|
ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ТРУДАХ В.Н. МЯСИЩЕВА⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 В настоящее время как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается усиление интересов к проблеме общения. Ученые, придерживающиеся различных теоретических позиций, с большой настойчивостью выявляют, описывают и классифицируют феномены общения, определяют и субординируют закономерности, которые ими управляют, а также раскрывают механизмы, которые при этом действуют. Увеличение потока работ, посвященных различным проблемам психологии общения, отнюдь не является фактом случайным. Скорее оно, это увеличение,—форма ответа ученых на жгучую потребность времени: не только, наконец, получить достаточно полную картину психической жизни человека и, так сказать, в натуре увидеть действие социальных факторов, которые эту жизнь определяют, но 235 и научиться все эти факторы успешно использовать при организации воспитания, труда, быта и лечения людей. Не будет преувеличением утверждать, что в продолжение длительного времени изучение психики человека и ее развития шло в психологии по преимуществу в направлении все более широкого и глубокого освещения зависимостей «человек—предмет», «человек—орудие». 1лавные силы этой науки были сосредоточены на исследовании психических процессов, состояний и свойств человека, когда он взаимодействовал с вещной действительностью, и несравненно меньшее число—на выяснении психологических особенностей в зависимостях «человек — человек», «общность — человек», в установлении характеристик отражения отношения и поведения*, а также взаимосвязей между ними у человека, когда он и как объект, и как субъект взаимодействовал не с вещами и предметами, а с другими людьми. И совсем мало было ученых, которые решали бы в своих трудах сложнейшую задачу синтезирования обоих направлений изучения психики человека. Поэтому заслуживает особого внимания вся совокупность работ, выполненных в течение 60 лет активного труда в области психологии В.Н. Мясищевым, поскольку в них не только формулируется и обосновывается проблема необходимости осуществления такого синтеза, но и предлагается перспективная попытка ее решения. Настаивая на важности одновременного изучения особенностей проявления и развитая пснхикй.человека в условиях вещной деятельности и в услЬвийх^общения, В.Н. Мясищев внес особенно оригинальный и весомый вклад в разработку большого комплекса вопросов, относящихся к психологии общения. В своих трудах с большой научной глубиной он проанализировал психологическую с\ щность этого явления. Если большинство авторов свое изучение общения ограничивали пределами исследования'речевых коммуникации, устанавливающихся между людьми, то В.Н- Ммсищсв, освещая главные содержательные и формальные характеристики процесса общения, не уклоняясь от исследования речевой деятельности общающихся, с никогда не изменявшей ему последовательностью стремился рассматривать общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, * См. стр. 67—71- 236 определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга. Отправляясь от положения: «В психике и в сознании осуществляется отражение действительности и отношение к ней... Вместе с тем эти понятия представляют единство, потому что в них дано отражение единым субъектом объективной действительности», В.Н. Мясищев использует его при объяснении явлений общения' В своем выступлении на Всесоюзном симпозиуме по психологии общения в 1970 г. он говорил: «Связь отражения людьми друг друга в общении с их взаимоотношениями очевидна», — и продолжал: «В общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительным или отрицательным характером. Способом или формой общения и отношения является обращение человека с человеком»**. Подчеркивая важность всестороннего рассмотрения при изучении общения не только особенностей отражения, но, главным образом, отношений общающихся друг к другу, а также способов поведения, которые они при этом практикуют, В.Н. Мясищев указывал на необходимость выяснения зависимостей, связывающих эти характеристики психики. Он писал в связи с этим: «Если разработка проблемы общения без учета отношений не может быть достаточной, то изучение общения в отношений без учета обращения невозможно»*** И далее он пытался описать и систематизировать наиболее распространенные формы взаимосвязей отношения и обращения. Так, в одну группу он объединил случаи соответствия действительного отношения людей друг к другу в общении и формы их обращения друг с другом при этом. В другую группу он отнес случаи, когда люди используют формы общения, которые более или менее сильно расходятся с их реальным отношением друг к **** другу * Мясищев В.П. О йзаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей в социальной психологии-— Тезисы симпозиума «Социально-психол01'ические и лингвистические характеристики форм общения и развитие контактов между людьми». Л., 1970, с. 114—116- ** Там же *** Социально-психологические и лингвистические характернстихи форм общения и развития контактов между людьми, с. 115. **** См.: там же, а также: Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии.— Вопросы психологии, 1957, №5. 237 Причины, определяющие наличие или отсутствие соответствия между отношением и обращением у участников общения, В.Н. Мясишеввидел не только в личностных свойствах каждого из общающихся в отдельности, но и в обстоятельствах общения и, в частности, как теперь принято говорить, в характере малой группы, которую образуют общающиеся люди. Вот что он писал по этому поводу: «В условиях свободного взаимодействия могу т проявляться истинные отношений, но в условиях тормозящих или подавляющих, в условиях несвободы и зависимости одного человека от другого отношения во взаимодействии не проявляются, а скрываются и маскируются... В характере взаимодействия сказываются отношения — это понятно, но этот характер зависит не только от отношений, а и от внешних обстоятельств и положения взаимодействующих». Отношения к разным сторонам действительности у человека обычно не бывают одинаковыми, неодинаковы они и к различным людям, и это обстоятельство также, по мнению В.Н. Мясищева, не может не сказываться на характере практикуемых человеком способов обращения с людьми. формулируя это свое утверждение, он писал: <<-..по отношению к различным объектам один и тот же человек может проявлять противоположные качества. Игнорировать это может только формалистическая психология, а в жизни такая противоречивость встречается очень нередко. Так, самоотверженная и нежная по отношению к споим детям мать (или отец) может быть черствой и жестокой с другими»**. Возвращаясь к этой же мысли в другой своей работе, он говорил: «...противоположность таких проявлений, как грубость или нежность, не является имманентным свойством характера, а определяется любовью и уважением к одним, враждой и пренебрежением к другим» Большое место в работах В.Н. Мясищева отведено выяснению того, как влияет отношение к человеку на проявления ума, чувств, воли, всех основных свойств личности у обращающихся с этим человеком людей. Так, например, он * ' Мяипицев В.Н. Личность и неврозы. Д., I960, с. 216 ** Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Л., 1957, т. I.e. 123 *** Мясищев R.H. Проблемы психологии в свете взглядов классиков мар- к с из ма-ленинизма на отношения человека.— Ученые записки'ЛГУ, 1955, №203, с. 97. 238 пишет: «Как противоположно проявляется темперамент во взаимоотношении с любимым или нелюбимым объектом!, Бесконечное терпение матери к ребенку, врача к больному является мерой их любви или сознанием долга, а не его j темперамента. Наоборот, мы постоянно наблюдаем, как люди, обнаруживая нетерпеливость (а подчас и непонятли- (вость), выражают этим нежелание сдержаться или понять, которое в свою очередь проистекает из отрицательного или враждебного отношения к лицу, с которым они имеют дело. Нетерпение является мерой антипатии, чрезмерного интереса или отсутствия его». Далее, в трудах В.Н. Мясищева, которые имеют непосредственное отношение к психологии общения, был подвергнут обстоятельному обсуждению вопрос о факторах, которые обусловливают формирование у человека тех или иных отношений, более или менее четко проявляющихся в способах обращения, которые человек повседневно демонстрирует, строя свои контакты с окружающими его людьми. Упоминая в связи с этим о значении врожденной основы в формировании у человека отношения к людям, он специально и настойчиво подчеркивал роль способов поведения, в которых это отношение выражается, впечатлений и переживаний, которые человек накапливает в ходе своего взаимодействия с окружающими людьми и характер которых определяется не только реальным поведением этих людей, но и поступками по отношению к ним самого человека. Так, в работе «Проблема отношений человека и ее место в психологии» он писал: «Взаимоотношение играет существенную роль в характере процесса взаимодействия и в свою очередь представляет результат взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют отношения»*'. В более поздней работе он эту же самую мысль выразил несколько по-иному: «...обращение, мягкое или жесткое, даже жестокое, подавляющее или одобряющее, грубое или мягкое, сухое или ласковое, формирует и отношение, потребность или боязнь общения»* \ * Мястцев В.Н. Личность и неврозы, с. 168 ** Там же, с. 216 *** См.: Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развитие контактов между людьми, с. 115 239 Но, являясь объектом и результатом отношений, завязывающихся в общении, личность, не уставал напоминать В.Н. Мясищев, одновременно выступает в этом общении и в качестве субъекта определенных отношений. И, хотя человек может это и не осознавать, от него самого в большой мере зависит характер поведения по отношению к нему окружающих его людей, а значит, характер его переживаний от общения с людьми и те оценки, которые он этим людям дает. Останавливаясь на содержательных и формальных характеристиках оценок, которые человек дает людям, с которыми он по разным поводам взаимодействует, и на переживаниях, которые он при этом испытывает, В.Н. Мя-сищев всегда проводил мысль, что в этих оценках и переживаниях, как правило, выражаются не только особенности тех, кто оказался объектом этих оценок и поводом для переживаний, но в них непременно и постоянно отражается и личность самого оценивающего. В них, в этих оценках и переживаний, проявляется уровень развития человека как представителя определенного народа, общественного класса, группы, как члена определенного коллектива. В них выступают также его гражданская и психологическая зрелость, его профессия, сформированные у него нравственно-эстетические требования к людям. И вместе с тем всегда несут печать того неповторимого пути, который прошел человек, формируясь как совершенно конкретная личность*. Прослеживая направления влияния прошлого опыта человека на поведение его в различных ситуациях взаимодействия с другими людьми, В.Н. Мясищев не прошел мимо и такой важной для психологии общения проблемы, как выяснение различий в содержательных и формальных характеристиках коммуникативной деятельности людей, зависящих от возраста этих людей. Во многих своих работах" В.Н. Мясищев описывал и сравнивал особенности отражения других людей, отношения к ним и обращения с ними у ребенка — преддошколь- * См.: Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека, т. 1,с. 100,119—129 ** См., например: Мясиш/евВ.Н. Личность и неврозы, с. 45— 51,62 —66, 214—218- ника, дошкольника, школьника — и взрослого человека- И снова с предельной убедительностью во всех этих работах он раскрывал зависимости, которые существуют между тем, как человек ведет себя по отношению к другим людям, вступая в контакты с ними, и тем, какой опыт познания труда и общения успел у него к этому времени накопиться. И в этом случае наибольшее внимание читателя привлекается к системе условий, образующих ту социально-психологическую ситуацию развития человека как личности, которая прежде всего определяет содержание, уровень, структуру, а также форму выражения отношений человека к тем людям, которые составляют для него как более далекое, так и более близкое окружение. Описывая и систематизируя основные социально-психологические ситуации, имеющие личностно формирующее значение*, В.Н. Мясищев подверг особенно тщательному рассмотрению условия, которые усиливают или, наоборот, ослабляют эффект психологического воздействия участников общения друг на друга. Так, он специально рассмотрел причины, которые увеличивают или ослабляют результат словесного воздействия одного человека на другого. «Слово,— подчеркивает он,— оказывается мощнейшим физиологическим фактором, способным, как показывают биотоки, измен ять до патологической степени деятельность мозга. Это действие слова связано с его смысловым содержанием. При этом, если общий смысл слова обусловлен общей историей развития человека и его языка и представляет, согласно Марксу, "практическое... и действенное сознание", то его индивидуальное значение, вплоть до его физиологического действия как возбудителя, обусловлено индивидуальной историей исследуемого, историей его отношений и переживаний»**. Развивая мысли И.П. Павлова, К.И. Платонова и других своих предшественников о значении слова в регулировании поведения человека и протекании всех его психических процессов, а также в характере изменений, которые оно производит как в его высшей нервной деятельности, так и вообще в работе всех без исключения систем организма, использовав, кроме того, обширный эмпириче- * См.: Мясищев В.Н. Личность и неврозы, с. 45, 238 ** Там же, с. 96 ский материал, В.Н. Мясишсв сумел очень четко и аргументирование показать, что слово, имея общий смысл для той или иной группы людей, имеет еще всегда у каждого человека индивидуальный не только психологический, но и физиологический контекст, связанный с его индивидуальной значимостью для человека. А эта значимость в свою очередь определяется местом, которое в прошлом опыте того или иного человека заняли предметы, лица и обстоятельства, символизируемые данными словами, и тем, следовательно, каково к каждому из них отношение интересующего нас субъекта*. Говоря о податливости человека по отношению к тем или иным словесным воздействием со стороны других людей и отмечаяпри этом значение таких характеристик личности, как присущие ей степень внушаемости или способность к переубеждению, В.Н. Мясищев, проанализировав и обобщив множество ситуаций общения, сформулировал убедительнейшим образом звучащий вывод, что эта податливость «представляет собой не столько интеллектуально характерологическую стойкую особенность человека, сколько результат динамического взаимоотношения людей»**. Так, выясняя условия успешности словесного воздействия врача на больного, выступая как врач-психотерапевт, на примере своего опыта лечения больных неврозом он сумел блестяще доказать, что в терапии общения, каковой в этом случае оказывается взаимодействие врача с больным,успешный результат больше, чем при любом другом виде лечения, зависит от доверия, любви и уважения больного к врачу***. Выступая против излишне суженного истолкования процесса общения, сводящего его, как это имеет место в работах некоторых авторов, лишь к речевой деятельности, В.Н. Мясищев, сопоставляя особенности, типичные для общения учителя и ученика, начальника и подчиненного, врача и больного, родителей и ребенка, и на уровне естественного эксперимента, и на уровне научного анализа будничных ситуаций общения, сумел показать, что содержательные, * См. там же, с. 92—96 ** Там же, с. 228 *** См.: Мясищев В.Н. Личность и неврозы, с. 319,378—379 выразительные и действенные элементы общения заключаются не только в речи и не только в мимике и в пантомими- ке, но и в воспроизведении у каждого участника общения в связи с обращенной к нему речью огромного множества ассоциированных связей, насыщенных более или менее осознаваемыми образами и непременно пронизанных более или менее сильными эмоциями*. Говоря о различных аспектах психологии общения, которые неизменно привлекали к себе внимание В.Н. Мяси-щева и в освещение которых он внес оригинальный вклад, нельзя не упомянуть о его попытках понять, каким образом общение может воздействовать на те или иные характеристики психических процессов, психических состояний и свойств человека, существенно их изменять и перестраивать. Основная идея, которую он всегда старался подкрепить анализом фактов, взятых из жизни, заключалась в том, что такие фундаментальные потребности человека, как потребность в труде и потребность в общении, а также такие его личностные свойства, как характер и, в определенной степени, склонности и способности, активно проявляются и развиваются не столько в одностороннем воздействии человека на природу, на вещи и предметы, сколько в двухстороннем взаимодействии людей, накладывающем неизгладимый отпечаток на все стороны формирующейся личности. В значительной мере объяснению конкретных механизмов развития личностных характеристик в общении он посвятил многие страницы написанных им глав для двухтомника «Психические особенности человека»*". М еще основательнее он обсуждает эту проблему в ряде статей, объединенных им в сборнике «Личность и неврозы»***. В своем стремлении постичь механизмы влияния общения на психику В.Н. Мясищев не ограничился выяснением его роли в становлении характера человека и образующих * См.: там же, с.377 *• Ковалев A.I'.. Мясищев В.Н. Психические особенности человека, т. I. II *** Мастцев В.Н, Личность и неврозы, с. 66—69. 109, 156—159, 165 189, 207—217 идр, 243 его ядро отношений. Одновременно он пытался решить и несравненно более трудную научную задачу — вскрыть зависимости между общением и психическими процессами участвующих в общении людей. Исследуя эти зависимости на примере больных неврозами, он ярко описал социально-психологические и дифференциально-психологические механизмы воздействия условий общения на активность, продуктивность и динамику перцептивных, интеллектуальных, мнемических, ат- тенционных и эмоциональных процессов человека. Ход его рассуждений был таким: при возникновении отклонений во внутренней субъективной основе общения, какой являются отношения, у человека появляется более или менее сильное и устойчивое состояние внутреннего напряжения, которое у разных людей хотя и не одинаково, но тем не менее обязательно влияет на их восприятие и память, на их мышление и внимание и на их аффективно-волевую сферу*. В этой краткой работе мы перечислили направления раздумий В-Н.Мясишева по поводу наиболее актуальных проблем психологии общения, идущие, главным образом, в русле общей психологии. Не меньшие, а пожалуй, большие усилия в освещении многих теоретических и прикладных аспектов этой хотя и огромной, но пока недостаточно разработанной психологической наукой области были предприняты им с позиции медицинской психологии. Но эта часть научного наследия В.Н. Мясищева заслуживает специального внимания и требует особого рассмотрения. Мы закончили рассмотрение основных психологических характеристик общения, а также тех факторов, которые эти особенности определяют. И сейчас, подводя итог изложенному, попытаемся сформулировать принципы, практическая реализация которых делает общения людей по-настоящему личностно комфортным. Во-первых, это общение обязательно на равных, когда один участник не стремится подмять под себя другого, но и сам не жертвует ни на йоту чувством собственного достоинства. Во-вторых, это общение, проникнутое чувством гуманности и доброжелательности участников друг к другу. ' См. там же, с. 58.66,92 244 В-третьих, это диалогическое общение, в котором у каждого человека непременно присутствует установка на проникновение в существо позиций, точек зрения партнеров на проблемы, на разрешение которых и направлено их взаимодействие. Таким образом, оно имеет целью достижение взаимопонимания. В-четвертых, это общение, в котором его участники стремятся и умеют уходить от стереотипов при оценивании друг друга и стараются постичь своеобразие партнера. В-пятых, это общение, в котором постоянно присутствует стремление и умение людей объективно оценивать характер своего вклада в общение, а также то, как оценивают их самих и их действия партнеры. В-шестых, это общение, в котором взаимодействующие лица всегда вносят элемент творчества. Они корректируют свое поведение таким образом, чтобы оно помогало воплотить в жизнь все те признаки мсжличностного общения, которые превращают межлюдское взаимодействие в буквальном смысле в общение, отвечающее высоким эталонам нравственности и духовности. Статьи автора, включенные в книгу Сущность общения и факторы, его определяющие //Из: «Общение и формирование личности школьника». М., 1987. Проблема активности в общении //Из: «Психология межличностного общения». Рязань, 1994. Гностические характеристики общения //Из: «Зарубежные исследования по психология познания». М., 1977. Другие психологические факторы, влияющие на общение- //Из: «Бюллетень Международной академии психологических наук». Саратов— Яросланль. 1995. Меж.чнчпостное познание, децентрация, рефлексия, идентификация, эмпатня и их роль в общении. //Из: «Психология межличностного общения». Рязань, 1994. Познание, общение, творчество. //Публикуется впервые. О формировании отношения. //Из: «Советская педагогика». М., 1991, №8. О взаимосвязи общения и отношения. //Из: «Вопросы психологии». М., 1994, №1. Коммуникативное ядро личности и его проявления. //Из: «Психология межличностного общения». Рязань, 1994. Диалог как форма психологического воздействия. //Из; «Общение и диалог и практике обучения, воспитания и психологической консультации». М., 1987, совместное Г.А. Ковалевым. Проецирование или вкладывание себя в другого. //Из: «Педагогика». М., 1994. О качествах личности, нужных для успешного общения. //Из: «Вопросы психологии общения и познаниа людьми друг друга». Краснодар, 1 979. Психологические трудности общения и пути их преодоления. //Из: «Педагогика», М., 1 992. №№ 5—6. Совместно с Г.А. Ковалевым. Общение и формирование личности.//Из: «Проблемы психологиилич- ностн». М-.!982. Социальная среда и формирование ребенка как личности и как субъекта деятельности, //Из: «Формирование гуманистической направленности учебно-воспитательной работы в педвузе и дошкольных учреждениях». Шадринск, 1995. Формирование личности школьника в современных условиях. //Из: «Личность в воспитательной системе школы». Владимир, 1993. Воздействие стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт. //Из: «Проблемы общения и воспитания». Тарту, 1974. Об управлении развитием отношений. //Публикуется впервые- 0 факторах формирования у школьника отношения к другому человеку как к высшей ценности. //Из: «Личность в воспитательной системе школы». Владимир, 1993. Психологические условия гуманизации педагогического общения. //Из: «Советская педагогика». М.. 1990, №12. О связях некоторых характеристик круга ближайшего общения личности и ее свойств. //Из: «Личность и общение». М., 1983. Социальная психология личности. //Из: «Мир психологии, психология вмире». М., 1995, №1. Об изучении характера. //Из: «Вестник-Московского Университета», серия психология, 1986, №1. Постановка проблемы общения в работах Б.Г. Ананьева. //Из; «Вопросы общения и познания людьми друг друга». Краснодар, 1981. Проблема общения в трудах В.Н. Мясищева //Из; «Личность и малая группа». Л., 1977. Список литературы Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980. Аржакаева Т.А. Психологические трудности общения начинающих учителей. Автореф.дис... канд.психол.паук. М-, 1995. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1980. Бабич Н.И. Психологические особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников: Автореф.дис... канд.психол.наук. М., 1989. Баскина Ю.В. Воспитание пониманием //Популярная психология для родителей. М-, 1989. Бодалев АЛ.. Каштанова Т.Р. О разработке проблем эмпатии //Групповая психотерапия при неврозах и психозах. Л., 1975. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983. Бодалев А.А., Караковский В.А.. Новикова Л.И. Психологические проблемы воспитания в современных условиях //Советская педагогика. 1991. №5- Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление //Педагогика- 1992. №5—6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1967. Вербова К.В., Кондратьева С.В. Психология труда и личности. Минск, 1991. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф.дис.-. каяд.психол.наук. М., 1977. Галунов В.И., Манеров В.Х. Восприятие эмоционального состояния говорящего по речи //Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975, 248 Гитедьмахер Р.Б. Социально-перцептивные процессы в управлении: Дис. в форме научного доклада, Спб., 1992. Гуревич К.М. О значении основных свойств нервной системы •человека при определении пригодности к некоторым профессиям //Научный семинар по психологии труда и производственного обучения. Казань, 1961. Вын.1. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. М„ 1972. Дашкова С.С. Личностная интерпретация человека по его голосу и речи. Л., 1974. Демин M.R. Природа деятельности. М.. 1984. Деркач А.А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя: Автореф.дис... д-ра псн-хол.наук. Л., 1981. Донцов А.И. Психология коллектива- М., 1984. Захаров Л.И. Психологические факторы формирования неврозов у детей: Дис. в форме научного доклада. Л., 1991. Иванов В. П. Человеческая деятельность-познание искусство, Киев, 1987. Иванская Л.Н. О воссоздании лица человека по представлению //Проблемы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар. 1979. Ильина А.И. Индивидуальные особенности общительности в связи со скоростными проявлениями темперамента подвижных 'и инертных групп учащихся: Автореф-дис... канд.психол.наук. М., 1965. Каминский Е.И. Психологические особенности интонационной, речи, ее восприятия и воздействия: Автореф.дис... канд.пси-хол-наук. Л., 1989. Карандышев Ю.Н. Проективные представления у детей начальный этап становления познавательной рефлексии //Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977. Карандышев Ю.Н. Возрастная функционально-стадиальная периодизация психического развития детей: Автореф.дис... д-ра пснхол.паук. Л., 1991. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М....1.989- Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990. Князев В,И. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: Автореф.дис.., канд.психол.наук. М., 1981. 249 Ковалев Г.А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: Автореф.дис... канд.психол.наук. М., 1980. Ковалев Г.А. Психологическое воздействие: геория, методология, практика; Автореф.дис... д-ра нсихол.наук. М., 1991. Коган 13.3. Человек в потоке информации. Новосибирск, 1981. Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося //Вопросы психологии. 1980. №5, Конопкин О.А Психологические механизмы регуляции.,М., 1980. Кольев А.Ф. Особенности индивидуального психологического консультирования как диалогического общения. М., 1991. Костюк Г.С. Психологические вопросы руководства развитием способностей //Тезисы докладов на I съезде общества психологов. М.. 1959. Вып.З. Крогиус Н.В. Личность в конфликте, Саратов. 1976. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. О функции и механизме идентификации во внутригрунповом межличностном познании //Психология межличностного познания. М., 1981. Кряжев П.Е. Формирование личности как социальный процесс //Личность при социализме. М., 1968. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. Куницына В.Н. Стиль общения и его формирование. Л., 1985. Куиицына В.Н. Трудности межличностного общения: Автореф.дис... д-ра психол.наук. Спб., 1991. Курячий С.А. Роль установок личности ц восприятии другого человека: Автореф.дис... канд.психол.наук. М., 1986. Лабунская В.А. Невсрбальное поведение. Ростов н/Д, 1986. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. М., 1956, Леонтьев А.А Психология общения. Тарту, 1974. Лсоитьев AM. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. Лииметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? М., 1982. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореа.дис... д-ра психол.наук. М., 1974. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии //Методологические проблемы социальной психологии. М.. 1975. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 250 Лукьянова З.Н. Влияние самооценки внешности учащегося на его общение с другими людьми //Вопросы психологии. 1989. №3. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. М., 1957. Т. 4; 1958. Т. 5. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников //Педагогическая наука реформе школы. М., 1988. Маргулис А.В. Категория деятельности человека //Философские науки. 1975. №2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 3. С. 36. Маркс К.. Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 46. 4.11. С. • 222. Мерлин B.C. Роль темперамента в эмоциональной реакции на оценку //Вопросы психологии. 1955. №6. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников: Автореф.дис... д-ра нсихол.наук. Л., 1981. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии //Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. Л., !970. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. Небылицыи В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.. 1976. Некрасов Ю.Б. Основные принципы коррекции нарушений речевой общения //Вопросы психологии, 1986. №5. Новгородцева А. П. Взаимосвязь особенностей личности с характером понимания других людей: Автореф.дис... канд.психол.наук. М., 1989. Обозов И.Н. Межличностпые отношения. Л., 1979- Панферов В.Н. Общение кук предмет социально-психологических исследований: Автореф-дис... • д-ра психол.наук. М., f983. Пашукова Т. И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах //Вопросы межличностного познания. Краснодар, 1983. Пашукова Т.И. Децентрация в условиях кооперативного и конкурентного взаимодействия: Автореф.дис... канд.психол, наук. М,. 1985, Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989. Платонов К.К. Личность как объект социальной психологии //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. 251 Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1951. Ревенко Н.В. Психологический анализ стиля руководства: Автореф-дис... канд.психол.наук- М., 1980. Рождественская Н.А. Формирование когнитивного компонента Межличностного восприятия у старшеклассников: Авто-реф.дис... канд.психол.наук. М., 1991. Романов К.М. Взаимосвязи характеристик деятельности людей и особенностей познания ими друг друга: Автореф-дис... канд.психол.наук. М., 1983. • "'",.•-;• Руденко И.Л. Стиль общения " и; его детерминанты: Авто" реф.дис... канд.психол.наук. М., 1988. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.,!976. Русина И.А. Изучение оценочных эталонов и социальных стереотипов с помощью семантических измерений //Вопросы психологии. 1981. №5. .^i-. Самарова О.В. Зависимость выразительности речи от эмоциональности человека и различных условий общения: Авто-реф.дис... канд.психол-наук. М., 1986. Свенцицкая Ю.А. Оценка лицевой экспрессии взрослого человека детьми 6—7-летнего возраста: Автореф.дис... канд.психол.наук. Спб., 1992. Семчук Л.А. Понимание учителем ученика и самого себя в конфликте: Автореф.дис... канд.психол.наук. Минск. 1992. Симонова Л.R. Межличностные конфлик ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|