Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ТРУДАХ В.Н. МЯСИЩЕВА





В настоящее время как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается усиление интересов к проблеме общения. Уче­ные, придерживающиеся различных теоретических пози­ций, с большой настойчивостью выявляют, описывают и классифицируют феномены общения, определяют и субор­динируют закономерности, которые ими управляют, а так­же раскрывают механизмы, которые при этом действуют.

Увеличение потока работ, посвященных различным про­блемам психологии общения, отнюдь не является фактом случайным. Скорее оно, это увеличение,—форма ответа ученых на жгучую потребность времени: не только, нако­нец, получить достаточно полную картину психической жизни человека и, так сказать, в натуре увидеть действие социальных факторов, которые эту жизнь определяют, но

235


и научиться все эти факторы успешно использовать при организации воспитания, труда, быта и лечения людей.

Не будет преувеличением утверждать, что в продолже­ние длительного времени изучение психики человека и ее развития шло в психологии по преимуществу в направле­нии все более широкого и глубокого освещения зависимо­стей «человек—предмет», «человек—орудие». 1лавные силы этой науки были сосредоточены на исследовании пси­хических процессов, состояний и свойств человека, когда он взаимодействовал с вещной действительностью, и не­сравненно меньшее число—на выяснении психологиче­ских особенностей в зависимостях «человек — человек», «общность — человек», в установлении характеристик от­ражения отношения и поведения*, а также взаимосвязей между ними у человека, когда он и как объект, и как субъект взаимодействовал не с вещами и предметами, а с другими людьми. И совсем мало было ученых, которые решали бы в своих трудах сложнейшую задачу синтезирования обоих направлений изучения психики человека. Поэтому заслу­живает особого внимания вся совокупность работ, выпол­ненных в течение 60 лет активного труда в области психологии В.Н. Мясищевым, поскольку в них не только формулируется и обосновывается проблема необходимости осуществления такого синтеза, но и предлагается перспек­тивная попытка ее решения.

Настаивая на важности одновременного изучения осо­бенностей проявления и развитая пснхикй.человека в усло­виях вещной деятельности и в услЬвийх^общения, В.Н. Мясищев внес особенно оригинальный и весомый вклад в разработку большого комплекса вопросов, относящихся к психологии общения.

В своих трудах с большой научной глубиной он проана­лизировал психологическую с\ щность этого явления.

Если большинство авторов свое изучение общения огра­ничивали пределами исследования'речевых коммуника­ции, устанавливающихся между людьми, то В.Н- Ммсищсв, освещая главные содержательные и формальные характе­ристики процесса общения, не уклоняясь от исследования речевой деятельности общающихся, с никогда не изменяв­шей ему последовательностью стремился рассматривать об­щение как процесс взаимодействия конкретных личностей,

* См. стр. 67—71-

236


определенным образом отражающих друг друга, относя­щихся друг к другу и воздействующих друг на друга.

Отправляясь от положения: «В психике и в сознании осуществляется отражение действительности и отношение к ней... Вместе с тем эти понятия представляют единство, потому что в них дано отражение единым субъектом объек­тивной действительности», В.Н. Мясищев использует его при объяснении явлений общения' В своем выступлении на Всесоюзном симпозиуме по психологии общения в 1970 г. он говорил: «Связь отражения людьми друг друга в общении с их взаимоотношениями очевидна»,и продолжал: «В об­щении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительным или от­рицательным характером. Способом или формой общения и отношения является обращение человека с человеком»**.

Подчеркивая важность всестороннего рассмотрения при изучении общения не только особенностей отражения, но, главным образом, отношений общающихся друг к другу, а также способов поведения, которые они при этом практи­куют, В.Н. Мясищев указывал на необходимость выясне­ния зависимостей, связывающих эти характеристики психики. Он писал в связи с этим: «Если разработка пробле­мы общения без учета отношений не может быть достаточ­ной, то изучение общения в отношений без учета обращения невозможно»*** И далее он пытался описать и систематизировать наиболее распространенные формы вза­имосвязей отношения и обращения. Так, в одну группу он объединил случаи соответствия действительного отноше­ния людей друг к другу в общении и формы их обращения друг с другом при этом. В другую группу он отнес случаи, когда люди используют формы общения, которые более или

менее сильно расходятся с их реальным отношением друг к

**** другу

* Мясищев В.П. О йзаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей в социальной психологии-— Тезисы симпозиума «Со­циально-психол01'ические и лингвистические характеристики форм об­щения и развитие контактов между людьми». Л., 1970, с. 114—116-

** Там же

*** Социально-психологические и лингвистические характернстихи форм общения и развития контактов между людьми, с. 115.

**** См.: там же, а также: Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии.— Вопросы психологии, 1957, №5.

237


Причины, определяющие наличие или отсутствие соот­ветствия между отношением и обращением у участников общения, В.Н. Мясишеввидел не только в личностных свой­ствах каждого из общающихся в отдельности, но и в обсто­ятельствах общения и, в частности, как теперь принято говорить, в характере малой группы, которую образуют общающиеся люди. Вот что он писал по этому поводу: «В условиях свободного взаимодействия могу т проявляться ис­тинные отношений, но в условиях тормозящих или подав­ляющих, в условиях несвободы и зависимости одного человека от другого отношения во взаимодействии не про­являются, а скрываются и маскируются... В характере вза­имодействия сказываются отношения — это понятно, но этот характер зависит не только от отношений, а и от внеш­них обстоятельств и положения взаимодействующих».

Отношения к разным сторонам действительности у чело­века обычно не бывают одинаковыми, неодинаковы они и к различным людям, и это обстоятельство также, по мнению В.Н. Мясищева, не может не сказываться на характере практикуемых человеком способов обращения с людьми. формулируя это свое утверждение, он писал: <<-..по отноше­нию к различным объектам один и тот же человек может проявлять противоположные качества. Игнорировать это может только формалистическая психология, а в жизни такая противоречивость встречается очень нередко. Так, самоотверженная и нежная по отношению к споим детям мать (или отец) может быть черствой и жестокой с други­ми»**. Возвращаясь к этой же мысли в другой своей работе, он говорил: «...противоположность таких проявлений, как грубость или нежность, не является имманентным свойст­вом характера, а определяется любовью и уважением к одним, враждой и пренебрежением к другим»

Большое место в работах В.Н. Мясищева отведено выяс­нению того, как влияет отношение к человеку на проявле­ния ума, чувств, воли, всех основных свойств личности у обращающихся с этим человеком людей. Так, например, он

* ' Мяипицев В.Н. Личность и неврозы. Д., I960, с. 216

** Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Л., 1957, т. I.e. 123

*** Мясищев R.H. Проблемы психологии в свете взглядов классиков мар- к с из ма-ленинизма на отношения человека.— Ученые записки'ЛГУ, 1955, №203, с. 97.

238


пишет: «Как противоположно проявляется темперамент во взаимоотношении с любимым или нелюбимым объектом!, Бесконечное терпение матери к ребенку, врача к больному является мерой их любви или сознанием долга, а не его j темперамента. Наоборот, мы постоянно наблюдаем, как люди, обнаруживая нетерпеливость (а подчас и непонятли- (вость), выражают этим нежелание сдержаться или понять, которое в свою очередь проистекает из отрицательного или враждебного отношения к лицу, с которым они имеют дело. Нетерпение является мерой антипатии, чрезмерного инте­реса или отсутствия его».

Далее, в трудах В.Н. Мясищева, которые имеют непос­редственное отношение к психологии общения, был подвер­гнут обстоятельному обсуждению вопрос о факторах, которые обусловливают формирование у человека тех или иных отношений, более или менее четко проявляющихся в способах обращения, которые человек повседневно демон­стрирует, строя свои контакты с окружающими его людьми. Упоминая в связи с этим о значении врожденной основы в формировании у человека отношения к людям, он специ­ально и настойчиво подчеркивал роль способов поведения, в которых это отношение выражается, впечатлений и пере­живаний, которые человек накапливает в ходе своего вза­имодействия с окружающими людьми и характер которых определяется не только реальным поведением этих людей, но и поступками по отношению к ним самого человека.

Так, в работе «Проблема отношений человека и ее место в психологии» он писал: «Взаимоотношение играет сущест­венную роль в характере процесса взаимодействия и в свою очередь представляет результат взаимодействия. Те пере­живания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют отношения»*'. В более поздней работе он эту же самую мысль выразил не­сколько по-иному: «...обращение, мягкое или жесткое, да­же жестокое, подавляющее или одобряющее, грубое или мягкое, сухое или ласковое, формирует и отношение, по­требность или боязнь общения»* \

* Мястцев В.Н. Личность и неврозы, с. 168

** Там же, с. 216

*** См.: Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развитие контактов между людьми, с. 115

239


Но, являясь объектом и результатом отношений, завя­зывающихся в общении, личность, не уставал напоминать В.Н. Мясищев, одновременно выступает в этом общении и в качестве субъекта определенных отношений. И, хотя че­ловек может это и не осознавать, от него самого в большой мере зависит характер поведения по отношению к нему окружающих его людей, а значит, характер его пережива­ний от общения с людьми и те оценки, которые он этим

людям дает.

Останавливаясь на содержательных и формальных ха­рактеристиках оценок, которые человек дает людям, с ко­торыми он по разным поводам взаимодействует, и на переживаниях, которые он при этом испытывает, В.Н. Мя-сищев всегда проводил мысль, что в этих оценках и пере­живаниях, как правило, выражаются не только особенности тех, кто оказался объектом этих оценок и поводом для пе­реживаний, но в них непременно и постоянно отражается и

личность самого оценивающего.

В них, в этих оценках и переживаний, проявляется уро­вень развития человека как представителя определенного народа, общественного класса, группы, как члена опреде­ленного коллектива. В них выступают также его граждан­ская и психологическая зрелость, его профессия, сформированные у него нравственно-эстетические требо­вания к людям. И вместе с тем всегда несут печать того неповторимого пути, который прошел человек, формируясь как совершенно конкретная личность*.

Прослеживая направления влияния прошлого опыта че­ловека на поведение его в различных ситуациях взаимодей­ствия с другими людьми, В.Н. Мясищев не прошел мимо и такой важной для психологии общения проблемы, как вы­яснение различий в содержательных и формальных харак­теристиках коммуникативной деятельности людей, зависящих от возраста этих людей.

Во многих своих работах" В.Н. Мясищев описывал и сравнивал особенности отражения других людей, отноше­ния к ним и обращения с ними у ребенка — преддошколь-

* См.: Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека, т. 1,с. 100,119—129

** См., например: Мясиш/евВ.Н. Личность и неврозы, с. 45— 51,62 —66, 214—218-


ника, дошкольника, школьника — и взрослого человека- И снова с предельной убедительностью во всех этих работах он раскрывал зависимости, которые существуют между тем, как человек ведет себя по отношению к другим людям, вступая в контакты с ними, и тем, какой опыт познания труда и общения успел у него к этому времени накопиться. И в этом случае наибольшее внимание читателя привлека­ется к системе условий, образующих ту социально-психо­логическую ситуацию развития человека как личности, которая прежде всего определяет содержание, уровень, структуру, а также форму выражения отношений человека к тем людям, которые составляют для него как более дале­кое, так и более близкое окружение.

Описывая и систематизируя основные социально-психо­логические ситуации, имеющие личностно формирующее значение*, В.Н. Мясищев подверг особенно тщательному рассмотрению условия, которые усиливают или, наоборот, ослабляют эффект психологического воздействия участни­ков общения друг на друга. Так, он специально рассмотрел причины, которые увеличивают или ослабляют результат словесного воздействия одного человека на другого.

«Слово,— подчеркивает он,— оказывается мощнейшим физиологическим фактором, способным, как показывают биотоки, измен ять до патологической степени деятельность мозга. Это действие слова связано с его смысловым содер­жанием. При этом, если общий смысл слова обусловлен общей историей развития человека и его языка и представ­ляет, согласно Марксу, "практическое... и действенное со­знание", то его индивидуальное значение, вплоть до его физиологического действия как возбудителя, обусловлено индивидуальной историей исследуемого, историей его от­ношений и переживаний»**.

Развивая мысли И.П. Павлова, К.И. Платонова и дру­гих своих предшественников о значении слова в регулиро­вании поведения человека и протекании всех его психических процессов, а также в характере изменений, которые оно производит как в его высшей нервной деятель­ности, так и вообще в работе всех без исключения систем организма, использовав, кроме того, обширный эмпириче-

* См.: Мясищев В.Н. Личность и неврозы, с. 45, 238

** Там же, с. 96


ский материал, В.Н. Мясишсв сумел очень четко и аргумен­тирование показать, что слово, имея общий смысл для той или иной группы людей, имеет еще всегда у каждого чело­века индивидуальный не только психологический, но и фи­зиологический контекст, связанный с его индивидуальной значимостью для человека. А эта значимость в свою очередь определяется местом, которое в прошлом опыте того или иного человека заняли предметы, лица и обстоятельства, символизируемые данными словами, и тем, следовательно, каково к каждому из них отношение интересующего нас субъекта*.

Говоря о податливости человека по отношению к тем или иным словесным воздействием со стороны других людей и отмечаяпри этом значение таких характеристик личности, как присущие ей степень внушаемости или способность к переубеждению, В.Н. Мясищев, проанализировав и обоб­щив множество ситуаций общения, сформулировал убеди­тельнейшим образом звучащий вывод, что эта податливость «представляет собой не столько интеллекту­ально характерологическую стойкую особенность челове­ка, сколько результат динамического взаимоотношения людей»**. Так, выясняя условия успешности словесного воздействия врача на больного, выступая как врач-психо­терапевт, на примере своего опыта лечения больных невро­зом он сумел блестяще доказать, что в терапии общения, каковой в этом случае оказывается взаимодействие врача с больным,успешный результат больше, чем при любом дру­гом виде лечения, зависит от доверия, любви и уважения больного к врачу***.

Выступая против излишне суженного истолкования про­цесса общения, сводящего его, как это имеет место в рабо­тах некоторых авторов, лишь к речевой деятельности, В.Н. Мясищев, сопоставляя особенности, типичные для общения учителя и ученика, начальника и подчиненного, врача и больного, родителей и ребенка, и на уровне естественного эксперимента, и на уровне научного анализа будничных ситуаций общения, сумел показать, что содержательные,

* См. там же, с. 92—96

** Там же, с. 228

*** См.: Мясищев В.Н. Личность и неврозы, с. 319,378—379


выразительные и действенные элементы общения заключа­ются не только в речи и не только в мимике и в пантомими- ке, но и в воспроизведении у каждого участника общения в связи с обращенной к нему речью огромного множества ассоциированных связей, насыщенных более или менее осознаваемыми образами и непременно пронизанных более или менее сильными эмоциями*.

Говоря о различных аспектах психологии общения, ко­торые неизменно привлекали к себе внимание В.Н. Мяси-щева и в освещение которых он внес оригинальный вклад, нельзя не упомянуть о его попытках понять, каким образом общение может воздействовать на те или иные характери­стики психических процессов, психических состояний и свойств человека, существенно их изменять и перестраи­вать.

Основная идея, которую он всегда старался подкрепить анализом фактов, взятых из жизни, заключалась в том, что такие фундаментальные потребности человека, как потреб­ность в труде и потребность в общении, а также такие его личностные свойства, как характер и, в определенной сте­пени, склонности и способности, активно проявляются и развиваются не столько в одностороннем воздействии чело­века на природу, на вещи и предметы, сколько в двухсто­роннем взаимодействии людей, накладывающем неизгладимый отпечаток на все стороны формирующейся личности.

В значительной мере объяснению конкретных механиз­мов развития личностных характеристик в общении он по­святил многие страницы написанных им глав для двухтомника «Психические особенности человека»*".

М еще основательнее он обсуждает эту проблему в ряде статей, объединенных им в сборнике «Личность и невро­зы»***.

В своем стремлении постичь механизмы влияния обще­ния на психику В.Н. Мясищев не ограничился выяснением его роли в становлении характера человека и образующих

* См.: там же, с.377

*• Ковалев A.I'.. Мясищев В.Н. Психические особенности человека, т. I. II

*** Мастцев В.Н, Личность и неврозы, с. 66—69. 109, 156—159, 165 189, 207—217 идр,

243


его ядро отношений. Одновременно он пытался решить и несравненно более трудную научную задачу — вскрыть за­висимости между общением и психическими процессами участвующих в общении людей.

Исследуя эти зависимости на примере больных невроза­ми, он ярко описал социально-психологические и диффе­ренциально-психологические механизмы воздействия условий общения на активность, продуктивность и динами­ку перцептивных, интеллектуальных, мнемических, ат- тенционных и эмоциональных процессов человека. Ход его рассуждений был таким: при возникновении отклонений во внутренней субъективной основе общения, какой являются отношения, у человека появляется более или менее сильное и устойчивое состояние внутреннего напряжения, которое у разных людей хотя и не одинаково, но тем не менее обя­зательно влияет на их восприятие и память, на их мышле­ние и внимание и на их аффективно-волевую сферу*.

В этой краткой работе мы перечислили направления раз­думий В-Н.Мясишева по поводу наиболее актуальных про­блем психологии общения, идущие, главным образом, в русле общей психологии. Не меньшие, а пожалуй, большие усилия в освещении многих теоретических и прикладных аспектов этой хотя и огромной, но пока недостаточно раз­работанной психологической наукой области были пред­приняты им с позиции медицинской психологии. Но эта часть научного наследия В.Н. Мясищева заслуживает спе­циального внимания и требует особого рассмотрения.

Мы закончили рассмотрение основных психологических характеристик общения, а также тех факторов, которые эти особенности определяют. И сейчас, подводя итог изложен­ному, попытаемся сформулировать принципы, практиче­ская реализация которых делает общения людей по-настоящему личностно комфортным.

Во-первых, это общение обязательно на равных, когда один участник не стремится подмять под себя другого, но и сам не жертвует ни на йоту чувством собственного достоин­ства. Во-вторых, это общение, проникнутое чувством гу­манности и доброжелательности участников друг к другу.

' См. там же, с. 58.66,92 244


В-третьих, это диалогическое общение, в котором у каждо­го человека непременно присутствует установка на проник­новение в существо позиций, точек зрения партнеров на проблемы, на разрешение которых и направлено их взаи­модействие. Таким образом, оно имеет целью достижение взаимопонимания. В-четвертых, это общение, в котором его участники стремятся и умеют уходить от стереотипов при оценивании друг друга и стараются постичь своеобра­зие партнера. В-пятых, это общение, в котором постоянно присутствует стремление и умение людей объективно оце­нивать характер своего вклада в общение, а также то, как оценивают их самих и их действия партнеры. В-шестых, это общение, в котором взаимодействующие лица всегда вносят элемент творчества. Они корректируют свое поведе­ние таким образом, чтобы оно помогало воплотить в жизнь все те признаки мсжличностного общения, которые превра­щают межлюдское взаимодействие в буквальном смысле в общение, отвечающее высоким эталонам нравственности и духовности.


Статьи автора, включенные в книгу

Сущность общения и факторы, его определяющие //Из: «Общение и формирование личности школьника». М., 1987.

Проблема активности в общении //Из: «Психология межличностного общения». Рязань, 1994.

Гностические характеристики общения //Из: «Зарубежные исследова­ния по психология познания». М., 1977.

Другие психологические факторы, влияющие на общение- //Из: «Бюл­летень Международной академии психологических наук». Саратов— Яросланль. 1995.

Меж.чнчпостное познание, децентрация, рефлексия, идентификация, эмпатня и их роль в общении. //Из: «Психология межличностного обще­ния». Рязань, 1994.

Познание, общение, творчество. //Публикуется впервые.

О формировании отношения. //Из: «Советская педагогика». М., 1991, №8.

О взаимосвязи общения и отношения. //Из: «Вопросы психологии». М., 1994, №1.

Коммуникативное ядро личности и его проявления. //Из: «Психология межличностного общения». Рязань, 1994.

Диалог как форма психологического воздействия. //Из; «Общение и диалог и практике обучения, воспитания и психологической консульта­ции». М., 1987, совместное Г.А. Ковалевым.

Проецирование или вкладывание себя в другого. //Из: «Педагогика». М., 1994.

О качествах личности, нужных для успешного общения. //Из: «Вопро­сы психологии общения и познаниа людьми друг друга». Краснодар, 1 979.

Психологические трудности общения и пути их преодоления. //Из:

«Педагогика», М., 1 992. №№ 5—6. Совместно с Г.А. Ковалевым.


Общение и формирование личности.//Из: «Проблемы психологиилич-

ностн». М-.!982.

Социальная среда и формирование ребенка как личности и как субъек­та деятельности, //Из: «Формирование гуманистической направленности учебно-воспитательной работы в педвузе и дошкольных учреждениях». Шадринск, 1995.

Формирование личности школьника в современных условиях. //Из:

«Личность в воспитательной системе школы». Владимир, 1993.

Воздействие стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональ­ный опыт. //Из: «Проблемы общения и воспитания». Тарту, 1974.

Об управлении развитием отношений. //Публикуется впервые-

0 факторах формирования у школьника отношения к другому человеку как к высшей ценности. //Из: «Личность в воспитательной системе шко­лы». Владимир, 1993.

Психологические условия гуманизации педагогического общения. //Из: «Советская педагогика». М.. 1990, №12.

О связях некоторых характеристик круга ближайшего общения лично­сти и ее свойств. //Из: «Личность и общение». М., 1983.

Социальная психология личности. //Из: «Мир психологии, психология вмире». М., 1995, №1.

Об изучении характера. //Из: «Вестник-Московского Университета», серия психология, 1986, №1.

Постановка проблемы общения в работах Б.Г. Ананьева. //Из; «Вопро­сы общения и познания людьми друг друга». Краснодар, 1981.

Проблема общения в трудах В.Н. Мясищева //Из; «Личность и малая

группа». Л., 1977.


Список литературы

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980. Аржакаева Т.А. Психологические трудности общения начина­ющих учителей. Автореф.дис... канд.психол.паук. М-, 1995.

Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1980.

Бабич Н.И. Психологические особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников: Автореф.дис... канд.психол.наук. М., 1989.

Баскина Ю.В. Воспитание пониманием //Популярная пси­хология для родителей. М-, 1989.

Бодалев АЛ.. Каштанова Т.Р. О разработке проблем эмпатии //Групповая психотерапия при неврозах и психозах. Л., 1975.

Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

Бодалев А.А., Караковский В.А.. Новикова Л.И. Психологи­ческие проблемы воспитания в современных условиях //Со­ветская педагогика. 1991. №5-

Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности об­щения и их преодоление //Педагогика- 1992. №5—6.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1967.

Вербова К.В., Кондратьева С.В. Психология труда и личности. Минск, 1991.

Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф.дис.-. каяд.психол.на­ук. М., 1977.

Галунов В.И., Манеров В.Х. Восприятие эмоционального состояния говорящего по речи //Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар,

1975, 248


Гитедьмахер Р.Б. Социально-перцептивные процессы в уп­равлении: Дис. в форме научного доклада, Спб., 1992.

Гуревич К.М. О значении основных свойств нервной системы •человека при определении пригодности к некоторым профес­сиям //Научный семинар по психологии труда и производст­венного обучения. Казань, 1961. Вын.1.

Давыдов В.В. Виды общения в обучении. М„ 1972.

Дашкова С.С. Личностная интерпретация человека по его

голосу и речи. Л., 1974.

Демин M.R. Природа деятельности. М.. 1984.

Деркач А.А. Социально-психологические основы совершенст­вования деятельности воспитателя: Автореф.дис... д-ра псн-хол.наук. Л., 1981.

Донцов А.И. Психология коллектива- М., 1984.

Захаров Л.И. Психологические факторы формирования не­врозов у детей: Дис. в форме научного доклада. Л., 1991.

Иванов В. П. Человеческая деятельность-познание искусство, Киев, 1987.

Иванская Л.Н. О воссоздании лица человека по представлению //Проблемы психологии общения и познания людьми друг

друга. Краснодар. 1979.

Ильина А.И. Индивидуальные особенности общительности в связи со скоростными проявлениями темперамента подвижных инертных групп учащихся: Автореф-дис... канд.психол.наук. М., 1965.

Каминский Е.И. Психологические особенности интонационной, речи, ее восприятия и воздействия: Автореф.дис... канд.пси-хол-наук. Л., 1989.

Карандышев Ю.Н. Проективные представления у детей на­чальный этап становления познавательной рефлексии //Воп­росы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977.

Карандышев Ю.Н. Возрастная функционально-стадиальная периодизация психического развития детей: Автореф.дис... д-ра

пснхол.паук. Л., 1991.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М....1.989-

Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990.

Князев В,И. Психологические особенности понимания лично­сти значимого другого как субъекта общения: Автореф.дис.., канд.психол.наук. М., 1981.

249


Ковалев Г.А. Активное социальное обучение как метод кор­рекции психологических характеристик субъекта общения:

Автореф.дис... канд.психол.наук. М., 1980.

Ковалев Г.А. Психологическое воздействие: геория, методоло­гия, практика; Автореф.дис... д-ра нсихол.наук. М., 1991.

Коган 13.3. Человек в потоке информации. Новосибирск, 1981.

Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося //Вопросы психологии. 1980. №5,

Конопкин О.А Психологические механизмы регуляции.,М., 1980.

Кольев А.Ф. Особенности индивидуального психологического консультирования как диалогического общения. М., 1991.

Костюк Г.С. Психологические вопросы руководства развитием способностей //Тезисы докладов на I съезде общества психо­логов. М.. 1959. Вып.З.

Крогиус Н.В. Личность в конфликте, Саратов. 1976.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. О функции и механизме идентификации во внутригрунповом межличностном познании //Психология межличностного познания. М., 1981.

Кряжев П.Е. Формирование личности как социальный процесс //Личность при социализме. М., 1968.

Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.

Куницына В.Н. Стиль общения и его формирование. Л., 1985.

Куиицына В.Н. Трудности межличностного общения: Авто­реф.дис... д-ра психол.наук. Спб., 1991. Курячий С.А. Роль установок личности ц восприятии другого

человека: Автореф.дис... канд.психол.наук. М., 1986. Лабунская В.А. Невсрбальное поведение. Ростов н/Д, 1986. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. М., 1956, Леонтьев А.А Психология общения. Тарту, 1974. Лсоитьев AM. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. Лииметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? М., 1982.

Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет:

Автореа.дис... д-ра психол.наук. М., 1974.

Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии //Ме­тодологические проблемы социальной психологии. М.. 1975.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

250


Лукьянова З.Н. Влияние самооценки внешности учащегося на его общение с другими людьми //Вопросы психологии. 1989.

№3.

Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. М., 1957. Т. 4; 1958. Т. 5.

Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников //Педагогическая наука реформе школы. М., 1988.

Маргулис А.В. Категория деятельности человека //Философ­ские науки. 1975. №2.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 3. С. 36.

Маркс К.. Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 46. 4.11. С. • 222.

Мерлин B.C. Роль темперамента в эмоциональной реакции на оценку //Вопросы психологии. 1955. №6.

Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников:

Автореф.дис... д-ра нсихол.наук. Л., 1981.

Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отраже­ния как проблеме общей и социальной психологии //Соци­ально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. Л., !970.

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

Небылицыи В.Д. Психофизиологические исследования инди­видуальных различий. М.. 1976.

Некрасов Ю.Б. Основные принципы коррекции нарушений

речевой общения //Вопросы психологии, 1986. №5.

Новгородцева А. П. Взаимосвязь особенностей личности с характером понимания других людей: Автореф.дис... канд.пси­хол.наук. М., 1989.

Обозов И.Н. Межличностпые отношения. Л., 1979-

Панферов В.Н. Общение кук предмет социально-психологи­ческих исследований: Автореф-дис... • д-ра психол.наук. М., f983.

Пашукова Т. И. О механизмах эмпатии и некоторых ее

психических коррелятах //Вопросы межличностного познания. Краснодар, 1983.

Пашукова Т.И. Децентрация в условиях кооперативного и конкурентного взаимодействия: Автореф.дис... канд.психол, на­ук. М,. 1985,

Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.

Платонов К.К. Личность как объект социальной психологии

//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

251


Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-пол­итические произведения. М., 1951.

Ревенко Н.В. Психологический анализ стиля руководства:

Автореф-дис... канд.психол.наук- М., 1980.

Рождественская Н.А. Формирование когнитивного компонента Межличностного восприятия у старшеклассников: Авто-реф.дис... канд.психол.наук. М., 1991.

Романов К.М. Взаимосвязи характеристик деятельности людей и особенностей познания ими друг друга: Автореф-дис... канд.психол.наук. М., 1983. • "'",.•-;•

Руденко И.Л. Стиль общения " и; его детерминанты: Авто" реф.дис... канд.психол.наук. М., 1988.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.,!976.

Русина И.А. Изучение оценочных эталонов и социальных стереотипов с помощью семантических измерений //Вопросы

психологии. 1981. №5.

.^i-.

Самарова О.В. Зависимость выразительности речи от эмоци­ональности человека и различных условий общения: Авто-реф.дис... канд.психол-наук. М., 1986.

Свенцицкая Ю.А. Оценка лицевой экспрессии взрослого человека детьми 6—7-летнего возраста: Автореф.дис... канд.психол.наук. Спб., 1992.

Семчук Л.А. Понимание учителем ученика и самого себя в конфликте: Автореф.дис... канд.психол.наук. Минск. 1992.

Симонова Л.R. Межличностные конфлик







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.