|
Глава И. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РЕЧИЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Первоначальный период обучения глухих детей речи являет* ся самым сложным, наиболее специфичным и ответственным. Здесь закладываются основы всего процесса обучения языку, создается фундамент для построения работы по данному, исключительно важному предмету специального, обучения. Известно,, что фундамент рассчитывается на строительство совершенно определенного сооружения, т. е. на его основе намечается в данном случае, развертывание определенной системы обучения. Таким образом, в первоначальном обучении, как в фокусе,, сосредоточиваются и выразительно проявляются основные положения той или иной -системы. Так, при чисто устной системе первые годы обучения полностью подчиняются выработке навыков-произношения, подготовке «инструмента» для выражения мыслей. В условиях же коммуникационной системы уже в первые дни обучения усилия направляются на обучение детей речевой коммуникации. Основной задачей этого периода в названной системе является ознакомление школьников с языком как средством общения,, обучение первым шагам словесной 'коммуникации, уменикгудов-летворять речевыми средствами простейшие потребности и воспитание на этой основе первых элементов словесного мышления. Поскольку речь проявляется через ту или иную форму (устную, письменную, дактильную) и не может существовать вне.какой-либо из них (нет содержания без формы), то уже первые шаги овладения речью обязательно предполагают усвоение той или иной ее формы. Исследования показали, что дактильная форма речи является наиболее доступной для глухих детей, начинающих обучение, Поэтому первоначальное формирование -общения строится на основе именно-этой формы. Усвоение речи в дактильной форме очень рано сочетается с овладением детьми устной речью и содействует ее развитию. Ознакомление с устной формой речи, формирование простейших навыков пользования ею в общении являются важной составной 52 частью первоначального обучения. Вместе с тем в условиях лкольного обучения обязательным является овладение и письменной речью — чтением и письмом. Известно, что начальный этап обучения письменной форме речи составляет процесс обучения грамоте. Отсюда в задачу первоначального периода входит и обучение грамоте. Содержание работы по обучению каждой из форм речи свое-эбразно, и это определяет построение программ по трем разделам: 1. Обучение дактильной речи. 2. Формирование устной речи- 3. Обучение грамоте. Из 8 часов, выделенных учебным планом на обучение речи, предусматривается специальное время на работу по каждому из зазванных разделов. По полугодиям это время изменяется в за-зисимости от изменения значения каждого из разделов в первой и второй половинах года. Так, для развития дактильной речи в первом полугодии выделено времени в три раза больше, чем во втором. На.обучение же грамоте в первой половине года специального времени не отведено, нужные для этого часы предусмотрены во втором полугодии. Конкретные рекомендации к распределению недельного времени на обучение языку по полугодиям содержатся в следующей таблице:
Выделение специального времени на каждый из разделов не означает их обособленности. Напротив, как будет показано ниже, формирование устной речи тесно связано с обучением дактильной. Обе эти формы являются взаимодействующими и служат базой для обучения грамоте. Предполагается, что на одном и том же этапе может иметь место работа над разными формами речи. В целом ряде случаев такое соединение крайне целесообразно. Так, например, обучение чтению с лица, что входит в формирование устной речи, на протяжении целого урока оказывается утомительным для маленьких глухих детей. Но такая работа хорошо сочетается с обучением дактильной речи: основная часть речевого материала, предлагаемого для чтения с лица, 53. первоначально усваивается в дактильной форме, а это оказывается возможным, если половину урока посвятить дактильной речи, а вторую — устной, чтению с лица. Или, наоборот, в начале урока дети упражняются в чтении с лица того материала, который на предыдущих уроках отрабатывался в дактильной форме, а во вторую половину урока обучаются дактильной речи. Общность материала обеспечивает целостность урока, в ходе которого меняется лишь установка на разные формы речи. При описанной организации урока приведенное выше распределение времени в первом полугодии будет выглядеть так: на специальную работу по чтению с лица отводится по получасу четыре раза в неделю. На обучение же дактильной форме речи отводится один полный урок, четыре половины уроков и три урока на обучение устной речи; во втором полугодии два урока могут оказаться составленными из таких же половин и один урок полностью может быть отведен на обучение чтению с лица и два урока на'обучение устной речи. Кроме времени, выделенного на специальные уроки,-учебным планом для приготовительного класса предусматривается по 5 часов в неделю на индивидуальные занятия по произношению и развитию слухового восприятия. Таким образом, на обучение устной речи отводится в первом полугодии по 10 часов в неделю (5 урочных и 5 неурочных), во втором — 9 часов. Учебным планом предусмотрено также по 4 часа в неделю на работу над речью вне класса. Вначале данная работа проводится преимущественно на основе дактильной речи, затем (особенно во втором полугодии) — дактильно-устной. Большая часть работы по языку уже в приготовительном классе осуществляется на уроках по другим учебным предметам. Обучаясь математике, физкультуре, рисованию, школьники усваивают не только словарь и фразеологию, нужные для успешного обучения знаниям и навыкам по этим предметам, но и овладевают умением пользоваться этим речевым материалом в целях общения. Особенно важным в этом отношении уже в приготовительном классе является предметно-практическое обучение. Учебным планом для приготовительного класса предусмотрено по 6 таких уроков в неделю. Как видим, здесь содержится большая надбавка к тому числу уроков, которые выделены для специальной работы по языку. Программа по предметно-практическому обучению для приготовительного класса построена с. таким расчетом, чтобы именно на этих уроках обеспечивалось ознакомление детей с основной частью речевого материала. Здесь создаются наиболее благоприятные условия для овладения детьми речью как средством общения. В первые месяцы обучения такая работа строится на основе дактильной речи, в последующем она ведется в дактильно-устной •54 форме. Речевой материал, предложенный для уроков предметно-практического обучения, в большей части совпадает с тем, который помещен в разделе «Обучение дактильной речи» Ч Применительно к этой общей части материала специальные уроки дактильной речи используются для работы по уточнению значения слов и словосочетаний, с которыми дети знакомятся на уроках предметно-практического обучения. На данных уроках ведется работа по уточнению и закреплению слов и типов фраз, по изучению состава слова, по совершенствованию техники дак- тилирования. Вторую часть материала того же раздела «Обучение дактильной речи» составляет дополнительный речевой материал, не входящий в содержание уроков предметно-практического обучения. Эта часть является предметом специальной работы на уроках дактильной речи. Требования к формированию общения, изложенные в этом разделе программы, распространяются и на первую и на вторую1 часть материала. В следующем параграфе перейдем к их изложению в обобщенном виде. Задания. 1. Определить задачи и основное содержание первоначаль 2. Раскрыть структуру программы приготовительного класса, ![]() ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|