|
Участникам археологического семинара Л. С. Клейна⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 (годы чеканки 1964 - 1995)
1. Археология - это не история, вооруженная лопатой, а детектив, в котором следователь опоздал к месту происшествия на тысячу лет. Историю напишут потом судьи. Вот и смекай, чем заняться. 2. Не уподобляйся тому историку, для которого вся работа укладывается в два шага: сбор материала и написание текста. Тебе между этими двумя придется делать третий, основной - исследование. 3. Где есть закон, там нет проблемы. Во всякой раскладке фактов ищи не закон, а противоречие закону. За ним скрывается проблема, за проблемой - открытие. 4. Ставь вопрос как вопрос. Назывными предложениями определяется тема, а не проблема. Проблема поставлена лишь тогда, когда сформулирована именно в виде вопроса. Подлинный вопрос начинается словами «кто», «что», «где», «когда», «откуда», «куда», «как», «почему». При этом избегай слова «каковы» – это лишь обходной путь для ввода назывного предложения. 5. Ученый мир - не дружные ребята из детской песенки. Всякое открытие - это для кого-то закрытие. И этот кто-то - чаще всего маститый и власть имущий. Поэтому, сделав открытие, не надейся на всеобщий восторг. Будь готов к упорному сопротивлению, внезапным нападкам и затяжной изнурительной войне. Ученому нужен талант, во-вторых, и мужество - во-первых. 6. Наука - это трижды борьба: с материалом, с противниками и с самим собой. Последняя - труднее всех. 7. Всякий ученый имеет право на ошибку, если он ошибается правильно. 8. Если эксперимент не удался один раз, виноват эксперимент, два раза - экспериментатор, три - теория. 9. Пробуй факты не на язык, а на зуб: не ищи вкусные, ищи подлинные. Ведь то, что нужно распознать, - не изюм, а золото. 10. Доказывай искусно и яростно, но помни, что поверят не твоему искусству и не твоей ярости, а твоим фактам. 11. Берегись допущений. Вероятность - это лестница со скользящими ступенями, эскалатор. Не заметишь, как очутился на другом этаже. Очевидно - значит: вероятно, вероятно - значит: возможно, возможно - значит: может быть, а может не быть. А раз то ли было, то ли не было, то исходи из того, что скорее не было, чем было. 12. Забудь слово «например». Примерами можно доказать всё, что угодно. На всякий пример есть контрпример. Пример допустим лишь тогда, когда не подменяет, а представляет (репрезентирует) обобщение. 13. Классификация - как рояль: не пытайся взять аккорд одним пальцем. Нужен достаточный набор понятий и терминов. 14. Взвешивай «за» и «против» на одних весах. 15. Если сложная истина не состоит из простых истин, то она не истина. 16. Позиция в науке – это не кресло, а редут. Она - позиция, пока ее атакуют и защищают. Потом это уже не позиция, а поза. Не путай позицию с позой. 17. Не гонись за научной модой. В науке не всякое слово, сказанное последним, есть последнее слово в науке. Современность определяется не временем создания, а производительностью методов, полнотой материалов и яркостью идей. 18. Не надейся на случай и удачу. Закон всемирного тяготения родился всё-таки в голове Ньютона, а не в яблоке, которое с ней столкнулось. 19. Ничего не полагай очевидным. Собери как можно больше доказательств, тогда люди, быть может, и поймут, что твоя идея не нуждалась в доказательствах. 20. Будь краток. Но перед тем - каждый твой термин должен быть определен, каждое понятие мотивировано, каждое суждение обосновано, каждое заключение ограничено, каждый факт учтен, проверен и измерен. 21. Когда доказываешь, важно - что, еще важнее - чем, но самое важное - как. 22. Коронное доказательство - то, которое автор припрятал и позволил найти самому читателю. 23. «Золотая середина» между двумя крайностями - это всего лишь третья крайность. Ее нужно доказывать особо. 24. Не спорь до хрипоты. Противника не переспоришь, будь ты трижды прав. Задача всякого научного спора - не переубедить оппонента, а проверить себя, поверить в себя и приобрести сторонников. 25. Если золотой звенит о медяк, звон всё-таки золотой. Неравенство - не препятствие плодотворному общению.
II. СТИГ ВЕЛИНДЕР Четыре заповеди для конференций по теории. Stig Welinder. Four commandments for conferences on theory. - Archaeology & Environment, Umea (1987) 1991, 11: 69. 1. Не критикуй ближнего своего, не постигнув его. Ибо у него были резоны для его мнения, по крайней мере, с его точки зрения. 2. Не теоретизируй без лопаты в земле. Ибо на тебе лежит обязанность показать, как твои теории работают на практике. 3. Не говори ближнему своему, что некто выполнил его труд прежде него. Ибо не стоит хвастать своим знанием литературы. 4. Не используй кавычек. Ибо если ты не можешь своими словами изъяснить своему ближнему то, что хочешь донести до него, ты найдешь, что глаголешь впустую.
Критические комментарии Л. С. Клейна к заповедям С. Велиндера
Заповеди Велиндера изящно пародируют библейские, но, в отличие от тех, вызывают немедленные возражения. Они никак не производят впечатления непререкаемых истин и, по меньшей мере, неприменимы без существенных оговорок. 1. Ближнего ли, дальнего ли, а критиковать придется, тем более, что не всегда вообще его можно понять, а уж это явно достойно критики. Сами его резоны подвластны критике. Критика источников — необходимый этап археологической процедуры, а она подразумевает критику авторов. Конференция подразумевает дискуссию, а какая же дискуссия без критики? 2. Археологическую теорию, по крайней мере теорию источников, действительно невозможно строить адекватно реальности, если не иметь землю на лопате. Но мотивировка этой заповеди представляется ложной. Теоретическая работа требует иной подготовки и иных талантов, чем работа практика, так что не стоит требовать от одного и того же человека преуспеть в обеих отраслях. Обычно этого и не происходит. 3. Указывать на игнорирование предшественников не только можно, но и необходимо. Во-первых, чтобы восстановить справедливость по отношению к предшественнику, во-вторых, чтобы укорить того, кто проявил непростительное незнание литературы: берешься выступать с новацией, так уж будь так добр, изучи свой специальный предмет досконально. Хвастун не тот, кто укоряет, а тот, кто выступает с открытием того, что давно известно. 4. Без кавычек не обойтись, и вернее противоположная максима: «Не избегай кавычек». Во-первых, нередко мысль кем-то сформулирована ярко, кратко и четко - зачем пересказывать ее более длинно и вяло? Во-вторых, сохранение индивидуального колорита оживляет текст. В-третьих, точное приведение цитаты необходимо для документации - она есть факт, опровергать ли его в дальнейшем или подтверждать. Наконец, в отличие от пересказа, цитата требует точной и немедленной ссылки и может быть легко проверена. Дело вкуса, однако, не злоупотреблять цитированием. А в остальном, прекрасная маркиза... III. АФОРИЗМЫ О НАУКЕ
1. Наука противоположна искусству. Искусство ищет необыкновенное в обыкновенном, наука - обыкновенное в необыкновенном. В науке прекрасно то, что доказано; в искусстве доказано то, что прекрасно. В искусстве смел тот, кто не боится ошибаться, в науке - кто не боится исправлять ошибки. Нечто среднее невозможно. Но между ними - гуманитарное знание. 2. Знания - как вино: первая чара привлекает, вторая - вдохновляет, третья - повергает в уныние. 3. Из ста студентов, вступающих в науку, 99 заурядных и один талант. Из ста дилетантов, вторгающихся в науку, 100 сумасшедших и один гений. 4. В цеховую науку ведет много путей: если тебя не устраивает прямой, аспирантура, есть еще запасной – соискательство, а уж если и он не подходит, остается избрать третий, обходной – исследования. 5. Чтобы стать кандидатом наук, надо защитить одну диссертацию, доктором – две. Но как стать ученым? Если бы защитой трех диссертаций! 6. Кто вошел в науку с черного хода, скатится вниз по парадной лестнице. 7. Когда осла долго дрессируют, получается ученый осел. Когда ученого долго дрессируют, итог тот же. Мораль: одних дрессировка делает учеными, других ослами. 8. Щедрость ученого не измеряется розданными знаниями: это не его собственность. Ни деньгами: это не наука. Подсчитайте, сколько он роздал разрешений на публикацию. 9. Раздавая материалы и идеи, талантливый ученый становится главой школы. Если же бездарный ученый раздаст материалы (своих идей у него отродясь не бывало), он останется нищим. Поэтому первый признак бездарного: он не одаряет. 10. Бездарному ученому все вынуждены дарить: студенты – время, коллеги – мысли, государство – деньги. Как будто все виноваты, что его бог не одарил. 11. Сидячие места есть не только в трамваях или автобусах - их много и в науке. Здесь их занимают не самые проворные, как в общественном транспорте, а и вправду убогие. Не те, кому далеко ехать, а кому долго дремать. 12. Гипотеза – прекрасная девица, теория – зрелая женщина. Увы, первую во вторую лишь иногда превращает законный брак с аргументом, чаще – сожительство с авторитетом и нередко – насилие. 13. Правоверность ученого – всё равно, что девичья честь: сначала вызывает гордость, потом сожаление и, наконец, смех. 14. Когда об ученом говорят, что он находится в полном расцвете творческих сил, это значит, что ему пора на пенсию: в пору его действительного расцвета его называли подающим надежды, а когда он подавал надежды, возмущались его нахальством. 15. О подлинном значении ученого мы узнаём из некролога, публикуемого - вследствие обычной медлительности издательств - посмертно.
IV. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|