|
Сравнительный звуковой анализ слов «Луна» (спутник Земли) и «лиса».⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Вопросы к детям: - Какой звук первый в слове «лиса»? - [л']. - Какой первый звук в слове «Луна»? - [Л]. - Какие это звуки? - Это звуки-братцы: [Л] - большой братец, [л] — маленький братец. Педагог еще раз обращает внимание детей на то, что произносить эти звуки мешает язычок, поэтому [л] и [Л] - согласные звуки. Большой братец [Л] - твердый согласный, маленький братец [л] - мягкий согласный. Твердый согласный звук обозначаем синей фишкой, а мягкий согласный - зеленой фишкой. Игра «Назови пару». Проводится в кругу с мячом. Педагог называет твердый согласный звук, а дети в ответ -мягкую пару названного звука. Например, воспитатель называет звуки [с], [т], [в], [б], [л], [п], [г] и одновременно бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет парный мягкий согласный и возвращает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети. Лексическое упражнение «Лисонька — лиса». Условия игры: воспитатель показывает детям игрушку и задает вопросы. Правила игры: дети по очереди отвечают на поставленный вопрос. В игре участвуют все дети. Вопросы: - Кто это? (Лиса.) - Назовите по-другому это животное. (Лисица, лисонька, хищница, лисичка, зверь.) ~ Какие из этих слов длинные? Почему? (В них много звуков J - Какими словами можно сказать про то, какая это лиса? (Хитрая, хищная, рыжая, остроносая, быстрая, ловкая, длиннохвостая...) - Какими словами можно сказать про то, что делает лиса? (Стоит, смотрит, ждет, ожидает, выжидает, прислушивается, вслушивается, слышит...) - Назовите это животное словом, в котором слышится звук [с]. (Лиса.) - Вспомните слово со звуком [к]. (Лисонька, лисичка.) - Какие слова, похожие по звучанию, можно подобрать к слову «лисичка»? (Сестричка, синичка, невеличка...) Игровое упражнение «Мой медведь». Выкладывание изображения медведя из геометрических фигур, полученных путем обрывания из бумаги по контуру. Занятие №31 Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «МУХА». ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ГРАММАТИКИ Задачи: • упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы; • совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами; • упражнять в проведении звукового анализа слова («муха»); • активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье, развивать внимание к слову и его значению; • развивать мелкую моторику. Пособия: картинка-схема слова «муха», карточки, конверты с фишками; мяч, тетради, простые карандаши; рыжий котенок и черный щенок (игрушки); наборы спичек (или счетные палочки).
Ход занятия Игра «Кто больше назовет действий». Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают. Поощряется разнообразие ответов. - Что можно сказать о снеге? Снег что делает? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит...) - Что можно сказать о дожде? Дождь что делает? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше...) - Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает...) - Что делает солнце весной? (Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит...) - Что делает трава весной? (Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю...) - Что делают птицы весной? (Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов...) - Что делают почки весной? (Наливаются, набухают, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки - нежные, зеленые, душистые, пахучие...) - Что можно делать с цветами? (Сажать, поливать, смотреть на них, любоваться ими, дарить, нюхать, срезать их, ставить в вазу...) Лексическое упражнение «Составление предложений с данными словами». Задание 1. Составить предложения с данными словами. А) чирикать, крыша, на, воробей, весело.
Б) набухать, деревья, на, почки. В) на, повесить, дерево, скворечник, Коля. Г) вить, весна, птицы, на, гнезда, деревья. Д) ручейки, земля, веселый, побежать, весенний, по. Задание 2. Зарисовать схемы предложений (короткими черточками) в тетрадях. Физкультминутка «Кузнечики» Дети поднимают плечи. Прыгают на месте. Останавливаются. Садятся. Наклоняются вниз. Встают. Прыгают. Поднимите плечики, Прыгайте, кузнечики! Прыг-скок, прыг-скок! Стоп! Сели! Травушку покушали. Тишину послушали. Выше, выше, высоко Прыгать очень нам легко. (Повторить 2 раза.) 3. Звуковой анализ слова «муха» (проводится аналогично анализу слова «роза», занятие № 28). Лексическое упражнение «Отгадай кличку». В гости к детям приходят игрушки. Плюшевые друзья предлагают детям отгадать, как их зовут. У них такие имена-клички, что сразу догадаешься, кто есть кто. - Как зовут лисенка? Он хитрый, хвост у него пушистый. Лисенок рыжий, почти оранжевый, как солнышко. Как его могут звать? Дети называют разные клички. Когда фантазия иссякнет, воспитатель подсказывает часть слова от имени лисенка: Ого.. мек. Аналогично характеризуется щенок. Он веселый, смешной, прыгучий, быстрый, черный, как уголь. Дети ищут кличку и находят: Уголек. Уголек и Огонек предлагают детям загадки. Например: Как зовут их друга - гномика, который всего стесняется? Он любит спать. Всегда ворчит. Без конца читает. Любит чистоту. 5. Игровое упражнение «Чей колодец глубже?». Выкладывание «колодца» из спичек. Итог занятия в форме беседы с детьми по содержанию занятия. Занятие № 32 Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «САНИ». ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ГРАММАТИКИ Задачи: • упражнять в подборе прилагательных, соответствующих весенним явлениям природы; • продолжать совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами; • упражнять в проведении звукового анализа слова («муха»); • активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье; • развивать мелкую моторику. Пособия: картинка-схема слова «сани», карточки, конверты с фишками; мяч, тетради, простые карандаши; картонные полоски, ножницы. Ход занятия 1. Игра «Как можно назвать весну?». 1-й вариант. - Как можно назвать весну? Какая она? (Буйная, цветущая, радостная, светлая, смелая, звонкая, теплая, долгожданная, дружная, ранняя, поздняя, веселая, красивая, робкая, несмелая.) - Какая была весна в этом году? (Ранняя, затяжная, теплая, веселая, неодетая, голая; еще не раскрасившая все в зеленый цвет.) - Каким цветом можно нарисовать весну? (Зеленая весна, все зеленеет, раскрывается, пробуждается.) 2-й вариант. - Что делает весна? (Наступает, приходит, радует, цветет, благоухает, звенит, поет, борется (с зимой), побеждает.) - Сказать о весне наоборот: ранняя - поздняя, затяжная - дружная, теплая -холодная, веселая - грустная. 2. Лексическое упражнение «Составление из слов предложений». Задание 1. Дети составляют предложения из опорных слов: - светит, солнышко, радостно; - на, быстро, снег, полях, тает; - ручьи, по, веселые, дорогах, побежали; - почки, на, надулись, деревьях. Задание 2. Зарисовать схемы предложений (короткими черточками) в тетрадях. 3. Звуковой анализ слова «сани» (проводится аналогично анализу слова «лиса», занятие № 30). Физкультминутка Раз - подняться, потянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на стулья тихо сесть. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|