Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕТОДЫ ПРОЕКТНОГО ТВОРЧЕСТВА





 

Методы, методики, «методология проектного творчества» ¾ чрезвычайно скучная для студентов часть проектирования. В наших российских головах легко умещается стихия и чрезвычайно неловко, трудно, уныло – всё логическое: аналитика, проблематизация, анализ и «целеполагание». Немаловажно, что культура по-прежнему нацелена на освоение навыков ремесла, а не на формирование творческого сознания.

Нравится это или нет, но дизайн (дизайны) настолько усложнился, интегрировался в различные сферы быта и бытия, культуры, экономики, что трудно представить, как бы он мог существовать на основе только лишь эмоций, образов, рефлексии. «Проектная культура» превращается в тотальный тип мышления, тотальный метод перестройки и построения мира: экономики, хозяйства, искусств и всего. Особое значение приобретают проектные, поисковые, исследовательские методы, методы представления и реализации идей. В европейском дизайне, начиная с 1950-х гг., методы стали самостоятельным предметом исследований в первую очередь в Ульмской школе и её клонах. В СССР и России методам уделяется внимание с 1960-х гг. Эта проблематика стала предметом исследований «московской методологической школы», созданной философом Георгием Петровичем Щедровицким (1929, Москва – 1994, Болшево),[240] который занимался «управлением развития человечества» (А.Г. Раппапорт). Его последователи были активны во ВНИИТЭ и его филиалах, в учебных заведениях. Дизайнеры, выученные на рубеже 1960 – 1970 гг., часто считали проектные методы панацеей дизайна. Много публикаций по этому поводу было в «Технической эстетике», в изданих ВНИИТЭ. Создатель методологической школы был ярок и вовремя почувствовал приход проектной культуры или эпохи Дизайна.

Единая система проектных методов не сложилась вопреки множеству публикаций различных авторов – дизайнеров, методологов, педагогов, предпринимателей. Это видно и по русскоязычной литературе, и по литературе на основных дизайнерских языках – английском и немецком. Методология проектности, как она сформировалась после Г.П. Щедровицкого, всё дальше уходила в метафизику, тогда как мышление художников, дизайнеров и даже архитекторов, скорее, интуитивно-образное, чем вербальное, рациональное и тем более не категориальное. Нельзя отрицать роль методов – чем более сложные задачи решает проектирование (а они усложняются вместе с развитием цивилизации), тем более они важны. Но нельзя полагать, что два типа сознания – рациональный и образно-интуитивный уживутся в каждой человеческой голове. Попытки построить образование и проектирование как корабль, перегруженный разнородными заниями и навыками, заканчивается тем, что мы имеем, вернее, чего лишены в современной отечественной среде обитания.

Можно поделить все более-менее используемые на практике методы на несколько групп: исследовательские (предпроектные, экспертно-аналитические), маркетинговые; поисковые, творческие, исполнительские, а также постпроектные ( экспертные ) методы. Последние необходимы в связи с тем, что дизайнерские разработки касаются многих людей и разных аспектов их использования. Классификация может усложняться, как всякая классификация, например, можно поделить методы на инновационные и традиционные. Не будем подниматься в теоретические облака.

Исследовательские методы в основном совпадают с развитыми научными методами: статистическими и эмпирическими исследованиями, генетическим, типологическим и компративным (сравнительно-историческим), с аналитическими исследованиями антропологических, эргономических, экологических требований к проекту, исследованиями норм, правил, культурных типов и требований. Смысл исследовательских (предпроектных) методов в том, чтобы позволить проектировщикам понять границы свободы и несвободы, вникнуть в существующую практику, осмыслить значение возможных ограничений, культурных и иных предпочтений потребителей. К этой группе методов логично отнести маркетинговые исследования, изучение технологических, экономических и социальных предпосылок. При этом «учёт требований» не означает механического «подчинения» им.

Данные науки могут носить относительный или абсолютный характер, в зависимости от задач и особенностей технических заданий на проектирование. Но на стадии поиска они носят справочный характер или даже отбрасываются, чтобы не мешать свободе мысли. Результатом предпроектного исследования становится формулировка предмета, целей и задач проектирования. Определение предмета проектирования – одна из самых сложных задач дизайна. Поскольку именно предмет работы (проектирования, творчества) обусловит направление, точность поиска и корректность действий дизайнера.

Поисковые методы. В строгом смысле поисковые и предпроектные методы близки, чтобы не сказать являются звеньями одного процесса. Раскладывать творческий процесс на стадии и методы вообще сомнительная задача, более-менее актуальная в обучении проектированию. Любая классификация носит прикладной, умозрительный характер и не является самоцелью. Категорию «поисковый» можно с чистой совестью отнести к исследованиям, к предпроектному или проектному поиску. К поисковым методам резонно отнести аналоговый метод, метод мозгового штурма, при котором поиск ведётся командой проектировщиков, определённым образом структурированной и по состязательным сценариям. Все разработаны и используются в практике. С полным успехом мы их можем определить ещё и как творческие. Грань просматривается слабо. В писковых методах соединяются рациональные приёмы, вольно-невольно приближающие к проектной истине, и ассоциативные, пробуждающие творческое сознание.

Творческие (эвристические) методы. Научно-исследовательские и «поисковые» методы как бы подготавливают приближение к проектной концепции, позволяют в процессе создания эскизов и моделей найти решения, варианты, в том числе набор творческих средств. К поисковым и к творческим (индуктивным) методам просится отнести метод «от противного» - противоположность аналогового метода. За основу поисков берутся либо существующие аналоги или практика проектирования, собственные разработки или представления. Дизайнер действует по принципу «наоборот» — сценарии функционирования, технологии и пластика; альтернативные материалы и даже предмет проектирования, всё может быть перевёрнуто. Это метод случайностей, предполагающий малоосознаваемый поиск по правилу «ньютонова яблока». Важно разглядеть в случайностях новые возможности, что не всегда получается (вспомним, что нынешние гаджеты-девайсы, плоские и даже плёночные экраны были предугаданы в 1980-е гг., но только к 2000-м гг. стали привычными и реализованными).

Развивается и по-разному интерпретируется метод синектики (автор – У. Дж. Гордон), трактуемый обычно как метод широких аналогий. Естественно, в практике всё меняется. Внутри синектического поиска могут быть прямые, символические, фантастические, личные аналогии-ассоциации. В последнее время слово «аналог» (сравнение) всё чаще заменяется творчески свободными «метафорой», «ассоциацией», а коллективное участие при выработке решения становится не обязательным – желательным. Возможности синектики, если рассматривать её как «дерево ассоциаций», даже избыточны, когда применительно к одному предмету мы выстраиваем «ветви» ассоциаций по технологиям и сценариям, материалам и иным свойствам…

Роль метафорического проектирования изначально была важна в искусствах и осознана в дизайне. Дизайн и создавался как метафора (идеал) другой жизни. Начиная с 1990-х гг. именно метафоры – ассоциации, перенесения свойств, широкие аналогии, прямые и косвенные, позволяют дизайну пользоваться средствами близких искусств – станковых, в особенности неоавангарда или «актуального искусства». Сам по себе дизайн чрезвычайно не плодотворен. Он наработал за 100 лет развития некоторые приёмы, средства, но вынужден обращаться то к природе, то к искусствам и особенно неоавангарду (хепенингу, энвайроменту, минимал-арту, экшну, концептуальному искусству) с их «чистым экспериментом» и исходной неприязнью к конформизму.

Метод «вживания в роль» позволяет проиграть жизнь и развитие проекта, его использование будущими пользователями, поставить себя на место этих пользователей, продумав детали функционирования разработки. Близок ему метод сценирования, рассматривающий разные варианты жизни проектируемых вещей и процессов.

Каждый дизайнер в конечном итоге разрабатывает и использует собственную систему способов проектирования. И вовсе не обязательно они постадийны или осуществляются в том порядке, какой здесь представлен. У опытного творческого мастера они работают на интуитивном уровне, безотчётно и чаще всего мгновенно.

Исполнительские методы. Мы не будем касаться эскизирования, макетирования или моделирования (за этим понятием также не один метод, а их набор – сценарное или ситуативное моделирование, создание действующих или виртуальных моделей, включая 2D или 3D прототипирование, принтинг). Это технологии, востребованные на любой стадии поиска и разработки проекта.

«Искусство воплощения», каким является дизайн, предполагает и исполнительские методы, иначе – способы общения с заказчиками, методы представления идей (репрезентации), включая технологии манипулирования. Они отрицаются многими, но вольно или невольно используются.

«Сценарный метод» заимствован дизайном у своей прабабушки – гуманитарной науки, в частности, у её дочки – футурологии с её математическими методами и моделированием процессов. Сценарное моделирование в редких пока случаях прибегает к методам физико-математических расчётов, к методам нелинейной математики. Редкое использование связано не только с междисциплинарными сложностями, но и с тем, что они применимы с прогнозированием и моделированием сложных процессов и систем, но не обязательно лучше творческой интуиции в относительно простых проектах, где важнее «человеческое» понимание, например, культурных процессов. Представить себя большой проект без проработки сценариев его осуществления и развития невозможно.

Логистические методы, методы инженерного и конструктивного проектирования, красиво именуемые сегодня с налётом англосаксонизма как «инжиниринговые», способы технологического приземления фантазий дизайнеров – от технологий функционирования разработок до технологий исполнения – также относятся к исполнительским методам, число которых увеличивается как за счёт подглядывания в соседние огороды, так и за счёт наработки собственного опыта. Только в двух изданных издательством «Питер» книгах о методах содержится более двухсот вариантов,[241] включая методы матриц и картирования, анализа ценностного потенциала и имитационные упражнения…

Метод – способ мышления. Мозг работает постоянно, что для него естественное состояние. Постоянно идёт невидимая подспудная работа, которая даёт результат как бы случайно. На деле случайность – результат скрытой работы мозга. За безотчётностью – скрытая от сознания деятельность, учитывающая самые немыслимые пересечения факторов, опытов, знаний, установок.

В науке (и следом в дизайне) различают аналитические методы (аналитический метод обучения в «Баухаузе», «Ульме») и синтетические – созидающие на основе анализа, ассоциаций, эвристики.

 

ДИЗАЙН И ОБЩЕСТВО.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.