Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дискуссия вокруг схемы об отношении к нехристианским религиям





При обсуждении схемы "Об экуменизме" большие споры вызвал раздел "О евреях". В своем выступлении на второй сессии собора кардинал Беа сказал, что возглавляемый им секретариат по единству христиан выработал схему об отношении католической церкви к евреям по поручению папы Иоанна XXIII. Речь идет не о национальном! или политическом вопросе, сказал он, и не о признании папским престолом государства Израиль, а о чисто религиозном вопросе. Религиозная мотивировка схемы в изложении кардинала Беа заключается в следующем: подготовка прихода Христа и создания церкви, о чем говорится в Ветхом завете, а также само создание церкви и ее распространение в мире осуществилось либо израильским народом, либо через посредство выходцев из этого народа. После распятия Христа бог не отказался от евреев, а потому христиане должны относиться к ним как к братьям. Это надо сказать потому, продолжал Беа, что несколько десятилетий назад антисемитизм свирепствовал в различных районах и принял преступные формы, особенно в Германии во времена нацизма, что привело к гибели миллионов евреев. Преступная пропаганда антисемитизма повлияла и на некоторых католиков, в особенности когда аргументация бралась из Ветхого завета пли истории церкви. Надо вытеснить из умов католиков некоторые идеи, которые им внушила эта пропаганда. И во времена Христа, продолжал Беа, большинство еврейского народа не поддержало своих руководителей в обвинении Христа. И если не все евреи Палестины или Иерусалима того времени могут быть обвинены в смерти Христа, то еще меньше могут быть обвинены в этом евреи Римской империи и еще меньше те, которые ныне, спустя 19 столетий, разбросаны по всему миру. В заключение кардинал Беа подчеркнул, что речь идет о религиозных вопросах и нет опасности, что собор даст себя втянуть в вопросы взаимоотношений между арабскими народами и государством Израиль[130].

Исходя из этого, четвертая глава проекта схемы "Об экуменизме", предложенная кардиналом Беа, содержала следующие положения: 1) существует тесная связь между евреями и христианством; по вере - все христиане "сыновья Авраама"; 2) если большинство евреев оказалось вне христианства, то глубоко несправедливо говорить о евреях как о "проклятом" народе; 3) точно так же несправедливо и фальшиво говорить о евреях как о "богоубийцах", ибо грех за страдания и смерть Христа лежит на всем человечестве. В этой смерти не виновен весь еврейский нарад того времени и еще меньше его потомки. Священники и обучающие религии должны остерегаться говорить неправду, способную вызвать у слушателей антисемитизм. Собор строго осуждает вражду и преследование евреев, как и вообще всякую другую несправедливость к людям[131]. Таково содержание главы о евреях в первоначальном проекте схемы "Об экуменизме".

Эта глава проекта вызвала сильные возражения многих участников собора, главным образом, представителей стран Ближнего Востока. Как отмечалось в печати, возражения эти были продиктованы не религиозными, а политическим мотивами[132]. Многие выступавшие (патриарх антиохийский, кардинал Таппуни, патриарх коптский Стефанос I и др.) предлагали исключить из схемы то, что говорилось о евреях, ибо добрые намерения собора могут быть неправильно истолкованы в арабских странах, а это нанесет ущерб церкви. Другие заявляли (патриарх греко- мелхитский Максимос IV и др.), что если собор хочет сделать заявление о нехристианах, то он должен высказаться не только о евреях, но и о мусульманах и сторонниках других религий.

Включение в повестку дня Вселенского собора вопроса об отношении католической церкви к евреям было продиктовано сложившимся после второй мировой войны положением. Католическая церковь на протяжении столетий играла печальную роль в разжигании вражды к евреям под предлогом того, что последние "убили Христа". Церковные соборы в прошлом выносили антисемитские решения. Так, IV Латеранский собор в 1215 г. постановил ввести для евреев особую одежду, чтобы выделить их из остального населения, в Риме - столице папского государства по указанию папы Павла IV в 1556 г. было образовано гетто для евреев, которое существовало до 1870 г., т. е. вплоть до ликвидации этого государства.

В 1963 г. в Мюнхене (ФРГ) вышла книга документов об отношении католической церкви к гитлеровскому фашизму. В числе других документов здесь опубликованы два протокола о беседе Гитлера с епископом Бернингом (Оснабрук) и другим представителем католической церкви

Германии, состоявшейся 26 апреля 1933 г. В ходе беседы о положении церкви в Германии был затронут и вопрос о гонениях на евреев. Гитлер недвусмысленно дал понять, что антисемитизму он учился у католической церкви: католическая церковь, заявил он, всегда враждебно относилась к евреям, она загнала их в гетто и держала их там 1500 лет; он, Гитлер, теперь вернулся к тому, что церковь делала на протяжении 1500 лет[133]. Из протокола беседы не видно, чтобы церковники, участвовавшие в ней, возражали Гитлеру.

Позиция папы Пия XII в годы второй мировой войны в отношении уничтожения гитлеровцами еврейского населения не могла не укрепить в сознании народов мысль о том, что католическая церковь поощряет проповедь антисемитизма. Ныне, когда прогрессивные силы во главе с коммунистами ведут борьбу против всех видов расизма, национализма и национальной розни, католическая церковь, претендующая быть объединителем всех религий, не могла не высказать своего отношения к антисемитизму. Это понял папа Иоанн XXIII, по инициативе которого вопрос и был вынесен на рассмотрение собора.

Проект схемы обсуждался на второй сессии собора и не был принят. Вопрос перенесли на рассмотрение следующей сессии. Главу об отношении к евреям из схемы об экуменизме исключили, и на обсуждение третьей сессии собора был внесен новый документ - декларация "Об отношении к нехристианским религиям". В проекте декларации пять пунктов: об общем происхождении всех людей; о нехристианских религиях, особенно о буддизме и индуизме; о мусульманах; о евреях; об универсальном братстве людей. На последней, четвертой сессии собора декларация была принята. Сначала в тексте отдается должное индуизму, буддизму и исламу, затем рассматривается вопрос об отношении к иудейской религии.

Текст этой части декларации почти полностью повторяет приведенный выше текст проекта, который был внесен кардиналом Беа. Заканчивается же декларация следующим заявлением: признавая общее наследство, которое католическая церковь имеет с евреями, она сожалеет, не по политическим, а по религиозным мотивам, о всех вспышках ненависти и гонений, о всех проявлениях антисемитизма. Если в первоначальном тексте говорилось, что собор "строго осуждает" вражду и гонения на евреев, то в принятой декларации говорится, что церковь "сожалеет" о всех проявлениях антисемитизма.

Декларация заканчивается абзацем об универсальном братстве людей, о том, что церковь отвергает дискриминацию людей на основе расы, цвета кожи, положения и религии.

Для практического сотрудничества с другими религиями в Ватикане в 1964 г. создан Секретариат по нехристианским религиям (во главе с кардиналом Марелла), с секцией "по вопросам взаимоотношений между мусульманами и христианами" (во главе был поставлен патер из ордена "Белых отцов", специализировавшегося еще со второй половины XIX в. на миссионерской пропаганде в Африке).

Какими бы мотивами ни руководствовались участники собора и Ватикан в своих решениях о новом отношении к другим религиям, осуждение антисемитизма и расизма является в политике римско-католической церкви и несомненно положительным фактом. Все дело в том, насколько серьезно церковь будет осуществлять эту линию.

В ходе дискуссий об экуменизме был поднят и вопрос о смешанных браках. Католическая церковь - противница браков католиков с христианами-некатоликами, а тем более католиков с нехристианами. Еще в 1949 г. конгрегация священной канцелярии (инквизиция) издала декрет о том, что брак между католиками и православными считается недействительным, если он заключен при участии православного священника (хотя до этого такие браки церковью признавались). Собор не внес изменений в позиции церкви в этом вопросе.

Тем не менее церковь вынуждена считаться с фактами. В марте 1966 г., через два месяца после окончания собора, папа Павел VI издал документ, в котором позиция католической церкви в этом вопросе слегка смягчается: отныне католическая сторона при смешанном браке, заключенном перед некатолическим священником, не считается механически отлученной, если дети будут крещены по католическому обряду и воспитываться в католическом духе.

О религиозной свободе

Проект схемы "О религиозной свободе" обсуждался на второй сессии собора, но принят не был и в переработанном виде предложен третьей сессии. К концу сессии кардинал Тиссеран, один из руководителей собора, сообщил, что схема голосоваться не будет, а решение вопроса переносится на четвертую сессию. Папе сразу же была подана петиция за подписью почти половины участников собора с просьбой, чтобы документ о религиозной свободе был утвержден на этой, третьей, сессии. Но папа принял сторону тех участников собора, которые оттягивали принятие декларации.

Требования к католической церкви высказать свое отношение к религиозной свободе шли из протестантских кругов, а также от нехристианских церквей. В самой католической церкви тоже раздавались голоса в защиту свободы религии в современном обществе, где живут люди самых различных мировоззрений. В частности, этого требовали миссионеры, подчеркивая, что такая декларация будет способствовать успеху экуменического движения.

Переработанный проект декларации, обсуждавшийся на третьей и четвертой сессиях, состоит из семи разделов: 1) что такое религиозная свобода, 2) об обязанностях церкви возвещать Евангелие всем людям, 3) об обязанности церкви и католиков избегать принуждения в пропаганде Евангелия и в совместной жизни, 4) как должна осуществляться религиозная свобода отдельным человеком, 5) о границах этой свободы, 6) о свободе религиозных обществ, 7) о значении религиозной свободы в нашем обществе[134].

В первом разделе не дается определения религиозной свободы, а говорится о том, что в делах религии каждый обязан следовать своей совести. Однако далее говорится: религиозная свобода никоим образом не освобождает человека от послушания богу. Таким образом, декларация прямо не признает свободу не верить в бога.

В следующих разделах предусматривается право государственной власти ограничить религиозную свободу в случае, если она будет представлять опасность для человеческой личности или для человеческого общежития, а также противоречить целям общества. Далее говорится о правах религиозных общин и обязанностях государства создавать благоприятные условия для развития религиозной жизни.

В заключении проекта содержался призыв ко всем людям признать и защищать религиозную свободу. Докладчик по этому вопросу, епископ де Смедт, сказал, что многие некатолики питают антипатию к католической церкви или подозревают ее в макиавеллизме, так как им представляется, что она требует свободу религии только тогда, когда католики составляют в народе меньшинство, и отвергает эту свободу там, где они составляют большинство[135].

Противники свободы совести (они же сторонники монополии католической церкви над умами) говорили, что религиозная свобода противоречит учению церкви, особенно тому, чему учили папы XIX в., так как "истина и заблуждения" не могут быть поставлены на равную ступень: только истина (т. е. католицизм) имеет право на свободное распространение, заблуждения же в лучшем случае можно только терпеть. Оттавиани заявил: признание религиозной свободы приведет к тому, что начнут шататься стены собственного дома.

Противники декларации говорили, что недопустимо предоставлять одинаковое с католицизмом право на распространение другим религиям, ибо это таит в себе опасность индифферентизма и субъективизма, а признание для некатолических церквей такого же права, что и для католической, явится оскорблением для последней.

В переработанном тексте декларации говорится, что признание религиозной свободы не меняет учения католицизма о единственно истинной религии и единственно истинной церкви.

Несмотря на возражения, требование о религиозной свободе было собором принято. Это положительный факт и новое в позиции католической церкви. Откажутся ли после собора католические иерархи, например Испании и некоторых других стран, от тех преимуществ, которые им предоставлены конкордатами и другими государственными актами?

Противники религиозной свободы и сторонники монополии католической церкви выступали с измышлениями о недостатке религиозной свободы в социалистических странах. А между тем именно в этих странах в последовательно демократическом духе разрешен вопрос о религиозной свободе: каждому предоставляется право самостоятельно решать для себя вопрос об отношении к религии, отсутствует деление на истинные и неистинные религии, неверующим обеспечено право не верить в бога, так же как верующим - право верить.

Схема "№ 13"

Под таким названием обсуждался на соборе проект решения о положении церкви в современном мире.

Если все другие вопросы, рассматриваемые ранее, касались внутрицерковных и межцерковных отношений, то схема "№ 13" должна была дать ответ на широкий круг вопросов - об отношении церкви к важнейшим явлениям современности, к внешнему миру. Содержание схемы обширное: здесь проблемы общества, семьи, брака, экономики, народонаселения, международных отношений, войны и мира, атеизма, науки, культуры.

Проект обсуждался на третьей сессии, потом перерабатывался и в окончательном виде был принят четвертой сессией собора как пастырская конституция "Церковь в современном мире". В этом документе, обращенном ко всем людям, собор изложил точку зрения церкви на важнейшие вопросы современности.

Во введении рассматриваются условия жизни современного человека, говорится о прогрессе науки, о быстрых изменениях, происходящих в обществе, в социальной и культурной областях, в психологии, морали и религии. В небольшом параграфе "Социальные изменения" отмечены "глубокие изменения в местных традиционных общинах", изменение вековых понятий и условий жизни, распространение "типа промышленного общества", который содействует созданию экономики изобилия в некоторых странах, усиление "вкуса к городской жизни" и т. д. О главном же изменении в обществе и о главных тенденциях современного развития - о борьбе двух систем, социалистической и капиталистической, о том, что социалистическая система является решающим фактором в развитии человечества, о прогрессе освободительной борьбы народов против колониального ига, об углублении кризиса капитализма,- обо всем этом в конституции нет ни слова.

Основной текст конституции "Церковь в современном мире" состоит из двух частей: 1. Церковь и призвание человека. 2. О некоторых неотложных проблемах.

В первой части в обычном религиозном духе говорится о назначении человека, о грехе, в который он впал "с самого начала своей истории" под влиянием "лукавого", о теле и душе, о нравственности и т. д. Большое место отведено здесь отношению церкви к атеизму. "Высший смысл существования человека, - читаем в конституции,- состоит в его призвании к общению с богом", однако многие отрицают бога, и "атеизм ныне - одно из самых серьезных явлений нашего времени". Вопрос об атеизме явно искусственно выпячен: в современном мире есть много более важных проблем, затрагивающих интересы всего человечества.

Конституция признает, что сами верующие несут долю ответственности за распространение атеизма, в частности "вследствие погрешностей своей собственной религиозной, моральной и общественной жизни", и в корне атеизма "нередко лежит горячий протест против зла, царящего в мире". Действительно, тысячелетия существования многих религий и их организаций наглядно показали их неспособность помочь человечеству покончить с нищетой, войнами, социальной несправедливостью - в этом также одна из существенных причин развития атеизма. Для одних церковных деятелей атеизм стал жупелом, которым они запугивают верующих. Для других атеизм - синоним коммунизма, особенно в тех случаях, когда прямые нападки на коммунизм не встречают сочувствия у аудитории и нужно эти нападки маскировать.

Большинство выступавших на соборе высказалось против атеизма, что вполне понятно, поскольку речь идет о иерархах церкви. Однако наряду со слепыми нападками были и здравые высказывания: одними проклятиями противостоять атеизму невозможно, к нему надо отнестись как к характерному явлению современности и заняться его изучением; христиане также виновны в распространении атеизма тем, что они крепко держатся за неизменность старой социальной структуры и при этом ссылаются на бога. Решительных мер борьбы с атеизмом требовал генерал ордена иезуитов Педро Аррупе. Он предложил выработать широкую программу действия против атеизма, которая должна осуществиться под непосредственным руководством папы.

В качестве практического мероприятия, вытекающего из обсуждения проблемы атеизма, папа Павел VI решил создать специальный "секретариат для неверующих" во главе с венским кардиналом Кёнигом. На него возложена задача изучить исторические, психологические и социологические факторы, способствующие распространению атеизма.

Проблема атеизма - это и проблема диалога с марксистами, с коммунистами. Нельзя игнорировать огромные массы людей, идущих за коммунистами, наиболее активно и беззаветно борющимися за мир, за справедливый социальный строй, за интересы народных масс. Коммунисты давно выступают за сближение с прогрессивными силами в католическом лагере, с трудящимися католиками, для совместной борьбы за мир, за социальный и культурный прогресс.

В принятой собором конституции атеизм причисляется к осужденным церковью "зловредным идеям, противоречащим разуму и общественному опыту и умаляющим врожденное величие человека"[136]. Другой оценки атеизма от церковного съезда нельзя было и ожидать. Конституция в то же время заявляет, что "все люди - верующие и неверующие - должны способствовать правильному строительству этого мира", и высказывается за "искренний и благоразумный диалог". Это шаг вперед в позиции церкви, отход от курса Пия XI и Пия XII, которые считали, что ни в каких вопросах католикам нельзя сотрудничать с коммунистами. Записанные в решении собора положения, что верующие и неверующие должны внести свой вклад в дело построения этого мира, давно отстаивают коммунисты.

Его призыв к диалогу с удовлетворением будет принят коммунистами и некоммунистами.

В разделе конституции о "Сообществе людей" провозглашается необходимость содействовать общему благу, любви к богу и к ближнему, социальной справедливости, уважению человеческой личности, праву человека "получить доступ" к тому, что ему необходимо для жизни. Все это провозглашается в общей форме, в духе энциклики "Матер эт магистра". Конституция требует уважения к личности трудящихся и в то же время зовет распространять заповеди любви и уважения на тех, кто в общественных, политических и религиозных делах мыслит и действует по-разному.

Значит ли это, что надо любить фашистских убийц, расистов, поджигателей войны? Конституция провозглашает равноправие и социальную справедливость, но не требует ликвидации эксплуатации человека человеком и классового неравенства.

Вся история человечества рассматривается в конституции под углом зрения учения о "первородном грехе" - как "ужасающая борьба против сил мрака", борьба добра и зла, которая началась "с момента сотворения мира" и будет длиться "до последнего дня". В действительности эти "силы мрака" имеют конкретные названия: классовое угнетение, капитализм, империализм, колониализм. И это не вечно. В конституции говорится, что наступит конец света и человечества и нет пользы человеку приобрести мир, а себя погубить. Тем не менее, в отличие от прежней позиции церкви, конституция призывает усердно трудиться на земле.

Специальная глава первой части посвящена миссии церкви в современном мире. Эта миссия - религиозная. Церковь, говорится здесь, не связана ни с какой особой формой человеческой культуры "или политической, экономической или социальной системой". В этом заявлении нельзя не видеть очень осторожную попытку ответить на протесты по поводу того, что церковь связала себя с миром эксплуатации и капитала. Собор, говорится в конституции, "с большим уважением относится ко всему тому, что есть правдивого, справедливого и хорошего" в разнообразных институтах, созданных человечеством. Если это так, почему же коммунизм, являющийся самой справедливой общественной системой, на протяжении многих десятилетий осуждается церковью, которая ведет с ним непрекращающуюся борьбу?

Во второй части конституции разбирается обширный круг актуальных проблем - о семье и браке, о культуре, о социально-экономической и политической жизни общества, о войне и мире и др.

При обсуждении раздела схемы о браке и семье особое внимание привлекли вопросы ограничения рождаемости и разводов. Как известно, и то и другое католическая церковь осуждает. Восемьдесят лауреатов Нобелевской премии подали папе две петиции с просьбой пересмотреть отрицательное отношение к ограничению рождаемости и разрешить родителям иметь столько детей, сколько они могут обеспечить[137]. Высказывались мнения о необходимости идти навстречу времени и преодолевать существующее расхождение между официальной доктриной церкви о браке и семье и практикой миллионов христианских семей. Сторонники ортодоксальной католической позиции в свою очередь пугали, что невозможно даже предвидеть последствия изменения позиции церкви в этом вопросе, которую она занимает на протяжении многих столетии[138].

Собор подтвердил прежнюю позицию церкви: брак признается "союзом на всю жизнь", следовательно нерасторжимым; католикам запрещается ограничивать рождаемость недозволенными церковью методами. Изучение этого вопроса поручено комиссии и окончательное решение передано на усмотрение папы.

В конституции много мест уделено проблемам культуры и отношению к ней церкви. Стремительное развитие науки и техники вынудило церковь признать позицию традиционного недоверия и вражды церкви к науке устаревшей. Многие выступавшие говорили о том, что католическая теология не должна односторонне связывать себя со схоластической философией, что недоверие церкви к естествознанию длилось столетия и невозможно добиться взаимопонимания с представителями естественных наук на почве церковно-схоластического учения. Естествоиспытатели не забыли о судьбе Галилея, а осуждение модернизма в начале XX в. упрочило недоверие к церкви.

Ошибочно было бы считать, что настороженное отношение церкви к науке, а то и прямая вражда к ней - дело только вчерашнего дня. Существует опасность, говорится в конституции, что человек, "слишком доверяя современным открытиям, придет к выводу, что ему достаточно самого себя, и перестанет искать что-либо более возвышенное..." Тем не менее собор не мог не признать значения науки и искусства, и в его решении много хороших слов по адресу науки и в пользу сотрудничества церкви с наукой. Конституция провозгласила, что существуют "две категории сознания - вера и разум". Наука, мол, и религия правы каждая в этой области. Это не ново в позиции католической церкви.

Интерес представляет глава о социально-экономической жизни. Если все социальные программы пап, начиная с "Рерум новарум" Льва XIII и до последнего времени, открыто защищали капитализм и его основу - частную собственность, то конституция "Церковь в современном мире" делает это замаскированно. В основном здесь повторяются положения энциклики "Матер эт магистра". В конституции содержится немало критических замечаний. Так, признается, что в современном обществе (буржуазном, хотя такого термина в тексте конституции нет) существует социальное неравенство, роскоши одних сопутствует нищета других, противоречия между нациями углубляются. Учитывая особенности нашего времени, говорится в документе, собор хочет высказать ряд "общих положений". Эти высказывания настолько "общи", что ни в коей мере не ведут и не могут привести к преодолению противоречий, существующих в мире. Так, рекомендуется содействовать техническому прогрессу, увеличивать производство материальных благ, сообразовать экономическую деятельность с моральными принципами и т. п.

Конституция высказывается за критику учений как тех, которые выступают против необходимых реформ, так и тех, кто жертвует "основными правами отдельных лиц и групп ради коллективистской системы производства"; признает необходимым ликвидировать огромное социально- экономическое неравенство. Но добиться равенства невозможно без ликвидации частной собственности на средства и орудия производства. А между тем конституция настаивает на сохранении частной собственности, хотя и оговаривает, что законность частной собственности не идет вразрез с законностью государственной и общественной собственности, и допускает, при условии "справедливой компенсации", передачу материальных благ в государственную собственность.

Все те меры, какие предлагает конституция в социально-экономической области, можно назвать программой буржуазного реформизма: программа мелких улучшений капиталистических порядков при сохранении самих этих порядков - частной собственности и классового деления общества.

В конституции признается право рабочих создавать свои ассоциации и право на забастовки в качестве "крайнего средства". С этим признанием церковь запоздала по крайней мере на столетие.

В очень общей форме в конституции говорится об участии всех работающих в руководстве предприятиями. В ряде буржуазных стран, в частности в ФРГ, рабочие борются за право профсоюзов участвовать в управлении предприятиями.

На соборе епископ Хенгбах (Эссен) от имени 80 епископов ФРГ выступил против требования профсоюзов и отстаивал неограниченные права предпринимателей. Ссылаясь на Пия XII, он заявил, что надо препятствовать организациям, стоящим "вне предприятий" (т. е. профсоюзам), влиять на предприятиях[139]. Даже католический автор признает, что в своем выступлении этот епископ четко отразил позицию католических предпринимателей[140]. Действительно, "Союз католических предпринимателей" ФРГ, как и другие объединения крупного капитала, решительно возражает против участия рабочих в управлении предприятиями, против какой бы то ни было демократизации западногерманского хозяйства. Позиция германских епископов в этом вопросе совпадает с позицией монополий. Явится ли для них обязательным решение Второго Ватиканского собора?

Последняя глава конституции "Церковь в современном мире" - об обеспечении мира и развитии сообщества народов - вызвала особенно бурную дискуссию. Католическая церковь не может не считаться с волей народов к миру. В дни работы четвертой сессии собора, 4 октября 1965 г. папа Павел VI выступил в Нью-Йорке на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с речью, посвященной задачам сохранения мира. Он осудил гонку вооружений, войну как средство разрешения международных споров и призывал отстоять мир[141].

В проекте схемы, представленной на обсуждение третьей сессии собора, атомное оружие осуждалось безусловно. Но это вызвало возражения ряда участников собора и прежде всего епископов США, Англии и ФРГ, продемонстрировавших тесную связь церковной иерархии с правящей буржуазией своих стран и полную солидарность с ее политикой. Еще за несколько лет до собора видные католические теологи ФРГ с религиозных позиций оправдывали применение атомного оружия. В этом же духе развивали на соборе свою точку зрения архиепископы Хеннан (Новый Орлеан), Бек (Ливерпуль), Хенгбах (Эссен). Они утверждали, что возможны условия, которые оправдают применение атомного оружия, а "атомное равновесие", т. е. по существу гонка вооружений, даже может якобы отпугнуть от развязывания войны[142]. Архиепископ Хеннан распространял документ, где доказывал, что правительства, стремящиеся путем производства атомного оружия "сохранить свободу другим народам", заслуживают благодарности и признания[143]. Архиепископ Бек поддержал Хеннана, сказав, что в "справедливой войне" будут объекты, которые явятся "законной целью атомного нападения".

Ни одного слова не произнесли в защиту мира на соборе германские епископы!

В пастырской конституции "Церковь в современном мире" собор осуждает войну и призывает сохранить мир. Применение "научного оружия" (так в этом документе названо атомное оружие) угрожает неисчислимыми бедствиями и приведет к варварству. Действия, направленные против принципов международного права, собор признает преступлением. Слепое повиновение приказу о таком действии, как отмечается в конституции, не уменьшает вины тех, кто такой приказ выполнит. К таким действиям относится истребление целого народа, нации или этнического меньшинства. Собор осуждает как преступление тотальную войну, рассчитанную на разрушение целых городов и областей и уничтожение населения, призывая государственных деятелей осознать свою ответственность перед богом и человечеством. В решении собора находит осуждение и гонка вооружений.

Нельзя, однако, не заметить, что и на этом документе лежит печать непоследовательности. Было бы наивно ожидать от религиозной организации научного объяснения корней современных войн. Том не менее нельзя согласиться с утверждением, содержащимся в конституции, будто опасность войны угрожает потому, что люди грешны по своей природе, и по этой причине опасность войны будет существовать до второго пришествия Христа.

Тем самым обходится вопрос об истинных причинах военной опасности, кроющихся в политике империалистических держав. Нет в конституции и категорического требования запретить изготовление и хранение атомного оружия. Это явилось уступкой требованиям прежде всего американских и западногерманских епископов.

Такие моменты в конституции "Церковь в современном мире", как безоговорочное осуждение тотальной войны и призыв к христианам объединиться со всеми людьми, искренне стремящимися к миру, готовность к диалогу с коммунистами, отказ от враждебного отношения к науке, заявление, что церковь не связана ни с какой особой формой человеческой культуры, политической, экономической или социальной системы и некоторые другие, являются положительным фактом. В целом же анализ важнейших явлений современности и рекомендации сделаны в духе прежних социальных программ папства.

Реакционные круги как церковные, так и не церковные возлагали большие надежды на то, что собор даст сигнал к новому крестовому походу против коммунизма. Папа Иоанн XXIII, открывший работу собора, не оправдал этих надежд. В речи на открытии собора он заявил, что в прошлом церковь сурово осуждала "заблуждения", ныне она предпочитает иные средства - прощение и милосердие. Правда, папа говорил, что в мире ныне много ошибочных учений, опасных мнений и понятий и что те люди, кто с Христом и его церковью, "наслаждаются светом, добром, порядком и миром", а те, кто не верит в Христа и церковь, "вызывают смятение, обострение человеческих отношений и усиление опасностей братоубийственных войн", но никаких прямых выпадов против коммунизма папа не сделал.

20 октября 1962 г. собор обратился ко всем людям с воззванием в защиту мира. Иоанн XXIII отклонил попытки части епископов внести в текст обращения выпады против коммунизма и социалистических стран.

Вопреки примирительному курсу папы иезуиты устроили в Риме в дни заседаний первой сессии собора антисоветскую выставку, рассчитанную на разжигание антисоветской и антикоммунистической вражды.

Сторонники прежнего курса Ватикана, толкавшие собор на путь антикоммунизма, стали более активно действовать после смерти папы Иоанна XXIII.

Вся многолетняя служба преемника Иоанна XXIII - Джованни Баттиста Монтини (Павла VI) в ватиканском статс-секретариате проходила под руководством Пия XII. Он был, как отмечалось в печати, "правой рукой" этого папы. Можно отметить, что во время четвертой сессии собора начат процесс канонизации одновременно Иоанна XXIII и Пия XII.

"Уже в одном из первых своих посланий, - пишет итальянский публицист, коммунист Уго Бадуэль, - папа Монтини не пожелал обойтись без "горестных" нот в связи с судьбой так называемой "церкви молчания". Он употребил такие выражения, как "страны за железным занавесом", и произнес слова надежды на "возврат свободы" в эти страны. Этот язык, решительно отброшенный Иоанном XXIII, неприятно поразил многих"[144].

В период между второй и третьей сессиями папа Павел VI издал энциклику "Экклезисам суам". Она вся почти посвящена проблеме диалога, прежде всего католиков с марксистами. Папа видит главную опасность в современном мире в том, что есть много людей, не исповедующих никакой веры, что многие являются атеистами. Но разве это "самое опасное явление нашего времени"? Папа заявил в этой энциклике, что, подобно своим предшественникам, он осуждает идеологические системы, отрицающие бога, "т. е. системы, часто отождествляемые с определенным экономическим, социальным и политическим строем и особенно с безбожным коммунизмом".

За два дня до открытия четвертой сессии собора папа Павел VI посетил в окрестностях Рима катакомбы святой Домитиллы, устроил там молебствие и произнес проповедь о гонениях на первых христиан, которые вынуждены были прятаться в этих катакомбах. Такое введение понадобилось для надуманных и трафаретных утверждений о "страданиях церкви" в странах "с атеистическим и тоталитарным режимом". В то же время, как уже отмечалось, папа Павел VI решительно, в духе Иоанна XXIII, выступил в ООН, защищая мир.

Часть участников собора добивалась принятия антикоммунистической декларации. 1 ноября 1963 г. в дни работы второй сессии около 300 человек итальянских епископов, участников собора, выпустили послание об опасности "безбожного коммунизма", якобы угрожающего человечеству и цивилизации. В день закрытия второй сессии более 200 епископов подали петицию руководству собора с предложением принять декларацию против коммунизма.

Эти предложения не были приняты собором. Все это - проявление острых противоречий, которые существуют в верхах католической церкви, многие иерархи которой пропитаны духом вражды к коммунизму и социалистическому миру. Однако и им становится очевидной необходимость иного отношения к этому миру: об этом свидетельствуют соглашения Ватикана с Венгрией (сентябрь 1964 г.) и Югославией (июнь 1966 г.).

Второй Ватиканский собор во многом порвал с традицией Первого Ватиканского собора и с тем духом, который господствовал в церкви со времени контрреформации. Большинство его решений касаются вопросов внутрицерковных и имеют целью укрепить позицию католической церкви, улучшить методы ее воздействия на верующие массы.

Зачастую речь идет о реформах, многие из которых еще 400 лет назад провозгласил и стал осуществлять протестантизм. Поэтому в области внутрицерковных дел собор принял решения о реформе с большим опозданием.

Решения собора об отношении к другим религиям и о религиозной свободе, при всем ограниченном и половинчатом характере этих решений, могут иметь положительное общественное значение, если результатом их проведения явится прекращение представителями католической церкви пропаганды религиозной нетерпимости и вражды к инаковерующим.

Общественный интерес представляет крут вопросов и их решение в конс







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.