Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О неоавангарде и не только о нём





Под термином «неоавангард» понимается группа направлений искусства, появившихся в конце 1940-х – начале 1950-х годов (в Советском Союзе использовался термин «модернизм»). Кульминация неоавангарда приходится на 1970-е – 1980-е годы. Дальше из него вычленяются направления, которые получают наименование contemporary art или актуальное искусство (чтобы не путать с modern art – современным искусством). Слово «авангард» применительно к различным направлениям, спрятанным под общей шапкой, во многом оправдано. Все направления неоавангарда отличаются едиными свойствами:

- высокой интеллектуализацией креативного процесса, рационализацией творческих мотивов, использованием концептуальных подходов;

- равнодушие к эстетическим, а часто и формальным аспектам творчества;

- отрицание художественности, образного языка;

- отрицание искусства;

- в основе неовангарда лежит рефлексия на социальную действительность.

К числу направлений неоавангарда относятся хеппенинг, перформанс (представления, со-действие), концептуальное искусство, бедное искусство, минимал-арт; в шестидесятые годы появились эверроумент (от английского environment, инвайронмент – «среда», «средовое», «присутственное», по-сути, средовой концептуальный дизайн). В начале неоавангарда, на рубеже 1940-1950-х, годов были и боди-арт (превратившийся сегодня в коммерческое декоративное искусство), экшн («искусство действия»). Хэппенинги были одними из первых и, конечно, если бы неоавангард развивался так, как осуществлялись первые хеппенинги, то, возможно, он никому и не был бы известен.

Эта серия направлений, в рамках которых, кроме названных, были поп-арт, близкие к поп-арту инсталляции, то есть предметные композиции, предметные акции и действия. Неоавангард часто использует готовые, сделанные кем-то вещи – «реди-мейд (ready-made – как бы «разговор вещей»).

В свое время, в 1910-х годах одним из первых, что придумали дадаисты – были реди-мейд, композиции из готовых вещей и коллажи. Они брались из быта, были изготовлены промышленным способом или непромышленным, скомпонованы в некую новую среду и ситуацию.

По большому счету, искусство неоавангарда совершенно не изучено, но «раскручено», вписано в рынок, и поэтому могут быть ошибки в самых разных статьях о нем. Наиболее серьезные исследователи неоавангарда у нас – Леонид Бажанов (еще и директор Центра современного искусства) и Валерий Турчин. У Турчина есть книга, посвященная авангарду и неоавангарду[7]. Серия не слишком корректных источников о неоавангарде – сборники «Модернизм», которые носят явно критическую направленность. Они выпускались в 1970-е годы. Концептуальная версия этих сборников развивалась – авторы и статьи менялись в сторону все более критического отношения к искусству «модернизма» (а не «неоавангарда» или «авангарда»), суффикс – «изм» превращал слово в категорию, в клише своего рода, а статьи в этих сборниках были достаточно сатирические.

В понятие «модернизм» в одноименных сборниках входила метафизическая живопись, абстрактная живопись, сюрреализм, поп-арт и все направления современного искусства. Сегодня сделали бы определенную градацию. Одно дело – абстрактная живопись, которая по сути – новый вид искусства, выразительное искусство, которое существует в новое системе кодов, семантики цвета, линии, пятна и композиции. Но абстрактная живопись является станковым видом искусства, другим по сравнению с неоавангардом, с хеппенингом и иными явлениями. В ней вполне высокие гуманитарные задачи, есть художественная программа; важны образные факторы, выражение образного смысла и семантики, то есть это – искусство.

К этим сборникам надо относиться с осторожностью, но в них есть картинки и факты. Эти полемические сборники отражают тот уровень понимания, который существовал на момент их создания.

Мы не будем говорить о сюрреализм и дадаизме – это «современное искусство», то есть искусство 1900-х – 1960-х, отчасти начала 1970-х годов, которое существовало на основе известной парадигмы, в известное мере классической. Может быть, стоило бы из современного искусства забрать в неоавангард (если возникает приставка – нео, возникает вопрос – что же авангард?) дадаизм, который очень отличается от того, что делалось в современном искусстве, и прежде всего отрицанием понятия «искусство».

Многие направления искусства неоавангарда, если его можно назвать искусством, ведут свою родословную от дадаизма. В дадаизме есть и картинки, и коллажи, и предметы, и реди-мейд. Но все современное искусство осмыслено плохо, и потому говорить о какой-то законченности его понимания нельзя. Тем не менее, предлагается следующая концепция.

Начиная с эпохи Возрождения гуманитарная культура испытывает на себе влияние складывающейся проектной культуры. Брунеллески создавал собор Санта Мария дель Фьоре не на основе прецедента, ему приходилось делать расчет конструкций: от готической эпохи он получил коробку, на которую нужно было водрузить купол. От Брунеллески мало что зависело, но ему нужно было решить проблему, за которую никто не брался по-настоящему. Брунеллески решил ее на основе проектных подходов, то есть – постановки задач, нахождения методов и инструментария решения задач, учета художественных, гуманитарных, философских аспектов. Это была в значительной мере рациональная проектная деятельность. В какой-то момент проектная культура стала отдельной – особым видом культуры, как утверждают Б. Арчер и др. «Третьей культурой или Дизайном» (с большой буквы). Номежду проектной культурой и традиционным (условно говоря) искусством существовала тесная взаимосвязь.

То направление, которое создали романтики – это не вообще направление искусств, а направление полное критики, прорыва в новое, в жизнь общества. Впервые романтики сказали, что то, что делает художник – должно строиться на альтернативных началах. Художественная реальность строится на истине, а не на общепринятом. Искусство становилось альтернативой цивилизации, еще до того, как Освальд Шпенглер их противопоставил: цивилизацию и культуру. Искусство оказывалось в оппозиции к обществу.

Более того, дизайн создавался как искусство, как предмет, как «деятельность вопреки цивилизации». Как говорил Моррис, «главным стимулом моей жизни была ненависть к современной цивилизации». Посмотри на современную цивилизацию и сделай наоборот тому, что делают люди, «они» – про корысть, а «мы» – про бескорыстие, они – про то, что все определяет физиология, «мы» докажем – есть другие начала.

И вот таким образом была создана художественная культура, которая восстанавливала равновесие внутри человека, вне человека, в его отношении к обществу. Это происходило в условной художественной форме, и в этом смысле художественная культура стала поступать как проектная – она моделировала мир не по видимому, а по художественной необходимости. Отто Рунге замышляет построить храм, в котором будет музыка, живопись и все искусства будут синестетически взаимосвязаны. В этом храме будут царствовать красота, гармония, равновесие, дух – то есть то, ради чего человек существует, для чего его Бог сформировал. Это не Рунге придумал, это не его частная затея, то же самое делали Леду и Булле, проектируя свои инновационные сооружения, заставы, и т.д.

А для чего писал Клод Моне свои кувшинки? Это была серия картин, которая должна была окружать по периметру храм искусств, в котором люди должны испытывать ощущение настоящей красоты жизни. Кувшинки – прикладная работа, Моне не просто сидел на болоте как кулик, он создавал проект – модель настоящей жизни.

Дизайнер Кендзо Экуан – одинокий человек; всю жизнь он положил на алтарь дизайна. Он достаточно состоятелен, создал крупное мировое предприятие и формально председательствует в нем. Для чего он копит деньги? Чтобы в Токио построить храм дизайна. Чем отличаются храмы мира, которые проектировали Браманте, Микеланджело, от храма, замышлявшегося Филиппом Отто Рунге, от храма, который выстраивал в своем воображении Клод Моне, и о котором мечтает Кендзо Экуан? Это все попытки создания некой другой цивилизации, которая была бы нормальной – человечной. Ненормальными воспринимаются человеческие отношения, в которых корысть, неискренность, фальшь. Все религии учат братству по отношению к окружающим людям. А коммерческие отношения, в которых мы все участвуем – это братские отношения? Все религии учат отдавать, отказаться от материальных излишеств, заняться своей душой, просветить ее, идти к пониманию сущности мира. А что, жизнь на это нацелена?

Русские «производственники» пришли в 1910-е годы к выводу, что мир должен управляться по законам искусства, а лучшие управленцы поэтому – художники. Многие из художников ХХ века, хотя их материалом была краска, а инструментарием – кисть или мольберт, пытались действовать как проектировщики. В сегодняшнем мире есть примеры, когда страны управляются политиками «от искусства».

Принципиально важным для неоавангарда является состояние рефлексии, провокативное действие – и поэтому многие отрицают за ним «художественность» и отношение к искусству. Автор проектирует акции, действия, ситуации. Задача – будить сознание людей, провоцировать их на некую реакцию – социальную, человеческую, на действие и т.д.

Впервые это было декларировано Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой, группой «Ослиный хвост». Подразумевалось, что одногруппники красят свои картины как осел кисточкой хвоста – случайно и произвольно. В этом был вызов, оппозиция. Гончарова говорила, что профессиональное искусство, академическое – то, что уже никому не нужно. Профессиональное искусство подавляет зрителя ремеслом. И Наталья Сергеевна проводит аналогию – народное искусство, икона делались людьми без академий. Академия братьев Карраччи существовала в 1620-1640 гг., они стали учить «правильному» изображению. В художниках развивали изобразительные навыки, память, ремесло. Мастера академического искусства владели ремеслом, как А.Е. Егоров, который мог рисовать фигуру без предварительного построения и все изобразить в одни прием – таково было ремесло, но оно оказалось не способным передать существенные стороны действительности.

Гончарова говорит – как же так, вот икона или народные писанки, они сделаны народными мастерами, которые нигде не учились – но это искусство наделено обаянием и силой, а художники, владеющие академическим ремеслом, не могут затронуть душу. Значит надо двигаться не в направлении усложнения мастерства, а в направлении простоты, точности выражения. Необходимо сделать искусство частью всеобщей жизни, в конце концов, человек может быть подвигнут к творчеству тем, что скажет себе: так я могу, и даже лучше.

Мы уже отметили, что примитивное по живописи, по академическому мастерству искусство Джорджо де Кирико сильно по существу, по тому, как оно затрагивает нашу натуру, а картиночки-то –как открытки смешные. Это в альбомах они кажутся большими, но все они крошечные, маленькие и не слишком хорошо смоделированными.

Неоавангард сложился в 1950-е годы как искусство антибуржуазное, отрицающее коммерцию, как искусство провокативное. (Между прочим, Гончарова была не очень оригинальна; жил такой политический деятель – Владимир Ленин, мыслитель и политик XX века; он считал, что быть рабом машины – не для человека, надо создать такие условия, чтобы человек мог раскрыть глубины своей личности, реализовать их разнообразно – в музыке, шахматах, спорте – отчего после революции у нас и стали строить рабочие клубы, а не дома для партократии или каких-нибудь нэпманов)

Неоавангард – часть единого потока мировой цивилизации, единого потока искусства. Надо осторожно относиться к неоавангарду, которое, с одной стороны не является искусством, если воспринимать его с позиций искусства, но, по всей видимости, это социальная рефлексия, ценностная деятельность, призванная лечить возникающие гуманитарные диспропорции, в том числе и средствами искусства.

Неоавангард как явление, имеющее свою программу, начал появляться и сложился в 1950-е годы. Одной из первых публикаций у нас была статья польского автора Малгожаты Семиль, опубликованная в журнале «Театр» в №2 за 1968 год – «О хеппенинге без комментариев». Учитывая, что ранний хеппенинг принципиально не фиксировался, обратимся к описаниям событий Малгожаты Семиль:







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.