Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЯЗЫКУ





По конкретным задачам, содержанию и методам процесс обу­чения глухих школьников языку состоит из четырех довольно четко выраженных периодов, органически связанных между со­бой.

К первому относится обучение в приготовительном клас­се, а также в дошкольных отделениях при школах или в детских садах ',

1 Методика обучения в первый период в данном пособии излагается при­менительно к приготовительному классу.

Процессу обучения языку в детских садах посвящены 'специальные посо­бия, к числу которых относятся: Корсунская Б. Д. Обучение глухих до­школьников. М., I960; Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников. Под;ред. Б. Д. Ко.рсунской. М., 1962. 48


Второй период составляет обучение в I—IV классах.

Третий охватывает V—VII классы.

^четвертому относятся все последующие классы.

Подробная характеристика каждого из названных периодов - дет изложена в соответствующих главах. Здесь лишь отметим эсновные различия названных периодов в отношении речевого развития школьников.

Первый период, который принято называть первоначальным, является наиболее специфичным и особенно сложным. Здесь глухие дети знакомятся с языком слов как средством общения, приобретают самые элементарные умения пользоваться этим средством для удовлетворения потребностей в общении. Здесь же они знакомятся и со всеми формами речи: дактильной, уст­ной, письменной.

Второй период характеризуется интенсивным развитием диа­логической речи: установлением живого словесного общения де­тей не только с педагогом, но и между собой. В этом периоде начинается формирование и связной речи. Здесь закладываются основы объяснительного чтения и начинается работа над первы­ми грамматическими обобщениями.

В третий период акцент переносится на развитие связной, монологической речи, хотя и продолжается усиленная работа над диалогом.

Четвертый период отличается от всех предыдущих работой в 'основном по программам и учебникам массовой школы, хотя и сохраняется специфика работы по языку. В данном пособии из­лагается методика, относящаяся к двум первым периодам, хотя общие положения обучения языку и многие методические прие­мы распространяются и на • последующие годы обучения.

Основная работа по языку во все периоды осуществляется на специальных уроках, предусмотренных учебным планом. Именно этой работе прежде всего посвящается данное руководство. На специально выделенных уроках дети учатся речи в устной и письменной форме, чтению, письму, изучают словарный состав и грамматический строй языка (все это в разные периоды имеет

он особенности, занимает различное место.и строится соот­ветственно психофизическим возможностям детей).

Эднако во всех периодах обучения работа по языку не огра-

вается специально отведенными уроками, она выходит.дале-

а их пределы. В этих целях с приготовительного по десятый

•сы выделены специальные часы для формирования речи вне

Эта работа органически связана с урочной, является ее

олжением и расширением. Содержание и формы ее органи-

определены в специальном методическом руководству '.

-делы уроков вынесена также индивидуальная работа по

Колтуненко И. В. Работа учителя школы глухих по развитию ч Учащихся вне класса. М., 1972.

4 Заказ 618


обучению глухих детей произношению и по развитию слухового восприятия. Содержание и методика таких занятий освещаются в специальных пособиях '.

Все эти формы организации работы определены учебным планом. Но перечисленным не исчерпывается организованная деятельность педагогов по обучению глухих школьников.

Значительное место занимает речевое развитие на уроках по всем учебным предметам. Эта работа состоит прежде всего в том, что сообщаемые школьникам знааия обязательно фиксиру­ются в слове, словосочетании, специальных фразеологических оборотах и благодаря этому речевой запас учащихся значитель­но пополняется. Обогащение речевого развития происходит так­же за счет того материала, который не является специфическим для того или иного предмета, но оказывается нужнвш при обуче­нии разным предметам. Для младших классов объем такого ма­териала определен программами. Особенно широко он представ­лен в программе по предметно-практическому обучению. Значе­ние этого материла выходит далеко за пределы данного специ­фического предмета. Именно на этих уроках закладываются ос-, новы речевой коммуникации. Учитывая' это обстоятельство, мы будем начинать с того, что осуществляется на уроках предметно-практического обучения.

Благодаря определению требований к языку в программах no-различным прдметам достигается реализация принципа свя­зи речевого развития с разнообразной учебной деятельностью- • школьников. Однако здесь нет подчинения всего учебного про­цесса речевому развитию и тем более произношению. Напротив, речевое развитие призвано обеспечивать нужды общего обра­зования, и в силу этого оно становится активным.

Вспомним замечательную формулу К. Д. Ушинского о том,, что язык входит во все другие учебные предметы и собирает, их результаты, чтобы оценить значение требований к речевому раз­витию детей. Речь призвана обслуживать нужды общения, свя­занные с обучением глухих детей разным предметам. Такая ра­бота оказывается важной для успешного обучения знаниям, уме­ниям, навыкам, для полного взаимопонимания между педагогом и детьми. Учителя математики, истории, 'биологии, физкультуры и др. не могут справиться с возложенными на них задачами, не создавая в процессе обучения необходимых средств словесной1 коммуникации.

Абсолютное большинство глухих школьников живет в интер­нате. Их жизнь, быт организуются воспитателями, которые, так, же как и учителя, не могут успешно трудиться без установления и планомерного расширения речевой коммуникации с воспитан-никами. Если же учесть, что лишь одну треть времени дети на­ходятся в школе, а две трети времени в интернате, то становится


очевидным тот большой объем требований по речевому разви­тию воспитанников, который ложится на воспитателей. Послед­ние не только используют и закрепляют то, что получают дети на уроках, но, проводя игры, экскурсии, прогулки, внеклассные занятия, сообщают необходимый словарь и фразеологию, расши­ряют речевой запас воспитанников.

Итак, формы организованной работы над речью в школе для глухих оказываются весьма разнообразными. К основным из них

•относятся:

обучение языку на специально выделенных для этой цели

уроках;

работа учителя над речью детей вне класса;

индивидуальная работа по обучению произношению и раз­витию слухового восприятия детей;

речевое развитие детей на уроках по разным предметам;

развитие речи школьников в процессе воспитательной работы в интернате.

Задания.

1. Назвать основные формы организации работы по речевому
развитию глухих школьников.

2. Показать актуальность этих форм организованной деятель­
ности по развитию речи глухих детей.

3. Объяснить, где и каким путем реализуется тезис
К. Д. Ушинского о том, что язык входит во все учебные предме­
ты и собирает результаты их усвоения.

ЛИТЕРАТУРА

Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М..

3957.

Д ь я ч к о в А. И. Системы обучения глухих детей. М., 1961.

Зыков С. А. О системе обучения глухонемых детей языку слов. — «Изв АПН РСФСР», 1956, вып. 77.

Зыков С. А. Обучение глухих детей по принципу формирования рече

вого общения. М., 1961.

Зыков С. А. Методика первоначального обучения глухонемых дете{

русскому языку. М., 1940.

Кор су иск а я Б. Д. О состоянии словесного общения глухонемьп школьников. — «Изв. АПН РСФСР», 1956, вып. 77.

•Кольцова М. Ребенок учится говорить. М., '1973.

Колтуненко И. В. Работа учителя школы глухих по развитию учащихся вне класса. М., 1972.

Обучение и воспитание глухих. Сост. Дьячков и др. М., 1959.


 



См.: Р а у Ф. Ф. Обучение глухонемых произношению. М., 1960.


4*








ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.