|
Чтение сказки «Как посуда чуть не перессорилась»Ожидаемый результат: дети должны знать, что каждый предмет посуды имеет свое назначение в приготовлении и хранении пищи; уметь отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассуждать о правоте или неправоте героев, драматизировать отрывки из сказки. Цели: развивать воображение, умение высказывать суждение, выразительность речи и пантомимики; формировать интерес к сказкам, бережное отношение к посуде, аккуратность.
* * * Педагог читает сказку и задает вопросы по ее содержанию. В уютной квартире, в центре большого города, жила семья из четырех человек: мама, папа, малышка дочка и бабушка. Семья была очень дружной, поэтому в квартире часто звучал смех, от которого становилось еще светлее и теплее и так в чистых и уютных комнатах. Мама и бабушка были хорошими хозяйками. Каждый день они для всей семьи готовили что-нибудь вкусненькое. На кухне было все необходимое для этого. Женщины славились не только тем, что готовили аппетитную еду, но и тем, что были аккуратными и чистоплотными. Каждая вещь на кухне была на своем месте, посуда блестела, как зеркало, на окнах висели белоснежные занавески, а на подоконнике цвела розовая герань. Каждую ночь, когда все в квартире засыпали, на кухне творилось что-то сказочное — посуда оживала и начинала разговаривать, обсуждать прошедший день. Грубым голосом басили большие кастрюли, глухим — отвечали сковородки, позвякивали столовые приборы, нежно пели фарфоровые чашечки. Посуда так любила своих хозяек, что каждый предмет наперебой рассказывал о том, какое блюдо в нем сегодня готовили или подавали на стол, как он помогал хозяйкам приготовить что-нибудь вкусное и полезное. Они старались говорить тихо, чтобы не разбудить хозяев, но иногда разгорались такие споры, что некоторые из них даже сваливались с полок и крючков! На громкий стук прибегали мама и бабушка, которые никак не могли понять, почему падают предметы на кухне. О чем же спорила посуда? Каждый хотел быть главным на кухне и управлять остальными. Но никак не могли определить, кто из них важнее. Поэтому спор продолжался каждую ночь. — Что вы спорите! — басили кастрюли. — Без нас хозяйки не смогли бы сварить ни первое, ни второе блюдо, ни компот, ни кисель. Посмотрите, сколько нас на полках! От самой маленькой до самой большой. А в чем малышке варят кашу, кипятят молоко? Любимый борщ хозяина не сварить в сковороде или ковше. И бабушкину любимую вермишель готовят тоже в нас. Мы уже не говорим о варениках и пельменях, которые любят все. Вы заметили, как хозяйки ухаживают за нами? В нас же вместо зеркала смотреться можно! Кастрюли так раскипятились, что самая большая со звоном упала с полки на пол и больно ударилась дном. Хорошо, что на полу был коврик, который смягчил удар, а то бы и эмаль могла треснуть, а в такой кастрюле варить было бы уже нельзя. Испугалась большая кастрюля, в глазах у нее потемнело, сердце сильно забилось. Что же делать? Но сестренки не оставили ее в беде. Связали кухонные полотенца и втащили большую кастрюлю обратно. После этого на полке с кастрюлями стало потише. — Вы особенно-то не воображайте, — вступали в спор сковороды. — Без нас хозяйкам как без рук. Только на нас можно к супу обжарить овощи, потомить их в бульоне, чтобы стали вкусными, а суп наваристым. А кто не любит жареной картошки, отбивных, солянки, блинчиков и яичницы? В какой кастрюле можно приготовить эти блюда? Хозяйки не успевают нас мыть. То одно надо сготовить, то другое. Отдельно — сковороды для блинчиков с не- пригораемой поверхностью, металлические — для того, чтобы тушить овощи, третьи, из чугуна, — для жарки. И крышки у нас есть. Посмотрите, какие красивые — из толстого стекла или блестящего металла. Сковороды говорили хором и в такт раскачивались. Одно плохо: когда они разгорячились, то стали раскачиваться сильнее и стучаться друг о друга. Вот уж зазвенело тогда на кухне, словно духовой оркестр заиграл! Зашикали на них все, побоялись, что всю семью разбудят. Еле угомонили. А сковороды так разошлись, что еще долго позвякивали, перешептываясь друг с другом. — Конечно, вы очень важные, — просвистел чайник. — А я вроде как и не нужен. Но воду для чая почему-то все кипятят во мне. Чай любят все члены семьи, пьют его несколько раз в день, поэтому меня даже с плиты не снимают и на полку не убирают, как вас. А смотреться в меня тоже можно. Вон как я начищен! Одно удовольствие жить с такими хозяйками! Они меня не только снаружи чистят, но и внутри от накипи. Недавно хозяин купил мне брата — электрический чайник. Стало полегче. Мы с ним дружим, вместе стараемся напоить всех чаем. Есть у нас и маленький братик — заварочный чайник. Только в нем воду не кипятят и на огонь его не ставят. В нем заваривают чай. Каждый из нас делает свое дело. Не обойтись без нас. Главные — это мы! _ Что-то совсем заважничала кухонная посуда, — зароптал столовый сервиз, — из кастрюли никто не будет есть, а из чайника пить чай. Столовая посуда самая главная! Каждый день нас на стол подают. Только поросята едят из лохани, а люди — из тарелок столовыми приборами. Вас можно по пальцам пересчитать, а нас много. В сервизе может быть от шести до двенадцати глубоких, мелких и десертных тарелок, блюдец и чашек, салатница, соусница, селедочница, супница. А какие мы все красивые! Не чета вам. Сделаны из фарфора, фаянса, расписаны разными узорами, цветами. На нас, как на картину, можно любоваться. Мы из высшего общества, хрупкие, изящные, тонкие, не то, что вы, сковороды. Нас хозяйка моет бережно, каждый предмет вытирает. А недавно хозяин купил посудомоечную машину, так что теперь мы каждый день принимаем душ с душистой пеной, а потом греемся и сушимся. Одно удовольствие! — И я, и я тоже нужен! — пропищал чайный сервиз из шкафчика на стене.'— Как же без меня?! Я с чайником дружу. Мы вместе всю семью балуем чайком. Я еще изящнее, чем столовый сервиз. Тонкие изогнутые ручки на чашечках, золотая кайма на блюдечках, прелестный носик на молочнике, кокетливая шляпка-крышка на сахарнице. Ах, как меня не поставить на первое место! Без меня никак нельзя! Посуда из чайного сервиза закружилась в вальсе, тихо напевая знакомую мелодию. Но полка была такая гладкая и скользкая, что чашечки чуть не свалились вниз, когда от вальса у них закружилась голова. Заварочный чайник едва успел их поймать. — Ну что ты так противно пищишь? — откликнулся кофейный сервиз. — А я чем хуже? Только из меня пьют не чай, а кофе. Я еще более изящен. Мои чашечки совсем маленькие, а вместо чайника — кофейник. Хозяйка так бережно берет чашечку в руки, что даже не дышит. Какое удовольствие у нее на лице, когда она пьет свой утренний кофе со сливками! Я чувствую себя просто царственной особой. — Какие же вы все хвастливые! — хором закричали столовые приборы. — Да без нас люди бы вообще есть перестали. Конечно, если они культурные. Как можно есть суп без ложки, а макароны без вилки, мясо без ножа, а компот без маленькой ложки? Ну хорошо. Вы все сварите, разольете, разложите, а есть руками нельзя, нужны мы — столовые приборы. Да еще к каждому блюду свои. Значит, мы главные! Все столовые приборы выпрыгнули из ящика, построились, как солдаты, и стали маршировать по обеденному столу. «Стук-стук, дзынь-дзынь», — только и слышалось в тишине. — Мы главные, главные, главные! — маршировали и кричали столовые приборы. Пришлось столу накинуть на них скатерть, чтобы они никого не разбудили. Только после этого все обитатели кухни спокойно вздохнули. — На нас даже никто не взглянул! — сердито проворчали дуршлаг, терка, половник и ковшик. — А мы на кухне совсем не последние. Мы, конечно, и в первые не лезем, но и забывать о нас не стоит. — Как же я от вас устал! — спросонья простонал обеденный стол. — Сколько можно спорить?! Все вы нужны на кухне. Каждого из вас хозяйка любит и использует по назначению. Она здесь самая главная. А вы все ей подчиняетесь. Не будете дружить, хозяйка купит новую посуду. Так что успокойтесь и поспите немного. Утром снова за работу. Хозяйке не нужна сонная посуда. Угомонилась, успокоилась посуда и заснула. А утром на кухню пришла бабушка и сказала: — Доброе утро! Пора за дело приниматься: кормить малышку, готовить завтрак для мамы и папы. — С удовольствием! — ответила посуда. Но бабушка ее не услышала. — О чем спорила посуда в сказке? Кто победил в споре? — Почему нельзя выбрать из посуды самый главный предмет? — Почему за посудой надо ухаживать? Как? — Почему в споре люди часто не находят выход из проблемы? — Почему лучше дружить, чем ссориться?
Контрольные вопросы и задания · Что такое посуда? (Хозяйственная утварь, предметы, в которых готовят еду и хранят съестные припасы.) · Какая посуда бывает по назначению? · Для чего используется кухонная посуда? Столовая? Чайная? · какую кухонную посуду вы знаете? · Из чего может быть изготовлена кухонная посуда' · Как ее использует ваша мама? · Для приготовления каких блюд используется кастрюля? Сковорода?- · Почему у половника длинная ручка и глубокое основание? · Какую столовую посуду вы знаете? · Какую чайную посуду вы знаете? · Из чего может быть изготовлена столовая посуда? · Какие предметы столовой посуды имеют конкретные предназначения? От названия каких продуктов они стали называться' · Какие правила учитываются при сервировке стола' · Как называется комплект столовой или чайной посуды, сделанный из одного материала и с одинаковым рисунком? (Сервиз.) · Чем отличаются предметы кофейного и чайного сервизов? · Назовите части, которые есть у какого-либо конкретного предмета посуды. · Какая посуда используется за обедом? Завтраком? Полдником? Ужином? · Какие предметы посуды относятся к столовым приборам? · Какие бывают ложки? Вилки? Ножи? · Для чего они предназначены? · Из чего сделаны столовые приборы? · Какого ухода и обращения требует разная посуда? · Почему после каждого приема пищи столовую посуду моют? · Почему стеклянная и фарфоровая посуда требует очень бережного отношения? · Почему во время отдыха на природе лучше использовать посуду, сделанную из пластмассы? · Почему посуду из стекла и пластмассы нельзя ставить на огонь? · Почему прежде чем использовать пластмассовую посуду, надо прочитать, для каких продуктов она предназначена? · Почему нельзя есть из битой и потрескавшейся посуды? · Почему при сервировке стола чашку надо держать за ручку? · Почему чашку и блюдце называют чайной парой? · Почему в стеклянную посуду нельзя наливать кипяток? ЧЕЛОВЕК (5—6 ЛЕТ) [3] ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Дети должны знать: — о строении человеческого тела, назначении отдельных его частей; — внешние отличия людей; — названия и количество пальцев на руках и ногах; — о коже, крови, мозге, нервах человека, как работают желудок, кишечник; — правила личной гигиены и ухода за телом; — что делать, чтобы сохранить здоровье; — что надо бережно относиться к своему здоровью; — какая мимика лица соответствует определенному эмоциональному состоянию; — что у каждого человека есть мама и папа, и их значение в жизни ребенка; — что люди имеют разный цвет кожи; — о гомологичности органов людей и животных; — что пол человека необратим; — обо всех возрастных периодах человека: детстве, юности, зрелости, старости. Дети должны уметь: — ориентироваться в строении собственного тела; — соблюдать правила личной гигиены тела; — находить сходство в строении человека и животных; — дифференцировать на начальном уровне понятия «здоровье» и «болезнь»; — связывать состояние здоровья с поведением и соблюдением гигиенических требований; — соблюдать правила безопасности в быту, в процессе труда и во время занятий без посторонней помощи; — поддерживать уважительное отношение к людям, имеющим необычный внешний вид или физические недостатки, стремиться им помочь.
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ПО ТЕМЕ Названия: тело, туловище, голова, глаза, уши, нос, ноздри, рог, зубы, губы, язык, нёбо, затылок, волосы, виски, веки, щеки, лицо, лоб, брови, ресницы, подбородок, руки, пальцы, запястье, ладони, ногти, ноги, ступня, пятка, колени, плечи, предплечье, спина, грудь, живот, пояс, бедро; цвет, форма, величина, размер; люди, мужчина, женщина, папа, мама, родители, дети, девушка, юноша, старик, старуха, девочка, мальчик; вкус, зрение, слух, обоняние, осязание, голос, речь, движение, действие; здоровье, болезнь, органы, правила гигиены, расческа, мыло, губка, мочалка, одежда, зеркало, врач, спорт, физкультура, закаливание. Признаки: здоровый, больной, закаленный, слабый, сильный, высокий, низкий, худой, полный, молодой, старый; левая, правая, нижняя, верхняя; детский, взрослый; опасный, безопасный; большой, указательный, средний, безымянный, маленький (пальцы); чистый, грязный, лохматый, причесанный, аккуратный; умный, глупый; веселый, радостный, восхищенный, счастливый, грустный, злой, угрюмый, обидчивый, гневный, возмущенный, удивленный, виноватый. Действия: стоять, лежать, ходить, жить, делать, действовать, трудиться, заниматься, сохранять, лечиться, выздоравливать, слушать, смотреть, нюхать, пробовать, дотрагиваться, трогать, щупать, двигать, ловить, показывать, носить, дышать, чувствовать расти, мыть, вытирать, закалять, заботиться, ухаживать, купаться, плавать, расчесывать, сгибать, разгибать, думать, понимать, родиться, соблюдать, не нарушать. ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (ВАРИАНТЫ) Доктор Айболит, Мойдодыр, доктор Пилюлькин, «кроха сын» из книги В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» и др. Варианты содержания дня Веселая зарядка Ожидаемый результат: дети должны знать части своего тела, уметьпо^ьшатъ их на себе, четко и быстро выполнять упражнения Цель: развивать координацию движений, внимание; формировать положительно-эмоциональный настрой. * * * Педагог проговаривает текст. Дети выполняют соответствующие движения. * * * На носочки поднимайся, Приседай и выпрямляйся. Ножки в стороны и вкось, Ножки вместе, ножки врозь. Руки в стороны, в кулачок, Разжимаем и на бочок. Левую вверх! Правую вверх! В стороны, накрест, Это успех! Вниз опустили и дышим ровно. Воздух вдыхаем грудью мы полно.
Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем и кружимся потом. Мы топаем ногами: топ-топ-топ Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп Мы руки разведем И побежим кругом. * * * Все вместе, активно и дружно, ребята, Займемся сейчас веселой зарядкой.
К тяжелым вещам переходим не вдруг И для начала - разминка рук.
Пальцы, ладошки, запястья помнем, С этих движений зарядку начнем.
Мы уделили вниманье кистям, Ну а теперь переходим к локтям!
Руки до уровня плеч поднимите И, что есть духу, в локтях покрутите.
Локти, конечно, надо беречь. А мы переходим к разминке плеч,
Словно пловцы в Мировом океане Машем синхронно своими руками.
Зарядка - как цепь. В ней движения - звенья Нужно теперь усложнить упражненья.
Непринужденно - движенья легки- Мы начинаем руками рывки.
К шее от рук перейдем постепенно, Чтоб влево и вправо крутилась отменно.
Наклоны вперед и назад проведем, Активней, активнее каждый наклон.
Есть у зарядки почти что закон — В ней должен быть непременно наклон.
Влево и вправо, вперед и назад, Наклоны полезны - так все говорят.
Спасибо, ребята, за ваше старанье! Но, прежде чем вам говорить «до свиданья'» Запомните крепко добрый совет: Зарядка поможет прожить много лет! * * * Дружно встали. Раз, два, три! Мы теперь — богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво.
И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще Через левое плечо.
Буквой «л» расставим ноги. Точно в танце — руки в боки.
Наклонились влево, вправо. Получается на славу! (Дети стоят в кругу. Движения повторяются с увеличением темпа под музыку песни «Петушок».) * * * Мы сейчас пойдем направо. Раз, два, три! А теперь пойдем налево. Раз, два, три! Быстро к центру соберемся. Раз, два, три! Также быстро разойдемся. Раз, два, три! Мы тихонечко присядем. Раз, два, три! И легонечко привстанем. Раз, два, три! Попляшите, наши ножки- Раз, два, три! И похлопайте, ладошки. Раз, два, три! * * * Малыши, малыши — дружные ребятки. Малыши, малыши вышли на зарядку. Вот так, вот так! Вышли на зарядку! Вот так, вот так! Вышли на зарядку! Малышам, малышам закаляться нужно — Вот так, вот так! Малыши, малыши, потянитесь дружно — Вот так! бот так! Сели и привстали. Раз, два, три! Раз, два, три! Ноги крепче стали. Раз, два, три! Раз, два, три! Ноги поднимайте. Раз, два, три! Раз, два, три! Веселей шагайте. Раз, два, три! Раз, два, три! Потянитесь дружно. Раз, два, три! Раз, два, три! Вам расти всем нужно. Раз, два, три! Раз, два, три! Малыши, малыши — дружные ребятки. Малыши, малыши сделали зарядку. Оздоровительные занятия * * * «Радуга здоровья», «Зеленая аптека», «Приключения в королевстве микробов», «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Королева Зубная Щетка», «Как медвежонок стал сильным», КВН «Я здоровье берегу — быть здоровым я хочу!», беседы: «Почему мы двигаемся», «Берегите нос», «Ушки на макушке», «Чтобы уши не болели», «Кто такие микробы» и др. Содержание занятий см. в кн.: [25]. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|