Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава И. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РЕЧИ





ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Первоначальный период обучения глухих детей речи являет* ся самым сложным, наиболее специфичным и ответственным. Здесь закладываются основы всего процесса обучения языку, создается фундамент для построения работы по данному, исклю­чительно важному предмету специального, обучения. Известно,, что фундамент рассчитывается на строительство совершенно оп­ределенного сооружения, т. е. на его основе намечается в дан­ном случае, развертывание определенной системы обучения. Та­ким образом, в первоначальном обучении, как в фокусе,, сосредоточиваются и выразительно проявляются основные поло­жения той или иной -системы. Так, при чисто устной системе пер­вые годы обучения полностью подчиняются выработке навыков-произношения, подготовке «инструмента» для выражения мыс­лей. В условиях же коммуникационной системы уже в первые дни обучения усилия направляются на обучение детей речевой коммуникации.

Основной задачей этого периода в названной системе явля­ется ознакомление школьников с языком как средством общения,, обучение первым шагам словесной 'коммуникации, уменикгудов-летворять речевыми средствами простейшие потребности и воспи­тание на этой основе первых элементов словесного мышления.

Поскольку речь проявляется через ту или иную форму (уст­ную, письменную, дактильную) и не может существовать вне.ка­кой-либо из них (нет содержания без формы), то уже первые ша­ги овладения речью обязательно предполагают усвоение той или иной ее формы.

Исследования показали, что дактильная форма речи являет­ся наиболее доступной для глухих детей, начинающих обучение, Поэтому первоначальное формирование -общения строится на ос­нове именно-этой формы.

Усвоение речи в дактильной форме очень рано сочетается с овладением детьми устной речью и содействует ее развитию. Ознакомление с устной формой речи, формирование простейших навыков пользования ею в общении являются важной составной 52


частью первоначального обучения. Вместе с тем в условиях лкольного обучения обязательным является овладение и пись­менной речью — чтением и письмом. Известно, что начальный этап обучения письменной форме речи составляет процесс обу­чения грамоте. Отсюда в задачу первоначального периода вхо­дит и обучение грамоте.

Содержание работы по обучению каждой из форм речи свое-эбразно, и это определяет построение программ по трем раз­делам:

1. Обучение дактильной речи.

2. Формирование устной речи-

3. Обучение грамоте.

Из 8 часов, выделенных учебным планом на обучение речи, предусматривается специальное время на работу по каждому из зазванных разделов. По полугодиям это время изменяется в за-зисимости от изменения значения каждого из разделов в первой и второй половинах года. Так, для развития дактильной речи в первом полугодии выделено времени в три раза больше, чем во втором. На.обучение же грамоте в первой половине года специ­ального времени не отведено, нужные для этого часы предусмот­рены во втором полугодии.

Конкретные рекомендации к распределению недельного вре­мени на обучение языку по полугодиям содержатся в следующей таблице:

 

Разделы программы I полугодке II полугодие
Обучение дактильной речи а '1
Обучение устной;речи (в том числе чтение с лица) Б (-2) Л (И)
Обучение грамоте ~~'  
Всего <8  

Выделение специального времени на каждый из разделов не означает их обособленности. Напротив, как будет показано ни­же, формирование устной речи тесно связано с обучением дак­тильной. Обе эти формы являются взаимодействующими и слу­жат базой для обучения грамоте. Предполагается, что на одном и том же этапе может иметь место работа над разными формами речи. В целом ряде случаев такое соединение крайне целесооб­разно. Так, например, обучение чтению с лица, что входит в формирование устной речи, на протяжении целого урока оказы­вается утомительным для маленьких глухих детей. Но такая ра­бота хорошо сочетается с обучением дактильной речи: основная часть речевого материала, предлагаемого для чтения с лица,

53.


первоначально усваивается в дактильной форме, а это оказыва­ется возможным, если половину урока посвятить дактильной ре­чи, а вторую — устной, чтению с лица. Или, наоборот, в начале урока дети упражняются в чтении с лица того материала, кото­рый на предыдущих уроках отрабатывался в дактильной форме, а во вторую половину урока обучаются дактильной речи. Общ­ность материала обеспечивает целостность урока, в ходе которо­го меняется лишь установка на разные формы речи.

При описанной организации урока приведенное выше распре­деление времени в первом полугодии будет выглядеть так: на специальную работу по чтению с лица отводится по получасу четыре раза в неделю. На обучение же дактильной форме речи отводится один полный урок, четыре половины уроков и три уро­ка на обучение устной речи; во втором полугодии два урока мо­гут оказаться составленными из таких же половин и один урок полностью может быть отведен на обучение чтению с лица и два урока на'обучение устной речи.

Кроме времени, выделенного на специальные уроки,-учебным планом для приготовительного класса предусматривается по 5 часов в неделю на индивидуальные занятия по произношению и развитию слухового восприятия. Таким образом, на обучение устной речи отводится в первом полугодии по 10 часов в неделю (5 урочных и 5 неурочных), во втором — 9 часов.

Учебным планом предусмотрено также по 4 часа в неделю на работу над речью вне класса. Вначале данная работа прово­дится преимущественно на основе дактильной речи, затем (осо­бенно во втором полугодии) — дактильно-устной.

Большая часть работы по языку уже в приготовительном классе осуществляется на уроках по другим учебным предметам. Обучаясь математике, физкультуре, рисованию, школьники ус­ваивают не только словарь и фразеологию, нужные для успеш­ного обучения знаниям и навыкам по этим предметам, но и ов­ладевают умением пользоваться этим речевым материалом в це­лях общения.

Особенно важным в этом отношении уже в приготовительном классе является предметно-практическое обучение. Учебным планом для приготовительного класса предусмотрено по 6 та­ких уроков в неделю. Как видим, здесь содержится большая надбавка к тому числу уроков, которые выделены для специаль­ной работы по языку.

Программа по предметно-практическому обучению для при­готовительного класса построена с. таким расчетом, чтобы имен­но на этих уроках обеспечивалось ознакомление детей с основ­ной частью речевого материала. Здесь создаются наиболее бла­гоприятные условия для овладения детьми речью как средством общения.

В первые месяцы обучения такая работа строится на основе дактильной речи, в последующем она ведется в дактильно-устной •54


форме. Речевой материал, предложенный для уроков предметно-практического обучения, в большей части совпадает с тем, ко­торый помещен в разделе «Обучение дактильной речи» Ч

Применительно к этой общей части материала специальные уроки дактильной речи используются для работы по уточнению значения слов и словосочетаний, с которыми дети знакомятся на уроках предметно-практического обучения. На данных уроках ведется работа по уточнению и закреплению слов и типов фраз, по изучению состава слова, по совершенствованию техники дак-

тилирования.

Вторую часть материала того же раздела «Обучение дак­тильной речи» составляет дополнительный речевой материал, не входящий в содержание уроков предметно-практического обуче­ния. Эта часть является предметом специальной работы на уро­ках дактильной речи.

Требования к формированию общения, изложенные в этом разделе программы, распространяются и на первую и на вторую1 часть материала. В следующем параграфе перейдем к их изло­жению в обобщенном виде.

Задания.

1. Определить задачи и основное содержание первоначаль­
ного этапа обучения речи.

2. Раскрыть структуру программы приготовительного класса,
показать взаимосвязь между разделами.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.