Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







История до возникновения Евангельских Церквей.





История до возникновения Евангельских Церквей.

Общая история Литвы.

LIETUVA! LIETUVA! LIETUVA!!!ЛИТВА! ЛИТВА! ЛИТВА!!!

Прекрасный край с местностью пересеченной холмами и долинами, край болот и лесов, край рек, речек и озер. Его судьба очень неоднообразна и полна героических страниц. Географическое положение Литвы чем то похоже на положение Израиля и, соответственно, из судьбы чем-то схожи. Литва находится на пересечении путей с севера на юг и с запада на восток. Она имеет выход к Балтийскому морю, притом являясь географическим центром Европы. А южнее, в Белоруссии, находятся труднопроходимые пинские болота, так что основное направление движения приходится на территорию занимаемую Литвой. Поэтому очень многие посягали на владение этим прекрасным, во многих местах плодородным краем. Неисчислимые легионы разноязычных армий прошагали по ее землям. Но несмотря на все перипетии истории литовский народ сохранил свою самобытность, самосознание, культуру и независимость. Литовский язык принадлежит к языкам балтских племен, которые были распространены на гораздо большей территории нежели современная Литва. Об этом свидетельствуют исследования ученых относительно распространения топонимов имеющих балтские корни[1], а также оставшиеся, несмотря на все притеснения и стремления уничтожения языка, литовскоговорящие деревни и поселки вокруг Литвы сегодня. Однако распространение славянских племен на запад и последующие нашествия с запада значительно уменьшили территорию распространения языка.

Литва до 13 века была языческой страной, во многих местах восточной части которой, было распространено православие. Для того, чтобы сохранить независимость и свободу, литовским князьям приходилось применять всю политическую изобретательность. Так многие князья того времени были женаты на русских княжнах, приобретая при этом необходимую помощь со стороны востока против надвигавшейся с запада угрозы ордена крестоносцев. Жены их, к тому времени принявшие православие, привозили с собой также православных слуг, челядь и устраивали для себя места поклонения и князья этому не противились. Только языческие жрецы были недовольны и настраивали народ против распространения христианства, чувствуя угрозу их владычеству. Так в 1347г. были повешены приближенные князя Альгирдаса, обратившиеся язычники и названные Антонием, Иоанном и Евстафием.

Раньше «в 1009 году сын саксонского графа Брунон Кверфуртинский с 18 спутниками монахами убыл из Магдебурга для исполнения миссии в восточную Среднюю Европу, и все они погибли смертью мучеников. Св. Брунон, именуемый Бонифацием, монах и архиепископ миссий, погиб на границе России и Литвы. Эти сведения записаны в Квельдинбургских анналах»[2].

 

Другие же князья то принимали, то отказывались от католичества. Таким образом, перед всеобщим крещением Литвы, князем Иогайло, в 1387 году, Литва, в религиозном отношении, представляла собой довольно пестрый орнамент из язычников, католиков и православных. Не имея своей письмен-ности Литва использовала различные языки в канцелярских целях – Латинский, Немецкий, Польский, Славяно-Русский. Использование различных языков имело негативные последствия: зависимость от государств, чьим языком пользовались терялась самобытность народного фольклора, образовывался отделенный от широких народных масс язык, не используемый народом.


Образование Вильнюса.

Расположение города очень своеобразно и красиво. Старый город находится среди больших холмов. По центру Вильнюса протекают реки: большая – Нерис и меньшая – Вильняле (Вилейка). По имени последней и называется город. Старый центр Вильнюса как раз и находится возле слияния двух рек, таким образом создавая естественное препятствие для всякого желающего взять город силой. С замковой горы открывается чудный вид на всю окрестность Вильнюса, создавая неповторимую панораму.

Время основания Вильнюса точно не установлено. Исторически известным он становится около 1322 года, когда великий литовский князь Гедиминас приглашал на поселение в Вильнюс, из западных стран купцов, ремесленников, предоставляя им льготы. Еще одно упоминание, более раннее, содержится в Воскресенской летописи, около 1128 г. Однако, совершенно очевидно, что в это время уже полностью сформировавшийся город со своими специфическими чертами и возникновение его следует датировать гораздо раньше. Только со времени Гедиминаса Вильнюс становится столицей, то есть политической, экономической и военной единицей.

Историк Стрыйковский повествует легенду о основании Вильнюса. Однажды князь Гедиминас охотясь по берегам Вилии, покрытым тогда густыми лесами, прибыл со своим двором к слиянию рек Вилии и Вильняле. Здесь курились курились жертвы идолам за умерших. Возле слияния рек находится гора, на которой Гедиминас собственноручно заколол тура, впоследствии эта гора стала называться замковою, поскольку на ней был заложен замок, после удачной охоты он лег отдохнуть и увидел сон, в котором увидел огромного волка в латах, который выл словно стая волков. Верховный жрец Лиздейко истолковал этот сон как видение славы огромного, многолюдного города, который должен быть основан на этом месте. Гедиминасу понравилось такое объяснение жреца и на горе был заложен каменный замок, увенчанный тремя башнями и обнесенный тремя валами. Внизу на долине жреца Криво-Кривейте он выстроил деревянный город и в 1323 году переехал сам со всеми боярами на постоянное жительство. С этого времени город стал быстро застраиваться и разрастаться. И, как повествуют исторические данные, уже в конце XIX века это крупный административный железнодорожный узел, связывающий собою многие отстоящие на многие километры города.

По народной переписи 1897 г. в Вильне считалось 154532 человека, кроме войск. В этом числе по вероисповеданиям население группировалось: православных – 28638, старообрядцев – 1318, католиков – 56688, лютеран – 2235, евреев – 63986, магометан – 842; сверх того: христиан – 28, нехристиан – 5, и иностранных подданных – 792 человека[3].

 

Крещение Литвы в 1387 году.

В ранние века возникновения Христианства, оно распространялось без пролития крови со стороны людей проповедующих Христа. Это было повеление Христово, чтобы Его последователи несли Его слово во все народы. Проповедь слова Божия сопровождалась чудесами и знамениями. Позднее, по мере отшествия от принципов Христа, христианство стало распространяться с применением силы. Таким образом была насаждаема не вера Божия но обыкновенная религиозность, даже в нехорошем смысле этого слова, которая не могла спасти и освободить человека от власти греха, но просто заменяла собой языческие обряды другими, выглядевшими более христианскими. То же самое происходило и с крещением Литвы. На границе Литвы и Пруссии постоянно стояло войско крестоносцев, рвавшихся в бой, для захвата новых земель.

Литовским князьям приходилось лавировать среди постоянных угроз завоевания и уничтожения самостоятельности Литвы под предлогом христианизации края.

«Крещение Литвы было результатом государственной политики правителя Литвы Иогайло. Без крещения Иогайло не мог быть королем Польши и стабилизировать политическое положение в Литве. 15 февраля 1386 года он был крещен в Краковской кафедре Вавеля и получил имя Владислава. Крестил его Гнезненский архиепископ Бодзанта с Краковским епископом Радлицой. В то же время были крещены братья Иогайлы: Швитригайла Болесловас и Каригайла Казимерас, также двоюродный брат Витаутас Александрас. Только через год начали крестить литовцев в Вильнюсе. Имеется основной документ крещения Литвы – письмо Иогайлы, написанное 22 февраля 1387 года…. в письме о крещении Литвы говорится:

«Великий князь Иогайла со всеми еще не крещенными братьями, близкими родственниками, находящимися на своей земле крупными и мелкими боярами желает принять католическую веру Св. Римской Церкви.

Всех литовцев обоего пола всякого занятия и положения, которые находятся в нашей власти в Литве и России приводить, привлечь, призывать, и даже силой принудить к католической вере и послушанию Св. Римской Церкви».

Документ Иогайлы 1387 года еще решительнее нежели ранние акты и даже несколькими синонимами выражает его волю «приводить, привлечь, призывать, и даже силой принудить» всех литовцев в католическую веру. Иогайла решительно заявил: «Отказавшись от языческих ошибок, примем святую веру». Римско католическое верование было объявлено государственной религией и обязательно всем литовцам, где бы они ни жили, в Литве или России»[4].

 

Крещение не принесло для Литвы радости, наоборот печаль. Крещаемые, которые имели только начатки познания о вере, плакали о своих языческих божествах. Для того, чтобы успокоить народ, были раздаваемы шерстяные одежды, для народа гораздо более важно было не само крещение, а именно эти раздаваемые одежды. Внутри народ как был так и оставался языческим. Людей крестили целыми группами, давая им новые имена, при этом целой группе людей давали часто такие же имена. Крещение совершалось не погружением в воду, как об этом мы читаем в Новом Завете но просто поливали людей водой[5].

Крещение Литвы не принесло для народа Литвы освобождения, наоборот еще больший гнет, так как кроме князей сейчас еще и священники грабили народ. Также, хотя фактически Литва была крещена, угроза нашествия крестоносцев не прекратилась, так как они изыскивали любые предлоги, чтобы нападать и грабить. Часто уничтожая целые города. При таких нашествиях уничтожались даже католические монастыри. После крещения распри между претендентами на княжеский престол увеличились. Православные христиане, бывшие на территории Литвы, насильно подвергались перемене веры, православные монастыри и церкви закрывались. Таким образом крещение Литвы как бы сняв с повестки дня один вопрос породило другие проблемы.

Период испытаний.

После национализации дома молитвы братья стали собираться по квартирам, по домам, а в летнее теплое время по лесам. Поскольку пресвитер Скобей А. И. в 1951 году был арестован и приговорен к 10 годам лишения свободы, то ответственным за проведение этих служений был назначен Романчик Викентий П., а помогал ему Афонин Михаил, который позднее уехал в Павлов Посад, где стал руководителем группы пятидесятников.

В начале 50х годов в Вильнюс приехали из различных мест на постоянное место жительства многие братья совершившие немало труда в Церкви. Это: Галабурдо Семен И., Галабурдо Аркадий И., Рабцевич Николай Ф., Романчик Викентий П., Онищук Яков И., Афонин Михаил, Борщ Владимир И., Майсинович Илья В. Все эти братья приехали из различных пятидесятнических церквей, влились в церковь Вильнюса и стали усердно трудиться.

В 1954 году возвратился из заключения пресвитер Скобей А. И.

В 1955 году был избран церковный совет, в который вошли братья: пресвитер А. И. Скобей, Н. Ф. Рабцевич, В. П. Романчик, Я. И. Онищук, И. В. Майсинович, А. А. Галабурдо, С. А. Галабурдо, В. И. Борщ.

Постоянно стоял вопрос регистрации и служения церкви, то ли в подполье, то ли иначе. Церковный совет и пресвитер были единодушны в том, чтобы ходатайствовать о регистрации перед властями, а некоторые из рядовых членов были против регистрации. По поручению церкви была назначена делегация к властям по ходатайству о регистрации в количестве 5 человек: А. И. Скобей, В. П. Романчик, Я. И. Онищук, И. В. Майсинович, С. А. Галабурдо. Когда братья пошли к уполномоченному по делам религии Литовской ССР при совете министров СССР Ругенису то он даже слушать не пожелал и сказал по этому вопросу больше не приходить. Тогда был взят церковью пост и объявлена молитва об этом вопросе. Было написано заявление как от объединенной общины ЕХБ. Также из союза ЕХБ в Москве было написано ходатайство о регистрации. В 1956 году повторно пошли ходатайствовать о регистрации, тогда эту должность уже занимал другой человек А. М. Мурников, который пообещал, что этот вопрос будут рассматривать и в начале 1957 года дали устное разрешение на то, чтобы подыскать помещение в частном доме для проведения служения. В то время частных домов у членов церкви почти не было, только у сестры Заленской, в районе Жверинаса, по улице Герве 9, был домик площадью 28м2 в этом доме и стали собираться, а сестра Заленская со своей квартиранткой перешла жить на кухню. Поскольку разрешение было дано устное, то не однажды милиция приходила и разгоняла, опять шли к уполномоченному и он опять давал устное разрешение, получалась как бы игра в кошки мышки. В этом доме собирались вплоть до 1967 года. Вначале, пока церковь была небольшая, места хватало, но когда численность церкви увеличилась до 150 человек, то места стало катастрофически не хватать, собрания проходили с открытыми окнами, возле которых стояли люди и слушали. Но также слушали и другие люди, некоторые поневоле. В связи с увеличением количества верующих и острой нехваткой места для проведения служения было решено усиленно ходатайствовать о приобретении собственного помещения для нужд общины. И в 1967 году община была официально зарегистрирована и было дано разрешение на покупку дома для церковных нужд. Длительное время братья молились о том какой и где покупать дом. И в покупке дома сейчас, спустя многие годы можно сказать, что это воистину была рука Божия в покупке дома, где и теперь проходят богослужения.

Вначале решили купить дом в переулке Паупе №6 и уже внесли задаток за полдома, но Господь предусмотрел нечто другое. Хозяйка дома, находящегося через несколько домов от выбранного дома передала через одного из членов церкви – Зубкова, что она хотела бы, чтобы в ее доме проводились богослужения. И предложила купить эту половину дома для себя, а свой дом продать для церкви, поскольку он немного больше. Так и было оформлено.

Впоследствии, когда проводилась постройка виадука для снятия грузопотока идущего из Новой Вильни, все дома соседствовавшие раньше с домом молитвы были снесены и образовалась пустошь, на которой власти хотели строить торговый центр. Но когда Литва стала независимой и стали создаваться новые проекты, то этот участок земли по ходатайству церкви, был отдан в пользование церкви. Позднее на этом участке был построен колледж и еще имеются планы строительства других зданий для необходимых нужд. Так Бог, предвидя далеко вперед, ответил на молитвы церкви.

В1967 году дом был куплен, переоборудован и в 1968 году Дом Молитвы был открыт. Вот какое сообщение имеется в Братском вестнике.

Г. Вильнюс.

Состоялось совещание служителей церквей Литвы. В работе совещания приняли участие генеральный секретарь ВСЕХБ А. М. Бычков, заместитель председателя Д. Л. Вознюк и кандидат в члены президиума Я. Э. Тревитс.

С сообщением о деятельности нашего братства выступил А. М. Бычков. Он рассказал о работе ВСЕХБ после 42 съезда в деле проповеди Евангелия, духовного воспитания верующих и деле единства, а также прокомментировал изменения в уставе ЕХБ и проекте вероучения.

Особое внимание брат уделил вопросу лжеучений, проникающих в церкви, коснулся и эмиграционных настроений среди некоторых верующих; указал на их опасность и полную несостоятельность с Библейской точки зрения.

Выступление А. М. Бычкова было полностью поддержано братьями Я. Э. Тревитсом, Д. Л. Вознюком и другими, особенно в отношении тех, кто хочет оставить свою земную родину.

По вопросу духовного руководства церквами Литвы выступили братья Я. Э. Тревитс, Д. Л. Вознюк, пресвитер Вильнюсской церкви Н. Ф. Рабцевич, председатель исполоргана И. В. Майсинович и другие.

Выступающие единодушно выражали мнение, чтобы братство в республике имело самостоятельный духовный центр. В результате исполняющим обязанности старшего пресвитера по Литве был избран брат И. М. Инкенас. В состав пресвитерского совета вошли следующие пресвитеры поместных церквей: Н. Ф. Рабцевич (г. Вильнюс), П. И. Ведерис (г. Биржай), А. Латужис (г. Клайпеда), К. Я. Ошлис (г. Илокяй).

В заключение А. М. Бычков дал братское наставление в служении брату И. М. Инкенасу.

Совещание прошло в духе братского взаимопонимания и закончилось сердечными молитвами и благодарностью Господу[21].

 

В 1981 году Рабцевич Николай стал ставить вопрос о переизбрании его, как пресвитера, поскольку ему дольше быть пресвитером не под силу, ввиду того, что он малограмотный, а членов в церкви много. Братья после долгих размышлений и молитв, также посоветовавшись со старшим пресвитером Инкенасом, пришли к решению пригласить из Минска Ивана Ивановича и Валентину Панько. Поскольку ранее Иван Калинникович Панько был пресвитером этой церкви. Иван Иванович сразу согласие не дал, но после беседы со своей женой Валентиной Антоновной и молитв согласился.

Семья Панько.

Иван Иванович родился 27 февраля 1933 года в деревне Теребостынь Гродненской области Белоруссия. Окончив школу он приехал в 1950 году в Минск работать. С 1952 по 1955 гг. служил в армии. Водное крещение принял в 1956 году. Крещение преподавал Константин Степанович Сидоренко. В 1958 г. женился на дочери пресвитера Минской церкви ЕХБ Кецко Антона Митрофановича – Валентине. Закончил Библейские заочные курсы при ВСЕХБ в Москве в 1970 году. 16 мая 1972 г. избран диаконом Минской церкви. Рукоположен на диаконское служение в Минской церкви 18 июля 1986 года. Единодушно избран пресвитером Вильнюсской церкви 21 февраля 1982 года. Рукоположен на пресвитерское служение 10 октября 1983 года.

Г. Вильнюс

10 апреля в церкви города Вильнюса состоялось торжественное богослужение с рукоположением но пресвитерское служение брата И. И. Панько и на диаконское служение братьев Е. Малько, Б. Филона, Г. Адамовича и А. Грилаускаса.

В наставлении и рукоположении служителей Вильнюсской церкви приняли участие члены Президиума ВСЕХБ братья А. М. Бычков, Д. Л. Вознюк, Л. С. Владыко и старший пресвитер ЕХБ по Литовской ССР брат И. М. Инкенас[22].

 

10 октября 1983 года отошел в вечные обители старший пресвитер по Литве И. М. Инкенас. До выборов нового старшего пресвитера братьями был назначен, как исполняющий обязанности Панько Иван Иванович. А 26 января 1985 года он официально избран старшим пресвитером по Литве.

Валентина Антоновна родилась в г. Минск в 1939 году в семье пастора церкви Евангельских Христиан А. М. Кецко. Можно было бы рассказывать об отце сестры Валентины, но просто хочу предоставить слово официальному языку документов, который говорит лучше человеческих слов.

Сведетельская справка

Литва.

Г. Вильнюс. На торжественном богослужении в Вильнюсской церкви состоялось рукоположение на диаконское служение братьев И. В. Майсиновича и И. И. Шкуль.

Наставление рукополагаемым дал заместитель старшего пресвитера по Украине В. С. Глуховский.

В молитве с возложением рук также приняли участие старший пресвитер по Литве И. И. Панько, старший пресвитер по Львовской области Р. И. Билас, пресвитер Елгавской церкви Я. Ф. Озелинкевич и пресвитер Яунелгавской церкви Г. Я. Лакздин.

Верующие единодушно призвали Божие благословение на труд вновь рукоположенных братьев.

 

***

На деловом собрании этой церкви единодушно избран вторым пресвитером церкви Б. М. Филон.

В 1985 году брат Б. М. Филон закончил заочные Библейские курсы и в настоящее время благословенно трудится в церкви.

 

***

К церкви города Вильнюса через водное крещение присоединилась группа верующих.

Крещение преподал пресвитер церкви И. И. Панько.

Благодарение Господу за искупленные Им души[26].

 

Литва

Г. Вильнюс. 6 сентября 1986 года здесь состоялось расширенное пресвитерское совещание, в котором приняли участие свыше двадцати человек.

На совещании присутствовали генеральный секретарь ВСЕХБ А. М. Бычков, старший пресвитер по Львовской области Б. И. Билас и сотрудник ВСЕХБ солист московского хора Б. А. Бережной.

Совещание открыл брат А. М. Бычков. Он прочитал Слово Божие из 1Пт.5:1-4 и 7-9, обратив внимание присутствовавших на слова: «Пасите Божие стадо… не принужденно, но охотно и богоугодно».

После молитвы и принятия повестки дня выступил старший пресвитер по Литве И. И. Панько.

Брат И. И. Панько сделал обстоятельный обзор положения в церквах республики, рассказал о трудностях и Божиих благословениях литовского братства.

Выступивший за ним пресвитер Клайпедской церкви А. Латужис рассказал о благословениях и трудностях в церквах Латвии.

В своем докладе генеральный секретарь ВСЕХБ А. М. Бычков осветил жизнь и труд церквей нашего братства, остановился на вопросах единства с Советом церквей и с христианами веры евангельской, находящимися вне регистрации и зарегистрированными автономно. Брат коснулся также международной деятельности ВСЕХБ. В заключение брат А. М. Бычков ознакомил участников совещания с обращением служителей церквей города Москвы и Московской области к христианам США и призвал поддержать это обращение.

Брат Б. И. Билас информировал участников совещания о единстве с христианами веры евангельской и прочитал реферат на тему: «Духовный авторитет служителя».

На заседании выступили и другие участники совещания.

Братья А. М. Бычков и Б И. Билас ответили на многочисленные вопросы служителей церквей Литвы[27].

 

Литва

Г. Вильнюс. 24 октября 1987 года в городе Вильнюсе проходило расширенное совещание служителей церквей и групп Литвы. Всего в совещании приняли участие около тридцати человек.

Для участия в работе совещания в Вильнюс прибыли член президиума ВСЕХБ Б. И. Билас и сотрудник ВСЕХБ И. С. Федотов.

Слово перед молитвой прочитал из Деян.28:15 брат И. С. Федотов: «Тамошние братья, услышавши о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц; увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился». Собравшиеся единодушно поблагодарили Господа за возможность общения детей Божиих.

Информацию о состоянии дела Божьего в литовском регионе сделал старший пресвитер по Литве И. И, Панько. Свое выступление он начал с чтения Слова Божия из Евр.10:35: «Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние». Брат сказал, что слово Божие в их регионе проповедуется на четырех языках верующие молятся о пробуждении среди литовского народа. В завет с Господом вступают новые души.

Недавно получено разрешение на проведение богослужений в городе Паневежисе. Биржайская и Вильнюсская церкви произвели ремонт молитвенных домов. Клайпедская церковь получила разрешение не реконструкцию своего молитвенного дома.

Брат И. И. Панько отметил, что в вопросах единства особых проблем нет, однако в республике есть группы, которые проводят служение отдельно. «Господь призывает нас, - подчеркнул он в заключение, - иметь мир со всеми, и святость, и нам надо постоянно стремиться к этому».

Брат Б. И. Билас в свою очередь осветил международную деятельность ВСЕХБ и дал отрицательную оценку эмиграционному настроению некоторых верующих.

В заключение брат Б. И. Билас ответил на многие вопросы относительно единства нашего братства.

Совещание закончилось благодарственной молитвой[28].

 

В 1987 году, 15 ноября церковь, как церковь ЕХБ, праздновала свое 75-летие, приехало много гостей, которые вместе с верующими церкви разделили эту радость и братское общение.

Литва.

Г. Вильнюс. 15 ноября 1987 года Вильнюсская церковь отметила свой 75 – летний юбилей.

Порадоваться вместе с поместной церковью в Вильнюс прибыли заместитель старшего пресвитера по Украине В. С. Глуховский и помощник старшего пресвитера по Украине М. В. Мельник.

На стендах, размещенных в зале молитвенного дома, были вывешены фотографии, отражающие знаменательные события из жизни церкви.

Торжественное богослужение открыл пресвитер церкви И. И. Панько. Он горячо поздравил верующих с юбилеем церкви, прочитал послание к Филадельфийской церкви из Отк.3:7-11 и сказал: «Бог открыл двери для спасения грешников, и эта дверь еще и сегодня не закрыта».

Краткую историю церкви поведал присутствующим заместитель пресвитера Б. М. Филон.

Церковь в городе Вильнюсе была основана в 1912 году первым ее пресвитером трудился брат Соболев. В 1928 году была организована церковь христиан веры евангельской, в которой служение пресвитера нес брат А. Мазало. В 1948 году эти церкви слились в одну и до настоящего времени здесь единым сердцем прославляется имя Господа и Спасителя.

С приветственным словом выступили братья В. С. Глуховский и М. В. Мельник, после чего с воспоминаниями поделились старейшие члены церкви сестры А. М. Апанасенок и А. П. Скобей. Их мужья, ныне отошедшие в вечность, являлись в свое время пресвитерами Вильнюсской церкви.

На торжественном богослужении пел хор в сопровождении симфонического оркестра. Церковь имеет также духовой оркестр.

В настоящее время Вильнюсская церковь имеет хороший молитвенный дом. Слово Божие проповедуется здесь на трех языках: литовском, польском и русском.

Юбилейное богослужение закончилось благодарственной молитвой[29].

 

Г. Вильнюс. Дети Божии Вильнюсской церкви избрали вторым пресвитером брата Б. М. Филона, выпускника заочных Библейских курсов.

Одновременно с этим братья П. Романчик, В. Зданевич и А. Дидовец избраны на диаконское служение.

Верующие вознесли сердечную благодарность Господу за помощь в избрании служителей[30].

 

В 1988 году в Вильнюсе были заграничные гости – Ярл Николаевич Пейсти и Американский астронавт, побывавший на луне – Чарлз Дюк, было проведено евангелизационное служение, в котором участвовали эти гости, а также проповедник из команды Билли Грэма – Виктор Гамм.

Вильнюсская церковь провела два евангелизационных богослужения. На них присутствовало много посетителей, Господь прилагал спасаемых к Церкви.

В ноябре здесь состоялось расширенное заседание братского совета церквей Литвы.

В атмосфере любви и взаимопонимания были обсуждены насущные вопросы жизни и служения церквей[31].

 

В 1989 году был избран старший пресвитер церквей ХВЕ Литвы, им стал Панько Иван Иванович и был избран пресвитерский совет в составе: пресвитер Вильнюсской церкви – И. И. Панько, пресвитер Биржайской церкви – И. Ведерис, пресвитер Паневежской церкви – Волковас Повилас,второй пастор Вильнюсской церкви – Борис Филон, евангелист – Павел Володько, ответственный за Кедайнскую группу, впоследствии ставшую церковью – Степан Олесик, ответственный за молодежь – Иван Шкуль.

В 1991 году был восстановлен Союз Христиан Веры Евангельской Литвы. Вильнюсская церковь вошла в состав этого союза. Вместе с двумя другими церквями: города Паневежиса и города Биржай.

16 февраля 1991 года был первый съезд ХВЕ Литовского братства, на котором был принят устав союза, Президентом стал Иван Иванович Панько.

В 1992 году, 5 октября Панько Иван Иванович передал пресвитерское служение церкви Филону Борису Михайловичу.

9 декабря 1994 года Панько Иван Иванович передал служение президента Зданевичу Владимиру. С апреля 1995 года вместо заболевшего Владимира Зданевича служение президента нес Римантас Купстис. В 1998 году он был избран епископом Литвы.

 

IV. Церковные Служения.

Музыкальное служение.

История музыкально – певческого служения церкви ХВЕ г. Вильнюса.

Посвящено 40летию хора.

 

Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь. Да будет благоприятна Ему песнь моя… (Пс.103:33,34).

 

В каждой церкви есть свои знаменательные даты. И слово Божие говорит: «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой… вот уже сорок лет…» (Вт.8:2).

1997 год, юбилейный год для нашего хора. И хочется вспомнить благословенный труд наших регентов, хористов, певцов, музыкантов.

Намного беднее была бы церковь, если бы в ней не было музыкально – певческого служения. Уже с начала образования нашей церкви Бог даровал прекрасных людей, любящих петь. Хотя вначале их было немного, но и тогда в собрании звучало христианское пение. У истоков пения нашей церкви стояла бодрая, жизнерадостная Анастасия Петровна Скобей. В 30 – 40х годах она и еще несколько сестер и братьев объединились в певческую группу и служили пением.

В 1946 году в Вильнюс приехала Татьяна Гретченко. Она была знакома с нотной грамотой, любила петь и вскоре организовала хоровую группу. Постепенно хоровая группа пополнялась новообращенными, а также приезжими братьями и сестрами. Они пели в собраниях, которые проводились по квартирам и на природе.

В 1957 году церковь начала арендовать дом в районе Жверинаса. При его освящении хоровая группа пела, как организованный хор. Этот год можно считать первым годом образования хора. Первым регентом была Татьяна Михайловна Гретченко.

В небольшом помещении было отведено специальное место для хора и хотя было очень тесно, хор постоянно пел в воскресных служениях. Псалмы разучивались на спевках, которые проводились два раза в неделю. Занятия проходили без музыкального инструмента, единственным инструментом тогда был камертон. Ноты переписывались вручную. Одними из первых псалмов были: «Боже услышь нас», «Проснись Сион», «Боже дай терпенье», «Известен нам край» и многие другие. Некоторые из них исполняются и в наши дни. Надо вспомнить первых хористов, которые в таких условиях, с большим вдохновением славили Бога.

Это сестры: Скобей Анастасия Петровна, Архипова Тамара, Борщ Лия, Забочене Надя, Лисовская Анна, Онищук Оля, Кахович Аня, Войтович Надя, Пихта Мария, Иванова Тася, Галабурдо Аня.

Братья: Забочене Алексей, Онищук Яша, Галабурдо Аркадий, Галабурдо Семен, Борщ Владимир, Архипов Алексей, Никитенок Костя, Куровский Александр, Козак Саша.

Некоторых из них сегодня нет: кто то ушел в вечность, кто то уехал. Татьяна Михайловна несла служение регента около 10 лет. Иногда ее заменял Галабурдо Семен. С хором он разучил псалом: «О грешник к Иисусу приди». Совместно с Татьяной Михайловной некоторое время трудился брат из Белоруссии – Харлов Леонид Иванович. Он имел музыкальное образование и способность руководить хором. «Господа благослови душа моя», «Боже я тебе пою», «Он жизнь за нас отдал», - одни из псалмов, разученные Леонидом Ивановичем.

В 1967 году был куплен дом на улице Кривулес и богослужения начали проводить в новом помещении. В это время старшими братьями было предложено Забочене Алексею Васильевичу возглавить хор. В этот период помощь оказывали братья из Латвии. Одним из них был брат Арнас, который корректировал партитуры, помогал регренту в других музыкальных вопросах. Брат Эдгард, музыкант, посещал наши собрания и аккомпанировал хору.

Первыми музыкантами хора были Рабцевич (Горбачева) Лена и Онищук (Ковальчук) Люда. Много сил было отдано хоровому служению Алексеем Васильевичем. В это время зазвучали псалмы: «Умолкните острова», «Вот Жених идет», «Как вожделенны жилища Твои», «Светлое воскресенье» и другие. Солистами хора были: Скобей Анастасия Петровна, Забочене Надя, Архипова Тамара, Булах Эдуард, Лукашук Валентин и другие.

Кроме основного хора в 70х годах был образован молодежный хор. Первыми регентами были Булах Эдуард и Рабцевич Валя. После них регентом молодежного хора стал Ковальчук Василий. Служение регента нес также брат Лукашук Валентин.

Одним из первых, музыкантом – композитором Вильнюсской церкви был Гуторов Владимир – автор многих молодежных псалмов. Играл на баяне. Вначале 70х годов он организовал небольшой оркестр, который перерос впоследствии в эстрадный. Он же был первым его руководителем. С 1974 года руководил эстрадным оркестром Галабурдо Костя, затем им руководила Эмилия Купстене. Гуторов подготовил хорошую почву для всего дальнейшего музыкального служения, был инициатором создания духового оркестра.

1972 – год образования духового оркестра. Руководители оркестра – Лукашук Валентин и Галабурдо Костя. В основном оркестр участвовал в траурных служениях, а также принимал участие во многих торжественных собраниях, свадьбах. За 20ти летний период духовой оркестр побывал во многих городах и селах бывшего Советского Союза.

В 1980 году регентом основного хора был избран Василий Ковальчук, который нес это служение до 1989 года. В этот период хором начались исполняться более сложные произведения: «Славу воздадим» - Моцарта, «Аллилуйя» - Генделя и другие. Основным музыкантом хора была Лукашук Инна, помогали ей Купстене Эмилия и Шарикова Дина. Совместно с Эмилией Купстене, Ковальчук Вася организовал малый симфонический оркестр, который впервые выступил на богослужении 31 декабря 1983 года. Симфонический оркестр просуществовал до 1989 года. В это время молодежным хором руководил Римас Купстис, а в 1989 году его сменил Тамошевич Геннадий.

Немало потрудились в это время певцы – композиторы нашей церкви: Кружков Эдик, Гуторова Лариса, Мелех Юра и другие. Псалмы, сочиненные ими, исполняются и в наши дни, во многих церквях.

С 1989 года начал нести служение регента хора Куровский Александр. В этот период началась открытая евангелизация вне стен молитвенного дома. Это требовало особой подготовки и организации хора для пения в домах культуры, тюрьмах, на площадях города. Начались образовываться новые церкви в Литве, куда посылались хористы, для евангелизации и для обучения новых членов музыкальному песнопению. Много потрудились в этом хористы: Панько Валентина, Романчик Ирина. В этот период Куровским Александром были разучены псалмы: «Господа прославьте» - Ламбилотте, «Мир на земле» - Оуэнса, «Свят Господь Бог» - Баха и другие. Большую помощь по постановке голосов в хоре оказал учитель Пятрас Юкнявичюс. Этим повысился уровень звучания хора. На богослужениях чаще стало звучать сольное пение в исполнении Архипова Валима, Глабурдо Валерия, Ковальчука Василия, Красковской Ларисы, Купстиса Иозаса, Романчик Ирины. В музыкальном служении много трудится Куровская Люба, аккомпанирует хору, солистам. В настоящее время продолжает нести служение молодежный хор. Руководитель – Деймантас Навицкас, музыкальный помощник Зайковский Олег.

Не смотря на все перемены в церкви и вне ее, хор остается неотъемлемой частью христианского богослужения. Более 40 хористов Вильнюсского хора уехало за границу, много групп и оркестров прекратили свое служение, но, благодарение Богу, что хор есть и при благословении Божьем несет вверенное ему служение.

«Итак, братья мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен перед Господом» (1Кор.15:58), «Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его», «Да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! Буду славить Тебя вечно» (Пс.29:5,13).

 

История была зачитана на торжественном богослужении 9го марта 1997г.

В основном хоре изменений особенных не произошло. А в молодежном служении с мая 1997 года начала служение регента Оля Ковальчук. Вначале была не очень большая группа молодежи, в данное время в молодежном хоре насчитывается 58 человек. Участились поездки хора на различные служения:

Май 13, 14 2000 – Даугавпилс.

Май 28 2000 – Екабпилс, съезд церквей.

Май 26,27 2001 Екабпилс, съезд церквей.

Июнь 24 2001 Висаганас.

Август 14, 15 2001 евангелизация в Клайпеде.

Сентябрь 27 2001 конференция в Доме Молитвы.

Октябрь 13 2001 евангелизация в Пабярже.

Ноябрь 3,4 2001 молодежная конференция в Риге.

Декабрь 23 2001 посещение Висагинаса – 10летие церкви.

Воскресная школа.

Датой возникновения служения, впоследствии выросшем в воскресную школу можно считать весну 1972 года. В те времена открыто обучать детей в воскресной школе было невозможно, поскольку советское правительство запрещало любую агитацию детей в религиозном духе, тем более в духе евангельском – пятидесятническом. Однако одной из сестер церкви, Лидии Кухарчук Бог положил на сердце, чтобы она начала регулярные занятия с детьми верующих. Она попросила Ольгу Матвейченко (впоследствии Шкуль), о помощи и пред







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.