Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Участникам археологического семинара Л. С. Клейна





(годы чеканки 1964 - 1995)

 

1. Археология - это не история, вооружен­ная лопатой, а детектив, в котором следователь опоздал к месту происшествия на тысячу лет. Историю напишут потом судьи. Вот и смекай, чем заняться.

2. Не уподобляйся тому историку, для кото­рого вся работа укладывается в два шага: сбор материала и написание текста. Тебе между эти­ми двумя придется делать третий, основной - исследование.

3. Где есть закон, там нет проблемы. Во вся­кой раскладке фактов ищи не закон, а противо­речие закону. За ним скрывается проблема, за проблемой - открытие.

4. Ставь вопрос как вопрос. Назывными предложениями определяется тема, а не про­блема. Проблема поставлена лишь тогда, ког­да сформулирована именно в виде вопроса. Подлинный вопрос начинается словами «кто», «что», «где», «когда», «откуда», «куда», «как», «почему». При этом избегай слова «каковы» – это лишь обходной путь для ввода назывного предложения.

5. Ученый мир - не дружные ребята из детс­кой песенки. Всякое открытие - это для кого-то закрытие. И этот кто-то - чаще всего маститый и власть имущий. Поэтому, сделав открытие, не надейся на всеобщий восторг. Будь готов к упор­ному сопротивлению, внезапным нападкам и затяжной изнурительной войне. Ученому нужен талант, во-вторых, и мужество - во-первых.

6. Наука - это трижды борьба: с материа­лом, с противниками и с самим собой. После­дняя - труднее всех.

7. Всякий ученый имеет право на ошибку, если он ошибается правильно.

8. Если эксперимент не удался один раз, виноват эксперимент, два раза - эксперимента­тор, три - теория.

9. Пробуй факты не на язык, а на зуб: не ищи вкусные, ищи подлинные. Ведь то, что нужно распознать, - не изюм, а золото.

10. Доказывай искусно и яростно, но помни, что поверят не твоему искусству и не твоей яро­сти, а твоим фактам.

11. Берегись допущений. Вероятность - это лестница со скользящими ступенями, эс­калатор. Не заметишь, как очутился на дру­гом этаже. Очевидно - значит: вероятно, ве­роятно - значит: возможно, возможно - зна­чит: может быть, а может не быть. А раз то ли было, то ли не было, то исходи из того, что скорее не было, чем было.

12. Забудь слово «например». Примерами можно доказать всё, что угодно. На всякий при­мер есть контрпример. Пример допустим лишь тогда, когда не подменяет, а представляет (реп­резентирует) обобщение.

13. Классификация - как рояль: не пытайся взять аккорд одним пальцем. Нужен достаточ­ный набор понятий и терминов.

14. Взвешивай «за» и «против» на одних весах.

15. Если сложная истина не состоит из про­стых истин, то она не истина.

16. Позиция в науке – это не кресло, а редут. Она - позиция, пока ее атакуют и защищают. Потом это уже не позиция, а поза. Не путай по­зицию с позой.

17. Не гонись за научной модой. В науке не всякое слово, сказанное последним, есть пос­леднее слово в науке. Современность опреде­ляется не временем создания, а производитель­ностью методов, полнотой материалов и ярко­стью идей.

18. Не надейся на случай и удачу. Закон всемирного тяготения родился всё-таки в го­лове Ньютона, а не в яблоке, которое с ней столкнулось.

19. Ничего не полагай очевидным. Собери как можно больше доказательств, тогда люди, быть может, и поймут, что твоя идея не нужда­лась в доказательствах.

20. Будь краток. Но перед тем - каждый твой термин должен быть определен, каждое поня­тие мотивировано, каждое суждение обоснова­но, каждое заключение ограничено, каждый факт учтен, проверен и измерен.

21. Когда доказываешь, важно - что, еще важнее - чем, но самое важное - как.

22. Коронное доказательство - то, которое автор припрятал и позволил найти самому чи­тателю.

23. «Золотая середина» между двумя край­ностями - это всего лишь третья крайность. Ее нужно доказывать особо.

24. Не спорь до хрипоты. Противника не пе­респоришь, будь ты трижды прав. Задача вся­кого научного спора - не переубедить оппонен­та, а проверить себя, поверить в себя и приоб­рести сторонников.

25. Если золотой звенит о медяк, звон всё-таки золотой. Неравенство - не препятствие плодотворному общению.

 


II.

СТИГ ВЕЛИНДЕР

Четыре заповеди для конференций по теории.

Stig Welinder. Four commandments for conferences on theory. - Archaeology & Environment,

Umea (1987) 1991, 11: 69.

1. Не критикуй ближнего своего, не по­стигнув его. Ибо у него были резоны для его мнения, по крайней мере, с его точки зрения.

2. Не теоретизируй без лопаты в земле. Ибо на тебе лежит обязанность показать, как твои теории работают на практике.

3. Не говори ближнему своему, что некто выполнил его труд прежде него. Ибо не стоит хвастать своим знанием литературы.

4. Не используй кавычек. Ибо если ты не можешь своими словами изъяснить своему ближнему то, что хочешь донести до него, ты найдешь, что глаголешь впустую.

 

Критические комментарии Л. С. Клейна к заповедям С. Велиндера

 

Заповеди Велиндера изящно пародируют библейские, но, в отличие от тех, вызывают не­медленные возражения. Они никак не произво­дят впечатления непререкаемых истин и, по меньшей мере, неприменимы без существенных оговорок.

1. Ближнего ли, дальнего ли, а критиковать придется, тем более, что не всегда вообще его можно понять, а уж это явно достойно критики. Сами его резоны подвластны критике. Критика источников — необходимый этап археологичес­кой процедуры, а она подразумевает критику ав­торов. Конференция подразумевает дискуссию, а какая же дискуссия без критики?

2. Археологическую теорию, по крайней мере теорию источников, действительно не­возможно строить адекватно реальности, если не иметь землю на лопате. Но мотиви­ровка этой заповеди представляется ложной. Теоретическая работа требует иной подготов­ки и иных талантов, чем работа практика, так что не стоит требовать от одного и того же человека преуспеть в обеих отраслях. Обыч­но этого и не происходит.

3. Указывать на игнорирование предше­ственников не только можно, но и необходимо. Во-первых, чтобы восстановить справедливость по отношению к предшественнику, во-вторых, чтобы укорить того, кто проявил непроститель­ное незнание литературы: берешься выступать с новацией, так уж будь так добр, изучи свой специальный предмет досконально. Хвастун не тот, кто укоряет, а тот, кто выступает с открыти­ем того, что давно известно.

4. Без кавычек не обойтись, и вернее проти­воположная максима: «Не избегай кавычек». Во-первых, нередко мысль кем-то сформулирова­на ярко, кратко и четко - зачем пересказывать ее более длинно и вяло? Во-вторых, сохране­ние индивидуального колорита оживляет текст. В-третьих, точное приведение цитаты необхо­димо для документации - она есть факт, опро­вергать ли его в дальнейшем или подтверждать. Наконец, в отличие от пересказа, цитата требу­ет точной и немедленной ссылки и может быть легко проверена. Дело вкуса, однако, не зло­употреблять цитированием.

А в остальном, прекрасная маркиза...


III.

АФОРИЗМЫ О НАУКЕ

 

1. Наука противоположна искусству. Искус­ство ищет необыкновенное в обыкновенном, наука - обыкновенное в необыкновенном. В науке прекрасно то, что доказано; в искусст­ве доказано то, что прекрасно. В искусстве смел тот, кто не боится ошибаться, в науке - кто не боится исправлять ошибки. Нечто сред­нее невозможно. Но между ними - гуманитар­ное знание.

2. Знания - как вино: первая чара привлека­ет, вторая - вдохновляет, третья - повергает в уныние.

3. Из ста студентов, вступающих в науку, 99 заурядных и один талант. Из ста дилетантов, вторгающихся в науку, 100 сумасшедших и один гений.

4. В цеховую науку ведет много путей: если тебя не устраивает прямой, аспирантура, есть еще запасной – соискательство, а уж если и он не подходит, остается избрать третий, обходной – исследования.

5. Чтобы стать кандидатом наук, надо за­щитить одну диссертацию, доктором – две. Но как стать ученым? Если бы защитой трех дис­сертаций!

6. Кто вошел в науку с черного хода, скатит­ся вниз по парадной лестнице.

7. Когда осла долго дрессируют, получается ученый осел. Когда ученого долго дрессируют, итог тот же. Мораль: одних дрессировка делает учеными, других ослами.

8. Щедрость ученого не измеряется роздан­ными знаниями: это не его собственность. Ни деньгами: это не наука. Подсчитайте, сколько он роздал разрешений на публикацию.

9. Раздавая материалы и идеи, талантливый ученый становится главой школы. Если же без­дарный ученый раздаст материалы (своих идей у него отродясь не бывало), он останется ни­щим. Поэтому первый признак бездарного: он не одаряет.

10. Бездарному ученому все вынуждены да­рить: студенты – время, коллеги – мысли, госу­дарство – деньги. Как будто все виноваты, что его бог не одарил.

11. Сидячие места есть не только в трамва­ях или автобусах - их много и в науке. Здесь их занимают не самые проворные, как в обще­ственном транспорте, а и вправду убогие. Не те, кому далеко ехать, а кому долго дремать.

12. Гипотеза – прекрасная девица, теория – зрелая женщина. Увы, первую во вторую лишь иногда превращает законный брак с аргумен­том, чаще – сожительство с авторитетом и не­редко – насилие.

13. Правоверность ученого – всё равно, что девичья честь: сначала вызывает гордость, по­том сожаление и, наконец, смех.

14. Когда об ученом говорят, что он находит­ся в полном расцвете творческих сил, это зна­чит, что ему пора на пенсию: в пору его действи­тельного расцвета его называли подающим на­дежды, а когда он подавал надежды, возмуща­лись его нахальством.

15. О подлинном значении ученого мы уз­наём из некролога, публикуемого - вследствие обычной медлительности издательств - по­смертно.

 


IV.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.