Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Другие декреты о церкви и ее организации





Другие принятые собором декларации и декреты по внутрицерковным вопросам носят, как правило, узкопрактический, почти инструктивный характер. Так, в декрете о средствах публицистики (или "О средствах социальных связей") речь идет о том, что церковь должна широко использовать такие современные технические достижения в области связи и информации, как пресса, кино, радио и телевидение, и владеть ими[127]. Рекомендуется наполнять прессу "католическим духом", создавать католическую прессу, поддерживать католическое радиовещание и телевидение, специально готовить под контролем церкви кадры для осуществления этих задач. Одновременно с декретом было опубликовано папское решение о создании "Папской комиссии по публицистике"[128], ее задача - проводить в жизнь постановления собора о кино, радио, телевидении и прессе.

В декрете о подготовке священников в семинариях и других учебных заведениях речь идет главным образом о программах и задачах их подготовки. Декрет рекомендует наставникам духовных семинарий по возможности изгонять из своих учебных заведений монастырскую атмосферу, а также "обновлять" теологическое и философское образование семинаристов. Молодые теологи должны изучать не только Фому Аквинского и "философское наследство" церкви, но и современную философию, социальные и естественные науки, чтобы будущий священник был способен к диалогу с современностью. Однако "душой" образования по-прежнему должно быть Священное писание.

О роли священников в церкви, об обязанностях, отношении к мирянам, к епископу и т. д., а также об их образе жизни трактует декрет "О служении священников".

В декларации "О христианском воспитании" упор делается на развитие католической школы, на то, что католическая церковь стремится иметь свои школы всех ступеней и родители-католики обязаны обучать детей там, где для этого есть возможность, в таких школах. Декларация требует поддержки и развития католических факультетов в высших учебных заведениях и католических университетов. Государство же должно помогать церкви во всем этом.

В декларации, как и в дискуссии по этому вопросу, отразилось стремление католической церкви в противовес светскому образованию установить свой контроль над школой, в особенности над обучением детей из католических семей.

В дискуссии на соборе говорилось, что даже в университетах стран с "католической традицией" господствует "марксистско-ленинский атеизм". Поэтому, придавая большое значение специально католическим учебным заведениям, церковь в то же время "должна присутствовать" и в общественных школах и университетах.

В повестке дня собора стоял вопрос и об обновлении деятельности орденов и приспособлении ее к современным культурным и социальным условиям, особенно в миссионерских районах. В католической церкви религиозные ордена играют большую роль. На соборе около тысячи человек представляли религиозные ордена, насчитывающие более двух миллионов членов. Конкретные решения записаны в специальном декрете собора: ордена должны повернуться лицом к миру, чтобы лучше служить церкви.

Миссионерская деятельность церкви привлекла большое внимание собора, и решения об этом содержатся в различных принятых им документах, в частности в специальном декрете о миссионерской деятельности церкви. Еще не так давно этот термин применялся к церковной пропагандистской деятельности среди колониальных народов. Христианское миссионерство здесь явилось одной из форм политики колониальных, держав. И в настоящее время, заявил на соборе архиепископ Дагомеи (от имени епископов Африки и Мадагаскара), миссионерство часто рассматривается как скрытая форма колониализма. Об этом же говорил и видный кардинал курии Беа.

Рост национально-освободительного движения, образование вместо вчерашних колоний независимых государств вынуждает церковь менять форму миссионерской деятельности в этих странах. Но, говорилось на соборе, миссионерство нужно и в старых христианских странах, чтобы приостановить происходящий здесь процесс "дехристианизации", отхода от религии.

Особое значение декрет придает подготовке местного духовенства, которое пользуется большим доверием населения. Декрет признает целесообразным сотрудничество католической церкви с другими христианскими церквами в миссионерской области.

Декрет предусматривает создание в Риме миссионерского Совета епископов и деятелей миссионерских организаций разных частей света для разработки предложений и руководства миссионерской деятельностью. Для приспособленческого курса церкви характерно то, что и в дискуссии и в декрете о миссионерской деятельности проповедуется терпимость к нехристианским религиям и указывается на необходимость сотрудничать с ними в социальной и культурной областях.

К концу работы собора Ватикан разрешил возродить во Франции деятельность рабочих священников 15. 23 октября 1965 г. в Риме было опубликовано коммюнике французского епископата о том, что он намерен с согласия папы направить на три года немногих специально подготовленных священников на предприятия для религиозной пропаганды среди рабочих. Рабочим священникам разрешено вступать в члены профсоюзов, но не вести в союзах активную профсоюзную или политическую деятельность. Воссоздание института рабочих священников входит в план миссионерской деятельности церкви среди "дехристианизированной" части населения, среди рабочих.

Тревогой церковных иерархов в связи с упадком влияния церкви в старых районах распространения христианства объясняется и появление различных проектов так называемого мирского апостолата, т. е. вовлечения мирян в активную церковную деятельность и еще больше - подготовки их как проводников идей церкви в личной, политической и общественной жизни людей и особенно для борьбы с материализмом.

В декрете собора "О светском апостолате" рекомендуются различные мероприятия, которые должны способствовать привлечению мирян к церковной жизни (в том числе участие в литургии), а также их участию в общественно-политической жизни под руководством церкви. Для этой цели предлагается создать в епархиях специальные организации, а в Ватикане - секретариат по вопросам светского апостолата.

Таковы декреты и решения собора по внутрицерковным вопросам. Из сказанного ясно, что основная забота церковных иерархов, собравшихся на собор, заключалась в том,

15 В главе "Пий XII" отмечалось, что институт рабочих священников был создан к концу второй мировой войны в целях католической пропаганды непосредственно на предприятиях и подрыва влияния на рабочих коммунистической партии. Эксперимент провалился, так как значительная часть рабочих священников сама прониклась революционным духом. В 1953 г. Ватикан запретил продолжение эксперимента. чтобы приспособить религиозную деятельность церкви к изменившимся условиям, модернизировать ее. Однако это оказалось крайне трудной задачей, так как церковь не может отказаться от груза прошлых эпох. Поэтому значительная часть решений собора - это лишь указания на новые методы деятельности. По коренным для церкви вопросам, например о коллегиальном управлении, языке литургии, диаконате, целибате, причащении под двумя видами и др., решения носят двойственный характер: делается уступка новым веяниям на основе сохранения старых положений и порядков.

Декрет "Об экуменизме"

Второй круг проблем, которыми занимался собор, охватывает проблемы межцерковных отношений: отношение католической церкви к другим христианским церквам и отношения между католической церковью и нехристианскими - иудейской, мусульманской, буддистской и др. Решения собора по этим проблемам зафиксированы в декрете "Об экуменизме" и в двух декларациях - "Об отношении к нехристианским религиям" и "О религиозной свободе".

Экуменическое, или вселенское, движение, ставящее себе целью объединить христианские церкви, возникло после первой мировой войны. Его инициаторами и активными сторонниками выступили протестантские церкви. Во многих буржуазных странах, особенно в период после первой мировой войны (а в США значительно раньше), появились объединения различных протестантских церквей при сохранении независимости каждой из входящих в эти объединения. В 1948 г. на Генеральной Ассамблее в Амстердаме было оформлено образование всемирного объединения протестантских и православных церквей - Всемирного Совета церквей. На последнем по времени конгрессе этой организации в 1961 г. (Нью-Дели, Индия) были представлены около 200 церквей 60 стран мира. Таким образом, Ватикану ныне противостоит не множество отдельных протестантских и православных церквей, как это было раньше, а их всемирное объединение.

Католическая церковь долгое время занимала отрицательную позицию к этому движению, так как единственно истинной созданной Христом церковью считает лишь себя. Объединение христианских церквей, по ее мнению, могло бы произойти только при условии возвращения в лоно католической церкви и признания отдельными церквами верховной власти римского папы. Однако успехи экуменического движения протестантских и православных церквей, взявших в свои руки инициативу объединения, а также новые явления в международной жизни вынудили католическую церковь и Ватикан пересмотреть свою позицию не только в вопросе о единстве христианских церквей, но и о единстве с нехристианскими религиями. Немалую роль в этом играют и другие мотивы: тенденция к межцерковному и межрелигиозному единству, к "религиозной интеграции" соответствует тенденции современного капиталистического мира к экономической интеграции.

Многие церковные (в том числе и ватиканские) и нецерковные деятели видят в религиозном и церковном единстве силу для противодействия растущему распространению материалистической философии, религиозного индифферентизма и борьбы с влиянием коммунизма. Для этих людей речь идет о создании единого церковного фронта против коммунизма. Но есть церковные деятели, которые видят в церковном и межрелитиозном единстве условие достижения общих целей в социальной и политической областях, особенно в борьбе за сохранение мира. Таким образом, в экуменическом движении идет внутренняя борьба вокруг вопросов о задачах церковного единства.

Выше уже говорилось, что в 1960 г. в Ватикане был создан секретариат по христианскому единству во главе с кардиналом Беа, наиболее активным сторонником христианского единства и межрелигиозного сближения. Он и ряд других церковных деятелей считают, что католическая церковь должна взять на себя часть вины за происшедшие в прошлом расколы в церкви, что в прошлом она не всегда была права (например, религиозные войны).

В то же время при обсуждении этого вопроса над многими деятелями собора тяготела веками культивирующаяся в католической церкви идея, что католицизм - единственно истинная религия и сложившаяся в этой церкви практика гонений на инаковерующих как на "еретиков", нетерпимость к людям, исповедующим другие религии, естественны. Для таких людей единство представлялось в возвращении отделившихся в лоно римско-католической церкви. Выразитель таких мнений кардинал Руффини, которого поддержали многие итальянские и испанские епископы, так сформулировал программу экуменизма: 1) римско-католическая церковь - единственная церковь, созданная Христом; ее основой и главой является папа; 2) возможные обвинения, выдвигаемые как причины отпадения от папского престола, не могут быть приписаны всей римской церкви, а лишь отдельным ее детям, которые не следовали ее учению; 3) надо молиться о прощении этим людям их грехов, но нельзя считать невинными и тех, кто вместо того, чтобы церковь утешать, покинули ее; 4) собор желает, чтобы "отделившиеся от нас дорогие братья вернулись в объятия апостолической римской церкви"[129]. Такова программа традиционалистов: не объединение, а подчинение папе.

Представитель испанского епископата, отклоняя проект схемы, требовал, чтобы собор предупредил протестантов против прозелитизма, т. е. вовлечения ими католиков в свои церкви. Испанских епископов поддержали епископы латиноамериканских стран. Известно, что в Испании и некоторых странах Латинской Америки протестантские церкви и их сторонники преследуются и в настоящее время. Епископы ряда стран требовали, чтобы в "чисто католических странах" протестанты не вербовали сторонников. Эти церковные иерархи были бы не прочь, как это делалось в прошлом, опереться на инквизицию, чтобы сохранить монополию католической церкви над умами.

В первой главе декрета речь идет о "католических принципах экуменизма". Христос, создавший церковь, говорится в этом документе, поручил руководство ею коллегии из 12 апостолов. Из числа последних он выбрал Петра, на котором решил строить церковь. Ему он обещал ключи неба и доверил пасти "все стадо". Но в этой единой и единственной церкви уже в ранние времена начались расколы, часто не без вины обеих сторон; в результате большие общины отошли от единства с католической церковью. Католическая церковь рассматривает отколовшихся как братьев, с которыми у нее есть много общего, но между ними имеются и расхождения. После такой констатации в духе традиционной позиции католической церкви говорится, что только через эту церковь можно получить полное спасение.

Декрет призывает католиков участвовать в экуменическом движении, избегать слов и действий, затрудняющих взаимные отношения с другими христианами, вести "диалог" на встречах христиан различных церквей. Христиан некатоликов прямо не зовут вернуться в лоно католическое - это было бы продолжением старого курса, но говорится, что единство неотъемлемо от католической церкви; лишь она владеет полнотой истины и средствами спасения.

Последняя глава декрета трактует об отделившихся церквах и общинах. Декрет делит их на две группы: восточные церкви и отделившиеся от католицизма церкви и общины на западе более четырехсот лет назад, т. е. протестантские. Относительно первых декрет заявляет, что у них много общего с католицизмом, признает особенности культа и порядок этих церквей и выражает желание достигнуть с ними единства. Значительно сложнее обстоит дело с церквами и общинами протестантскими, так как у них расхождения с католической более глубокие не только исторические, психологические и культурные, но и в интерпретации "истин откровения". Все это является предметом диалога.

В заключение декрета говорится, что собор призывает верующих избегать необдуманного рвения в этом вопросе и выражает желание, чтобы католиками было сделано все возможное для примирения христиан в лоне "единой и единственной церкви Христа".

Декрет "Об экуменизме" свидетельствует о том, что и в этом вопросе собор не пошел далеко навстречу некатолическим церквам: в его решениях нет выпадов по адресу протестантов, какие делались на предыдущих соборах, протестантские общины признаются церквами. Тон выступлений при обсуждении вопроса примирительный. Однако основная идея декрета, что католическая церковь во главе с папой - единственно истинная и объединение, даже при сохранении самостоятельной дисциплины и устройства разных церквей, должно совершаться вокруг католической церкви.

На практике сотрудничество церквей по различным вопросам началось задолго до собора в форме совместных конференций, встреч, обсуждений теологических и других вопросов. Установились контакты Ватикана с Всемирным Советом церквей, была образована общая рабочая комиссия для разрешения вопросов, вызывающих "напряжение" между церквами. Наладились контакты между Ватиканом и православными патриархами. Впервые в истории церкви папа Павел VI предпринял в декабре 1964 г. поездку в Палестину. Одной из целей его паломничества была встреча с вселенским православным патриархом константинопольским Афинагорасом и другими главами православных церквей. Вскоре после этого кардинал Беа во главе специальной делегации папы посетил в апреле 1965 г. патриарха Афинагораса в Стамбуле.,

Наконец на заключительном заседании собора папа Павел VI отменил буллу об отлучении от церкви константинопольского патриарха Михаила Керулария, которую папский легат в 1054 г. положил на алтарь церкви Св. Софии в Константинополе, что послужило началом официального разрыва церкви Востока с папой. В день отмены отлучительной буллы в кафедральном православном соборе Стамбула была совершена церемония отмены анафемы, которой в ответ на отлучение церковный собор в Константинополе в 1054 г. предал папских легатов и обвинил Рим в извращении веры. Так после 900 лет состоялось взаимное прощение. В марте 1966 г. после окончания собора архиепископ кентерберийский, глава англиканской церкви, Рамзей в качестве президента Ламбетской конференции (регулярно происходящие конференции англиканских епископов всего мира) отдал визит папе Павлу VI в Ватикане. Это был первый после XVI в. официальный визит главы англиканской церкви в Риме. Переговоры велись о сближении англиканской и католической церквей.

Вопросы межцерковного и межрелигиозного сотрудничества вышли за пределы теологических и теоретических споров. Поэтому важно, чтобы оно не было использовано реакционными иерархами церкви и империалистами против прогрессивных движений современности.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.