарьрусскогоязыкаподред. С.А. Кузнецова, СПб., Норинт, 2004.

 

стия, главнаяцель — чтобыпроизведениесталознакомым, узнаваемым, «своим». Достигнутаэтацельилинет, обычноможноувидетьпореакцииребенка. Еслиребенокузнаёттекстиемунравитсяигра, возникаетэмоциональнаяреакция — онулыбается, прислушивается, можетпринестисоответствующуюигрушкуиликнижкускартинками, иногдаребенокпособственнойинициативеделаетпопыткиповторитьзавзрослымдвижения, договариваетобрывки-окончанияслов. Обычноэтапзнакомствастекстомнезанимаетмноговремени.

Послетого, какребенокзапомнилтекст, становитсявозможнымвовлечениеребенкавигру, побуждениекиспользованиюимактивнойречи: ребенокучитсяповторятьзавзрослымнеобходимыедвижения, проговариватьсловаифразыизтекста, допеватьсловаистрочкивпесенках. Дляэтогопричтенииилипениипедагогделаетпаузы, пропускаявречичаститекста. Такимобразом, ребенкупредоставляетсявозможностьдоговоритьилидопетьчастьзнакомоготекста. Сначаларебенокможетназватьпоследнееслововстроке, вдругойраз — договоритьилидопетьдвапоследнихслова, апотомицелуюстроку.

Однакочастослучается, чтодетинепонимаютилиплохопонимаютзначениетекста, из-зачрезмернойпоэтическойобразности, большогоколичестванезнакомыхсловивыраженийипр. Чтобывосприятиемалышамитекстабылоосмысленным, самитекстыстихотворений, потешек, загадокипесенокдолжныотвечатьрядуусловий:

Объем. Текстынедолжныбытьдлинными, особеннонаначальномэтапеработы. Короткиетекстылегчезапоминаютсядетьми, позволяюторганизоватьигру «наодномдыхании» — вниманиемалышейнерассеивается, онинепереутомляются. Кромеэтого, недлинныетекстыудобныидляпедагога, таккаквсепредлагаемыедетямстихиипесни, атакжесопровождающиеихдвижениядолжныбытьвыученынаизусть, чтообеспечиваетритмичность (заминкивходеигрынедопустимы).

Уровень сложности. Текстыдолжныбытьпростымипосодержанию — состоятьизслов, доступныхпониманиюмалышей, знакомыхимпоопыту, покнижкам, мультфильмамипр. Например, дети

могутвжизниобщатьсясживотнымииптицами — кошкой, собакой, рыбками, попугаемдома, аголубя, воробьяиворонувидетьнаулице. Сдругимиживотными — волк, лиса, заяцидр. — детизнакомятся, слушаясказки. Кромеэтого, позвуковомусоставутекстынедолжнысодержатьсложныхвповторениислов, недоступныхдлявоспроизведениядетьмиданноговозрастаиуровняречевогоразвития.

Стихотворные размеры и рифмы. Текстыдолжныбытьгармоничными, рифмылегкимииестественными, ненадуманными, алогичнымиилегкозапоминающимися. Вэтомслучаерифмывстихах, повторяющиесякуплетывпесняхлегковоспроизводятся, облегчают, анезатрудняютзапоминаниеивоспроизведение.

Наличие повторяющихся элементов. Втекстахдолжныприсутствоватьповторяющиесяэлементы — слова, фразыилицелыекуплеты. Этотприемоченьчастоиспользуетсявтекстахнародныхсказокипотешек. Построенныйтакимобразомтексточеньгармоничновоспринимаетсядетьмираннеговозраста. Принципповторяемостиприизучениипростыхстихотворений-четверостишийобеспечиваетсязасчетмногократногоповторениясамогостихотворения.

Чтобыпомочьдетямвоспринятьиосмыслитьнетолькоотдельныесловаифрагментыпроизведения, ноисодержаниевцелом, необходимоприложитьдополнительныеусилия — эмоциональнообыгратьтекстпроизведения, используяигрушкиипредметы; илисопровождатьчтение (пение) характернымиповторяющимисядвижениямиилидействиями; использоватьиллюстрациикпроизведениямипр.

Предлагаемыенижетекстыбылиотобранывходезанятийсдетьмииуспешнопроверенынапрактике. Словаисловосочетания, которыепредлагаютсядетямдлясамостоятельногопроговаривания (договаривания, допевания), подчеркнуты.

Подбирайтетекстывзависимостиотвозрастадетей, ихвозможностей.

 

Тексты подразделяются на следующие разделы:

короткие стихотворения и потешки — договариваниесловистрок; потешки, детские песни — ритмическоесочетаниетекстасдвижениями,

мелодией; рифмованные загадки — договариваниерифмы (слово-отгадка).

 

Незабывайтепохвалитьиодобритьпопыткиребенкапринятьучастиевигре. Ноеслималышпродолжаетмолчать, нестоитрасстраиваться. Наберитесьтерпенияиобязательнопродолжайтезанятия — делайтепаузывтекстах, азатемсамидоговаривайтеилидопевайтенужныесловаистрочки. Придетвремя, иребенокобязательновключитсявигру.

Игрысиспользованиемметодадоговариваниялучшеприменятьприиндивидуальнойработе. Некоторыеигрыпроводятсявгруппе.

 

Упражнения на договаривание слов и строк


КУКОЛКА

Кукла, куколкаБай-бай! Спи спокойно,

Засыпай!

 

ПТИЧКА

Села птичка на окошко.

«Посиди у нас немножко!

Посиди, не улетай!

Улетела: Аи!»

 

ДОЖДИК

Дождик, дождик, кап да кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять.

Мы промочим ножки.

 

МИШУТКА

Шапка, да шубка

Вот и весь Мишутка!

 

МИШКА

Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу.

Потому что он хороший.

 

БЫЧОК

Идет бычок, качается.

Вздыхает находи:

Ох, доска кончается.

Сейчас я упаду!

 

БЕЛЫЕГУСИ

Белые гуси к ручейку идут.

Белые гуси гусяток ведут. Белые гуси вышли на луга. Крикнули гуси: «га! га! га!»

 

КОТИК

Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы!

 

КОТ

Мяу -мяу!

Кот пищит. — У меня живот болит.

 

ДОЖДЬ

Дождик, дождик.

Полно лить,

Малых детушекМочить!

 

ПЕТУШОК

Петушок, петушок. Золотой гребешок.

Масляна головушка.

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь, Детям спать не даёшь?

 

ЛИСАИВОЛК

Вот пришла лисичка.

Рыжая сестричка.

Прибежал сердитый волк.

Он зубами щёлк да щёлк!

 

КУКУШКА

У леса на опушке Высоко на суку С утра поёт кукушка: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку

 

ЗАЙЧИК

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает.

Прямо в зайчика стреляет. Пиф-паф! Не попалСерый зайчик убежал!

 

МЯЧИК

Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик.Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч.

 

ЛОШАДКА

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шёрстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик. И верхом поеду в гости.

 

СЛОН

Спать пора! Уснул бычок.

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать.

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон. Он слонихе шлет покл он.

 

БОЖЬЯКОРОВКА (1)

Божья коровка. Черная головка.

Улети на небо.

Принеси нам хлеба.

Черного и белого.

Только не горелого.

 

БОЖЬЯКОРОВКА (2)

Божья коровка.

Полети на небо.

Там твои детки

 

СОЛНЫШКО

Светит солнышко в окошко.

Смотрит в нашу комнатку. Мы захлопаем в ладошки

Оченьрады солнышку.

 

ОГУРЕЧИК

Огуречик, огуречик. Не ходи на тот конечикТам мышка живет.

Тебе хвостик отгрызет!


Кушают котлетки!

 

Ритмическоесочетаниетекстасдвижениями, мелодиейдаетдвойнойэффект. Поэтомутакполезносопровождатьчтениепотешекипениепесенокдвижениямиидействиями, мелодией.

Напервомэтапезанятийпедагогпроговариваеттекстпотешкиилипропеваетпесню, сопровождаяихдвижениями. Затемразучиваетдвижениявместесдетьми. Толькопослетого, какдетихорошозапомнилидвижения, можнопредложитьимдоговариватьидопеватьпропущенныесловаистроки. Наначальномэтапедоговариваетсяпоследнееслововстроке (втекстахподчеркнуты), вдальнейшемможнопредлагатьдетямдоговариватьцелыестрокиикуплеты. Приэтомнеобходимоучитывать, чточастодетямоказываетсясложносовмещатьдвижениеиречь. Поэтомуможноиспользоватьдвижениянаэтапезнакомствастекстом, вдальнейшемпроговариватьтекстыужебездвижений.

Описанныенижедвиженияподобраныавторомвходеработысдетьми. Ихможноменять, подбираянаиболееподходящиеите, чтоособеннонравятсядетям. Важно, чтобыпедагогзналтекстынаизусть. Выполнятьдвижениянадосинхроннопроизнесениютекста. Запинкивовремяигрынедопустимы: онисбиваютритм, ивэтомслучаецельзанятиянедостигается.

Вописанныхнижедвижениях, сопровождающихтексты, активноиспользуютсяобщепринятыежесты (описаниежестовсм. вразделе «Развитиепониманияречи», с. 167). Вкавычкахописаныдействия, подразумевающиелибовхождениевопределенныйобраз, либовоображаемоеиспользованиепредметов.


 

Потешки

СОРОКА-БЕЛОБОКА

Сорока-белобока Кашку варила.

Деток кормила:

Этому дала.

Этому дала. Этому дала.

Этому дала, А этому не дала.

Ты дров не рубил.

Ты воды не носил.

Ты печь не топил.

Тебе каши не дадим!

Выполняетсястоянаковре.

«Мешаемложкойкашу» — круговыедвижениярукой; дающий

жест «на» (повторяем 4 раза); жестотказа «нет» — машемрукой; жестпорицания — машем

указательнымпальцем;

 

 

разводимрукивстороны, машем

головой

(жестотрицания).


 

ПРОСАШУ

Наша Саша Варила кашу.

Кашу сварила,

Малышей кормила:

Этому дала.

Этому дала.

Этому дала.

Этому дала,

А этому не дала

Он много шалил,

 

Мешаем ложкой кашу» —

круговыедвижениярукой;

дающийжест «на» (повторяем 4

раза);

жестотказа «нет» — машемголовой; жестпорицания — машемуказательным

 

КОЗАРОГАТАЯ

Идет коза рогатая.

Идет коза бодатая

За малыми ребятами!

Ножками: топ! топ! Глазками: хлоп! хлоп!

Кто кашки не ест.

Кто молочка не пьет.

Того забодает, забодает.

 

 

Делаем «рога»: выставляемвпередуказательныйпалецимизинец, остальныепальцысомкнутывкулак; «бодаемся» — дотрагиваемсярогамидоребенка;

жест «маленький» — ладоньюпоказываемростнадуровнемпола; топаем;

моргаем (можно смыкать и

размыкатьпальцырук); жестотрицания — мотаемголовойизсторонывсторону; «бодаемся».


 

ЛАДУШКИ (1)

—Ладушки, ладушки, где были?

Убабушки — Что ели?

— Кашку-Что пили?

— Бражку. Кашку поели,

Бражку попили,

Шу-у-у, полетели

На головку сели

 

Хлопаемвладоши; едимложкойкашу»; «пьем»; машемрукамикаккрыльями; мягкоопускаемладонинаголовумалыша.


 

ЛАДУШКИ (2)

Ладушки, ладушки.

Испекли оладушки.

На окно поставили.

Остывать оставили.

Остынутпоедим

И воробушкам дадим. Воробушки селиВсе оладьи съели.

Кыш-кышполетели! На головку сели!

 

 

Песенки*

БОБИК

Сл. Н. НайденовойМуз. Т.Потапенко

Вот наш. Бобик, Славный пёс! Гав! Гав! Белый лобик. Черный нос! Гае!Гае! Бобик, Бобик, Лапку дай! Гае! Гае! Сядь на коврик И не лай! Хлопаемвладоши; «сыпемкрошки»; присаживаемсянакорточки; «клюем» — стучимпальцамипополу; «летим» — взмахируками; опускаемрукинаголову. Можноиспользоватьмягкуюигрушку. Хлопаем в ладоши (2 раза); указательныйжест — показываемналоб; указательныйжест — показываемна нос; хлопаемвладоши (2 раза); жест «здороваемся» — беремзалапу, трясемее; хлопаемвладоши (2 раза); жест «тихо» — прижимаемуказательныйпалецкгубам.
«ставимблюдонаокно»; дуем;

«едим»;

 

 

 

Текстынекоторыхпесеннамеренносокращены. Всоответствиисвозрастомивозможностямидетейпостепенноможнопредлагатьболееполныеварианты

Сопутствующиедвиженияидействияварьируйтепосвоемуусмотрению.

 

 

МАШЕНЬКА-МАША

Сл. С.НевельштейнМуз. ЕЛиличеевой

Машенька- Маша, Куколка наша, В саночки садилась, С горки покатилась. У-ух!     Используютсякуклаиплаток. Расстелитенаполуплаток (можноиспользоватькусоктканиилипеленку), усадитенаплатоккуклу. Предложитеребенкувзятьсязаодинконецплатка, самивозьмитесьзадругой. Напеваяпесенку, тихонькотянитезасобойконецплатка, побуждаяребенкадействоватьсимметричносвами. Наслова «У-ух» резкопотянитеплаток — Машенькапоехаласгорки! Еслиуребенкапоканеполучаетсядействоватьвместесвами, простопропойтепесенку, сопровождаяеедвижениями. Затемпредложитеребенкуповторитьдвижениявовремявашегопения. Подэтужепеснюможнопокататьнаодеялеребенка.

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.