Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Из переписки с В. Ф. Генингом





Л.С. Клейн – В. Ф. Генингу (10 мая 1991):

[Письмо написано вскоре после моей поездки в Киев и выступления с докладом в Институте археологии.]

Дорогой Владимир Федорович,

Ваше появление на моем докладе и Ваше радушие обрадовали меня двояко: во-первых, Вы оправились от серьезной болезни, о которой я узнал лишь недавно, а во-вторых, Вы не стали переносить научные разногласия на личные отношения и, буду надеяться, не принимаете их близко к сердцу.

К такой открытости я всегда готов.

В СА еще появится мой достаточно резкий ответ на Ваши с Ю. Н. Захаруком статьи, но он был написан больше двух лет назад. Сейчас я вряд ли стал бы так отвечать.

В 80-е годы я был обижен и загнан в угол: только я вышел из лагеря, лишенный всех титулов и возможности работать (не брали даже сторожем), да еще и новое дело было начато – по обвинению в убийстве, а тут и Ваша книга подоспела, где черным по белому написано, что мои воззрения не согласуются с марксизмом. А что это значило в 1983 г. и в тех обстоятельствах, да еще в романовском Ленинграде? Я ведь и отвечать не мог – не печатали. Словом, я счел, что это крайне не элегантно. Но тут подсунулось дело Щетенки, пробившее мне дорогу в печать. Я ответил и Вам, и, естественно, ответил резко.

Не очень красивым я счел и Ваш намек на мою неудачу с оксфордской публикацией «Типологии» – я ведь был лишен возможности проверить корректуру: в тюрьме сидел. Отсюда и резкость моего ответа.

Однако, это всё эмоции. Есть и существо дела. Существо заключается в том, что я действительно считаю вас крупным эмпирическим исследователем, внесшим большой вклад в археологию, и отличным организатором науки. И я очень сожалею, что вы ударились в теорию, не имея для этого, на мой взгляд, данных – не обладая должной подготовкой и чутьем, пониманием проблематики. Вы свято поверили в исключительную истинность некоторых советских учебников философии, вся задача которых состояла в том, чтобы создать такой язык, на котором бы марксистская система догм звучала убедительно. Свою задачу Вы видели в том, чтобы подвести археологические понятия и операции под термины и предложения этого языка. Сколь Вы преуспели в этом, сейчас обсуждать бессмысленно. Во всяком случае, Вы воспринимали то, что создавали, как стройную и законченную систему теории, хоть из нее никаких новых предложений для практики не вытекало (не видеть же новизну в требовании раскладывать всё по формациям!).

Для меня же если теория неспособна обернуться методом, то это не теория, а теология. В Ваших штудиях я вижу не теорию археологии, даже не философию археологии, а просто философию или, лучше сказать, сугубо идеологизированную методологию науки, к археологии вряд ли вообще имеющую прямое отношение. Не наше это дело, Владимир Федорович.

А пишу это я всё вот зачем. В своей аннотированной библиографии я, разумеется, буду характеризовать ваши работы в соответствии со своим пониманием. Однако, я не бог, монополией на истину не обладаю. Поэтому я готов предоставить Вам (или Вашему сыну или другому археологу, которого Вы укажете) место для аннотации Ваших основных работ (думаю, страница-две на каждую для этого достаточны) и помещу в указателе оба варианта текста – ваш и свой, на выбор читателю. Сторонник каждой концепции найдет изложение, близкое ему по духу.

Если Вы захотите критически отозваться о моих монографиях, пожалуйста – я помещу и это с искренним удовольствием, потому что это сделает мой указатель более разносторонним и интересным. Я и без того собираюсь поместить критическое изложение моих работ, выполненное моими всегдашними оппонентами (вдобавок к моему собственному).

С искренним уважением

Л.Клейн

 

В. Ф. Генинг – Л. С. Клейну (23 мая 1991):

Уважаемый Лев Самойлович!

Получил ваше письмо. Внутренне чувствовал, что оно будет!

По поводу прошлых перепалок – я полагаю не стоит поднимать, хотя не знаю что ожидать от новой статьи!!

Могу только одно заметить, мне уже во время вашего выступления показалось, что Вы слишком увлечены самолюбованием в своих способностях, особенно теоретизирования. Откровенность за откровенность – бойтесь этой навязчивой мании! Оно пагубно в первую очередь для Вас же!

А что касается Ваших оценок моих работ – иного и быть не может, поскольку Вы стоите на позициях отрицания марксистской теории и здесь бессмысленно пререкаться! А вот насчет того, что теория должна обернуться методом – могу только заметить, что на базе нашей теории уже выполнен ряд работ и разработаны методы исследования. Она уже вышла в практику, хотя это не так просто и не так скоро делается, как нам хотелось бы! А вот что касается Ваших теоретико-методологических штудий – я что-то не встречал пока работ, которые бы базировались на этих теориях. На мой взгляд, это связано с тем, что они заформализованы, в них логические конструкты оторваны от практики археологических исследований. Да и где им взяться, этим связям, если Ваш личный опыт археологических исследований как полевых, так и обработки археологических источников (не буду уточнять с какой задачей) весьма ограничен.

Вы скользите по поверхности источника, не пытаясь (из-за непонимания!) раскрыть его сущность, скрытой в нем информации! И тут никакие формальные конструкции не помогут. Отсюда и Ваше заключение – археология – источниковедческая наука!

Ну, да ладно, мы уже в том возрасте, когда «переделываться» поздно, поэтому предлагаю не развивать эту тему!

Лучше посмотрим, что можно найти общего и интересного.

Ваша идея по поводу аннотированной библиографии мне не совсем ясна – Вы что, хотите внести в аннотации оценочно-критический элемент? Мы уже имеем некоторый опыт. Сделали это по формализованно-статистическим методам. Сейчас закончили аннотацию работ по теоретическим проблемам «археологической культуры». Аннотация, по моему мнению, ставит задачу предельно кратко изложить суть и содержание публикации, причем как можно более объективно.

Поясните концепцию Вашего издания, мы у себя обсудим и решим вопрос о сотрудничестве.

Кстати, у меня нет Ваших последних работ, поэтому, естественно, не могу ничего сказать о них. Если Вас заинтересуют наши последние издания, можно достать.

С искренним уважением В. Генинг

P.S. Извините, что пишу от руки – машинка в ремонте.

 

Л. С. Клейн – В. Ф. Генингу (9 июля 1991):

Дорогой Владимир Федорович,

прошу прощения за задержку с ответом: было очень много срочной работы.

Прежде всего по делу. Да, я планирую помещать, собственно, не аннотации, а маленькие рецензии. Разумеется, подписные. Чтобы читатель, если он доверяет рецензенту, знал, стоит ли добывать и читать саму работу. Если ему известен рецензент или понятна его позиция, то читатель сможет и судить, как относиться к его рекомендациям. Это, мне кажется, полезнее, чем сухие пересказы, почти ничего не добавляющие к названиям.

Что касается наших теорий и методов, то каковы теории, таковы и методы. Ведь методики, вытекающие из Ваших теорий, применяют только те, кто находится у Вас в подчинении (или находился). Ни в Москве, ни в Ленинграде, ни за рубежом их не применяют. И четко высказываются, почему.

Что касается моих теорий и понятий, введенных мною, то люди, от меня не зависящие, стремились строить по ним свои работы. Мои ученики, конечно, тоже. Некоторые их опыты я помещаю в «Типологии» (вот Вам поле для применения своих критических суждений – она скоро выйдет). По-настоящему же теория оборачивается методом не сразу, а поколение спустя (в «Типологии» я привел ряд примеров). Теория У. Тэйлора, выдвинутая в 1948 г., обернулась развернутой методикой только в «археологии поселений» к. 60-х – начала 70-х. Думаю, что сейчас начинает реализовываться то, что было предложено в «Источниках» конца 70-х.

Ваше замечание о моем полевом опыте справедливо: он и впрямь невелик. А сколько копал Косинна? Чайлд? Монтелиус? Все вместе они копали меньше меня. Вы всерьез думаете, что теоретики вырастают из старых опытных практиков?

И последнее: о самолюбовании и т. д. Руководитель психологического семинара, о котором я в Киеве упоминал, всё-таки провел обследование моих психологических характеристик. Его вывод: обследуемому свойственна недооценка своих данных. Странно. Я скорее бы согласился с Вами. Да ведь долго и муторно заставлял меня участвовать во всяких тестах.

Всего наилучшего!

Л. Клейн

 

Продолжение воспоминаний (2006):

Даже столь далекий от узкой фактографии археолог, как А. А. Формозов, историограф археологии, очень внимательный к истории идей, скептически относился к моему увлечению теорией.

А. А. Формозов – Л. С. Клейну (27 июня 1995):

… Я не упрекаю тебя в любви к теории. У каждого свои пристрастия. Я говорю, что период увлечения теорией у археологов СССР - мало что дал и что заниматься теорией в отрыве от материала бесплодно. Ты говоришь, а как же классифицировать материал без теории? Я мучаюсь, но не нахожу убеждающих коллег принципов, над классификацией орудий каменного века. Может быть моя классификация плоха; но советы теоретиков Захарука, Генинга, Аниковича мне не нужны, они не знают материал, с которым я имею дело. Это и вызвало разочарование в теории у многих увлекшихся ей на первых порах людей.

 

Продолжение воспоминаний (2006):

Мою статью о типе, книгу «Типы в культуре» и «Археологическую типологию» он не упоминает. А мне кажется, что если бы он заглянул повнимательнее в мои книги и ознакомился с приводимой там литературой, он бы мучился меньше с классификацией каменных орудий, хотя он их и знает несомненно лучше меня. Каждый из нас знает свое тело лучше любого врача, но когда приходит болезнь, мы всё-таки обращаемся к врачу.

Естественно, что, по-иному глядя на теоретическую археологию, он и мою книгу «Феномен советской археологии» встретил без воодушевления. Ее критический запал был ему по душе, но с его точки зрения критика была недостаточно остро направлена против марксизма и его проводников в археологии. Мне он направил большое письмо (на 12 страницах) с перечнем замеченных ошибок и возражениями. К сожалению, письмо не дошло. Получил я только письмо палеолитчицы Маши Александровой, когда-то работавшей на нашей кафедре в Ленинграде.

 

Из письма М. А. Александровой (14 марта 1994):

У нас в Ин-те появилась и мгновенно разошлась Ваша книга «Феномен сов. археол.». Едва я узнала, бросилась покупать – увы, не досталось. (А Вы говорите «пишу, как в пустоту»!) Хорошо купил Хизри – он прочитал, теперь читаю я (и все, кто ее расхватал). Читаю, признаться с большим удовольствием. При случае расскажу Вам о реакции прочитавших. Тем, кто ее «не застал», я ее усиленно рекламирую. Мне, не скрою, особенно приятно было обнаружить, что в ней мысли, весьма созвучные моим <...> теперь сошлюсь на Вас, обретая в Вас опору, а это необходимо, ибо многие мои коллеги, увы, не понимают, зачем нужна археол. теория, методология и т. д. <...>

И ещё относительно «невнимания» к вам со стороны коллег. Недавно на заседании Отдела теории и метод. был доклад (а точнее, 2 доклада – в 2 дня, кажется) Ю. Н. Захарука, едва ли не посвященный Вашей особе (хотя что-то там было о Генинге). К сожалению, я узнала об этом post factum и даже высказала претензии Гуляеву. Но тот обрушился на Захарука (который, кажется, Вас критиковал) – и это было весьма забавно [Забавность ситуации для Александровой в том, что Захарук был против Клейна, как и Гуляев, а выступил Гуляев с разгромом Захарука]. Кого я ни спрашивала, говорили, что доклады Захар. были слабые, но, во всяком случае, в интересе к вашей персоне ему (да и другим) не откажешь.

 

Продолжение воспоминаний (2006):

 

Руководители «Российской археологии» захотели получить разгромную рецензию на мою книгу. Недовольство Формозова можно было использовать, но Формозов критиковал меня совсем не с той стороны, с которой им хотелось, да и в целом со многим в моей книге соглашался. Пришлось поместить Формозова таким, каков он есть, но добавить редакционную статью от себя. Формозов был несколько смущен тем, что его статья появилась в одной обойме с негативной оценкой книги Гуляевым и Беляевым в «Российской Археологии» и писал мне об этом, отмежевываясь от них. Я приготовил ответ Формозову, который, конечно, «Российская Археология» печатать отказалась. Написал об этом самому Формозову.

Л. С. Клейн - А. А. Формозову (27 октября 1995):

 

Дорогой Саша,

 

спасибо за письмо от 19.Х. Ничего особенно нового для меня твои известия не содержат. Статью твою напечатанной я видел. Мне кажется, что заметка Гуляева-Беляева в том же номере написана была как ответ на мою книгу в компенсацию недостаточной твердости Формозова. Вся ради одной фразы о ”неудавшейся книжке Клейна”.

По моим впечатлениям, всё это здесь особого внимания и разговоров не вызвало. Я полагаю, что это не результат особой деликатности моего окружения, то есть дело не в том, что эти разговоры меня обходят. Люди здесь знают, что я к таким ситуациям не очень чувствителен, так что если бы была сколько-нибудь заметная реакция, от меня бы ее не скрывали, да и обеспокоенные друзья сообщили бы. Дело здесь и не в невнимании к твоему мнению. Просто РА перестали воспринимать как ЦО. Раньше это было что-то спускающееся сверху, с небес, а теперь нет верха. Кружок людей вокруг РА не заметил этих изменений, отсюда и болезненность реакций Захарука. Напечатали, не напечатали...

Будет ли меня печатать Гуляев или нет, мне безразлично. Сейчас возможностей куда больше, чем раньше, а вес РА куда меньше. Статью о марксизме взамен своей рецензии на МакГуайра я действительно отказался делать. Всё сказано в других моих работах, да и в той же рецензии, от которой они отказались. А стараться – переписывать, да еще чтобы Гуляев потом судил-рядил, стоит ли меня печатать, всё ли я сделал, как ему надо, – не много ли чести?

Захарука жалко. В отличие от Генинга в его статьях были какие-то живые мысли. Образованности ему не хватало, наивно у него всё, косноязычно, но хоть читать можно. А теоретизирование Генинга – сплошная макулатура.

 

Воспоминания (2006), продолжение:

Еще в 1973 г. серия «Илек» из английского университетского издательства Лестер Пресс обратилась ко мне с предложением написать книгу «Теоретическая археология», составленную из моих статей. Это был бы своего рода ответ на сборники Бинфорда 1968 и 1972 годов. К этому времени на английском вышло только несколько моих статей, в основном полемика с западными археологами, в том числе мой доклад на Шеффилдском симпозиуме «Марксизм, системный подход и археология». Но мои английские коллеги понимали, что на русском у меня накопилось уже значительно больше статей по теоретическим проблемам. Завязалась оживленная переписка с издательством и археологическим редактором серии, которым был известный археолог Винсент Мего (Vincent Megaw). Обсуждался возможный состав книги, ее характер. Издательство высказало пожелания, чтобы книга была не сугубо научной, но и не популярной, а ближе всего к учебнику. Переписка затянулась на несколько лет. К 1976 г. выяснилось основное препятствие: поскольку это не статья, а книга, то требовалось не просто прохождение через цензуру, а заключение договора через Всесоюзное Агентство по Авторским Правам – ВААП. В ленинградском филиале этого агентства меня охотно слушали, обещали похлопотать через Москву и прочие инстанции (их не называли), но ничего не делали. То ли от меня ждали взятки, то ли имели инструкцию от КГБ «не пущать», то ли сказался мой статус - ожидать от агентства каких-то действий ради книги ассистента было вообще смешно, там не шевелили ни пальцем. Англичане устали ждать и прекратили переписку по этому вопросу. Винсент Мего лишь выразил свое восхищение моей «Панорамой» в 1977 г.

Идея книги, однако, запала в мою голову. Реализация стала в принципе возможной в 90-е годы. В 1990 г. обсуждалась такая возможность с немцами, но из этого ничего не вышло. В бытность мою в Кембридже в 1993 г. я говорил об этом с ведающей отделом археологии в издательстве Кембриджского университета Джессикой Капер (Купер). Однако она ответила, что обстановка в издательстве для таких книг сложилась неблагоприятная. Между тем, я стал подбирать свои статьи, группировать их по темам некой общей схемы, даже выявлять пустующие места и старался разработать соответствующие вопросы. Это стало отражаться в моих лекционных курсах, с которыми я ездил по европейским странам. Если в начале 90-х в Западном Берлине, Англии и скандинавских странах я читал лишь отдельные лекции и доклады по теоретическим проблемам, то в 1994 г. в Венском университете я уже читал целый курс лекций «Теоретическая археология» (на немецком), а в 1998 г. повторил его в Дании в Копенгагенском университете и в Финляндии – в Турку, в 1999 г. – в Словении в Любляне (все три - на английском).

Результатом и было появление моих книг «Метаархеология» (Klejn 2001) на английском и «Введение в теоретическую археологию» (Клейн 2004) на русском.

 

Из предисловия к книге «Введение в теоретическую археологию» (2004):

Эта книга возникла из моего курса лекций, который я читал на английском языке в Копенгагенском университете в 1993 и 1998 гг., в университете Турку в 1998 г. и в Люблянском университете в 1999 г. Я читал этот курс в его первоначальном варианте на русском языке в Ленинградском (ныне Санкт-Петербургском) Университете в 70-х гг., потом (ближе к его нынешнему виду) на немецком в Венском уни­верситете в 1994 г. Некоторые лекции из этого курса были читаны так­же в Германии (Свободный университет Западного Берлина), Анг­лии, Норвегии и Швеции во время моего пребывания там в качестве приглашенного профессора в начале 90-х.

Разумеется, курс разрастался и претерпевал изменения. Смены языка способствовали осознанию различий в основах терминоло­гии, за которыми стоят различия понятийных систем. Много стиму­лирующих идей родилось в ходе дискуссий со студентами, и я дол­жен признать, что мои венские и копенгагенские студенты были са­мыми активными. Я благодарен также моим финским студентам за их добрую волю и терпение. По окончании курса они выполняли пись­менные работы, инспирированные моими лекциями, и посылали их мне в Петербург; некоторые из этих работ оказались очень интерес­ными.

В Копенгагене мой друг профессор Клаус Рандсборг присутство­вал на всех моих лекциях, которые он имел время посещать, живо обсуждал со мной на лекциях и по их окончании поднятые в них проблемы, что было для меня весьма ценно, и любезно предложил опубликовать весь курс в виде учебника как специальный выпуск журнала «Acta archaeologica», выходящего под его редакцией. Коль скоро курс был подготовлен для печати на английском и обрел при­годный к публикации вид, это побудило меня предпринять и русское издание.

Кроме того, я готовил вместе с несколькими молодыми архео­логами библиографический справочник по российской теоретичес­кой археологии. В числе моих задач в этом предприятии было со­ставление вводных статей к каждому разделу. Справочник еще не завершен, а тексты вводных статей я также использовал здесь.

Воспоминания (2006), продолжение:

Лекции в Копенгагене протекали особенно живо. Зав. кафедрой и редактор «Акта Археологика» Рандсборг, огромный и массивный, с черной округлой бородкой, увлеченно спорил, но как-то сказал: «Ваш курс оказался совсем не таким, какого я ожидал и боялся. Обычно теоретические курсы очень смахивают на интеллигентную болтовню обо всем и ни о чем. А у вас всё очень солидно разработано, серьёзно продумано, это не легковесные идеи. За каждым положением стоит аргументация, и видишь, какое это имеет значение для практики. Это нужно печатать. Я готов предоставить весь номер журнала».

Один из его студентов Сёрен Синдбэк проявил особенный интерес к теории. Ему очень нравились мои схемы, и относительно одной (кругового изображения понятия «теория» в парных оппозициях) он спрашивал: неужели Вы это сами придумали? Когда решено было издавать книгу на английском языке, встал вопрос о редактировании. Общее редактирование взял на себя Рандсборг, но как быть с погрешностями языка? Ведь я – не носитель английского, для англичанина в моем языке могут быть неловкости, несообразности. Когда я преподавал в Вене на немецком и студентов решили снабдить записями моих лекций, а перед этим исправить и очистить мой язык, мои венские студенты запротестовали против этого намерения кафедры. Не то, чтобы мой немецкий был так уж хорош, но они сказали: мы хотим слышать живую речь нашего лектора, со всеми погрешностями, потому что это очень мило и так мы лучше запоминаем. Но читателю нельзя давать такую «милую» речь!

Отвечать за мой английский взялся другой мой копенгагенский студент, Ян Симпсон, англичанин, учившийся в Копенгагене, потому что там дешевле. Сёрен и Ян сидели со мной над рукописью в Копенгагене, потом списывались по электронной почте, а потом приехали ко мне в Петербург, и пару недель мы сидели над текстами у моего компьютера. Если в моем английском и есть своеобразие, то это, должно быть, специфика речи современных студентов.

«Метаархеология» – это наиболее значительный из моих теоретических трудов, обобщающий. «Введение в теоретическую археологию» является его русским расширенным изданием. Я рассматриваю то и другое как первый том, а должны быть еще два: Эндоархеология и Параархеология. Я ввел эти два термина в параллель к метаархеологии. Если метаархеология предметом исследования имеет саму науку археологию, то эндоархеология – археологический материал, а параархеология – те проблемы смежных наук, которые очень важны для археологии (понятия этнос, исторический процесс и т. п.). Эти тома мне уже не успеть написать, их придется осваивать другим. У меня, правда, есть заготовки и для этих томов: для эндоархеологии – моя «Археологическая типология», статьи об археологических критериях распознавания миграции и подготавливаемая книга о периодизации и хронологии, для параархеологии – размышления об этносе.

В мире очень немного введений в теоретическую археологию. Есть «Теоретическая археология» Ж.-К. Гардена, сводящая теорию археологии к формальной логике, но не дающая критериев продуктивности. Есть «Археологическая теория» Мэтью Джонсона, избегающая четких дефиниций. Есть «Археологическая теория и научная практика» Эндрю Джонса. Мое введение от всех них отличается. Моя цель – не провести и доказать то или иное модное или традиционное поветрие – марксизм, процессуализм, постпроцессуализм, процессуализм-плюс, а, исходя из основных функций теории в археологии, разработать инструментарий для реализации этих функций: принципы, правила, понятия, терминологию, вариабельность, рубежи, критерии.

Ныне в мире наблюдается спад интереса к теории. На мой взгляд, в этом повинны постмодернисты, которые увели теорию в заоблачные выси релятивистских рассуждений и лишили ее надежды на объективное исследование. Чтобы вернуть вкус к теории у молодежи, я построил свое введение как учебник и снабдил каждую главу не только литературой, но и вопросами для продумывания. Именно для продумывания, а не для повторения. Эти вопросы должны звать к дальнейшему размышлению, к творческим сомнениям, к возражениям и к новым идеям.

Вот образцы этих вопросов:

- Согласны ли Вы с мнением, что все теории в археологии современны – старые и новые? Почему согласны или почему не согласны?

- В скрытом споре девизов Бинфорда («археология как антропология») и Триггера («археология как история») какие аргументы «за» и «против» могла бы предъявить каждая сторона?

- Можете ли Вы привести дополнительные аргументы за то или против того, чтобы распространить компетенцию археологии на современные вещественные источники?

- Возможна ли аксиоматизация археологии или это утопия?

- Если есть отрыв теории от практики в археологии, то в чем его причина и как его преодолеть?

- Чем теория отличается от обобщения фактов?

- Какие характеристики естественнонаучных теорий переносимы на археологию, какие – нет?

- В теоретической работе банальность – явный порок. Каковы пути преодоления банальности?

Приведу еще несколько отрывков из этой книги.

 

Из книги «Введение в теоретическую археологию» (2004):

Когда несколько лет назад мой коллега Кнут Хельског приехал из Норвегии копать поселения в Северной России и мы пили чай у меня на кухне, я спросил, что привлекает его именно в этих памятниках. Он ответил: «Ну, прежде всего, я люблю сами раскопки всё новых памятников, люблю жить в палатках и целый месяц есть одну гречу (слово "греча" он произнес по-русски). Затем, - продолжал он, - я ищу аналогии моим местонахождениям в Норвегии». Разговор шел по-английски, но мы явно говорили на разных языках. Памятники привлекают меня главным образом как ключ к каким-то проблемам.

………………..

Меня в археологии занимают ее тайны, но особенно привлекает именно теория. Считается, что теория должна обслуживать практику и что именно проблемы, возникающие в практических исследованиях, дают стимул к теоретическим размышлениям. И я тоже отдал дань этой трактовке, когда расписывал в предисловии к своей «Археологической типологии» (1991: 10 – 13), какие именно практические проблемы побудили меня обратиться к археологической теории. Но там же я отметил, что многих ведь те же трудности не приводят к теории. Видимо, демон-искуситель теории сидел во мне всегда.

………………..

Да, практика образует фундамент для теории, но радикально прирастает наше знание именно теорией. Научные революции происходят в ней. Нет науки без теории. В археологии эту истину игнорировали дольше, чем в других науках, не вполне освоили и сейчас.

Нужны ли такие специалисты? Оправдано ли выделение такой специализации в археологии? Я знаю по собственному опыту, что для работы с теорией надо изучить много не-археологических тем, которые вовсе не нужны археологу-практику, да и в самой археологии такого оказывается много, и надо всё это знать. Конечно, можно соединять это с практическими исследованиями, в какой-то мере это даже необходимо (иначе твоя теория рискует оказаться беспочвенной и беспредметной), но мало кто способен преуспеть в обеих отраслях.

…………………..

…с середины 70-х сформировалась теоретическая археология как особая отрасль науки – ежегодно стали публиковаться теоретические сборники, возникли специально-теоретические журналы по археологии, статьи потекли сплошным потоком.

…………………..

Одна из первых дефиниций теоретической археологии была дана в моей «Панораме теоретической археологии» (Klejn 1977…).


Возвращение в Университет

Интервью кембриджскому журналу «Аркеолоджикал Дайалогз» (В. Иммонен) 2003:

ЛК. <...> Когда в новой России была разрешена культурная антропология (в советское время запрещенная, как и ряд других наук: социология, сексология, кибернетика, генетика), стал чувствоваться недостаток опытных кадров для чтения этой новой дисциплины. Поскольку я участвовал в работе «Каррент Антрополоджи» и был начитан в этой дисциплине и поскольку теоретическая археология и фольклористика близки культурной антропологии, меня пригласили читать курс по этой дисциплине в С.-Петербургском Университете и в Европейском Университете в Петербурге. Потом я был приглашен в ряд иностранных университетов (Любляну, Кишинев, Сиэтл), чтобы представить российский взгляд на проблемы.

 

Воспоминания (2006):

Несмотря на все успехи, я всё еще официально оставался «никем» в науке – у меня не было ни степени, ни звания, ни должности. Надеяться на восстановление через юридические и официально-административные инстанции было безнадежно: во-первых, там была огромнейшая очередь освобожденных (и, главное, еще не освобожденных), жаждущих реабилитации – до меня очередь могла дойти только через много лет, а во-вторых, все прежние работники юридической системы и системы высшего образования остались на своих местах или получили повышение (а где же и взять новых?), так что признавать нарушившими законы они должны были бы сами себя. Опыт показал, что надежды на это нет никакой. Только Константин Азадовский добился разоблачения фальсификации – и то потому, что сумел заручиться участием бывшего генерала милиции.

Но теперь я уже имел в своем списке несколько солидных книг, а в научной среде – массовую поддержку. Я решил защитить диссертацию заново, но добиваться кандидатской степени было не по возрасту и рангу, не попытаться ли сразу докторскую? Это было крайне трудно провести, но в принципе возможно. Защищать решил в ИИМКе, в Академии наук. Для защиты я выбрал свою монографию «Археологическая типология», пришлось еще написать одноименный автореферат. Моими оппонентами были мой бывший студент Геннадий Григорьев, мой ученик Марк Щукин и приехавшая из Москвы Вера Борисовна Ковалевская, мой друг. Все трое – доктора наук, как и положено на докторской защите. Несмотря на отсутствие кандидатской степени (она же была отменена), ученый совет ИИМКа принял диссертацию к защите без колебаний, и в ноябре 1993 г. единогласно вынес решение о присвоении докторской степени, а та же ВАК, которая только что отказывалась возвратить мне кандидатскую степень, 18 марта 1994 г. беспрекословно утвердила мою докторскую.

После того, как я «проехался» с лекционными курсами и докладами по всем основным университетам Европы, в отечестве меня стали воспринимать как вроде бы иностранного профессора, а на иностранцев у нас особый спрос. Стал я нужен и в родном Университете. Но не на кафедре археологии и вообще не на историческом факультете. На историческом факультете падение советской власти восприняли как катастрофу, а полученную от демократической власти автономию университетов использовали для превращения исторического факультета в цитадель коммунистической идеологии и ультрапатриотизма. Я там был неуместен. Поскольку и зав. кафедрой А. Д. Столяр не жаждал меня видеть на кафедре, на факультет мне была дорога закрыта.

Но свежим ветром повеяло с философского факультета. Там деканом стал сравнительно молодой специалист по методологии науки Юрий Никифорович Солонин, сверстник и приятель Глеба Лебедева. Высокий, тощий, белобрысый, он быстро и деликатно очистил факультет от старых догматиков и сумел приблизить преподавание к жизненной практике. Он издавна интересовался моими работами по методологии науки и считал, что мое присутствие украсит факультет. Поскольку и ректор Вербицкая относилась ко мне с уважением, а заведующий кафедрой философской антропологии Борис Васильевич Марков был культурным человеком, и у нас были общие приятели, мое зачисление на кафедру прошло без сучка, без задоринки. Так, 15 августа 1994 г., через 12 лет после моего увольнения из Университета, я стал профессором философской антропологии того же Университета, только теперь уже не Ленинградского, а Санкт-Петербургского. А в октябре был избран по конкурсу на эту должность. Еще через два года, в апреле 1996 г., ВАК присвоила мне и звание профессора.

С самого начала мы договорились, что я буду заниматься на кафедре не философской антропологией, поскольку это не моя специальность и у кафедры хватает философских кадров для нее, а культурной антропологией. Расстояние от археологии до культурной антропологии невелико, а в моем случае и преодолено задолго до прихода на кафедру: сначала активным участием в работе «Каррент Антрополоджи», а затем разработкой двух антропологических тем – изучением уголовного мира и мира сексуальных меньшинств (то и другое - антропология девиантного поведения). Но превратить свои знания в систематические курсы было не просто. Потребовалась значительная, очень интенсивная работа. За короткое время я подготовил два лекционных курса: «Введение в культурную антропологию», с достаточным количеством новаций, чтобы сделать этот курс интересным, и «Историю антропологических учений» – этой темой я я практически занимался и работая над историей археологии.

Мне было интересно читать эти курсы, но, признаться, студенческая аудитория меня не вполне устраивала, и порою мне было легче читать вечерникам, не очень искушенным в философствовании, чем дневным студентам, вполне философского склада. У меня зарождалось впечатление, что в философы идут те не очень деловые и не очень работящие юноши, которые не имеют тяги к открытиям и разгадке тайн природы и общества, а склонны к интеллигентной болтовне и пустой игре терминами, к жонглированию нарочито усложненными словесными конструкциями. Они соревновались в искусстве такого умствования – кто загнет заковыристее и туманнее. Чем туманнее, тем больше возможностей видеть в речениях глубинный смысл (для всякого на свой лад). Девушек же, поступивших на факультет, влечет общество таких юношей и реноме интеллектуальной дивы. Упражняться в этих занятиях я не любил и не хотел. Мне было тягостно разговаривать с коллегами на этом языке, потому что для меня философские течения имеют очень конкретный смысл, преобразуясь в научную практику тех наук, которыми я занимаюсь. В общем, я был, конечно, чужим человеком на факультете.

Из письма В. Коршункову (16 апреля 1995):

Володя,

давно не писал тебе: очень завален работой. Философский мне остается чуждым: темы кажутся пустыми, дискуссии – болтовней, студенты – снобами и лодырями. Но истфаку я тоже понадобился. В прошлом году Фроянов передавал через Фролова: ”Пусть придет и попросит”. Я просил Фролова очень точно передать мой ответ: ”Не приду и не попрошу”. Недавно Фроянов неожиданно заявил Столяру: никаких почасовых! Если нужен Клейн, зачисляйте его в штат. Теперь я буду полставки отчитывать на философском, полставки на истфаке. Уйти с философского неудобно: они взяли меня первыми. Кроме того, с будущего года начинаю читать и в Европейском университете. А лекции-то наполовину новые, наполовину обновлять нужно. Прошло ведь пятнадцать лет.

Руковожу двумя командами. Одна делает библиографию теоретической археологии, другая работает над археологическими словарями – русско-английским и русско-немецким. Три книги готовлю для Австрии: ”Типологию” (уже переведена), введение в теоретическую археологию и издание Садового кургана. Шаров всё еще возится с изданием ”Источников” (денежные затруднения). ”Анатомия Илиады” в компьютере, но кто будет финансировать издание, неясно. Возможно, фонд Спасения (Марголис-младший). Раев обещал издать в Краснодаре ”Принципы археологии”, но раевскими обещаниями вымощена та самая дорога. Володя Кулик переводит ”Феномен” на немецкий, одна старушка – на английский. Перевод на английский оплачивают англичане, на немецкий обещает добыть деньги Лебедев.

Жизненный уровень мой поднялся значительно: пенсия + зарплата + иностранные заработки, но, странное дело, к концу месяца денег нет. Правда, питаемся неплохо, квартиру обставили получше, отремонтировали. Купил стиральную машину-автомат, плоскую, как стеллаж. Также кухонный комбайн и музыкальный центр. Сибирским котом обзавелся, очень красивым. Обновил компьютер. Теперь у меня 486 с 500 МБ и оперативной памятью 8. Купил сканер, но придется продать: практически не использую.

Следующая поездка в будущем году в Вену на два месяца вместе с секретарем Володей. Петя Шувалов пробыл в Германии полгода, недавно приезжал, бойко говорит по-немецки с хорошим акцентом. Многие из молодежи живут по году – полгода в Штатах или Англии. Даже Эд съездил пару раз. Один ты прозябаешь в Вятке…

Лето я собираюсь быть в городе. Буду делать книги. Не стоит ли тебе взять командировку в Питер?

Всех благ!

Воспоминания (2006), продолжение:

В конце своего правления А. Д. Столяр решил привлечь и меня к чтению лекций на кафедре археологии. Методические курсы так ведь никто и не освоил за 13 лет моего отсутствия. Договорились, что я буду читать курсы методов кабинетных исследований, возможно также полевых и историю мировой археологии, а также спецкурсы, прежд<







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.