|
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЯЗЫКУПо конкретным задачам, содержанию и методам процесс обучения глухих школьников языку состоит из четырех довольно четко выраженных периодов, органически связанных между собой. К первому относится обучение в приготовительном классе, а также в дошкольных отделениях при школах или в детских садах ', 1 Методика обучения в первый период в данном пособии излагается применительно к приготовительному классу. Процессу обучения языку в детских садах посвящены 'специальные пособия, к числу которых относятся: Корсунская Б. Д. Обучение глухих дошкольников. М., I960; Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников. Под;ред. Б. Д. Ко.рсунской. М., 1962. 48 Второй период составляет обучение в I—IV классах. Третий охватывает V—VII классы. ^четвертому относятся все последующие классы. Подробная характеристика каждого из названных периодов - дет изложена в соответствующих главах. Здесь лишь отметим эсновные различия названных периодов в отношении речевого развития школьников. Первый период, который принято называть первоначальным, является наиболее специфичным и особенно сложным. Здесь глухие дети знакомятся с языком слов как средством общения, приобретают самые элементарные умения пользоваться этим средством для удовлетворения потребностей в общении. Здесь же они знакомятся и со всеми формами речи: дактильной, устной, письменной. Второй период характеризуется интенсивным развитием диалогической речи: установлением живого словесного общения детей не только с педагогом, но и между собой. В этом периоде начинается формирование и связной речи. Здесь закладываются основы объяснительного чтения и начинается работа над первыми грамматическими обобщениями. В третий период акцент переносится на развитие связной, монологической речи, хотя и продолжается усиленная работа над диалогом. Четвертый период отличается от всех предыдущих работой в 'основном по программам и учебникам массовой школы, хотя и сохраняется специфика работы по языку. В данном пособии излагается методика, относящаяся к двум первым периодам, хотя общие положения обучения языку и многие методические приемы распространяются и на • последующие годы обучения. Основная работа по языку во все периоды осуществляется на специальных уроках, предусмотренных учебным планом. Именно этой работе прежде всего посвящается данное руководство. На специально выделенных уроках дети учатся речи в устной и письменной форме, чтению, письму, изучают словарный состав и грамматический строй языка (все это в разные периоды имеет он особенности, занимает различное место.и строится соответственно психофизическим возможностям детей). Эднако во всех периодах обучения работа по языку не огра- вается специально отведенными уроками, она выходит.дале- а их пределы. В этих целях с приготовительного по десятый •сы выделены специальные часы для формирования речи вне Эта работа органически связана с урочной, является ее олжением и расширением. Содержание и формы ее органи- определены в специальном методическом руководству '. -делы уроков вынесена также индивидуальная работа по Колтуненко И. В. Работа учителя школы глухих по развитию ч Учащихся вне класса. М., 1972. 4 Заказ 618 обучению глухих детей произношению и по развитию слухового восприятия. Содержание и методика таких занятий освещаются в специальных пособиях '. Все эти формы организации работы определены учебным планом. Но перечисленным не исчерпывается организованная деятельность педагогов по обучению глухих школьников. Значительное место занимает речевое развитие на уроках по всем учебным предметам. Эта работа состоит прежде всего в том, что сообщаемые школьникам знааия обязательно фиксируются в слове, словосочетании, специальных фразеологических оборотах и благодаря этому речевой запас учащихся значительно пополняется. Обогащение речевого развития происходит также за счет того материала, который не является специфическим для того или иного предмета, но оказывается нужнвш при обучении разным предметам. Для младших классов объем такого материала определен программами. Особенно широко он представлен в программе по предметно-практическому обучению. Значение этого материла выходит далеко за пределы данного специфического предмета. Именно на этих уроках закладываются ос-, новы речевой коммуникации. Учитывая' это обстоятельство, мы будем начинать с того, что осуществляется на уроках предметно-практического обучения. Благодаря определению требований к языку в программах no-различным прдметам достигается реализация принципа связи речевого развития с разнообразной учебной деятельностью- • школьников. Однако здесь нет подчинения всего учебного процесса речевому развитию и тем более произношению. Напротив, речевое развитие призвано обеспечивать нужды общего образования, и в силу этого оно становится активным. Вспомним замечательную формулу К. Д. Ушинского о том,, что язык входит во все другие учебные предметы и собирает, их результаты, чтобы оценить значение требований к речевому развитию детей. Речь призвана обслуживать нужды общения, связанные с обучением глухих детей разным предметам. Такая работа оказывается важной для успешного обучения знаниям, умениям, навыкам, для полного взаимопонимания между педагогом и детьми. Учителя математики, истории, 'биологии, физкультуры и др. не могут справиться с возложенными на них задачами, не создавая в процессе обучения необходимых средств словесной1 коммуникации. Абсолютное большинство глухих школьников живет в интернате. Их жизнь, быт организуются воспитателями, которые, так, же как и учителя, не могут успешно трудиться без установления и планомерного расширения речевой коммуникации с воспитан-никами. Если же учесть, что лишь одну треть времени дети находятся в школе, а две трети времени в интернате, то становится очевидным тот большой объем требований по речевому развитию воспитанников, который ложится на воспитателей. Последние не только используют и закрепляют то, что получают дети на уроках, но, проводя игры, экскурсии, прогулки, внеклассные занятия, сообщают необходимый словарь и фразеологию, расширяют речевой запас воспитанников. Итак, формы организованной работы над речью в школе для глухих оказываются весьма разнообразными. К основным из них •относятся: обучение языку на специально выделенных для этой цели уроках; работа учителя над речью детей вне класса; индивидуальная работа по обучению произношению и развитию слухового восприятия детей; речевое развитие детей на уроках по разным предметам; развитие речи школьников в процессе воспитательной работы в интернате. Задания. 1. Назвать основные формы организации работы по речевому 2. Показать актуальность этих форм организованной деятель 3. Объяснить, где и каким путем реализуется тезис ЛИТЕРАТУРА Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М.. 3957. Д ь я ч к о в А. И. Системы обучения глухих детей. М., 1961. Зыков С. А. О системе обучения глухонемых детей языку слов. — «Изв АПН РСФСР», 1956, вып. 77. Зыков С. А. Обучение глухих детей по принципу формирования рече вого общения. М., 1961. Зыков С. А. Методика первоначального обучения глухонемых дете{ русскому языку. М., 1940. Кор су иск а я Б. Д. О состоянии словесного общения глухонемьп школьников. — «Изв. АПН РСФСР», 1956, вып. 77. •Кольцова М. Ребенок учится говорить. М., '1973. Колтуненко И. В. Работа учителя школы глухих по развитию учащихся вне класса. М., 1972. Обучение и воспитание глухих. Сост. Дьячков и др. М., 1959.
См.: Р а у Ф. Ф. Обучение глухонемых произношению. М., 1960. 4* ![]() ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|