Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Подбор литературных источников





При написании теоретической части курсовой работы, следует помнить об отличиях данного вида работ от рефератов. Одной из отличительных черт курсовой работы является то, что студент может самостоятельно выбирать тему курсовой работы (предварительно согласовав ее с научным руководителем), но при этом помнить, что тема обязательно должна быть актуальна.

Курсовая работа должна носить научно-исследовательский характер. При этом студент должен овладеть способами отбора, группировки и обобщения информации, а также научиться находить нерешенные проблемы в рамках данной темы, мало изученные вопросы и различные подходы к их решению, определять степень достоверности информации в анализируемой информации, ее доказательную базу.

Текст теоретической части исследования должен носить аналитико-синтетический характер. Важное значение при этом приобретает умение автора курсовой работы критично подходить к имеющимся в специальной литературе данным, его способность анализировать, обобщать и делать выводы. После описания различных концептуальных подходов к рассматриваемому процессу или явлению необходимо выразить свое мнение на это счет.

При написании первой курсовой работы, выполняемой обычно на третьем курсе, необходимо проанализировать не менее 20 литературных источников, для второй курсовой, носящей не только теоретический, но и практический характер, – не менее 30. На первый взгляд может показаться, что эта цифра завышена, однако, если учесть, что каждая статья, взятая из журнала, газеты, сборников статей, методических трудов, является самостоятельным литературным источником, то становится очевидным, что меньшее количество литературных источников не позволит по-настоящему глубоко раскрыть заявленную тему.



Среди журналов, которые могут быть использованы студентами при написании курсовых работ, можно рекомендовать следующие: «Дефектология», «Логопед», «Логопед в детском саду», «Логопед в школе», «Логопедия сегодня», «Логопедия», «Школьный логопед», «Детский сад от А до Я», «Дошкольное воспитание», «Вестник образования», «Народное образование», «Мир образования»., «Вопросы логопедии», «Вопросы психологии», «Практическая психология и логопедия» «Стоматология», «Новости оториноларингологии и логопатологии», «Российская оториноларингология», «Вестник отоларингологии», «Невропатология и психиатрия», «Дети с проблемами в развитии» и др.

Говоря о достоверности информации, нужно учитывать, что данные, взятые из интернета, могут содержать неточную или даже ошибочную информацию, ссылки там могут быть неверными, неточными или вовсе отсутствовать. Статьи и книги в интернете, как правило, представлены в сокращенном варианте. В связи с этим следует пользоваться книгами или специализированными журналами. При этом предпочтительнее использовать первичные источники информации (научные статьи, диссертации и их авторефераты, монографии и т.п.). Иначе в курсовой работе могут появиться не совсем корректные формулировки. К примеру, студент пишет о том, что «по данным М.А.Поваляевой выделяется 3 уровня ОНР…». Однако психолого-педагогическая классификация ОНР была предложена Р.Е.Левиной, поэтому и в ссылке нужно было указывать именно ее работу.

Расширить представления об авторах, занимавшихся изучаемой проблемой, можно за счет библиографических ссылок в конце книг и статей. Однако следует воздержаться от слепого переноса указанных таким образом работ в свой список литературы.

При подборе литературы необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) используемая литература должна соответствовать теме исследования;

2) в списке литературы обязательно должны быть указаны работы ведущих специалистов, занимающихся данной проблематикой, в том числе за последние 5 лет;

3) следует помнить, что, если курсовая работа пишется по специальности «логопедия», то среди используемых литературных источников не менее половины должны быть именно по данной специальности, остальные могут быть из смежных наук (психологии, лингвистики, психолингвистики, дефектологии и т.п.);

4) анализировать следует не публицистическую литературу, ориентированную на широкий круг читателей, в том числе на родителей, а научную;

5) на указанные в списке литературы источники должно быть достаточное количество ссылок по тексту курсовой, поэтому, если книга (или статья) не упоминается в тексте, то и нет смысла ее включать в список литературы;

6) литературные источники, приводимые в списке литературы, должны располагаться в алфавитном порядке (более подробно требования к оформлению библиографического списка представлены в главе 7);

7) в списке литературы должны быть указать только те научные работы, которые использовались автором при написании курсовой работы; ссылки на эти работы должны быть в тексте.

И последнее: курсовая работа, как любое научное исследование, пусть пока еще очень маленькое, должна быть написана орфографически, стилистически и синтаксически грамотно.


3.2. Обзор литературы по проблеме исследования.

Обзор литературы по проблеме исследования предполагает вдумчивый и критичный анализ литературы. При этом автор курсовой работы должен знать теоретические основы изучаемой проблемы и продемонстрировать следующие умения и навыки:

1) следовать заранее составленному и утвержденному плану;

2) уметь вдумчиво проводить анализ литературы, избегая повторов, нарушений логики изложения материала;

3) помнить о необходимости сделать достаточное количество ссылок (не менее 2-х-3-х) на каждой странице;

4) уметь обобщать и систематизировать имеющиеся в специальной литературе данные, в связи с чем следует остановиться на одной из выбранных концепций (подходов) к изучению той или иной проблемы. Исходя из данной концепции в дальнейшем (во второй курсовой) должен будет строиться анализ экспериментальных данных. Например, автор курсовой работы в первом параграфе говорит о различных подходах к изучению лексики у детей, делая акцент на психолингвистическом подходе, однако в дальнейшем, во второй курсовой работе, указывает только на количество ошибок в различных частях речи и становится на позиции лингвистического подхода, порой даже не пытаясь описать типологию и механизм детских ошибок;

5) необходимо полностью, достаточно глубоко и, в то же время, лаконично раскрыть суть каждого параграфа и главы. Например, если параграф курсовой работы называется «Классификация дисграфии», значит необходимо показать различные подходы к классификации данного речевого нарушения, кратко описать имеющиеся в специальной литературе классификации, наиболее подробно остановившись на современной классификации, которая получила наибольшее распространение. Объем параграфа не должен быть менее 1-й страницы, т.к. в этом случае автор либо недостаточно полно раскрывает суть изучаемого явления или процесса, либо выделение параграфа является избыточным;

6) каждый параграф должен заканчиваться небольшим обобщением, которое начинается со слов «таким образом», «обобщая вышесказанное» или «вывод». Кроме того, после каждой главы также обязателен вывод, в котором должен быть обобщен весь материал данной главы. При этом следует избегать прямого цитирования уже написанных в данной работе выводов или фраз.

Отдельно следует остановиться на том, как правильно оформлять библиографические ссылки. В ходе работы со специальной литературой нужно помнить, что при выписывании из книг той или иной информации необходимо сразу указывать сам источник и страницы, с которой заимствуется информация, в противном случае студент при работе с большим количеством источников потом может не вспомнить, ни откуда была эта информация заимствована, ни, тем более, с какой страницы. Тем не менее, выше уже упоминалось о том, что на указанные в списке литературы работы должно быть достаточное количество ссылок.

Итак, ссылки в конце абзаца оформляются следующим образом: в круглых скобках указываются сначала инициалы автора работы, потом фамилия, после чего в квадратных скобках указывается номер данной работы по списку литературы, представленному в конце курсовой работы. Если студент использует дословно часть фразы, фразу или более крупный кусок текста, то после номера работы по списку необходимо указать страницу(-ы), с которых данная цитата использована. Приведем несколько примеров:

Пример 1.

При анализе научных явлений необходимо отталкиваться, прежде всего, от его позитивных признаков (В.А.Ковшиков [17]).

Пример 2.

«Любое явление, подвергающееся научному анализу, должно определяться в первую очередь по позитивным … признакам …» (В.А.Ковшиков [17, с.7]).

Если фамилии ученых указаны в начале или середине фразы, то ссылки оформляются следующим образом (см.примеры 3 и 4).

Пример 3.

В.А.Ковшиков [17] отмечал, что при анализе любого научного явления необходимо отталкиваться, прежде всего, от его позитивных признаков.

Пример 4.

Многие ученые (Л.Б.Есечко [7], В.А.Ковшиков [17], А.К.Маркова [33], Е.Ф.Соботович [46] и др.) указывали на наличие выраженных нарушений звукослоговой структуры слова у детей с моторной алалией.

Таким образом, после каждой указанной в тексте курсовой работы фамилии должна быть ссылка на источник.

Часто встречаются ситуации, когда в одной работе (которая используется студентом) есть ссылка на другой источник, который студент не смог найти и включить в список литературы. То есть, студент - уже третье звено в этой цепочке. В этом случае текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу или изданию. В данном случае следует делать ссылку следующим образом (пример 5).

Пример 5.

Ряд авторов (Г.Ойе, Ж.Ажуриагерра и др.) отмечали, что «к нарушению усвоения языка приводят только двусторонние поражения мозга» (цит.по В.А.Ковшикову [17, с.27]).

Указание в ссылках фамилий ученых необходимо, во-первых, для того, чтобы любой, кто читает работу смог сразу увидеть, чьи именно исследования были проанализированы; во-вторых, чтобы студент сам не запутался, откуда был заимствован тот или иной фрагмент. Ведь список литературы может и должен расширяться от курсовой к дипломной работе, а номера библиографических данных при этом будут смещаться. Указание фамилий авторов позволит быстрее откорректировать в итоговом варианте курсовой работы ссылки.

Объем теоретической части второй курсовой, исходя из требований к шрифту и межстрочному интервалу (см.Главу 7), не должен превышать 30 страниц.

Вопросы и задания для закрепления материала:

1. Какими принципами необходимо руководствоваться при анализе литературы по заявленной теме?

2. Можно ли при написании курсовой работы опираться на книги публицистического плана, ориентированные на родителей и неспециалистов в области логопедии?

3. Назовите журналы, которые можно и нужно использовать при написании курсовых работ?

4. В каких случаях в ссылках необходимо указывать страницы?

5. Как оформить ссылку не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу?

6. Если вы уже определились темой работы, выполните подбор литературы по проблеме своего исследования.

ВНИМАНИЕ!
Напоминаем, что администрация Mail.Ru и владельцы других сайтов никогда не просят своих пользователей прислать им пароли от ящиков.
Компания Mail.Ru никогда не просит своих пользователей оплатить доставку подарков и призов.
Компания Mail.Ru никогда не просит своих пользователей отправить SMS (в том числе и бесплатные) для возобновления или поддержания работы почтового ящика, а также для получения приза.
Будьте внимательны, не попадайтесь на уловки мошенников!

ВНИМАНИЕ!
Данное письмо содержит потенциально опасный HTML-код, заблокированный системой безопасности.
Возможно, оно отображается неправильно.

Начало формы

Конец формы


Глава 4. Организация и проведение констатирующего эксперимента
4.1. Формулировка цели и задач констатирующего эксперимента

При написании данного параграфа следует учитывать следующее:

· цель должна быть одна (как правило, в рамках второй курсовой работы она формулируется, исходя из практической направленности исследования);

· задач должно быть несколько, и они должны вытекать из цели исследования;

· задачи исследования, раскрываемые в данном параграфе, не должны в точности (дословно) совпадать с теми задачами, которые представлены во введении;

· в данном параграфе подразумевается выделение задач именно практической части исследования;

· должна быть соблюдена логика выделения задач исследования, исходя из того, в какой последовательности будет проводиться эксперимент, в частности, в примере, представленном ниже, первая задача должна быть именно на этом месте, т.к. это соответствует логике эксперимента (сначала разрабатывается, подбирается или модифицируется методика констатирующего эксперимента, а потом уже делаются выводы о его результатах).

Следует также помнить, что цель формулируется в именной форме (первое слово –существительное: уточнение, определение, выяснение и т.п.), а задачи -в глагольной форме (первое слово-глагол в инфинитиве: раскрыть, осуществить, выяснить, выявить и т.п.).

Приведем пример выделения цели и задач.

Итак, допустим, тема курсовой работы: «Исследование звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР III уровня».

Цель исследования: определение наличия или отсутствия специфических особенностей звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня.

Задачи исследования:

1. Модифицировать методику исследования состояния звукослоговой структуры слова под детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

2. Описать состояние звукопроизношения у детей с ОНР III уровня, вошедших в состав экспериментальной группы, чтобы отграничить ошибки, связанные с дефектами звукопроизношения, от ошибок восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры слова.

3. Уточнить уровень сформированности звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР.

4. Проанализировать уровень сформированности звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с нормальным развитием речи.

5. Определить наличие и степень влияния на воспроизведение звукослоговой структуры слова таких факторов как длина слова, наличие или отсутствие в нем стечения согласных, положение ударного слога, частотность слова, наличие его в пассивном словаре ребенка.

6. Выявить механизм нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР, а именно зависимость успешности повторения слов от сформированности фонематического восприятия, чувства ритма, кинетической организации двигательного акта.

7. Выяснить наличие или отсутствие различий при отраженном повторении слова и его назывании по картинке у дошкольников с ОНР и нормальным развитием речи.

8. Охарактеризовать специфические особенности воспроизведения звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР в сравнении со сверстниками с нормальным развитием речи.

9. Проанализировать общие закономерности овладения звукослоговой структурой слова у дошкольников с ОНР и нормальным развитием речи.

10. Провести параллели между имеющимися в специальной литературе сведеньями, касающимися исследования состояния звукослоговой структуры слова у детей с ОНР, и полученные в ходе констатирующего эксперимента данными.

11. Предложить дифференцированные методические рекомендации по формированию звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР III уровня, исходя из полученных в исследовании данных.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.