Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Корреспонденту газеты Коммерсантъ Ирине Кулик (2005)





Почему-то все думают, что я очень скучный и неэмоциональный человек. Но

на самом деле я люблю повеселиться и выпить. Я просто экономлю эмоции на искусстве.

— Но ведь такая репутация имеет под собой основания?

— Да, именно я впервые стал использовать фотографию и текст не как визуальные элементы, а как чистые носители информации, и в некотором роде моя работа 1965 года со стулом была первой инсталляцией. Но вначале нас вовсе не спешили признать течением. Нас очень часто путали с минимализмом, в том числе и потому, что критик Люси Липарт, которая первой стала писать о нас, была подругой минималиста Сола Левитта. Но минимализм интересовался формами и материей, а нас интересовали идеи. Поэтому минимализм был поглощен рынком, который превратил их произведения в обычные скульптуры. А мое искусство рынок не может исказить, поскольку я создаю не продукты, а идеи. Кстати, концептуализм — единственное направление, которое никогда не покупал один из главных воротил художественного рынка — Чарльз Саатчи.

— В Москве многие думают, что здешняя версия концептуализма — самая лучшая.

— По своей сути московский концептуализм ничем не отличается от западного. Это также искусство, работающее прежде всего с идеями и понятиями. Просто он связан с другой культурной традицией и другими политическими реалиями так же, как мой концептуализм был обусловлен реалиями Нью-Йорка того времени, когда мы начинали.

— А разве ваш концептуализм, утверждавший, что искусство говорит только о самом себе, был хоть в какой-то степени политизирован?

— Конечно. Ведь американский концептуализм возник в эпоху войны во Вьетнаме. Нашей целью был разрыв со всеми институциализированными формами художественной практики, поскольку культурные институции также являются частью политики.

— Московские концептуалисты увлекались сюрреализмом, и Рене Магриттом в частности. А у вас как с предшественниками?

— Магритт очень важный для меня художник. Мне даже довелось сделать свой проект для выставки Магритта в одном из немецких музеев. Я отобрал те его произведения, где не было ничего, кроме надписей. Тогда какой-то критик сказал: "А все-таки каким Магритт был посредственным живописцем". А я ответил: "Посредственным живописцем, но великим художником. В отличие, скажем, от Георга Базелица, который, может, и неплохой живописец, но вот художник ужасный". Еще один, несомненно, важный для меня художник — это Марсель Дюшан. Я и его выставку делал — в Центре Помпиду. Кстати, мне однажды довелось встретиться с ним.

Это было в начале 1960-х в Париже, где проходил фестиваль хеппенингов, или, как тогда это называлось, «свободной экспрессии». Там выступал поэт-битник Роберт Ферлингетти, он влез на Volkswagen и что-то очень долго и нудно вещал. А я оказался рядом и, поскольку мне было очень скучно, отпускал по поводу его перформанса иронические комментарии, чем страшно ему мешал. В конце ко мне подошел какой-то французский старичок и сказал: «Спасибо. То, что делали вы, мне доставило действительно большое удовольствие». Это был Марсель Дюшан. Потом он даже однажды помог мне деньгами. Свой перевод для меня он сделал за неделю до смерти. И конечно же, если говорить об истоках концептуализма, то нельзя не упомянуть поп-арт. Знаете, одним из самых преданных коллекционеров моего искусства был Энди Уорхол.

Показательная историческая встреча – предтеча неоавангарда встретился с его последователем. Дадаизм был невольным и достаточно неинтеллектуальным рефлексом на действительность. Концептуализм – весьма основательной методологией, хотя его теория содержится в одной статье Кошута – «Искусство после философии» (1969), на которую и ссылаются все его сторонники. Кошут:

«В век, когда традиционная философия нереальна в силу ее притворства, способность искусства существовать будет зависеть не только от неисполнения службы — как увеселение, визуальный (или иной) опыт или оформление — которая легко выполняется кичкультурой и технологией, но скорее оно будет оставаться жизнеспособным благодаря непринятию на себя философской сущности; в уникальном характере искусства существует способность оставаться в стороне от философской рассудительности. Именно в этом смысле искусство имеет сходство с логикой, математикой и с таким же успехом и с наукой. Но в то же время как другие попытки полезны, искусство — бесполезно. Искусство действительно существует для себя. В настоящий период после философии и религии искусство, возможно, есть единственная попытка, которая выполняет то, что в другие века называли «духовной способностью человека»[8]

Неоавангард ищет способы актуализации духовной способности человека, воспринимая окружающий социальный мир как мир фальши, притворства, продажности и примитивного материализма. Независимо от форм актуализации, в том или ином виде эта установка присуща различным его направлениям.

Художник Бенжамен Вотье, прозванный Бен (Vautier Benjamin /Ben, 1935) на выставке своих работ держит лист с текстом, написанным от руки: «посмотрите на меня, это – дух». На что мы должны посмотреть – на художника или текст? Если бы не было текста – на него самого. Но есть лозунг, и мы должны изображение воспринять через вербальное сито. Одни и те же объекты можно представить по-разному. В концептуализме идет игра отношений слова, его интерпретации, трансформация видимого или представляемого в знак, явление реальности.

При этом нет образа, к образности и художественности – отношение как к спекуляциям, зато много проектной методологичности, логики, и конечно, присутствует провокативное начало. Конечно, хотим мы или нет, но наше сознание образное, даже отказываясь от образов, невозможно отключить сознание и на нас действуют понятия, слова, тексты и их отношения с вещами и ситуациями. Концептуальные заявления бывают интереснее, чем прикладываемые к ним «иллюстрации».

Некоторые из художественных школ с 1970-х годов предпочитают обучать рефлексии на окружающий мир, побудительным началом стали энверроументальные жанры, минимал-арт – то есть средовые жанры. В Европе много объектов, которые разбросаны в обитаемых пространствах и ландшафте, воплощают разнообразные идеи, понятия или просто являются странными пришельцами в сложившейся среде с ее обычностью. Когда-то Варшавская академия художеств была одним из лидеров этого процесса. Дипломными работами ее выпускников были игры с пространством, светом, цветом, звуком и т.д. В этом направлении действуют многие школы: Университет архитектуры и дизайна в Хельсинки; французские школы развивают кинетические и визуальные жанры.

В германском Касселе проходила и проходит выставка современного искусства, которая по большей части ориентирована на концептуальное искусство, энверроумент. Она носит название «Документа» (почему и наши сборники в том числе называются «Дизайн. Документы» – в них нет интерпретаций, мы даем факты и авторские суждения).

В 1960-е годы появился минимал-арт – искусство материальных абстрактных инсталляций, пространственных знаков. Работы Карла Андре «144 куска свинца», «12 стальных пластин», «16 плиток шифера» или хулиганское «Предложение Гаагскому музею» (лист с начерченным проектом работы и небольшим текстом, написанным фломастером) – нарочито примитивные геометрические композиции, которые должны быть столь же материальны, как и малозначимы – чем не антиискусство: много весит и малозатратно, но дорого стоит.

Американский скульптор, живописец, искусствовед Дональд Джадд (Judd Donald, 1928 – 1994) также помещает ритмизированные формы и объемы в пространстве, придавая ему объем, векторы и значения (инсталляции без названий из металла и дерева 1961 – 1967 гг.). По сути минимал-арт открывает «новую вещественность» материалов, придавая и значимость, реабилитируя собственные свойства геометрически обработанных кусков металла и дерева. Виртуальность и изобразительность сменяются вещественностью значений, молчаливой выразительность ритмов и фактур, масштабов и конфигураций.

Близким направлением становится «лэнд-арт» внутри которого несколько течений – «искусство земли», «искусство воздуха», «искусство воды». Появившись как специфические эксперименты для узкого круга интеллектуалов и любителей (а участники процесса как правило были разносторонними художниками, да еще и искусствоведами и теоретиками), направления лэнд-арта стали частью праздников, средового дизайна. Вспомним крупнейший «Праздник света в Лионе», ставший огромной международной акцией, шоу для миллионов участников и телезрителей во всем мире: на разных зданиях города слайд-программы, светодинамические шоу, в которых элементами зрелищ являются здания, земля, деревья, вода и воздух, коллажи из старое искусство и современности.

Искусство неоавангарда претендует на то, чтобы стать не учителем, но провокатором мысли, выражением художнического отношение к вещам и явлениям. Их рефлексии призваны подтолкнуть задуматься, понять; спровоцировать на сотворчество, а не просто на созерцание. Хотя и оно не исключено. Минимал-арт и лэнд-арт

Когда в Москве в 1988 году Жан Мишель Жар устраивал представление в честь юбилея города на Воробьевых горах, он назвал его «Византийские фрески». Это тоже было «искусство воздуха», но даже более чем «искусство воздуха»: это было искусство, в нем участвовали действительно фрески – византийские, древнерусские, которые мощными лазерами проецировались на 18-этажное здание МГУ, на площади собралось примерно 2 млн. человек. Народ несколько часов слушал творения «музыкального революционера», который импровизировал на своих 40 тоннах инструментов и аппаратуры.

Как ни странно, неоавангард близок к проектной культуре – многие явления дизайна создавались в рамках станкового искусства, некоммерциализированной провокации или духовного эксперимента. И потом, распространенные как некие странности, они захватывали сознание дизайнеров, использовались в чистом или измененном виде в деятельности, называемой дизайном. Дизайн в силу межпредметного характера, чувствителен к новому – не только технологиям, но и духовным посылам. И как и прежде, он нуждается в подпитке со стороны свободного творчества. Как и любая чрезмерно прагматизированная деятельность.


ЛИТЕРАТУРА

Былинкин Н.П.,Калмыкова В.Н., Рябушин А.В., Сергеева Г.В. История советской архитектуры, 1917 – 1954 гг.: Учебник для архитектурных вузов. Спец. «Архитектура»; Под общ. ред. Н.П. Былинкина и А.В. Рябушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Стройиздат, 1985. -256 с., ил.

Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века. – СПб.: Азбука-классика, 2003. – 480 с.: ил.

Гидион З. Пространство, время, архитектура / Сокр. Пер. с нем. М.В. Леонене, И.Л. Черня. – 3-е изд. – М.: Стройиздат, 1984. – 455 с.: ил.

Иллюстрированная хрестоматия по дизайну: Учеб. пособие для вузов / Сост. Г.В. Вершинин, Е.А. Мелентьев. – Тюмень: Институт дизайна, 2005. – 1056 с., 872 ил.

Кандинский В.В. О духовном в искусстве//Точка и линия на плоскости. – СПб.: Азбука, 2000.

Кандинский В. Точка и линия на плоскости//Точка и линия на плоскости. – СПб.: Азбука, 2001.

Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-х – 1910-х годов. – М.: Искусство, 1978.

Кириченко Е. И. Фёдор Шехтель. – М.: Искусство, 1973.

Модернизм. Анализ и критика основных направлений [Сборник статей. Под ред. В.В. Ванслова и Ю.Д. Колпинского]. Изд. 2-е, переработ. – М.: Искусство, 1973. – 280 с.: 35 ил.

Рябушин А.В.,Шишкина И.В.Советская архитектура. – М.: Стройиздат, 1984. – 216 с., ил.

Сарабьянов Д.В.История русского искусства конца XIX – начала XX века. – М.: Аст-Пресс; Галарт, 2001. – 304 с.: ил.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 320 с., ил.

Современная советская архитектура 1955 – 1980 гг.: Учебник для вузов/ Н.П. Былинкин,А.М. Журавлев, И.В. Шишкина и др.; Под ред. Н.П. Былинкина, А.В. Рябушина. – М.: Стройиздат, 1985. – 224 с., ил.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.